профессор, член-корреспондент АН РБ
Корни духовной эволюции башкирского народа, восходящие к глубинам веков, и нити, связующие его с культурной средой Востока и Запада, и пути развития до современных высот, и стремление к будущему нашей культуры, словесности и гуманитарной науки — всё это всплывает перед глазами, волнует ум, вдохновляет и впечатляет при ознакомлении с научными трудами и произведениями академика, народного писателя Башкортостана Гайсы Батыргареевича Хусаинова. И вспоминается деятельность таких уважаемых сынов Отчизны, как из русских — Михайло Ломоносов, из татар — Каюм Насыри, из казахов — Ибрай Алтынсарин, из башкир — Мухаметсалим Уметбаев и Ахметзаки Валиди. Так же, как и их, невозможно не назвать настоящим учёным-энциклопедистом и писателем своего времени Г.Б.Хусаинова — создателя удивительно разнообразной и объёмной научно-литературной сокровищницы, содержащей в себе воистину глубокую и великую мудрость, высокие морально-этические и эстетические идеалы. Процветание и развитие башкирской филологии, начиная с 50-х годов XX века и до наших дней, тесно связано с его именем. Гайса Хусаинов внес огромный вклад в развитие таких областей башкирского литературоведения, как история литературы, литературная критика, теория литературы, биобиблиография, особенно текстология и археография, а также в изучение фольклористики. Кроме того, он написал десятки художественных произведений и популярных книг.
В 50-е годы XX века в советской стране еще было живо крайне одностороннее представление о том, что до Октябрьской революции у малых народов, в том числе у башкир, не было своей письменности, своего профессионального искусства, письменного литературного языка и литературы. Необходимо было положить конец противоречащему жизненной диалектике пустому, но крайне опасному взгляду, согласно которому в определенных политических целях намеренно отрицалась даже сама очевидность того факта, что у каждого народа, имеющего свое настоящее, есть также свое прошлое и будущее.
Одним из башкирских учёных, поднявшихся до научно аргументированного, цивилизованного понимания необходимости разрушения этого не имеющего своей исторической основы стереотипа, был Г.Б.Хусаинов, который еще аспирантом начинает собирать сведения об историческом прошлом и духовной биографии своего народа, знакомится со взглядами и концепциями ученых, мыслителей, страноведов разных национальностей. И в 60-е годы XX века он, наряду с изучением путей развития башкирской советской поэзии, продолжает работать в области исторической поэтики. В 70-х годах он представляет на суд общественности свои первые статьи, эссе, парсы и научные сборники, доказывающие, что у каждой литературы есть свое прошлое, настоящее и будущее, что сложно понять настоящее литературы, не зная ее прошлого, предугадать тенденции ее будущего развития, не учитывая в широком и основательном плане его настоящее. В книге «Дневник путешествий» (1976) учёный размышляет о духовной биографии родного народа, ее идейно-эстетических источниках, этнокультурных и литературных связях, ищет глубокие корни и традиции нашей сегодняшней культуры и литературы, а в сборнике «Эпоха. Литература. Писатель» (1978) поднимает и освещает еще более важные, концептуальные проблемы. Особый интерес вызывает то, как он рассматривает такие теоретические вопросы, как литературный метод, поэтика, строй стиха, традиция и новаторство, как рассуждает о путях развития и изменения нашей литературы в большом хроникальном, широком историческом и географическом пространстве, в сложных и противоречивых общественно-исторических условиях, на фоне многосторонних экономических и культурных связей. Г.Б.Хусаинов впервые в истории научного изучения башкирской литературы основательно освещает проблему периодизации словесного искусства, при помощи богатых фактических материалов подробно раскрывает характерные черты, тенденции развития каждого литературного периода, одним словом, составляет научно обоснованный план-проспект истории башкирской словесности. Ученый доказывает, что шежере, тауарихы, эпистолярные записки, деловые бумаги являются не только историко-документальными, но и литературно-публицистическими источниками, что в древних и средних веках в башкирском обществе наряду с письменной литературой и фольклором значительное место занимает изустная литература. Книга «Эпоха. Литература. Писатель» пробудила огромный резонанс в обществе и завоевала широкую популярность. Ее автор законно был удостоен самой высокой награды нашей республики — Государственной премии имени Салавата Юлаева.
Г.Б.Хусаинов внёс большую лепту в развитие жанра литературного портрета. В 60-х годах прошлого столетия одна за другой выходят его монографии «Творчество Сайфи Кудаша» (1959), «Народный поэт Нигмати» (1960), «Даут Юлтый. Жизнь и творчество» (1963), критико-библиографический очерк «Народный поэт Мустай Карим» (1965), который в дальнейшем перерастёт в объёмную монографию «Мустай Карим. Личность. Поэт. Драматург. Прозаик» (1994).
В них учёный, строго придерживаясь идеи «пусть будут шире проблемы исследования», впервые в истории башкирского литературоведения даёт образцы реализации принципа цельного и системного идейно-эстетического анализа, позволяющего раскрыть секреты и особенности творческой лаборатории писателей. Его примеру в дальнейшем последовали коллеги и ученики. В итоге появляются серьёзные научные книги о таких писателях, как М.Акмулла, М.Уметбаев, М.Гафури, Ш.Бабич, С.Мифтахов, Б.Бикбай, Г.Салям, Х.Давлетшина, С.Агиш, А.Бикчентаев, Н.Наджми и др. Все эти книги служат важным источником в изучении истории башкирской литературы для учителей вузов, ссузов и школ, аспирантов, докторантов и студентов.
Хочется обратить внимание на одно высказывание Гайсы Батыргареевича: «Обычно говорят, что научная работа — это путешествие в мир книг. За свой длинный жизненный путь я пространствовал в самых невероятных материках книжной планеты; выискал, пролистал, понял, изучил бесчисленное количество книг. Именно на этих дорогах пролетели семь десятков моей сознательной жизни, там же ослабели глаза.
Вот так, продолжая очаровывать и считая меня своим другом, книга уговорами и упрашиваниями понукала меня совершить большое паломничество в ее мир: книгу ты сумей найти, ищи древние книги, написанные пером, быть может, именно они приведут тебя к большим находкам. Это было велением необходимости».
Продолжение читайте в №3 журнала "Ватандаш"