Все новости
Память
28 Апреля 2023, 16:09

Боевой курс Ивана Пстыго

В честь 105-летия со Дня pождения Героя Советского Союза, кавалера семи орденов Красного Знамени, легендарного лётчика-штурмовика, Маршала авиации Ивана Ивановича Пстыго.

Боевой курс Ивана Пстыго
Боевой курс Ивана Пстыго

Славный белорус родом из Уфимской губернии. Родился в крестьянской семье, 10 апреля 1918-го, в деревушке Сухополь, Златоустовского уезда, через месяц после заключения Брестского мирного договора Советской России с Германией и её союзниками.

На год рождения Ивана выпадет множество преобразований в землях почившей монархии Романовых. Приняли Декреты о переходе на новый календарный (григорианский) стиль, «О социализаций земли» и «национализации промышленности». Вступила в силу Конституция РСФСР. Продолжалось противостояние с Белой Гвардией адмирала А.В. Колчака и борьба с Вооружёнными Силами Юга России, объединёнными генералом А.И. Деникиным…

Мальчик рос, крепла и юная Республика Советов. Помогал по хозяйству, познавал «азы и буки» в молодёжной крестьянской школе. Впоследствии семейство Пстыго съехало в Уфу, где Иван прилежно посещал и окончил школу №3.

Коллективизация, индустриальный бум грандиозных по размаху «пятилеток», вступление СССР в Лигу наций, реформы в РККА, ВМФ, ВВС оказали большое сплачивающее воздействие на молодёжь. Когда разразилась кровопролитная Гражданская в далёкой Испании, Ивана призвали в Армию рабочих и крестьян, которой он останется клятвенно верен всю оставшуюся боевую и послевоенную жизнь...

Пока «рейховый блицкриг» шёл огненным валом по странам Европы, Пстыго выучился на военпилота в Энгельсском ВАУ. Вместе с ним навечно прославят «альма-матер» в годы Священной войны с германскими захватчиками знаменитые на фронтах, лётчики-штурмовики, Дважды Герои Советского Союза В.М. Голубев и М.Г. Гареев.

Из Энгельса башкирца направили в Одесский ВО, пополнением в 211-й БАП. Авиаполк поднимался по тревоге за 20 минут до начала войны, 22 июня зловещего 1941-го. Автор проникновенных мемуаров «Труженики неба», «На боевом курсе», «Жажда неба», «Самолёты над Марково и Уэлькалем», вспоминал:

«Командовал полком майор Василий Георгиевич Родякин, человек суровый, немногословный. Он имел надёжных и опытных помощников. Майор Лесков, его заместитель, батальонный комиссар Егоров – заместитель по политчасти, майор Савинов – начальник штаба. И командиры эскадрилий подобрались один к одному подлинные «отцы солдатам» и классные лётчики. Первой эскадрильей командовал капитан Баутин, второй капитан Венгеров, третьей капитан Быков, четвёртый капитан Гудзенко, пятой капитан Львов...».

Полк бомберов уничтожал оккупантов на малоизвестных лётчикам монопланах П.О. Сухого – Су-2. 21 раз взлетал навстречу смерти и на штурмовку врага на «Сушке» комзвена Пстыго до переворужения соединения на Ил-2. Ближний бомбардировщик Павла Осиповича, спроектированный «под крылом» мэтра А.Н. Туполева, был тихоходным и малочисленным. Начинённый бомбами до тонны, он развивал 370 км/ч у земли и 455 – на высоте 2500 м. Сначала машина выпускалась с движком М-62 («звезда» по лицензии «Райт» – «Циклон»). Позже «сердце» заменили на русский вариант «Гном-Рона-14К» – М-87 и детища АД. Швецова – 1000-сильные М-88Б с трёхлопастным пропеллером. Было и прозвище из-за раскраски фюзеляжа и камуфляжа – «Пегий».

Двухместный самолёт, к несчастью экипажей, не имел эффектной бронезащиты, хотя и был оснащён шестью 7,62-мм пулемётами. Профи германской ПВО и Люфтваффе легко справлялись с Су-2, особо – при отсут- ствии истребительного прикрытия в боевых вылетах. При отличной дальности действия – 1190 км, практическом потолке 8800 м и взлётном весе 4375 кг, первенец Сухого П.О. окажется «за бортом» конвейера в 1942-м, в пользу двухместных штурмовиков КБ С.В. Ильюшина – Ил-2 и его модификаций. Попытки спасти положение усилением бронирования и установкой нового мотора (М-90, мощью 2100 л.с.) аннулировались положением на фронтах и «сыростью» энергетической силовой установки.

Су-2, по нелепой ошибке А.И. Покрышкина, стал первой жертвой будущего аса, сбившего однополчан И.И. Пстыго – товарищей Гудзенко и Семёнова (последний – штурман эскадрильи – погиб; только ад первых недель войны, вероятно, отвёл будущего Трижды Героя Советского Союза от военсуда по трактовке военвремени).

Иван Иванович рассказывал, как они прятались от стремительных «МиГов» – не сразу признали их за своих. Через 80 лет видится откровением воздушного бойца его личная оценка трагичнейшего июня 1941-го:

«Мне доводилось сталкиваться в литературе с утверждением, будто наша авиация приграничной полосы уничтожена с воздуха в считанные часы после начала войны. Якобы все самолёты погибли на земле, не успев взлететь. Заявления не только не верны, но и безответственны. Почти месяц войска Одесского военокруга вошедшие в состав вновь образованного Южного фронта, стояли на границе, отражая все попытки противника форсировать реку Прут».

В связи с людскими и техническими потерями, после сдачи Киева и Харькова 211-й БАП «приказал долго жить». Оставшийся лётсостав и техперсонал перебросили в Балашов, в целях переучивания экипажей на летающие «танки» Ил-2.

На «чёрной смерти» (так гитлеровцы прозвали русские штурмовики) «сталинские соколы» 504-го ШАП истребители захватчиков в ходе операций на Юго-Западном, Сталинградском, Брянском, на двух Прибалтийских, 3-м Белорусском фронтах. Решительный белорус выступил основоположником штурмовой тактики ведения уличных боёв. Отважный офицер являлся «душой» штурмэскадрильи. Сражаясь в небе и на земле, последовательно возглавлял воздушно-стрелковую службу ШАД и ШАК, по-отцовски привечая «необлётанных» новобранцев. Подполковник Пстыго И.И. командовал доблестным 893-м штурмовым Витебским Краснознамённым авиаполком, крушившим цитадели и войска нацистов в агонии Третьего Рейха…

30 августа и 23 октября 1942-го храбрец был награждён ВКП(б), Правительством и народом первым и вторым орденами Красного Знамени. 8 марта 1945-го – третьим, а ровно год назад – отметил награждение орденом Александра Невского. В сентябре 1943-го победоносец заслужил первый орден Отечественной войны 1-й степени.

Достойный сын Советской Башкирии осуществил 164 вылета в небо Великой Отечественной. Герой ликвидировал два истребителя Люфтваффе, причём одного лоб в лоб. С искренней теплотой лётчик вспомнит многих однополчан, репрессированных военачальников, даст блестящие эпизоды боёв и сражений, характеристики крылатых машин в своих честных послевоенных мемуарах.

Пройдя Высшие офицерские курсы Краснозвёздных ВВС в Липецке, опытный воин охранял небеса Дальнего Востока, верховодил авиаторами 53- го САК в Елизово, на Камчатке. В середине 50-х обучался в Академии Генштаба, затем замещал командующего ВВС Ленинградского ВО. В 1951-м дважды награждался орденом Красной Звезды. В 1953-1956 – двумя орденами Красного Знамени, первым орденом Ленина – в 1955-м. За вклад в развитие отечественной штурмовой авиации военлёт Пстыго поощрялся 14 боевыми медалями и наградами союзников СССР, антинатовским блоком стран СЭВ.

Из Северной Пальмиры Ивана Ивановича перевели в Германию. В конце 50-х он являлся заместителем командующего ВВС Группы соввойск. В новом десятилетии станет их командующим, держа «штурвал» командарма 16-й ВА. Благодаря его опыту, интуиции и 64000 подчинённых ему военнослужащих, обслуживавших1700 самолётов, им удалось уничтожить до семи лётаппаратов-нарушителей в год…

Член ВКП(б) с 1941 года, фронтовик отвечал за боеподготовку, будучи заместителем Главкома ВВС СССР во второй половине 60-х. Проницательный генерал-полковник был тронут награждениями ещё двумя орденами Красного Знамени в 1968-1969 годах. Заслуженный военлёт СССР дал «взлётную полосу» послевоенному поколению пилотов, штурманов, стрелков-радистов, ибо сформировал и возглавил Центральную инспекцию безопасности полётов ВС Советского Союза.

Профессионал высшего уровня, истинный наставник, родоначальник«формулы безопасности полётов» не занимался «отмщением» после XX съезда КПСС, несмотря на то, что его отца репрессировали, не глядя на двухкратный отвод документов на присвоение ему звания Героя Советского Союза, имевший место в опалённых 40-х.

29 апреля 1975-го командующий 24-й ВА был возведён в ранг Маршала авиации. 7 апреля 1978-го «Золотая Звезда» и орден Ленина наконец-то нашли Героя державы по Указу Президиума ВС СССР. Кроме торжества справедливости, Пстыго удостаивался орденом Октябрьской революции, вторым орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени.

Видный представитель Группы генинспекторов МО СССР налетал, в общей сложности войны и мирных будней, 7500 часов на 52 типах крылатых машин. 42 года – были его личным лётстажем, давшим дорогу в небо множеству замечательных советских самолётов.

Прямолинейный до коликов, однополчанин многих Героев державы- победительницы во Второй Мировой войне, надо думать, недолюбливал нью- реформаторов Отечества после «путчевых» событий в Москве. 59 лет неповторимо-напряжённой военслужбы во имя и во благо Отчизны позволяли Ивану Ивановичу оставаться верным Присяге, Гимну, идеалам, критиковать партийных перевёртышей с их «одемократившейся» камарильей лжекомсомолят, седых «пионеров» и радикальных «ура-патриотов».

Не могло быть иначе, ибо Почётный гражданин Волгограда, какие бы не были «круглые столы», знал народную мудрость: «Все столы – с углами». Автор исторического доклада «В небе над Курской дугой», в честь 60-летия Курской Битвы, озвученного им в Центральном музее Великой Отечественной войны 25 июля 2003-го, по праву заслужил медаль Светлой Памяти Героев Прохоровки, Понырей, Ольховатки, Соборовского Поля, освободителей Первосалютных Орла и Белгорода.

Один из ведущих консультантов ВВИА им. Н.Е. Жуковского проживал в столице России, успев постоять за неё на посту Генинспектора Службы генинспекторов при Минобороны РФ.

Как и подобает Защитник Отечества, умер в День Армии и Флота – 23 февраля 2009-го. Спустя три дня с ним с Маршалом простились с почестями на Троекуровском кладбище.

… Весною 2023-го мы радуемся возвращению гусей, журавлей, лебедей, соловьёв. Вновь обострённей зазвучат песни фронтовых лет. Для Ивана Ивановича Пстыго, награждённого орденом «За заслуги перед Отечеством» 4- й степени в 2008 году, думы о войне и мире не сделали его пленником неба. Проза авиатора осталась в круговороте людей, дел, времени:

«Я горжусь, что судьба подарила мне счастье быть лётчиком. Про- летав более 40 лет и подходя к финалу жизни, не знаю, чем бы мог заниматься кроме полётов. Полёты были главным содержанием и смыслом моей жизни. По сей день не могу спокойно воспринимать пролетающие надо мной самолёты. Обязательно остановлюсь и подниму голову. Вероятно, так и останется до конца...».

 

10-16 апреля 2023 г., Город Воинской Славы - Орёл - Город-Герой Москва

Сергей Рассохин, Виктор Рассохин

Боевой курс Ивана Пстыго
Боевой курс Ивана Пстыго
Боевой курс Ивана Пстыго
Боевой курс Ивана Пстыго
Боевой курс Ивана Пстыго
Автор:
Читайте нас в