В результате проведенного семиотического исследования Багаутдинов А.М. впервые расшифровал карту звездного неба эпохи верхнего палеолита. Она является самой древней звездной картой на территории не только России, но и всей Восточной Европы и Азии – 13 тысяч лет до нашей эры.
В композициях рисунков и знаков Игнатиевской пещеры (Язма-Таш) представлены космогонические и антропогонические воззрения первобытных людей. Обосновано, что сюжеты рисунков Игнатиевской пещеры являются основаниями мифов и эпосов башкирского народа. В пещере обнаружены древние материальные корни эпоса «Урал-Батыр». Эпос имеет более древнюю историю, чем считалось ранее.
Пещера Сыймалы–Таш или Игнатиевская пещера расположена на бывших землях башкир Шайтан-Кудейской волости. Название пещеры «Сыймалы-Таш» или «Язма-Таш» - переводится с башкирского языка как «Камень с надписями» - это древний памятник верхнего палеолита, в котором зафиксированы первобытные космогонические мифы – предтечи и истоки древних мифов и эпосов башкирского народа.
Изобразительное искусство, мифология и фольклор башкирского народа сохранили древние культурные традиции палеолита. Идея 7 древних башкирских родов также восходит к периоду верхнего палеолита и берет начало из космогонических воззрений первобытного общества пещеры «Язма-Таш», где цифра 7 впервые обретает сакральный смысл.
У древних башкир число 7 связывалось с 7 небесами, 7 уровнями подземного мира, 7 уровнями рая и 7 уровнями ада. Также много других основании в воззрениях башкир, которые существуют и поныне: «Ете ата» – предки, «Ете быуын» - семь поколений; «Ете дингез» - семь морей - водная стихия; «Ете кат кук осто» - седьмое небо.
Автор обосновывает, что особый статус древней первобытной женщины-матери, ассоциировался с цифрой 7, что подтверждается последующими культурными традициями. Так, согласно башкирской традиции, «Ете кат кэфен кайтару» - женщину заворачивают в 7 слоев савана, а мужчину в 5 слоев. Это связано с древними верованиями первобытного человека эпохи палеолита, который верил, что есть связь женщин с Луной и ее способностью циклически рождаться вновь и вновь.
Далее, «Ете кат улсэ» - семь раз отмерь. Периодичность времени в семь дней и ночей – «Ете тон уртаhы». От древних предков башкир – первобытного человека пещеры «Язма-таш» до наших дней дошло понимание «Етегэн йондоз» - Большая Медведица. В башкирской мифологии 7 звезд созвездия также ассоциируются с 7 девушками. В рисунках и знаках Игнатиевской пещеры отражена эволюция становления математических знаний первобытного человека. Зафиксированы 3 варианта вычислений фаз лунного месяца.
В своей работе Багаутдинов А.М. доказывает, что одна из композиций пещеры «Красное панно» - это жизнеутверждающее панно. Оно показывает жизнь во Вселенной в разных ее формах и многообразии. Это древняя карта звездного неба. Космос показан в виде пятен и точек на всем «Красном панно». Они обозначают различные созвездия на небе, которые мог наблюдать первобытный человек. Слева от самки бизона узнаваемы ковш созвездия «Малой Медведицы» и звездное скопление «Плеяды» из созвездия Тельца. Несмотря на то, что космос в композиции представлен как хаос из многочисленных звезд, тем не менее, определенный порядок есть – это созвездия.
Основную композицию «Красного панно» составляют созвездия Тельца и Девы. Древняя художница дополнила рисунок Девы- женщины информацией в виде точек, которые выходят цепочками из женщины. Напротив рисунка женщины «Красного панно» изображена самка бизона, через живот которой также выходит одна длинная цепочка точек. Самое главное заключается в том, что созвездие Тельца (рисунок самки бизона) олицетворяет собой сезон года - весну, начало брачного периода у животных. Созвездие Девы (рисунок женщины) символизирует другой сезон года - осень. Данная композиция самая крупная из всех рисунков и знаков Игнатиевской пещеры и определяет общий настрой и смысл всех других рисунков и знаков.
«Черное панно» расположено симметрично «Красному панно». Красное панно – это жизнь, Черное панно – это смерть. Общий посыл данного панно заключается в том, что все изображенные здесь животные находятся под угрозой вымирания. Поскольку здесь также зафиксирован знак беременной женщины, то следует вывод, что высока детская смертность и смерть беременных женщин. Значит, людям Игнатиевской пещеры грозило вымирание и исчезновение. Все животные, которые идут направо, это самки и их смерть вызвана неудачной беременностью. Следовательно, беременность может приносить и новую жизнь и смерть.
В Игнатиевской пещере обнаружены, установленные автором ранее при анализе знаков Каповой пещеры, знаки рождения и смерти. Впервые одновременно два знака смерти обнаружены при анализе рисунка мамонта Рисунок несет информацию о неудачной беременности и смерти мамонта-матери и плода -детеныша на 14 месяце беременности.
Монография предназначена для философов, историков, культурологов, филологов, исследователей, аспирантов, студентов, учителей и учащихся школ и ссузов. Книга будет полезна и интересна широкому кругу читателей, которые интересуются историей и культурой Башкортостана и России.