– Уважаемый пан Смижицкий, как давно Вы занимаетесь темой войны и мира, и почему она Вас интересует?
– Темой Второй мировой войны и историей родного края я занимаюсь очень давно. В своих материалах рассказываю об освобождении Чехословакии Красной армией, о патриотизме отважных местных жителей, которые старались помочь советским солдатам и партизанам и с этой целью создавали тайные подпольные организации.
В этом году исполняется 77 лет, как закончилась война. Но тема войны и мира по-прежнему актуальна на планете. Я хочу, чтобы молодое поколение знало историю родного края и тех, кто погиб за свободу страны, сражаясь с общим врагом – фашизмом. Мы не должны забывать имена героев Второй мировой, с уважением относиться к памятникам и монументам, увековечившим память о той войне.
– Одна из ваших книг называется «Воспоминания одного француза во время войны 1944–1945 годов в Чехословакии. Освобождение Джевогостице». Она основана на реальных фактах?
– Эта книга документальная. Во время войны в партизанских отрядах сражались представители многих народов. Я же через судьбу одного французского патриота, которого немцы принудили воевать на их стороне, рассказываю о событиях в нашем партизанском крае. Звали его Францоис Шаллер. После войны он не забывал наш поселок, приезжал навестить людей, которые ему когда-то помогли. Это было в 1965,1970, 1985, 1995 годах.
Его судьба ничем не отличается от судеб других людей времен Второй мировой войны. Как известно, 22 июня 1941 года Германия оккупировала две трети территории Франции, в том числе Эльзас и Лотарингию, где сразу был установлен нацистский режим. Немцы создали из местных жителей немецкую армию, в которой было 140 тысяч французских солдат.
Францоис Шаллер был образованным человеком: еще до войны учился в университете, собирался стать ветеринарным врачом. Немцы поручили ему присматривать за лошадьми, которые использовались в хозяйственных нуждах.
Однако война шла к концу и все понимали, что Германия проиграла. Красная армия приближалась к границам Европы. На границе Словакии миллионная армия маршала Шернера отступала. Партизаны Чехословакии, в том числе 1-ая Чехословацкая бригада имени Яна Жижки, командиром которой был ваш славный земляк Даян Баянович Мурзин, старались всячески препятствовать отходу немцев, ослабить их силу и помочь Красной армии.
4 апреля 1945 года Красная армия освободила Братиславу. А 20 апреля Шаллер был ранен и по этой причине оказался в больнице Валашского Мезижици, где лечился пять дней. Он не хотел служить в немецкой армии, поэтому с товарищем Марцелом Ебер решил бежать. С большими трудностями они дошли до гор – Белых Карпатов, где были партизаны. По пути к ним присоединялись люди, бежавшие из немецких концлагерей. Так, однажды, когда они спали в стоге сена в поле, к ним присоединились два русских солдата Петр и Якуб, оказавшиеся власовцами. Они рассказали, что не хотят воевать на стороне «Русской освободительной армии», и что таких, как они, много.
«Мы слышали, что в 1942 году генерал Власов сдался гитлеровцам и организовал свою армию против СССР, – пишет в мемуарах Шаллер. – Таких беженцев с трагической судьбой, не желающих воевать на стороне гитлеровцев, действительно, было очень много».
Фронт приближался к нашему поселку. Враг был еще силен: немцы никак не хотели мириться с поражением и держались за каждый метр земли. Особенно беспокойной была ночь с 7-го на 8-ое мая, так как Красная армия была уже в нашем Джевогостице. В это время войска маршала Шернера капитулировали, он хотел сохранить армию и с этой целью с 9 по 13 мая 1945 года поспешно покинул территорию Чехословакии.
Война продолжалась и после капитуляции Германии. С приближением Красной армии командир группы сопротивления «Сокол» надпоручик (старший лейтенант) Леопольд Айншпигел-Смижицкий, связавшись с командиром 1-ой Чехословацкой партизанской бригады имени Яна Жижки Даяном Баяновичем Мурзиным, представил стратегический план обороны. В 1945 году желающих воевать против гитлеровцев было много, но не хватало оружия. Чтобы решить эту проблему, ребята из «Сокола» обезоруживали немецкую охрану военных складов, нападали на отдельных вражеских солдат с целью забрать их оружие и боеприпасы, которые затем поставлялись бригаде Яна Жижки. Подпольщики резали телефонные и электрические провода, мешали немцам доставлять печать, срывали фашистские газеты. Смело занималась саботажем подпольная группа, возглавляемая нашим земляком Рудольфом Млчаком.
В те годы везде было много агентов гестапо, которых называли «удавачами», то есть предателями. Они старались войти в доверие к командирам партизанских отрядов с целью их уничтожения. Приведу один печальный пример. Так, в конце сентября 1944 года агент гестапо Франтишек Дворжак сумел завоевать доверие командира партизанского отряда имени Яна Жижки Яна Ушияка. Ему удалось привести командира и начальника штаба, военного советника командира Даяна Баяновича Мурзина в засаду, где оба были серьезно ранены. Ушияк спрятался в селе Челадна в доме человека по имени Махандра. Но Дворжак нашел его и привел с собой гестаповцев. Чтобы не попасть в руки врагов, Ушияк застрелился. После его смерти руководство отрядом взял на себя Мурзин.
– Расскажите подробнее об отдельных группах подпольщиков, которые помогали бригаде Яна Жижки?
– В годы оккупации в Моравии действовали разные партизанские отряды и отдельные группы подпольщиков. Одна из таких организаций называлась «Тайная военная и гражданская организация» (ТВГО), которая действовала в тесной связи с бригадой Яна Жижки и состояла из шести групп, пять из которых активно действовали в Моравии.
Как уже было сказано, немецкие агенты не дремали, их было много и они были везде. Поэтому члены организации действовали под чужими именами, каждая группа имела свою конкретную задачу. Требовалась большая осторожность, использовалась строгая конспирация. Например, по данным архивов, только за последние дни войны в концлагере Маутхаузен были казнены пятнадцать патриотов движения Сопротивления.
«Тайная гражданская и военная организация» города Бистжице уже в конце ноября 1944 года готовилась связаться с командиром бригады Даяном Баяновичем Мурзиным. Это серьезное и ответственное дело было поручено поручику (лейтенанту) по имени Ян Марек, которого 4 января 1945 года поймали и передали в руки гестапо. Немецкие снайперы стреляли ему в ноги, Марек был серьезно ранен. По пути в больницу лейтенант скончался.
А третьей группой «ТВГО» руководил мой отец надпоручик Леопольд Айншпигел-Смижицкий, туда вошли патриоты Джевогостице. Они занимались отправлением оружия и боеприпасов партизанам бригады Яна Жижки.
Леопольд Айншпигел-Смижицкий детально продумывал каждую операцию. Только тогда, когда все члены группы были хорошо подготовлены, приступали к выполнению задания. Благодаря этому все операции проходили успешно. Отцу очень помог шестилетний опыт работы в группе движения Сопротивления в Джевогостице, организованной еще в 1939 году после оккупации Чехословакии немцами. Вместе с ним в этой группе работали много славных земляков: Кирилл Горак, Карел Мацковик и многие другие.
– С каким отрядом бригады Яна Жижки были связаны члены группы «Сокол»?
– С ударной группой капитана Джерри. Никто не знал, кем на самом деле был этот человек. Только потом выяснилось, что это был поручик Франтишек Ромер с Рихлова. Он встретился с командиром «Сокола» Леопольдем Смижицким и старостой поселка Ярославом Давидом. Так как ударный отряд Джегостинской организации «Сокол» действовал в составе 1-й партизанской бригады Яна Жижки в Гостинских верховьях, думаю, что шли переговоры об операциях по доставке оружия и боеприпасов, о планах немцев против партизан.
Как пишет в своих воспоминаниях командир «Сокола» Леопольд Смижицкий, в январе 1945 года группа активно продолжала добывать оружие и этим делом занимались самые отважные подпольщики Иноценц Млчак и Франтишек Матьяш. Так, они однажды проникли в казарму немцев и вынесли оттуда два пистолета с патронами. В середине февраля гестапо арестовало Франтишка. К счастью, ему удалось бежать из тюрьмы.
19 февраля членам группы удалось достать трофей в виде немецкого автомата с пулями, а через несколько дней Иноценц Млчак привел с собой трех советских солдат, сбежавших из немецкого лагеря.
20 марта «соколовцы» узнали, что на месте «Туровская дебра» находится немецкий автомобиль. Посоветовавшись с командиром Смижицким, они решили напасть на немцев и обезоружить их. Им это удалось: 2 пулемета, 7 автоматов и пистолетов перешли в руки партизан. Через 4 дня уничтожили еще одну немецкую охрану и взяли у них три автомата и один пистолет.
19 апреля разведка «Сокола» доложила, что немцы везут в сторону деревни Нагошовице артиллерию. Млчак-старший взял с собой брата Иноценца и еще несколько человек и, разделившись на две группы, они напали на немцев. И на этот раз им повезло: отобрали у противника два тяжелых пулемета, один автомат и одну винтовку.
«...Это было весной 1943 года, – писал Рудольф Млчак в своих воспоминаниях, – вдруг перед нашим домом остановилась машина, откуда вышли пшеровские гестаповцы. Меня послали в принудительный лагерь труда. За то, что скрывался, посадили на три недели в тюрьму. Когда я вышел оттуда, отправили еще на десять недель, но на этот раз в лагерь Кунчице. А дальше уже волею судьбы оказался в Австрии, откуда тоже бежал... Таких, как я, не желающих работать на немцев, было тысячи.
В лесу я долго искал партизан, но не нашел. Тогда со своим двоюродным братом Франтишком Маичка выкопали бункер, который служил надежным местом для хранения оружия. А когда у нас накопилось достаточное количество оружия, решили посоветоваться со своим учителем Леопольдем Смижицким. Он одобрил наш план: «Молодцы, ребята! Партизаны бригады Яна Жижка остро нуждаются в оружии и боеприпасах, объявляю вам благодарность!»
Перед наступлением Красной армии «соколовцы» встретились с русской разведкой, которой были переданы все данные о немцах и мадьярских войсках, воевавших на их стороне. Партизаны напали на поезд с мадьярскими солдатами, которые спешили на помощь гитлеровцам. Во время этой операции были убиты 3 немецких, 101 мадьярских солдат и офицеров. Красноармейцы благодарили за помощь «Сокол», об этом свидетельствует бумага с печатью.
Вот так действовала ударная партизанская группа «Сокол» в Джевогостице, которая неустанно помогала партизанам бригады Яна Жижки и Красной армии. Обо всем этом можно прочитать в воспоминаниях ветерана Второй мировой войны и движения Сопротивления Млчака-старшего, а записал рассказ отца его сын Рудольф.
– Как сложилась судьба вашего отца после войны?
– После войны он вернулся в родную школу, еще до войны он работал учителем, был директором школы. Через год изменил свою фамилию Айншпигел на Смижицкий по примеру своего дяди Антонина Смижицкого, который когда-то был легионером в России.
Отец, став директором школы, на конкурсной основе получил возможность построить новую восьмилетнюю школу. Она была открыта в августе 1956 года. За многолетний труд был награжден грамотами отдела образования районной администрации и города Голешова и др. Однако в 1957 году, несмотря на протесты местного населения, отца сняли с должности. До пенсионного возраста он работал простым учителем.
Отец всегда пользовался большим авторитетом среди местного населения и старался быть полезным людям. Организовывал в Джевогостице выступления артистов театра, создавал общество охраны природы, проводил соревнования молодых пожарников. Одновременно работал с музеем Яна Коменского в Пшерове. Когда ему исполнилось пятьдесят лет, написал историю нашего поселка и был активным автором местной печати. Его книга «История Джевогостице», написанная в 1968 году, до сих пор является ценным источником по истории нашего края.
За многолетний педагогический и общественно-полезный труд Л.Смижицкий награжден многочисленными медалями, в том числе «Медалью Штефаника», «Орденом Карла IV», французской медалью «LordDenys», «Чехословацким военным крестом 1939 года», которым очень дорожил. Во всех своих начинаниях отец находил понимание и опору в лице моей матери Марии. Мои родители прививали нам трудолюбие порядочность, уважение к старшим, старались нас воспитывать стойкими к любым жизненным трудностям, верить в себя и помогать людям. Ушел отец из жизни 30 апреля 1990 года в возрасте 83 года.
– Что бы Вы хотели сказать читателям журнала «Ватандаш»?
– В годы войны Чехословакия была колыбелью партизанского движения. Именно поэтому у нас везде поставлены памятники погибшим солдатам Красной армии, партизанам бригады Яна Жижки, местным патриотам. При освобождении Чехословакии погибли 140 тысяч солдат и офицеров Красной армии, тысячи чехословацких патриотов – об их ратных подвигах после войны писались очерки и книги.
Писал и мой отец Леопольд Смижицкий. В своем интервью я использовал материалы из очерков отца и многие другие источники. При жизни отец писал много, хотел, чтобы потомки не забывали историю, ценили мир и мирную жизнь. Я же продолжаю его работу.
Все это я рассказал потому, что нельзя вычеркнуть из истории события Второй мировой войны, которые коснулись и России, и нашей страны. Мы не должны забывать тех, кто погиб за нашу свободу.
Благодарю редакцию журнала «Ватандаш» за интерес и внимание к моей особе. Я очень горжусь этим и желаю коллективу редакции здоровья и больших творческих успехов!
Записала Миляуша Годбодь.