«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, то они красиво зазвучат», – писал В.А.Сухомлинский. Пожалуй, сложно не согласиться с выдающимся советским педагогом, ведь в каждого ребёнка от природы заложен особый дар, удивительная способность – стремление к познанию окружающего мира. К сожалению, довольно часто эта способность не находит необходимой поддержки и творческий потенциал ребёнка остаётся нераскрытым.
София Дементьева из Уфы, окончившая в этом году 11-й класс, из числа тех немногих, кого природа щедро одарила талантом: наверное, нет ни одного направления, где бы она не достигла успеха. Будь то способность к изучению языков или же танцы, живопись – она везде показывает удивительные результаты.
Сегодняшние успехи Софии – плоды многолетних усилий, усердного труда, стремления к совершенству. Большую роль в ее становлении как личности, несомненно, сыграли родители, в особенности – мама, которая сумела разглядеть в своей дочери незаурядные способности и создала возможности для ее самореализации.
По словам Айгуль Мирзоевны, в детстве София была любознательной, весёлой, смышлёной. Как любая заботливая и любящая мама, она старалась больше времени проводить с дочерью: они вместе играли в развивающие игры, читали книги, смотрели мультфильмы.
– Поскольку я по образованию педагог, мне самой был интересен процесс воспитания, – говорит она. – К средствам воспитания старалась подходить ответственно: выбирала хорошие советские мультфильмы – старые, даже 30-х годов, где понятия о добре и зле чётко различимы. София с удовольствием смотрела такие мультфильмы, как «Гуси-лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». В целях воспитания хорошего вкуса книги подбирала тоже классические – начинали мы, конечно же, с русских народных сказок. Английскому языку тоже старалась уделять внимание. Например, в два года София знала не только основные цвета (красный – red, зелёный – green и т.д.), но и оттенки: пурпурный, розовый, алый.
Ни для кого не секрет, что сейчас читающий ребёнок – редкость. Тем не менее, необходимо помнить, что любовь к чтению прививается именно в семье. Очень важно, чтобы ребёнок с помощью взрослых и интересной, мудрой книги смог научиться отличать хорошее от плохого, понимать истинные и ложные ценности. Айгуль Мирзоевна считает, что надо, прежде всего, показывать на своём собственном примере.
– У нас семья читающая. Мои родители на протяжении всей жизни не расставались с книгами, неравнодушна к этому занятию и я, мой ребёнок тоже любит читать, поскольку выросла на традициях семейного чтения, – рассказывает она. – София с большим удовольствием читает литературу разных жанров. Наряду с классической литературой, ее интересуют и приключенческие романы, и фантастические новеллы. Среди произведений отечественной литературы София выделяет для себя роман «Что делать?» Николая Чернышевского. Из зарубежной классики ее любимый писатель – Джеймс Фенимор Купер. Софии нравится создавать иллюстрации по мотивам пенталогии «Кожаный чулок».
Кстати, София окончила Детскую художественную школу №2 имени А.Э.Тюлькина, где на протяжении пяти лет обучалась мастерству изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Для неё это был особый мир – прекрасный, захватывающий, интересный, где можно было дать волю фантазии и воображении, поэтому художественную школу она посещала с удовольствием. С успехом окончив ее, она получила диплом по специальности «Живопись». Признанием ее художественного мастерства и таланта стало участие в Международном конкурсе экслибриса, а ее работы экспонировались в галерее Ларго (Болгария).
Поскольку София – разносторонний человек, то и в живописи она не отдаёт предпочтение какому-либо одному направлению.
– Могу, к примеру, выйти на пленэр. Люблю писать акварелью пейзажи, графику на открытом воздухе, пробую разные техники: пастель, гелевая ручка, карандаш, – делится София. – Люблю заниматься скульптурой, этому виду искусства научили в художественной школе. Также освоила декоративно-прикладное искусство – холодный, горячий батик, даже ковёр ткали! Занималась таким интересным, увлекательным видом рукоделия, как валяние шерсти. Придумала свою технику вышивки, которую назвала контрастной вышивкой. Суть заключается в том, что создаёшь эскиз портретов, потом с помощью нитей и пряжи делаешь контрастную вышивку.
Одним из любимых учителей Софии в художественной школе был Борис Алексеевич Самосюк. Заслуженный художник Республики Башкортостан, успешно работающий в разных техниках, он научил ее основам живописи и графики.
Как и любую девочку, Софию интересовали увлечения, полные ярких красок и радостных эмоций. Одним из них были танцы – она несколько лет занималась спортивными бальными танцами во Дворце детского творчества имени В.М.Комарова.
– Я хотела, чтобы дочь занималась тем, что ей определённо нравится, – говорит Айгуль Мирзоевна. – Очень важно, чтобы ребёнок попробовал себя в разных сферах и выбрал то, что ему по душе, поскольку человек по-настоящему счастлив лишь тогда, когда находит своё предназначение в профессиональной сфере. Хотелось, чтобы София раскрыла полностью свой творческий потенциал, была уверена в своих силах. С этой же целью записали ее в модельное агентство, ведь для девушек также имеет большое значение грамотное позиционирование себя, умение красиво двигаться, выступать на публике. В модельном агентстве она освоила азы фотопозирования, этикета, психологии, дефиле.
У Софии большие способности к гуманитарным, естественно-научным и творческим дисциплинам: она является самой активной участницей олимпиадного движения на всех уровнях: школьном, районном, муниципальном, республиканском и Всероссийском. Благодаря настойчивости, решительности, целеустремлённости София продемонстрировала высокие образовательные результаты и волевые качества. За последние годы учёбы показала серьёзные успехи в олимпиадах, став победителем Республики Башкортостан во Всероссийской олимпиаде школьников по литературе, а также призёром олимпиад по экологии, мировой художественной культуре, английскому языку, китайскому языку, биологии, русскому языку.
Неизменным интересом Софии является экология. Она понимает свою миссию в том, чтобы быть человеком-созидателем и человеком-гармонизатором отношений Человечества с природой.
– Меня интересует исследование биоразнообразия морской среды. В этом году стала победителем в олимпиаде «Всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами» в направлении «Естествознание», – делится успехами София. – В рамках олимпиады было предложено создать синопсис к научно-популярному фильму, объясняющему какой-либо естественно-научный феномен с различных точек зрения.
София показала свои компетенции в качестве сценариста и консультанта, создав синопсис к собственному фильму о жизни морских млекопитающих. Она продемонстрировала заинтересованность в постановке фильма и мастерство письменной речи. Вот как охарактеризовал ее работу эксперт: «Уважаемый автор, мне ОЧЕНЬ понравилась Ваша работа, чтение текста так увлекает, что становится грустно, что такого фильма пока нет, хотя все ОЧЕНЬ детально и красноречиво описано. Браво! Желаю творческих успехов, пусть сбудутся все Ваши мечты. И пусть этот сценарий воплотится в жизнь!»
Интересы Софии впечатляют: ко всему прочему, она занимается научной деятельностью в Академии Наук Республики Башкортостан Южно-Уральского Ботанического сада г.Уфы, где создала научно-исследовательскую работу под руководством доктора биологических наук Сергея Маратовича Ямалова на тему «Создание карт распространения редких и инвазионных видов сосудистых растений на территории г.Уфы с помощью программы iNaturalist». Она разработала рекомендации по охране и защите редких видов растений, а также меры по контролю за популяциями наиболее опасных инвазивных видов, также выступила с инициативой создать Redlist и Blacklist растений на уровне города Уфы, которых пока не существует.
Ассоциативное мышление Софии помогает ей подключить самые разные сферы ее опыта, знаний, представлений. Чем больше возникает таких ассоциаций, тем более интересные и оригинальные мысли рождаются. Эта особенность мышления ярко и зримо отразились в ее различных проектах, в которых раскрывается красота и уникальность мира.
Творческие способности Софии наиболее ярко проявляются в сфере искусства. София создала собственный проект в рамках Всероссийского конкурса для творческих личностей «Большая перемена». Проект носит название «Книга – дом знаний. Раскрой будущее». Она предложила концепцию авторского архитектурного решения школы, отвечающей требованиям современности и экологической устойчивости.
Как лучшая ученица школы, София дважды была номинирована на премию «Ученик года» и стала победителем в номинации «Ученик года» в 2020 и 2021 годах. Кроме того, в 2019 году стала лауреатом в номинации «Лингвист года». В 2021 году она стала стипендиатом Администрации города Уфы и была награждена Дипломом за особые успехи в учёбе, активное участие в общественной, научной и культурной жизни столицы Республики Башкортостан.
В мае прошлого года София была приглашена на Церемонию награждения одарённых детей столицы Республики Башкортостан. Ее имя внесено в Почётную Книгу «Талантливая молодёжь города Уфы». Это феноменальное достижение для любого ученика!
Учитель мировой художественной культуры Наталья Иванцова считает Софию самым успешным и талантливым учеником за свою более чем двадцатипятилетнюю педагогическую практику.
– C Софией Дементьевой мы встретились в начале 2021 года, когда совместно с родителями принимали решение о переходе из гимназии №39 в нашу школу. Девочка заинтересовала меня сразу. И дело не только в том, что она являлась на этот момент победителем и призером 7 предметных олимпиад. Удивительно было, как в этой очень красивой, совсем еще юной девушке сочетается такое количество достоинств. Судьба улыбнулась мне, так как одной из олимпиад была по предмету «Мировая художественная культура». Началось наше сотрудничество при подготовке к региональному этапу по олимпиаде, – рассказывает Наталья Александровна. – Надо сразу отметить, что заниматься с Софией было педагогической удачей. Она все буквально «схватывает» на лету, любая область искусств ей интересна, на занятиях не отвлекалась ни на минутку, с удовольствием выполняла все задания. И если в конце занятия она улыбалась своей удивительной теплой улыбкой – значит, занятие удалось и она для себя почерпнула что-то новое. При нашей поездке в Санкт-Петербург видела, как Софии интересно все, с чем она соприкасается. Она «растворялась» в шедеврах Эрмитажа, и в доме-музея Достоевского, «читала» архитектуру удивительного города и впитывала в себя особую культуру этого города.
По словам Натальи Александровны, София обладает многозадачностью, великолепными аналитическими способностями, высокой скоростью мыслительных операций, блестящей памятью и широкой эрудицией, способна решать нестандартные задачи, умеет работать как индивидуально, так и в составе команды. Владение несколькими языками, опыт общения с представителями разных культур, прекрасное семейное воспитание заложили толерантность, искреннее и глубокое уважение к традициям, языкам и культурам других стран.
Несмотря на то, что у Софии – внушительный список побед практически по всем дисциплинам, она еще окончательно не решила, какую стезю выберет.
– Меня интересуют специальности в междисциплинарных областях. Экология, например, предполагает связь между географией, физикой, химией, биологией. Рассматриваю также специальности, связанные с искусством, – поделилась она.
«Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки», – сказал как-то французский писатель Виктор Гюго. Не секрет, что бабушка, особенно по материнской линии, оказывает колоссальное влияние на своих внуков.
– Мы, бабушка и дедушка, также оказали большое влияние на развитие нашей внучки Софии, – начала разговор Мунира Акрамовна Абдуллина. – Она стала говорить очень рано, и практически стала разговаривать сразу целыми предложениями. Это была правильная, грамотная речь, поскольку в нашей семье все филологи и, естественно, мир, в которой была погружена София, был мир правильной, грамотной, красивой речи. Поэтому не нужно было создавать каких-то особых условий для того, чтобы она говорила на правильном русском языке. Мы ее очень рано приучили к чтению русской классики. Что интересно – мы сами большие любители таких авторов, сатириков, юмористов, как Хармс, Зощенко, Аверченко, Тэффи. Все эти знания София использовала, когда писала сочинения, выполняла какие-либо творческие работы.
Мунира Акрамовна (кстати, она – кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии БашГУ) считает, что благодаря той творческой атмосфере, которая царила в их семье, София не только научилась рано говорить, но и стала писать небольшие произведения. Сначала это были небольшие рассказы, потом – повести с хорошим сюжетом, с прекрасными литературными характеристиками, героями, которые читали в домашнем семейном кругу.
Большую роль в воспитании Софии сыграл и дедушка Мирза Калимуллович Самарбаев, заслуженный учитель Республики Башкортостан. Картатай, как его с любовью называет София, научил играть ее в бильярд, шахматы, шашки, ловить рыбу. Он, будучи основателем и ударником ретро-группы «Мирза», научил играть внучку на ударной установке. София стала барабанщицей в школьном ансамбле.
– Ударные инструменты – это сердце любой группы, любого оркестра, они задают ритм, – говорит он. – Ударник, как внутренний дирижёр, управляет звучанием музыки. А это, прежде всего, – чувство ритма. Если живёшь с гармоничным чувством ритма, то сможешь стать успешным в жизни. Главное – уловить этот ритм, ведь для того, чтобы адаптироваться к нашей сложной жизни, нужно обладать огромным количеством способностей.
Мирза Калимуллович также научил Софию разговаривать на башкирском языке. Освоению языка поспособствовали и ежегодные поездки семьи в Зауралье, в Баймакский район – там живёт 92-летняя мама Муниры Акрамовны. Соответственно, София впитала в себя два мира, два культурных ядра – русский и башкирский.
– Чего нельзя никогда купить? Впечатления и ощущения. Мы это прекрасно понимали, поэтому с ранних лет София путешествовала с нами по родному Башкортостану, много раз побывала и за границей, – продолжает делиться воспоминаниями Мунира Акрамовна. – Мы побывали во многих городах Италии. Там она очень много рисовала. В Италии каждый город – словно музей под открытым небом. Мы хотели, чтобы София поняла, что этот интересный, прекрасный мир нужно познавать, а не только любоваться. Поскольку она прекрасно говорит на английском языке, этот мир, в который она попадала, был ей не чужд. Вместе с тем это заставило ее понять, что нужно изучать и другие языки. И она заинтересовалась китайским языком. Сейчас она мечтает изучать арабский, испанский и итальянский языки. Думаю, у неё это получится, ведь чем больше языков знаешь, тем больше культур в человеке. Английский язык она знает в совершенстве – сдала международный экзамен и получила кембриджский сертификат, подтверждающий, что София владеет языком на уровне носителя языка.
Мунира Акрамовна в заключение процитировала стихотворение Александра Блока:
О, весна без конца и без краю –
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Эти слова – надежда близких на то, чтобы София, узнавая жизнь, ее принимала, и готовилась встретить ее, если понадобится, звоном щита. А в том, что все удачи и неудачи она примет с достоинством, сомнений нет, ведь в руках Софии, юной и прекрасной, самый надёжный и прочный щит – знания и вера в собственные силы!