Все новости
Новости
4 Августа 2023, 20:39
НАУКА

Башкирский ученый обнаружил древнюю карту звездного неба эпохи верхнего палеолита

В июне 2023 года в Уфе издана монография «Расшифровка знаков и рисунков Игнатиевской пещеры (Язма-Таш). Карта звездного неба. Жизнь и смерть». Автор работы – историк, кандидат философских наук, доцент Уфимского университета науки и технологий Айрат Багаутдинов.

В  результате  проведенного семиотического исследования Багаутдинов А.М. впервые расшифровал карту звездного неба эпохи верхнего палеолита. Она  является  самой древней звездной картой на территории не только России, но и всей Восточной Европы и Азии – 13 тысяч лет до нашей эры.

 В композициях рисунков и знаков Игнатиевской пещеры (Язма-Таш) представлены космогонические и антропогонические воззрения первобытных людей. Обосновано, что сюжеты рисунков Игнатиевской пещеры  являются  основаниями мифов и эпосов башкирского народа. В пещере  обнаружены  древние материальные корни эпоса  «Урал-Батыр». Эпос имеет более древнюю историю, чем считалось ранее.

   Пещера Сыймалы–Таш или Игнатиевская пещера расположена на бывших землях башкир Шайтан-Кудейской волости. Название пещеры «Сыймалы-Таш» или «Язма-Таш» - переводится с башкирского языка как  «Камень с надписями» - это древний памятник верхнего палеолита, в котором зафиксированы первобытные космогонические мифы – предтечи и истоки древних мифов  и эпосов башкирского народа.

Изобразительное искусство, мифология и  фольклор башкирского народа сохранили древние  культурные  традиции палеолита. Идея 7 древних башкирских  родов также восходит  к  периоду  верхнего палеолита и берет начало из космогонических воззрений первобытного общества пещеры «Язма-Таш», где  цифра  7 впервые  обретает сакральный смысл. 

  У древних башкир число 7  связывалось с 7 небесами, 7 уровнями подземного мира, 7 уровнями рая  и 7 уровнями ада.  Также много других  основании в воззрениях башкир, которые существуют и поныне: «Ете ата» – предки, «Ете быуын» - семь поколений;  «Ете дингез» - семь морей - водная стихия; «Ете кат кук осто» - седьмое небо.

    Автор обосновывает, что особый статус древней первобытной женщины-матери, ассоциировался с цифрой 7, что подтверждается последующими культурными традициями. Так, согласно башкирской традиции, «Ете кат кэфен кайтару»  - женщину заворачивают в 7 слоев савана, а мужчину в  5 слоев.  Это связано с древними верованиями первобытного человека эпохи палеолита, который  верил, что есть связь женщин с Луной и ее способностью циклически рождаться вновь и вновь.

    Далее,  «Ете кат улсэ» - семь раз отмерь.  Периодичность времени в семь дней и ночей – «Ете тон уртаhы».  От древних предков башкир – первобытного человека пещеры «Язма-таш» до наших дней дошло понимание «Етегэн йондоз» - Большая Медведица. В башкирской мифологии 7 звезд созвездия  также ассоциируются с  7 девушками. В рисунках и знаках Игнатиевской пещеры  отражена эволюция становления математических знаний первобытного человека. Зафиксированы 3 варианта вычислений фаз лунного месяца.

  В своей работе  Багаутдинов  А.М. доказывает, что одна из композиций  пещеры «Красное панно» - это жизнеутверждающее панно. Оно показывает  жизнь во Вселенной в разных ее формах  и многообразии. Это древняя карта звездного неба. Космос  показан в виде пятен и точек  на всем  «Красном панно».  Они обозначают  различные созвездия на небе, которые мог наблюдать  первобытный человек. Слева от самки бизона узнаваемы ковш созвездия «Малой Медведицы» и звездное скопление «Плеяды» из созвездия Тельца. Несмотря на то, что космос в композиции представлен как хаос из многочисленных звезд, тем не менее,  определенный порядок  есть – это созвездия.

 Основную композицию «Красного панно» составляют созвездия  Тельца и Девы. Древняя художница дополнила рисунок Девы- женщины информацией в виде точек, которые  выходят цепочками из женщины. Напротив  рисунка женщины «Красного панно»  изображена самка бизона, через живот которой также выходит одна  длинная цепочка точек.  Самое главное заключается в том, что созвездие Тельца (рисунок самки бизона)  олицетворяет собой сезон года - весну, начало брачного периода у животных. Созвездие Девы (рисунок женщины)  символизирует  другой сезон года  -  осень.  Данная композиция самая крупная из всех рисунков и знаков Игнатиевской пещеры и  определяет общий настрой и смысл всех других рисунков и знаков.

    «Черное панно» расположено симметрично «Красному панно». Красное панно – это жизнь, Черное панно – это смерть. Общий  посыл данного панно заключается в том, что все изображенные здесь животные находятся  под угрозой вымирания. Поскольку здесь также зафиксирован знак беременной женщины, то следует вывод, что  высока детская смертность и смерть беременных женщин. Значит, людям Игнатиевской пещеры грозило вымирание и исчезновение.   Все животные, которые идут направо, это самки и их смерть вызвана неудачной беременностью. Следовательно, беременность может приносить и новую жизнь и смерть.

   В Игнатиевской пещере  обнаружены,  установленные автором ранее при анализе знаков  Каповой пещеры,  знаки рождения  и смерти.  Впервые одновременно два знака смерти обнаружены при анализе рисунка мамонта Рисунок  несет информацию о неудачной беременности и смерти  мамонта-матери  и плода -детеныша на 14 месяце беременности.

   Монография предназначена для философов, историков, культурологов, филологов, исследователей, аспирантов, студентов, учителей и учащихся школ и ссузов. Книга  будет полезна и интересна широкому кругу читателей, которые интересуются историей и культурой  Башкортостана и России.

 

 

Автор:Аскарова Минзаля
Читайте нас: