Полилингвальное направление является одним из приоритетных в Республике Башкортостан, так как в регионе проживают представители многих национальностей. Внимание в республике уделяется не только государственным языкам, но и всем родным языкам, обучение на которых ведется в Башкортостане.
Одной из площадок, которую посетили участники форума, стал Акмуллинский университет. Гости, среди которых были педагоги, директора школ, методисты отделов образования, ознакомились с разными площадками вуза.
Гости посетили факультет башкирской филологии, где им презентовали проекты «Международная система дистанционного обучения башкирскому языку», «Мы сами башкиры», факультативный курс «Акмулловедение».
На филологическом факультете завкафедрой общего языкознания, доктор филологических наук, Гульнара Кудинова рассказала о работе Международного центра продвижения русского языка и культуры им. М. Карима рассказала о работе трех Центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку, открытых университетом в Киргизии в городах Бишкек, Каракол и Баткен. В центрах открытого образования и продвижения русского языка учителя и преподаватели вузов могут записаться на практикум по профессиональной коммуникации на русском языке или стать слушателями различных программ по обучению русскому языку. Для молодежной аудитории предусмотрены курсы по страноведению России, ораторскому мастерству, школьники могут повысить свои компетенции на практикумах по русской орфографии, а студенты – на основах научно-исследовательской деятельности на русском языке.
Специалистам презентовали проект «Волонтерское движение по сохранению и продвижению родных языков», направленный на вовлечение студентов в культурно-просветительскую и образовательную деятельность. Проект направлен на сохранение русского, башкирского, татарского языков и сохранению культуры и литературы. Волонтерами являются студенты и аспиранты, которые проводят занятия разговорного клуба на подготовительных занятиях для иностранных студентов по интересным темам.
Галимова Халида Халитовна, кандидат педагогических наук, доцент, директор Института филологического образования и межкультурных коммуникаций представила «Лингвистическую академию имени Т. М. Гарипова», рассказала о направлениях подготовки лингвистов в Акмуллинском университете.
«Мотивированный абитуриент – мотивированный студент», так считают в нашем университете, поэтому работе предуниверсариев уделяется большое внимание. Взаимодействие со школьниками начинается уже с 5 класса. В республике созданы профориентацинные психолого-педагогические классы. Преподаватели вуза работают со школьниками, приводят их на экскурсии, адаптируют к студенческой жизни. Университет также обеспечивает научно-методическое сопровождение полилингвального образования – это и педагогические ресурсы, и программы повышения квалификации и переподготовки специалистов», - отметила Халида Галимова.
Гости ознакомились с направлениями полилингвального обучения в БГПУ имени Акмуллы. Директоров школ интересовала подготовка двухпрофильных специалистов – например, «башкирский язык и английский язык», «татарский язык и английский язык», и это вполне понятно при сегодняшней нехватке учителей в стране.
На площадке Технопарка универсальных педагогических компетенций участникам форума рассказали о проекте «Наставники первых», который работает в рамках кластера «школа-вуз-школа». Разработано 10 профессиональных маршрутов, на которых лучшие педагоги республики проводят для студентов мастер-классы по самым разным темам, раскрывают тонкости профессии и формируют у студентов образ успешного учителя.
В процессе обсуждения были предложены дополнительные пути взаимодействия университета и школ.
Фото: пресс-служба БГПУ им. М. Акмуллы.