Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, постарались дать участники проходящей в эти дни в Уфе научно-практической конференции «Социокультурные, этнические, языковые и миграционные процессы в условиях новых геополитических вызовов» на секции, модераторами которой выступили Виктория Леденева, главный научный сотрудник института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, член миграционного Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, и Евгений Варшавер, руководитель группы исследований миграции и этничности, старший научный сотрудник Центра региональных исследований и урбанистики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Доктор социологических наук Виктория Леденева отметила, что поднятая тема представляет большой интерес для российского общества, поэтому в рамках конференции будет организован еще и круглый стол, на котором дополнительно вернутся к этим важным для страны вопросам. Представители научного и образовательного сообщества, сотрудники госструктур, собравшись в овальном зале конгресс-холла «Торатау», начали разговор с того, что сегодня нет даже юридического закрепления основных терминов. В методических рекомендациях Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) от 2020 и 2022 годов есть определение терминов «социокультурная адаптация» и «интеграция иностранных граждан». И это, пожалуй, единственный документ, который сотрудники госструктур при работе с мигрантами оценивают как «недостаточный».
– Соответствующий законопроект при его принятии позволил бы определить ответственность госструктур по этому вопросу. Были две попытки его разработки – в 2014-м и 2018-м. На сегодня закона нет, хотя вопросы адаптации и интеграции иностранных граждан активно обсуждаются на разных уровнях и экспертами, и общественными организациями, – отметила Виктория Леденева, обратив внимание на то, что сегодня этой темой вынужденно занимаются общественные организации.
Именно они поддерживают мигрантов, помогают им с документами, решают возникающие проблемы. Поскольку в стране нет многоуровневой структуры по адаптации и интеграции приезжих, эксперты констатируют: они возникающие проблемы решают друг с другом, пользуясь …сарафанным радио. Иностранный гражданин первым делом обращается в свои диаспоры, к соотечественникам или к родственникам. А между тем с вопросами, касающимися адаптации и интеграции иностранных граждан, вынужденно приходится сталкиваться местному населению, а потому они имеют значение и для госструктур, и для общественных организаций.
Эксперты подчеркивают, что россияне не всегда понимают значимость трудовой миграции для экономики и демографии страны.
– Часто приходится слышать: а зачем нам адаптировать мигрантов, пусть уезжают к себе домой? Надо закрыть границы, сделать визовый режим и не будет никаких проблем. Но это неправильный подход. Все страны борются за миграционные потоки и рабочую силу. Другой вопрос: как выстраивать грамотную миграционную политику, – доктор социологических наук Виктория Леденева считает, что здесь следует делать акцент на контроле и учете, основанном на эффективном законодательстве.
Есть пример арабских стран, где 80 процентов основного населения составляют иностранные граждане. В России, для сравнения, – восемь-десять процентов. Грамотный и современный подход – это правильная миграционная политика, которая должна найти отражение на законодательном уровне.
Говоря об аспектах проблемы, которая на российских территориях дает знать о себе совершенно по-разному, Гульдар Ахметова, главный специалист научной лаборатории социальных и демографических исследований УУНиТ, обратила внимание на этноконфессиональный фактор:
– Отсутствию острых противоречий между местным населением и иностранными гражданами из ближнего зарубежья способствует, прежде всего, близость религии, которую исповедуют трудовые мигранты, и мусульмане, проживающие на территории республики.
Нина Вишневская, доктор экономических наук, начальник отдела координации миграционной политики министерства семьи, труда и социальной защиты населения РБ, рассказала об обучении специалистов, занимающихся вопросами социокультурной адаптации иностранных граждан. В методических рекомендациях ФАДН для органов государственной власти субъектов РФ «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации» есть рекомендации по обеспечению подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, участвующих в реализации государственной миграционной политики.
Региональный минтруд на базе учебного центра государственной службы занятости населения при поддержке региональной общественной организации «Миграция» организовал для сотрудников муниципалитетов, образовательных организаций, учреждений культуры, центров занятости населения, общественных организаций и национально-культурных центров курсы повышения квалификации «Социально-культурная адаптация и интеграция иностранных граждан как направление государственной миграционной политики России».
Об адаптации иностранных студентов в Башкортостане рассказала Регина Каримова, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра гуманитарных исследований министерства культуры РБ.
На вопросах привлечения иностранных студентов в российские вузы отдельно остановилась Виктория Леденева, главный научный сотрудник института демографических исследований ФНИСЦ РАН, заострив внимание на планах иностранных выпускниках после завершения обучения в России. Из числа опрошенных почти 40 процентов собираются вернуться на родину. Надеются остаться в России и найти работу около 16 процентов дипломированных специалистов. Намерены обучаться дальше (15,38), уехать в другую страну (6,51). Остальные затруднились ответить.
Российская Федерация в вопросах адаптации и интеграции иностранных граждан обращается к чужому опыту, не забывая при этом об особенностях своего пути в поисках решения ответов на вызовы времени. Виктория Леденева согласилась прокомментировать журналу «Ватандаш» проблематику с позиции члена комиссии по миграционным вопросам Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям:
– Считаю, что государственные структуры и законодатели должны использовать опыт других стран. Мы, эксперты, научно-образовательные сообщества, общественники, понимаем этот опыт и видим как положительные, так и отрицательные его стороны. При разработке миграционной политики наши законодатели тоже должны его учитывать. С другой стороны, у нас свои особенности в России: во-первых, это наше историческое прошлое. К нам едут представители бывших советских республик. Хотя мы и говорим, что язык они не учат, но ведь есть еще и историческая память, передаваемая из поколения в поколение: мы жили в одной стране. Поэтому им проще ехать в Россию, несмотря на то, что другие страны, в частности, Южная Корея, арабские, проявляют огромный интерес к привлечению трудовых мигрантов из того же Узбекистана, где ежегодно на рынок труда выходит 600 тысяч молодых людей.
Президент Казахстана буквально на днях выдвинул инициативу создания международной организации русского языка на территории СНГ, что можно считать хорошим решением для объединения в этих вопросах. Поэтому мы не можем говорить о введении визового режима, закрытии границ, это совершенно неправильный подход. Правильное регулирование миграционных потоков снимет проблемные вопросы, начиная с домиграционной подготовки, когда в странах исхода надо объяснять: куда они едут, какие традиции и правила поведения существуют в другой стране. Следует изучать язык, обязательны медицинское обследование и дактилоскопическая экспертиза для всех иностранных граждан, а не только для трудовых мигрантов. И, конечно, необходимо повышать ответственность работодателя. Если приезжают семьи с детьми, значит, необходимы отдельные программы для женщин и малышей, чтобы адаптировать их в российское общество. При этом во главу угла должны ставиться безопасность и комфортность местного населения. Чтобы не ощущали люди себя чужими на своей земле из-за того, что приезжает большое количество мигрантов.
Фаниса Тагирова