Все новости
Знаменитые люди
17 Августа 2023, 11:37

Кинзя Арсланов – батыр и предводитель

300 лет со дня рождения Кинзи Арсланова, одного из руководителей Крестьянской войны 1773–1775 годов.

Кинзя Арсланов – батыр и предводитель
Кинзя Арсланов – батыр и предводитель

 В преддверии знаменательной даты мы побеседовали с кандидатом исторических наук, доцентом кафедры истории РБ, археологии и этнологии Института истории и государственного управления Нурисламом КАЛМАНТАЕВЫМ об особенностях общественно-политического строя того времени, о предпосылках народного восстания и о личности самого Кинзи-абыза.

Нурислам Мирхайдарович, что представлял собой наш край накануне грандиозного восстания под предводительством Емельяна Пугачева?

– Исторический Башкортостан занимал территорию от левых берегов Волги до устья реки Кинель на юго-западе, до притобольских степей на востоке, от нижнего течения р.Илек и до среднего течения р.Яик на юге, до среднего течения рек Камы и Сылвы на севере.

Население края имело сложный этнический и сословный состав. В крае проживало около 540 тысяч человек. Коренного населения – башкир – было более 200 тысяч человек, примерно столько же было русских крестьян, ремесленников, купцов и около 100 тысяч – нерусского населения. Башкиры и другие народы края жили на чрезвычайно разнообразной в природном и климатическом отношении территории. Эти условия были благоприятны для скотоводства, охоты, рыболовства и земледелия.

С 1734 года вся территория Башкортостана составила Оренбургскую губернию с административным центром в Оренбурге. Она была поделена на Оренбургскую, Уфимскую и Исетскую провинции, которые управлялись воеводами. Одновременно сохранялось прежнее деление на 4 дороги: Осинскую, Сибирскую, Казанскую и Ногайскую. Те, в свою очередь, делились на волости.

Раз началось восстание, значит, население было недовольно своим положением. В чем причина выступления народных масс?

– Башкиры владели своими землями на основе вотчинного права, их размеры составляли 36 млн десятин. В социальном отношении башкирское население делилось на общинников и старшин. В рассматриваемое время было 113 волостных старшин и 653 тархана. Волостной старшина должен был знать законы государства, уметь читать и писать на тюрки.

Во второй половине XVIII в. усилился национальный гнет. Только к 70-м годам под заводы, крепости и дворянские владения было изъято более 10 млн десятин башкирских земель, что составило почти треть их вотчинных земель.

Крепостные крестьяне не имели никаких юридических и гражданских прав, помещик мог их продавать, обменивать, ссылать в Сибирь на каторгу. Нещадная эксплуатация работных людей и приписных крестьян вызывала массовый протест против горнозаводчиков. Наступление правительства на старинные казачьи вольности и права привело в 1772 году к мятежу яицких казаков. Это выступление было сурово подавлено. Таким образом, к 1773 году в крае создалась взрывоопасная ситуация.

Одним из руководителей крестьянского восстания 1773–1775 годов стал Кинзя Арсланов. Расскажите, пожалуйста, подробнее о его личности.

– В шежере башкир рода Кары-Кыпсак говорится, что он берет своё начало от знаменитого предводителя Кипчаков (Бушмана), бесстрашно сражавшегося с монгольскими захватчиками. Родовое древо продолжают Бабсак-бий, Бурундук-бий, Суюндук-бий, Сарыбайсал-тархан, Давлеткул, Минлигул, Аккуш, Арслан, Кинзя.

Арслан-батыр известен тем, что в 1721–1722 гг. возглавил борьбу башкир за наказание «прибыльщиков» Сергеева, Жихарева и других, которые своей грабительской политикой в крае фактически вызвали башкирское восстание 1704–1711 гг. «Арслан-батыр Аккулов с товарищи 55 человек»1 в судебном процессе добились наказания обидчиков башкир, воевода Сергеев был казнён.

Кинзя был старшим сыном Арслан-батыра. Есть косвенные сведения о том, что Кинзя Арсланов присутствовал на коронации царя Петра III. Неслучайно Емельян Пугачёв просит Кинзю Арсланова перед яицкими казаками подтвердить их встречу на коронации.

Не все старшины радели о нуждах своего народа. Например, походный старшина Валиша Шарыпов требовал от призывников отступные – по 45 рублей с каждого для отправки на Сибирскую линию. Кинзя Арсланов, а также старшины Юлай Азналин и Яун Чувешев разоблачили взяточника, ему был предъявлен иск.

К началу восстания 1773 года Кинзе Арсланову было уже 50 лет. Он пользовался большой популярностью, владел русским языком, читал и писал на тюрки. Его называли «абызом», так называли знатоков исламского учения. В то же время он был опытным воином, познавшим тяготы войны в Прусской кампании.

Когда Кинзя Арсланов присоединился к восстанию и какую роль сыграл в мобилизации башкирского народа?

– Восстание началось 17 сентября 1773 года. В этот день Е.Пугачев обнародовал перед яицкими казаками свой первый манифест. Казаки получали от «царя Петра III» казачьи вольности и привилегии. Умный, волевой донской атаман знал об их нуждах. Он выступил перед ними в роли «царя-избавителя». Поэтому яицкие казаки составили основную часть будущего войска восставших. 30 сентября к Емельяну Пугачеву приехал Кинзя Арсланов и заявил, что башкиры присоединятся к восстанию, для этого необходимо, чтобы он написал указ башкирам. Именной указ башкирам Оренбургской губернии от 1 октября 1773 г. гласит, что «… с посланном башкирским моим областям, старшине и деревенским стариком, большим и меньшим заблаговремянно повеление посылается с моим поздравлением. …О чем верно знайте и верьте: отныне я вас жалую землями, водами, лесами, рыбными ловлями, жилищами, покосами и с морями, хлебом, верою и законом вашим, посевом, телом, пропитанием, рубашками, жалованьем, свинцом, порохом и провиантом, словом, всем тем, что вы желаете во всю жизнь вашу…»

Энергичную работу вел и губернатор Рейнсдорп. После его обращения властям и верным старшинам удалось мобилизовать на сторону правительства около 10–12 тысяч башкир. Многое зависело от Кинзи Арсланова. Он рассылал башкирским старшинам манифесты Е.И.Пугачева. Получив чин главного полковника, стал посылать и собственные указы. Кинзя-абыз говорил: «Желаемое нами от Бога дал Бог нам». В лице Емельяна Пугачева башкирский народ нашел главного защитника своих прав и привилегий. Об этом Кинзя Арсланов говорил башкирским старшинам и рядовым общинникам.

В агитационной деятельности Кинзя-абыз использовал своего сына Сляусина и племянника Кутлугильды Абдрахманова. Обеспокоенный агитацией К.Арсланова, командующий правительственными войсками В.А.Кар 31 октября пишет президенту Военной коллегии З.Г.Чернышеву, что башкиры его корпуса могут перейти на сторону Пугачева. В середине ноября 1773 г. к пугачевскому войско присоединились отряды башкир и мишарей, собранные в районе Сакмарского городка, у Стерлитамакской пристани и в Верхнеяицкой крепости – всего более 5 тысяч конников.

К концу года башкирские отряды в повстанческом лагере насчитывали уже 10–12 тысяч человек. Они составляли одну из самых боеспособных сил. В этом, конечно же, большая заслуга Кинзи Арсланова. Башкирские отряды штурмовали город Оренбург и другие крепости, участвовали в разгроме корпуса генерала Кара.

Руководители башкирских отрядов Салават Юлаев, Каскын Самаров, Каранай Муратов, предводители мишарских отрядов Канзафар Усаев, Бахтияр Канкаев и другие предводители отрядов нерусских народов проходили подготовку у Кинзи Арсланова.

Кинзя Арсланов входил в так называемый негласный совет. Это был очень авторитетный орган руководства восстанием. Кинзя-абыз до конца был членом негласного совета и сполна оправдал доверие Е.И.Пугачева.

Какую роль сыграл Кинзя Арсланов в ходе Крестьянской войны?

– На мой взгляд, Кинзя-абыз сыграл исключительную роль в Крестьянской войне, особенно весной 1774 г. После потери Главного войска в сражении под Татищевой крепостью 22 марта 1774 г., Пугачев фактически остался без армии. Корпус генерала П.М.Голицына продолжал наступать на Бердский лагерь. В этих критических условиях повстанческому центру удалось сформировать войско численностью 5 тыс. человек. Из них около 3 тыс. были башкирские конники Кинзи. 1–2 апреля они героически сражались с корпусом Голицына под Сакмарским городком. В результате двух сражений Пугачёв понес огромные потери в виде раненых и попавших в плен. В эти тяжелые дни рядом с ним, помимо небольшой группы казаков (Творогов, Чумаков и другие, которые в будущем сдадут Пугачева властям), самыми верными сподвижниками оставались башкиры во главе с Кинзей. После подавления Крестьянской войны Кинзя не попал в руки карателей, пропал без вести в сентябре 1774 года, по его делу следствие не велось.

После поражения восставших под Казанью Кинзя Арсланов оставался с Пугачевым, он был рядом с ним и после последнего сражения 24 августа 1774 года. Когда в ночь с 14 на 15 сентября Емельян Пугачев был арестован заговорщиками, Кинзи-абыза рядом с ним не было. Заговорщики опасались К.Арсланова, и им удалось каким-то образом отстранить его. Попытки правительственных войск разыскать его оказались безуспешными. Был арестован сын Кинзи-абыза Сляусин, но и это ничего не дало.

По легенде, Кинзя Арсланов завещал после смерти похоронить его в родной деревне. Сегодня у деревни Кинья-Абызово Куюргазинского района есть могила, которая почитается и считается местом захоронения знаменитого старшины.

Как раскрывается образ Кинзи Арсланова в исторических трудах?

– Во всех исторических трудах, посвященных истории Крестьянского восстания 1773–1775 гг., в той или иной степени упоминается личность Кинзи Арсланова. Историки А.Н.Усманов, И.М.Гвоздикова, Н.М.Кулбахтин и другие опубликовали о нем серьёзные труды. К сожалению, сегодня научные деятели практически перестали заниматься историей Крестьянских восстаний, следовательно, недостаточно изучается роль Кинзи Арсланова в одном из самых крупных восстаний того времени. Нужны планомерные исследования, касающиеся и восстания Пугачева, и участия в нем башкир.

Как думаете, достаточно ли в Башкортостане сделано в плане увековечивания имени легендарного башкирского военачальника?

– Хотелось бы рассказать читателям журнала историю деревни Кинзебызово 1-е и Кинзебызово 2-е, которые образовались в результате разделения д.Кинзеабызово. В советское время, когда многие «бесперспективные» села были обречены на исчезновение, неравнодушные люди встали на защиту этих исторических сел. Среди них с огромной благодарностью надо отметить Дикката и Марьям Буракаевых, тогдашнего председателя Совета Министров БАССР Зекерию Акназарова, а также Мавтуху Хамитову, Газизяна Халилова. В том, что теперь на родине славного сына башкирского народа открыт музей, есть и их заслуга. Основной фонд музея составляет более тысячи различных экспонатов.

В целом, в Башкортостане проделана большая работа по увековечению памяти Кинзи Арсланова: известный прозаик Гали Ибрагимов написал роман «Кинзя», снят одноименный художественный фильм. В республике именем Кинзи Арсланова названы населенные пункты и улицы, установлены два памятника. Бюсты в населенных пунктах Кинья-Абызово и Ермолаево изготовил знаменитый скульптор, уроженец деревни Таймасово Ульфат Кубагушев. С 2008 года Башкирская гимназия №9 г.Мелеуза носит имя известной личности. 

Оренбургские степи также хранят память о потомках Кинзи Арсланова. 10 июня 2017 года в селе Мрясово Новосергиевского района Оренбургской области состоялось открытие сразу трёх мемориальных досок знаменитым уроженцам этой деревни – Сляусину Кинзину, Сагиту Мрясову и Кариму Идельгужину. В памяти народа хранится легенда о том, что в этой деревне проживал сын Кинзи Арсланова. Между прочим, здесь до сих пор живут Сляусиновы, утверждающие, что они – потомки Сляусина, сына Кинзи Арсланова.

Хотелось бы поделиться предысторией этих мемориальных досок. Я, как представитель оренбургских башкир, изначально хотел установить в этом селе стелы Сагиту Мрясову и Кариму Идельгужину. В ходе их подготовки руководитель художественной студии «Латифа» Эльза Кутлубаева подсказала, что, по рассказам её матери, в этом селе проживал Сляусин Кинзин. Она нашла мецената Марса Юлбарисова, который помог изготовить три мемориальные доски. Их установка оказалось делом нелегким, пришлось долго добиваться разрешения местных властей. Как бы там ни было, при участии знаменитого уроженца Оренбургской области, народного поэта Башкортостана Равиля Бикбая стелы были установлены. Теперь есть ещё одно место, где вспоминают Кинзю Арсланова и его сына Сляусина.

Краевед Азат Халилов также написал историю села Тугай-Кинья. Генеральный директор объединения «Южурал-Ойл» Зиннур Исхаков организовал установление стелы, посвященной уроженцам родной деревни Кинзи Арсланова.

Примечательно, что деревня Кинья-Абыз дала Родине трех Героев Советского Союза – Гафиятуллу Арсланова, Сальмана Биктимирова и Хасана Гайсина. Танкист, участник советско-финляндской войны 1939–1940 годов Гафиятулла Арсланов – прямой потомок Кинзи Арсланова, ставший одним из первых уроженцев Башкортостана, удостоенных этого высокого звания в 1940 году. Два других героя – Сальман Биктимеров (воевал в славной 112-й кавалерийской дивизии, высшее воинское звание ему было присвоено в 1944 году) и Хасан Назарович Гайсин, командир пулеметного расчета, звание Героя Советского Союза присвоено в 1944 году.

История этих деревень, личность Кинзи Арсланова, участие башкир в Крестьянском восстании 1773–1775 гг. и многие другие исторические события этого региона будут рассматриваться в научной конференции, запланированной на сентябрь этого года.

Спасибо. Надеемся, что в дальнейшем будут проведены дополнительные исторические исследования и биография Кинзи Арсланова пополнится новыми сведениями.

Беседовала Раиля ГАЛЕЕВА.

 

1  Материалы по истории Башкирской АССР. Ч. 1. М.-Л., 1936, с.109.

В центре деревни Кинья-Абыз – музей имени Кинзи Арсланова.
Реконструкция встречи Кинзи-абыза с Емельяном Пугачевым впечатляет своей достоверностью и вниманием к деталям.
В центре деревни Кинья-Абыз – музей имени Кинзи Арсланова.
Автор:Раиля Галеева
Читайте нас: