Все новости
История
16 Февраля , 11:28

Немецкие самолеты в небе Башкирии

В 2020 году в издательстве БашГУ было опубликовано уникальное по своему содержанию издание, составленное из опубликованных Центральным архивом Министерства обороны России в 2013–2019 годах трофейных немецких документов. Они находятся в свободном доступе в сети интернет1 в 50 описях в количестве 28 тысяч дел, и любой желающий может ознакомиться с ними в образовательных и научных целях.

Немецкие самолеты  в небе Башкирии
Немецкие самолеты в небе Башкирии

План уничтожения промышленных центров Урала

Копии документов и фотоматериалов сборника структурированы тематически по главам и представлены на немецком и русском языках. Документы красноречиво свидетельствуют о том, что именно многонациональный советский народ внес главный определяющий вклад в разгром вооруженных сил фашистской Германии и ее союзников. Доказывают, что главным фактором победы СССР в Великой Отечественной войне явился огромный социально-экономический и военный потенциал страны, умноженный на самоотверженность, патриотизм и высокий моральный дух советских солдат и офицеров.
Немецкие архивные документы свидетельствуют о планомерной работе военной машины фашистов по реализации планов бомбардировок и ликвидации промышленного тыла СССР на Урале. С помощью заброски немецких диверсантов в Башкирию, авиационной разведки территории Башкирии, составления целей воздушных бомбардировок фашисты готовились уничтожить нефтеперерабатывающий завод, завод авиамоторов в Уфе и другие объекты Башкирии (всего 23 цели). Последние документы немцев – подробные модели завода авиамоторов в Уфе датируются 1944 годом. Они доказывают, что Уфа была целью будущих бомбардировок самолетами люфтваффе2 или «немецким чудооружием» – новым поколением ФАУ – первыми баллистическими ракетами в мире дальнего радиуса действия [1. С.152–155].
Первым немецким документом, запустившим маховик войны с СССР, является план операции «Барбаросса». Конечной целью «Барбароссы» было отгородиться от азиатской части СССР по общей линии Архангельск – Волга. Промышленность на Урале надо было парализовать с помощью авиации.
Согласно тексту самого плана операции «Барбаросса»: «В целях сосредоточения всех сил для борьбы против вражеской авиации для непосредственной поддержки сухопутных войск не следует во время операции подвергать нападению объекты военной промышленности. Подобные нападения, и прежде всего в направлении Урала, будут стоять на повестке дня только по окончании маневренных операций» [2. С.10].
Таким образом, уничтожение военных промышленных центров Уральского региона особо оговаривается планом операции «Барбаросса» и было запланировано на второй этап вторжения в СССР.
Был составлен перечень оборонных предприятий СССР на 1 февраля 1941 года. Отмечено, что в городе Уфе действовал авиационный завод по производству моторов и вооружения для самолетов, состоящий из четырех отдельных заводов-корпусов.
Cогласно немецкому информационному сборнику об аэродромах СССР на 1 января 1943 г., под номером 355 есть данные аэродрома «Уфа 1». Здесь же под номером 356 информация о том, что в Белорецке есть аэродром [2. С.35].
В сборнике приведен немецкий документ – информация о летном училище в Уфе в годы войны. Согласно ему, по состоянию на май 1942 года в Уфе есть летная школа, в которой 750 курсантов обучаются в течение 6 месяцев на летчиков. В летной школе было около 100 самолетов У-2, УТ-1, УТ-2, УТИ-4. В Стерлитамаке в это время функционировал лагерь переподготовки летчиков 2-ой бригады истребительной авиации [2. С.40].
Заслуживает внимания приведенная в хрестоматии информация из немецкого сборника об оценке трофейной техники. Немецкие специалисты изложили свой анализ авиамоторов М-100, М-105, М-107, производимых в годы Великой Отечественной войны, в частности, заводом авиамоторов в Уфе [2. С.49–66]. Согласно немецким данным, наибольшее количество авиамоторов в СССР в годы Великой Отечественной войны производил Уфимский завод авиамоторов – 1500 моторов в месяц, на втором месте завод в Куйбышеве – 1400, на третьем месте Казань и Молотов – по 750 моторов [1. С.156].


Цели бомбардировок на территории Башкирии

На страницах 68–101 сборника впервые опубликован уникальный документ из фондов Центрального архива Министерства обороны РФ: «Перечень объектов Башкирии – целей для воздушных бомбардировок люфтваффе». Современные уфимские историки и краеведы спорят о том, могли ли немцы долететь до Уфы, а немцы в годы войны планировали не только долететь, но и летом 1943 года, после бомбардировок Саратова и Горького, перейти к бомбардировке Казани и Уфы. Далее, после взятия Сталинграда, Верховное командование сухопутных сил вермахта планировало наступление на север, захват Саратова и городов и районов Уральского региона. Об этом свидетельствуют найденные нами в журналах боевых действий немецких пехотных дивизий из состава 1-й танковой армии за декабрь 1942 года подробные карты территории Башкирии.
Здесь мы приводим перевод немецкого документа «Цели бомбардировок люфтваффе на территории Башкирии на апрель 1943 года».
Целевая группа 15
Номер цели – 15210.
Цель – Уфа. Военное Радиооборудование – J55 – ZR 21.
Документы розданы в Штабы армий и частей люфтваффе. Повышенная готовность к бомбардировке (выделено авторами – А.Б, Р.Б). Документы по другим городам России – в процессе обработки. (Таким образом, на 1 мая 1942 года люфтваффе было готово к налету и бомбардировке на центры радиовещания в городах Москва и Уфа).
Целевая группа 21
Номер цели – 2126.
Цель – Уфа. Нефтехранилище – I56 – ZR21.
Документы, касающиеся данной цели, в процессе обработки.
Целевая группа 40
Номер цели – 4076.
Цель – Уфа. Центральный железнодорожный вокзал – I55 – ZR21.
Документы, касающиеся данной цели, розданы в Штабы армий и частей люфтваффе. Повышенная готовность к бомбардировке (К примеру, документы по другим аналогичным целям – вокзалы г.Казань, г.Горький и г.Куйбышев находились еще в процессе подготовки).
Целевая группа 40
Номер цели – 40281.
Цель – Уфа – Дема. Железнодорожная станция – I55 – ZR 21.
Документы, касающиеся данной цели, розданы в Штабы армий и частей люфтваффе. Повышенная готовность к бомбардировке.
Целевая группа – 41
Номер цели – 41769.
Цель – Уфа. Железнодорожный мост через р.Белая – I55 – ZR21.
Документы, касающиеся данной цели, розданы в Штабы армий и частей люфтваффе. Повышенная готовность к бомбардировке. (К примеру, документы по другим аналогичным целям Поволжья и Урала, в частности, железнодорожный мост в Куйбышеве, находились еще в процессе подготовки).
Целевая группа 43
Номер цели – 431660.
Цель – Уфа. Дорожный мост – I55 – ZR 21.
Документы, касающиеся данной цели, в процессе подготовки.
Целевая группа 45
Номер цели – 4557.
Цель – Уфа. Порт – I55 – ZR 21
Документы, касающиеся данной цели, в процессе подготовки.
Целевая группа 49
Номер цели – 4977.
Цель – Уфа. Радиостанция – I55 – ZR21.
Документы, касающиеся данной цели, розданы в Штабы армий и частей люфтваффе. Повышенная готовность к бомбардировке.
Целевая группа 50
Номер цели – 50307.
Цель – Паровая электростанция «Уфа – Черниковка 1» – I55 – ZR 21.
Документы, касающиеся данной цели, в процессе подготовки.
Целевая группа 50
Номер цели – 50376.
Цель – Белорецк. Паровая электростанция – III54 – ZR 22.
Документы, касающиеся данной цели, в процессе подготовки.
Целевая группа 50
Номер цели – 50533.
Цель – Паровая электростанция «Уфа – Черниковка 2» I55 – ZR 21.
Документы, касающиеся данной цели, в процессе подготовки.
Целевая группа 56
Номер цели – 56213.
Цель – Уфа. Элеватор – зернохранилище – I55 – ZR 21.
Документы, касающиеся данной цели, в процессе подготовки.
Целевая группа 62
Номер цели – 6210.
Цель – Уфа. Строящийся завод по производству серной кислоты – I55 – ZR21.
Документы, касающиеся данной цели, в процессе подготовки.
Целевая группа 64
Номер цели – 64141.
Цель – Уфа. Целлюлозно-бумажный комбинат – I55 – ZR 21.
Документы, касающиеся данной цели, в процессе подготовки.
Целевая группа 65
Номер цели – 6587.
Цель – Уфа. Завод нефтепереработки и крекинга – I55 – ZR 21.
Документы, касающиеся данной цели, в процессе подготовки.
Целевая группа 65
Номер цели – 6588. Цель – Уфа. Завод нефтепереработки и крекинга «Alko» – I55 – ZR21.
Документы, касающиеся данной цели, в процессе подготовки.
Целевая группа 70
Номер цели – 7018.
Цель – Тирлянск. Завод. Листопрокатный стан – III55 – ZR 22.
Документы, касающиеся данной цели, в процессе подготовки.
Целевая группа 70
Номер цели – 7020.
Цель – Белорецк. Металлургический комбинат – III54 – ZR 22.
Документы, касающиеся данной цели, в процессе подготовки.
Целевая группа 70
Номер цели – 7024.
Цель – Белорецк. Завод по производству стальных канатов – III54 – ZR 22.
Документы, касающиеся данной цели, в процессе подготовки.
Целевая группа 73
Номер цели – 7332.
Цель – Уфа. Завод по производству авиамоторов №26 – I55 – ZR21.
Документы, касающиеся данной цели, розданы в Штабы армий и частей люфтваффе. Повышенная готовность к бомбардировке.
Целевая группа 78
Номер цели – 7877.
Цель – Уфа. Завод стрелкового оружия и боеприпасов «Киров» – I55 – ZR 21.
Документы, касающиеся данной цели, в процессе подготовки.
Целевая группа 80
Номер цели – 80108.
Цель – Уфа. Автомобильный завод – I55 – ZR21.
Документы, касающиеся данной цели, розданы в Штабы армий и частей люфтваффе. Повышенная готовность к бомбардировке.
Целевая группа 82
Номер цели – 82397.
Цель – Уфа. Локомотивно-вагоноремонтный завод – I55 – ZR21.
Документы, касающиеся данной цели, розданы в Штабы армий и частей люфтваффе. Повышенная готовность к бомбардировке [6. С.1–101]; [2. С.67–101].
Таким образом, первоочередными целями воздушной бомбардировки люфтваффе Уфы летом 1943 года являлись: радиостанция и радиооборудование Коминтерна, центральный железнодорожный вокзал, локомотивно-вагоноремонтный завод, железнодорожный мост через реку Белая, железнодорожная станция Дема, Уфимский завод авиамоторов, автомобильный завод. Все эти цели должны были, по замыслу немецких военных, подвергнуться бомбардировке прак­тически одновременно, при налете немецкой авиации на Уфу. Обозначение ZR 21 – это кодировка города Уфы, I55 – это номер военной карты с обозначением г.Уфы и прилегающей территории.


Немецкие диверсанты в Башкирии

В сборнике также представлены немецкие и советские документы, в которых раскрывается деятельность немецких диверсантов в тыловых районах СССР. Приведены документы из опубликованного с 1995 года по настоящее время многотомного сборника документов «Органы Госбезопасности СССР в Великой Отечественной войне», который находится в свободном доступе в сети Интернет и библиотеках страны [2. С.128–214].
В документах Абвера3 подробно изложена схема работы с диверсантами и их заброска в тыл нашей страны с целью совершения диверсий на железной дороге. Пример реализации Абвером операций «Мотор 1», «Мотор 2», «Торопец» интересен тем, что аналогичные операции планировалось совершить и на железных дорогах Башкирии. Об этом свидетельствует документ абверкоманды 203 абвергруппы Центр от 20 октября 1942 г. [2. С.149–150].
Впервые заброска немецких диверсантов на территорию Башкирии и Уральского региона началась с октября 1941 г. Из ориентировки УНКВД по Свердловской области о заброске на территорию ряда областей Урала немецкой агентуры и мероприятиях по пресечению ее подрывной деятельности от ноября 1941 г. становится известно о том, что в последнее время германская военная разведка в массовом порядке забрасывает свою агентуру в промышленные центры Урала, особенно в Свердловск, Челябинск, Молотов и ряд других областей. Заброшенная на нашу территорию германская агентура проводит активную подрывную контрреволюционную деятельность, занимаясь шпионажем, распространением листовок, проведением профашистской пропаганды.
Известно, что осенью 1942 г. Абвер разработал диверсионную операцию «Волжский вал». Ее замысел заключался в одновременном выведении из строя железнодорожных коммуникаций, связывающих западные районы СССР с Уралом и Средней Азией. Для этого предполагалось забросить в Поволжье и на Урал большие группы диверсантов, задачей которых был взрыв 6-и железнодорожных мостов через Волгу и другие реки [2. С.268]. В сообщении НКВД СССР в Государственный комитет обороны от апреля 1943 г. упоминается и г.Уфа, в которой ведется радиоигра с противником [2. С.170].
В апреле 1942 года на границе Пермского края и севера Башкирии был высажен десант немецких диверсантов. Целью группы были диверсии на железнодорожном транспорте, нефтепромыслах и линиях высокого напряжения. Известно, что один из диверсантов – Александр Горшков поездом из Уфы добрался до своей семьи в г.Челябинск. Жена Горшкова, узнав, что он теперь немецкий агент, заявила об этом в местный НКВД и помогла задержать своего мужа. Некоторые из агентов, которых удалось задержать, включились в радиоигру с противником.
Также благодаря бдительности своей тети был выявлен и задержан диверсант Абвера Константин Русаев, уроженец Башкирии, заброшенный вместе с группой из семи человек в другом регионе. После приземления для легализации Русаев приехал к своей тете, проживающей в Уфе. При задержании у шпиона нашли оружие, различные штампы, печати и чистые бланки для изготовления личных документов. 26 августа 1943 года Военным трибуналом Русаев был осужден на 10 лет. 10 декабря 1954 года Военная прокуратура отказала ему в пересмотре дела.
В 1942–1943 годах башкирские чекисты, совместно с сотрудниками Госбезопасности Челябинской и Свердловской областей, провели операцию по разоблачению ряда агентов, забрасываемых к нам фашистским подразделением «Цеппелин». Так, в районе железнодорожной станции Рузаевка 30 сентября 1942 года с самолета на парашютах были выброшены трое диверсантов – Федоров, Баранов и Бравин с рацией, оружием и документами. Они должны были пробраться через Уфу в Свердловск и выяснить организацию службы ПВО Уфы, Челябинска и Свердловска, число аэродромов, типы и количество базирующихся там самолетов, летный состав, местонахождение и профиль работы вновь построенных и эвакуированных из западных областей заводов. Агенты добровольно сдались чекистам транспортного отдела НКВД станции Рузаевка и были отправлены в Москву. Тогда же они были привлечены к начавшейся радиоигре и направлены в Свердловск, где и были легализованы. 10 ноября 1942 года была установлена связь с Веной, и пошла первая дезинформация. Игра продолжалась до конца 1943 года.
Согласно данным, приведенным в «Сообщении НКВД СССР №1407/Б в ГКО и ЦК ВКП(б) об итогах борьбы с агентурой немецкой военной разведки», с 22 июня 1941 года по 1 августа 1942 года НКВД арестовало 11765 агентов противника. В период с 1 января по 1 августа 1942 г. арестовано 7755 агентов противника, из них 222 парашютиста. Из тех, кто пересек линию фронта на самолете, добровольно явились с повинной 76 человек, убито при оказании сопротивления 15. Из 222 парашютистов расстреляно 83 человека. 33 расстреляны публично на месте их приземления в присутствии местных жителей. Изъято 74 радиостанции, из которых только 31 использовалась для дезинформации немецкой разведки.
Согласно отчету руководства «Смерша» об использовании перевербованных немецких агентов в оперативных играх с противником от марта 1944 года, за время вой­ны германская военная разведка с целью создания повстанческих формирований и бандитизма для дезорганизации тыла Красной Армии и нарушения коммуникаций, связывающих фронт с глубоким тылом, забрасывает специально подготовленную агентуру в районы, где, по данным немцев, имелись банды и антисоветско-националистическое подполье. Исходя из этих задач, германская военная разведка забрасывала группы своих агентов, главным образом, в лесистые местности Поволжья и Урала, а также в Закавказье и Казахстан. Агенты снабжались оружием, большим количеством взрывчатых веществ, крупными денежными суммами, фиктивными документами и антисоветской литературой. Для связи с немецкими разведорганами группы имели коротковолновые приемо-передающие радиостанции.
Согласно Докладной записке НКВД СССР №2037/Б в ГКО от 5 декабря 1942 г. о результатах борьбы с вражескими агентами-парашютистами, забрасываемыми немецкой военной разведкой в тыловые районы СССР – Урала, Сибири и Средней Азии, для разведки военного потенциала СССР производилась выброска хорошо обученных немецких диверсантов и разведчиков из числа бывших советских военнопленных, которые прошли обучение в Брайтенфуртской школе под Веной. Агенты были подобраны из числа солдат и офицеров инженерно-технических частей и летного командного состава Красной Армии.


Немецкие аэрофотоснимки Уфы и других городов республики

На страницах сборника размещены аэрофотоснимки Уфы, произведенные самолетом-разведчиком 1-й эскадрильи дальней авиации люфтваффе 9 сентября 1942 г. Вопрос о статусе данных фотографий до сих пор остается дискуссионным. Ряд краеведов и историков Уфы отказываются признавать эти исторические документы. Мотивируется это различными причинами, в частности тем, что немецкие самолеты, якобы, не могли долетать до Уфы.
По мнению историка Льва Пайкина, это фальшивка. Краевед Анатолий Чечуха считает, что эти снимки сделаны в 1939 г. с гражданских самолетов Германии, которые привозили специалистов для строительства заводов в Уфе. Указанная на них дата нанесена позднее и обозначает не дату съемки, а дату намечавшейся бомбардировки.
Краеведы Евгений и Анна Вайн, издавшие книгу «Тень свастики над Уфой», где подробно проанализировали указанные фотографии немцев, считают, что «техническая возможность долететь до Уфы и обратно у нацистов была». Из пояснений к фотографиям известно, что съемка произведена немецкими летчиками из 1-й эскадрильи дальней авиации. Вайны считают, что съемка могла производиться самолетами «дорнье» (Do-215В-2) и «юнкерс» (Ju-86Р), оснащенными широкоформатными фотокамерами Rb 50/30 с кадром в 30 см. Радиус действия этих самолетов достигал 2145 км».
На основании изучения архивных материалов Центрального архива Министерства обороны РФ, Федерального военного архива (Бундесархив) в г.Фрайбург (ФРГ), Национального архива управления документацией США (НАРА) мы выяснили, что данные аэрофотографии г.Уфы от 9 сентября 1942 года являются реальными и достоверными. В настоящее время негативы и бумажные фотографии хранятся в Национальном архиве управления документацией США [7].
Данные немецкие аэроснимки Уфы имеют статус научных исторических документов, им присвоены соответствующие номера в фондах архива. Всего в настоящее время в сети интернет в свободном доступе размещены 8 немецких аэрофотографий Уфы и прилегающей территории от 09.09.1942 г., номера которых – 16241, 16245, 16246, 1647, 1648, 1649, 1650, 16251. В фондах Национального архива управления документацией США они имеют следующую идентификацию, согласно «Перечня целей люфтваффе» – GX/TM/10/ 12 и GX/TM/P/187, 188. Номера негативов – 5223 и 5264 [2. С.100–101]. Данные фотографии были обработаны и сданы под грифом секретно на хранение в архив 30 ноября 1955 года. Специальными актами в период с 1995 по 2000 год данные фотографии были рассекречены. Сегодня они хранятся в специальном подразделении медиа-архивов НАРА в штате Мэриленд (NWSC) [8].
Поэтому дискуссия о статусе данных аэрофотоснимков должна быть завершена. Современные российские историки в последнее десятилетие активно используют в своих научных исследованиях немецкие аэрофотографии 1941–1944 годов других городов СССР. Отрицание уфимскими историками данных исторических источников, которые признаны российским научным сообществом, выглядит, по меньшей мере, странным.
Более того, в фондах Национального архива управления документацией США нам удалось обнаружить еще около 20 аэрофотографий не только Уфы, но и других городов и районов Башкирии, которые были сделаны другим немецким самолетом-разведчиком в июле 1942 года. В основном, это территории южной Башкирии: Стерлитамак, Салават, Мелеуз, Ишимбай, Раевка, Белебей, Кумертау и прилегающие районы республики. Примечательно, что особое внимание на аэрофотоснимках уделено аэродромам. Например, аэродром «Алешево» на западе станции Раевка. Согласно фотоснимку, сделанному с высоты 6 км, в конце июля 1942 года на станции Раевка находилось 350 вагонов. На аэродроме базировались 26 самолетов.
Из советских документов известно, что это был аэродром №1 и Приказом №159 от 17 июня 1942 года по Военному авиационному училищу разведчиков ВВС Красной Армии он был закреплен за 1-й УАЭ – учебной авиационной эскадрильей училища. Приказ подписан заместителем начальника штаба училища подполковником Карповичем. Само училище базировалось в Давлеканово. Возле Раевки также находился и аэродром №2, который был закреплен за 2-й УАЭ.
Нам удалось восстановить хронику полета одного из немецких самолетов-разведчиков – немецкой аэрофотосъемки г.Уфы 9 сентября 1942 года. Так, в этот день в среду в 7 часов утра с аэродрома «Смоленск – Северный» [4. С.3] взлетел самолет-разведчик 1-й эскадрильи (H) разведывательной авиагруппы дальней авиации Верховного командования люфтваффе (Aufklärungsgruppe O.b.d.L.) Юнкерc 88D-1 и взял курс на Уфу. В ходе полета самолет ориентировался по соответствующим маякам на территории СССР и позывным своей станции в Смоленске [5. С.2–3].
Примерно в 10 часов утра 9 сентября он произвел аэрофотосъемку территории Уфы и прилегающих к ней районов и вылетел обратно. Полет прошел успешно. В тот же день самолет приземлился на аэродроме «Смоленск – Северный».
Удалось выяснить информацию об экипаже самолета-разведчика. Аэрофотосъемку могли произвести экипажи двух самолетов Ju-88D-1: c бортовым номером №430127 и с кодировкой «Т5+СН». Экипаж: пилот оберфельдфебель Груннерт Ф. (Ofw. Grunnert, F.); гауптман Форстер Эдмунд (Hptm. Forster, Edmund 22.09.1913) – командир; фельдфебель Боелтинг Б. (Fw. Bolting Hans 20.07.18); ефрейтор Фиебранс Б. (Gefr. Fiebranz, Bs.). Ранее, 29 июня 1942 года данный самолет попал под огонь советской зенитной артиллерии и был поврежден. Экипаж не пострадал. Эти летчики производили аэрофотосъемку территории СССР до 6 октября 1942 г., когда самолет был сбит, а экипаж пропал без вести.
Другой самолет Ju-88D-1 c бортовым номером №430141 с такой же кодировкой «Т5+СН». Экипаж: лейтенант Краусуилл Ф. (Lt. Krauswill, F.); унтерофицер Олах (Uffz. Olsch, Bo.); унтерофицер Лое Герман (Uffz. Lowe Hermann, 13.02.1921); ефрейтор Хуш Б. (Gefr. Huch, Bs.). Этот самолет был сбит 15 сентября 1942 г., а экипаж пропал без вести.
Согласно техническому штатному расписанию 1-го отряда дальних разведчиков на 1 сентября 1942 года, было всего 2 действующих самолета Юнкерс J88D-1 и 2 самолета в ремонте. Один из действующих самолетов Юнкерс J88D-1 был новый. Он поступил в часть в августе 1942 года. Кроме того, также в наличии были два действующих самолета Юнкерс (J88D-5) и два в ремонте, а также 2 действующих самолета Мессершмит (BF109F-4) и 1 действующий самолет Хейнкель (He111H-6).
Поскольку старый самолет Ju-88D-1 c бортовым номером №430127 и с кодировкой «Т5+СН» попал под обстрел 29 июня 1942 года, то он находился на капитальном ремонте. Следовательно, в дальний полет – в Уфу утром 9 сентября 1942 года мог вылететь только один самолет – новый Ju-88D-1 c бортовым номером №430141 и кодировкой «Т5+СН». Экипаж: лейтенант Краусуилл Ф. (Lt. Krauswill, F.); унтерофицер Олах (Uffz. Olsch. Bo.); унтерофицер Лое Герман (Uffz. Lowe Hermann, 13.02.1921); ефрейтор Хуш Б. (Gefr. Huch, Bs.).
Полет в Уфу мог оказаться единственным дальним полетом данного экипажа, поскольку этот самолет уже 15 сентября 1942 г. был сбит и не вернулся с задания. То, что снимал Уфу именно этот самолет с бортовым номером 430141, косвенно указывает и цифра 1 в обозначении CH на двух фотоснимках Уфы. Это сделано для того, чтобы отличить его от другого такого же «Т5+СН». СH – это индивидуальное обозначение данного самолета. Согласно техническому штатному расписанию 1-го отряда дальних разведчиков, в октябре 1942 г. в штате остался один самолет J88D-1, а в ноябре самолетов J88D-1 в 1-й эскадре не осталось.
Таким образом, из рассекреченных на сегодняшний день архивных документов достоверно известно, что немецкие самолеты-разведчики в июле и в сентябре 1942 года произвели аэрофотосъемку городов и районов Башкирии. На основании данных немецкой авиаразведки на начало 1943 года был составлен «Перечень целей в Башкирии для бомбардировки самолетами люфтваффе». Документы вермахта свидетельствуют о том, что территорию Башкирии немецкое командование планировало захватить летом 1943 г.
ударом с юга силами 1-й танковой армии. Примечательно, что, несмотря на подробные аэрофотоснимки территорий Ишимбая и Стерлитамака, нефтяные месторождения не попали в перечень целей люфтваффе. Это дает основание полагать, что Верховное командование вермахта планировало захватить их в целости и сохранности в ходе наземной операции.


Литература

1. Башкирия в документах третьего рейха. Сборник документов. // Автор-составитель Багаутдинов А.М. и др. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. – 289 с.
2. Люфтваффе в небе Башкирии. Сборник документов. // Автор-составитель Багаутдинов А.М. и др. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. – 280 с.
3. Органы государственной без­опасности СССР в Великой Отече­ственной войне. Сборник документов. Т.1–5. – М., 1995–2007.
4. Центральный архив Министерства обороны России (ЦАМО). – Ф.500. О.12454. Д.246.
5. ЦАМО. Ф.500. О.12452. Д.139.
6. ЦАМО. Ф.500. О.12452. Д.181.
7. Национальный архив управления документацией США (НАРА). Мик­рофильм T-321.
8. (НАРА). Подразделение медиа-архива (NWCS). Ф.3320.


Фотографии из Национального архива управления документацией США (НАРА).

1 https://germandocsinrussia.org

2 Люфтваффе (нем. Luftwaffe – воздушное оружие) – название германских военно-воздушных сил в составах рейхсвера, вермахта и бундесвера. В русском языке это название обычно применяется к ВВС вермахта (1933–1945).

3 Орган военной разведки и контрразведки Германской империи, Веймарской республики и нацистской Германии; в 1921–1944 гг. входил в состав Верховного командования вермахта.

 

Перечень целей для бомбардировки городов и районов СССР  на апрель 1943 г.
Объем производства авиамоторов заводами СССР. На первом месте завод №26 г.Уфы – на начало 1944 г. производство 1500 моторов ежемесячно
Карта люфтваффе г.Уфы (I 55) и прилегающих районов на  февраль 1942 г.
Один из аэрофотоснимков немецкого самолета-разведчика от 9 сентября 1942 г. (район ж/д станции Дема – цель № 40 281.)
Перечень целей для бомбардировки городов и районов СССР на апрель 1943 г.
Автор:Айрат БАГАУТДИНОВ, кандидат философских наук, Руслан БАГАУТДИНОВ, аспирант БашГУ
Читайте нас в