Все новости
История
23 Марта 2021, 11:00

Башкирские предводители Крестьянской войны 1773–1775 годов

Башкиры Сибирской дороги принимали самое активное участие в Крестьянской войне 1773–1775 годов. Они дали повстанческой армии целую плеяду выдающихся предводителей. Среди них легендарный сын башкирского народа Салават и его отец Юлай, главные полковники Бахтияр Канкаев и Ишмень Иткулов, главные атаманы Адиль Бигашев и Араслан Рангулов, полковники Ильчигул Иткулов, Абдулзялиль Урускулов, Аладин Бектуганов, Буляк Якупов, Кунакбай Джумаев, Мавлют Аитов, Медет Миндияров и Миндияр Аркаев, Регим Алиев, Субханкул Кильтяков, Тышкан Дербишев, Уметей Уразембетев, Ягафар Аязбаев, еще несколько неизвестных полковников. В 12-м номере 2019 года и в 1-м номере 2020 года журнала выходили статьи об Ишмене и Ильчигуле Иткуловых. Мы продолжаем публикацию очерков о пугачевских полковниках из башкир Сибирской дороги.

Араслан Рангулов, Буляк Якупов, Аладин Феляков

Башкиры, крупные предводители восстания в северо-западном Башкортостане. Араслан Рангулов – башкир деревни Кигазы, сотник Кыр-Таныпской волости Сибирской дороги (Аскинский район РБ). Полковник повстанческой армии. Аладин Феляков – башкир Иректинской волости Осинской дороги, атаман повстанческой армии. И.М.Гвоздикова считает его полковником [1].

Буляк Якупов – башкир деревни Байки (Караидельский или Шаранский район) Сунларской волости Сибирской дороги. Атаман повстанческой армии. Об этническом происхождении Буляка Якупова в исторической литературе нет единого мнения. С.У.Таймасов утверждает, что он из деревни Байки, башкирский старшина Байкинской (Сунларской) волости Сибирской дороги, вероятно, брат Халила Якупова. В «Ведомости», составленной в феврале 1775 года в Уфимской провинциальной канцелярии о нерусском населении провинции, принимавшем участие в Пугачевском восстании, старшиной Сунларской волости значится Халил Якупов. Других старшин в данной волости нет. Следовательно, Буляк Якупов мог быть братом старшины Халила Якупова, но не был старшиной.

Деревня Байки Сунларской волости с 47 дворами была населена ясачными татарами, входила в команду черемисского старшины Канекая Яшпохтина. Сославшись на данный источник, составители сборников «Документы Ставки Е.И.Пугачева, повстанческих властей и учреждений» и «Воззвания и переписка вожаков Пугачевского движения в Поволжье и Приуралье» предполагают, что Буляк Якупов был татарином деревни Байки Уфимского уезда. Авторы не обращают внимания, что в источниках упоминаются деревня Байки и Байкинская (Сунларская) волость. В отношении Буляка Якупова в источниках всегда употребляется термин «Байкинская волость».

В «Именном указателе» к сборнику «Крестьянская война 1773–1775 гг. на территории Башкирии» отмечаются два повстанца с именем «Буляк Якупов»: татарин из деревни Байки Дуванской волости и башкирский старшина повстанческой армии Буляк Якупов. В рапорте солдата Уфимского гарнизона И.Логинова от 8 мая 1774 года Буляк Якупов упоминается как башкирский старшина Байкинской волости. Татарский старшина Буляк Якупов действовал в западном Башкортостане, в райо­не Ижевского и Воткинского заводов. Башкирский атаман Буляк Якупов совместно с Арасланом Рангуловым и Аладином Феляковым действовал под Бирском и Ангасякским заводом, в бассейне реки Быстрый Танып. В документах из походных канцелярий командиров карательных команд и предводителей повстанческих отрядов Буляк Якупов называется башкирским атаманом повстанческой армии.

Эти три башкирских предводителя всегда действовали совместно, лишь в редких случаях по каким-нибудь конкретным операциям им приходилось разлучаться. В источниках участие Араслана Рангулова, Аладина Фелякова и Буляка Якупова в восстании осенью – зимой 1773 года не прослеживается. Они активно включились в повстанческое движение весной 1774 года, когда население северного Башкортостана ждало прихода в их край «государя Петра Федоровича». Араслан Рангулов, Аладин Феляков и Буляк Якупов совместно с другими предводителями региона приступили к подготовке встречи с Пугачевым: набирали отряды для пополнения Главного войска, обеспечивали охрану дорог, мостов и перевозов через реки, устанавливали прямую связь со Ставкой Пугачева. 1 июня Араслан Рангулов в письме к Бахтияру Канкаеву приглашал его приехать к ним на совещание для разработки и решения общих вопросов, интересовался действиями полковника Ильчигула Иткулова и других командиров повстанческих отрядов.

6 июня в Ставку Пугачева прибыл Абдулкарим Аитов в качестве посланца сводного отряда Араслана Рангулова, Аладина Фелякова и Буляка Якупова, действовавшего в районе пригорода Бирска. Салават Юлаев, находившийся в это время в Ставке Пугачева, в тот же день, 6 июня, через Абдулкарима Аитова отправил письмо атаманам Осинской и Сибирской дорог. Письмо было адресовано «старшине Буляку Якупову, атаману Аладину Фелякову и старшине Араслану Рангулову». В нем Салават Юлаев сообщал о двух сражениях «государя Петра Федоровича» с гусарами на реке Ай, давал наставление «стоять против неприятелей крепко с непоколебимостью сердец своих ни на какую сторону». Военная коллегия в тот же день через Абдулкарима Аитова послала увещевательное письмо «Буляковой команде» с повелением «в своих волостях с мещеряцкого народа собрать армию и быть от разоряющих неприятелей в осторожности» [2].
После получения писем от Военной коллегии и Салавата Юлаева оживилась работа по подготовке к встрече «государя», по мобилизации жителей в повстанческие отряды. Командиры начали устанавливать между собой более тесные контакты, согласовывали свои действия, предпринимали попытки объединять отряды. 12 июня Араслан Рангулов отправил письмо Бахтияру Канкаеву, Адылю Бигашеву и Ярмухамету Кадырметеву с сообщением, что получили от них три письма, что к ним на помощь отправили отряд с полковником Салеем Кутумаковым. В письме говорилось об опасностях на Атарской и Бардашской дорогах, в связи с чем Араслан Рангулов поставил людей их патрулировать. Из письма становится известным, что к тому времени Буляк Якупов выехал «с несколькою командою для свидания с государем». В тот же день Бахтияру Канкаеву отправил письмо башкирский полковник Абдулзялил Урускулов с предложением собраться «скоро-наскоро» и приехать в деревню Тимкино, послать людей к Буляку Якупову и Араслану Рангулову, чтобы они тоже ехали со своими командами к Бахтияру Канкаеву.

Основным местом повстанческой деятельности Араслана Рангулова, Буляка Якупова и Аладина Фелякова был район пригорода Бирска и Ангасякского винокуренного завода. 25 мая бирский воевода капитан И.Суровцев рапортовал в Уфимскую провинциальную канцелярию о приближении к Бирску «отряда под командованием Аладина Бектуганова, сотника Мрата и Араслана Рангулова» [3].

7 мая секунд-майор О.Дуве в рапорте генерал-поручику Ф.Ф.Щербатову докладывал, что под Бирском состоялось сражение с повстанческим отрядом, возглавляемым Арасланом Рангуловым, Буляком Якуповым и Аладином Феляковым. По показаниям башкир, оказавшихся в плену, в сводном отряде было около трех тысяч воинов. Бой начался, когда восставшие, «не дожидаясь ничего, начали дело в 11 часов поутру с превеликим криком и окружили» карательную команду, заставив ее «на все стороны оборонятца». Упорный и кровопролитный бой продолжался 4 часа и закончился поражением повстанцев.

Однако поражение от майора Дуве и капитана Мельгунова не остудило порыва восставших. Их командиры продолжали набирать людей в свои отряды. Обострению борьбы способствовали приближение Главного вой­ска Пугачева и тесная связь с Салаватом Юлаевым. Башкир деревни Кызылярово Гарейской волости, активный участник восстания Шарип Шаркаев на допросе в Казанской секретной комиссии показывал, что летом 1774 года в их деревню от Пугачева пришли два башкира с билетом и требовали набрать по одному человеку с каждого двора, «а всего тринадцать человек». Затем явились к старшине волости, полковнику повстанческой армии Юмакаю Аскарову. Всего набрали «как башкирцов, так вотяков, мещеряков и черемис более тысячи человек. Потом пошли в пригород Бирск. Тут главными у них над толпою были башкирцы Араслан Рангулов, Буляк Якупов и Аладин Бектуганов» [4].
Аналогичные сведения Шарип Шаркаев дал на допросе по делу Салавата Юлаева в Уфе в октябре 1775 года. Участник событий под Бирском вотяк Москов Якимов набор повстанцев связывал с действиями Салавата Юлаева: «Весною же, не знает в котором месяце, приехал в их деревню башкирец (Феляков) с дватцатью человеками башкирцев и требовал на службу якобы государю Петру Федоровичу в команду к их старшине Салавату Юлаеву».
Под Бирском сводный отряд потерпел еще одно поражение. По показаниям Шарипа Шаркаева, потерпевшие поражение повстанцы бежали в мишарскую деревню Пулеву. Туда подоспела команда Салавата Юлаева из 200 человек, затем еще одна его команда из 300 человек. 4 июня повстанцы возобновили атаку на Бирск. «И как жители усмотрели, что их толпа весьма уже велика, то перебрались все за реку Белую на сю сторону». Воинская команда гарнизона попыталась оказать отпор, но повстанцы, «зажегши дома, тем пригородом овладели и весь выжгли» [5].

После захвата Бирска отряд Араслана Рангулова, Буляка Якупова и Аладина Фелякова присоединился к корпусу Салавата Юлаева и в составе Главного войска участвовал в штурмах и взятии пригорода Осы, захвате Ижевского и Воткинского заводов, в штурме и захвате города Казани, в сражениях 12 и 15 июля под Казанью. После поражения Главного войска и ухода Пугачева за Волгу башкирские отряды вернулись домой.
Араслан Рангулов, Буляк Якупов и Аладин Феляков до поздней осени действовали под Бирском и в бассейне реки Быстрый Танып. «Верный» башкирский старшина Шарип Кииков в рапорте от 4 сентября 1774 года информировал Уфимскую провинциальную канцелярию, что у реки Танып собрались команды злодейских полковников Абдулзялиля Урускулова, Араслана Рангулова и Абдусаляма Рамзина «с шести сот человек, да еще с ними Елдяцкой крепости казаков и новокрещен с атаманским сыном со ста человек, приехали в деревню Бурай-Чешму, где и ночевали, дожидаясь Байкинской волости воров Буляка Якупова с командою. Да Кайпановой волости Аладин Бектуганов собрался за Таныпом рекою, например, с тысячью человек, и переехали в Уранскую волость». Они продолжали набирать воинов «з двух дворов в поход по человеку». В тот же день, 4 сентября, майор И.Штерич под Ангасякским заводом нанес поражение одному из повстанческих отрядов.

Осенью 1774 года обстановка на территории Башкортостана обострилась. Главное войско Пугачева под Царицыном потерпело поражение и перестало существовать. Вождя Крестьянской войны яицкие казаки сдали властям. В то же время край наводнили карательные войска, активизировали свои действия «верные» башкирские и мишарские старшины. Повстанческое движение пошло на убыль.

Видимо, распался и сводный отряд Араслана Рангулова, Буляка Якупова и Аладина Фелякова. Лишь Салават Юлаев продолжал свою беспрецедентную борьбу. Араслан Рангулов со своим отрядом примкнул к войску Салавата Юлаева, участвовал в сражениях 18 и 22 сентября под Елдякской крепостью и деревней Норкино против карательного корпуса подполковника И.К.Рылеева. После этих сражений Араслан Рангулов вернулся в бассейн реки Танып и продолжал сопротивление до глубокой осени. Генерал-майор П.М.Голицын в рапорте от 23 ноября 1774 года П.И.Панину сообщал, что 14 башкирских старшин и 15 ясачных татар принесли повинную, лишь «повстанческий атаман Араслан Рангулов и сотник Мансур Азменев с малым числом сторонников бежали вверх реки Танып» [6].

Араслан Рангулов попал в плен в конце 1774 года. В Казанской секретной комиссии подвергался допросам и пыткам. Весной 1775 года был переведен в Уфимскую тюрьму для привлечения по делу Салавата Юлаева в качестве свидетеля. Он признавал свое участие вместе с Салаватом Юлаевым в сражениях «обще против деташемента подполковника Рылеева». Умер в Уфимской тюрьме. Дальнейшие судьбы Буляка Якупова и Аладина Фелякова неизвестны.

Литература

1. Гвоздикова И.М. Башкортостан накануне и в годы Крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачева. – Уфа, 1999.
2. РГАДА. Ф.6. Д.416. Ч.1. Л.168 и об.; Крестьянская война 1773–1775 гг. на территории Башкирии. – Уфа, 1975. – С.180.
3. РГВИА. Ф.20. Д.1239. Л.1 об.; Крестьянская война 1773–1775 гг. на территории Башкирии. – С.381.
4. РГАДА. Ф.6. Д.507. Ч.4. Л.550–552 об .
5. Крестьянская война 1773–1775 гг. на территории Башкирии. – С.306.
6. РГАДА. Ф.1274. Д.13. Л.380.

Читайте нас: