Все новости

БАШКИРСКИЕ И БАШКИРО-ТЕПТЯРСКИЕ ДЕРЕВНИ КАЛТАСИНСКОГО РАЙОНА

Продолжение. Начало в №8 журнала "Ватандаш".

Ильчебай

Впервые деревня Ильчебай (Новый Ильчибай) была учтена Подворной переписью крестьянского хозяйства 1912–1913 гг., здесь при 34 хозяйствах было зафиксировано 179 башкир-вотчинников. Деревня была при Ново-Аткулевском обществе Каинлыковской волости [24]. Прошедшая вскоре Всероссийская сельскохозяйственная и поземельная перепись 1917 г. показала ее как Ново-Ильчибаева с 97 хозяйствами и 437 жителями-башкирами, в 1 хозяйстве проживала русская семья из 6 человек.
Эта деревня – выселок одноименнего поселения гирейских башкир на левобережье р.Агидель, в нынешнем Актанышском районе Татарстана. Указанное подтверждается тем, что старейшие жители деревни Ново-Ильчибаево Бирского уезда, отмеченные в переписных листах Сельскохозяйственной переписи 1917 г., были зафиксированы материалами X ревизской сказки (1859 г.) в селе Ильчибай Мензелинского уезда. Среди них отметим 70-летнего Диалетдина Галиакберова, который по ревизии 1859 г. отмечен как Зялалетдин (в материалах указанных учетов населения встречаются некоторые разночтения в написании имен, возраста). Он – сын Галиакбера Минликаева (11-й двор). Минлигалий Хамидуллин, 65 лет, сын Хамидуллы Гисметуллина (17-й двор); Хасан Хусеинов, 70 лет, сын Хусеина Нугуманова (39-й двор); Фахретдин Шарафутдинов, 70 лет, сын Муфтахитдина Султанова (70-й двор); Назмитдин Губайдуллин, 76 лет, сын Губайдуллы Балтина (102-й двор) и др.
Коренное поселение Ильчибай [25] расположено при одноименном озере и р.Шабыз в нынешнем Актанышском районе Республики Татарстан. Это однонациональное поселение башкир-вотчинников Азякулевской, далее Янзигитовой тюбы Гарейской волости, с 1866 г.
– Шарыповской, затем Такталачуковской. V ревизия (1795 г.) насчитала в Ильчибае 38 домов (дворов) и 223 башкира. Прошедшая в 1816 г.
VII ревизская сказка показала здесь уже при 66 домах 358 жителей-башкир (171 душа м.п. и 187 душ ж.п.).
Особенности семейно-брачных отношений башкирского общества того времени иллюстрирует полигамная форма брака. По указанной ревизии многоженцами были: 42-летний старшинский помощник (жены Сахипземал, 45 лет и Хусубану, 35 лет), 57-летний указной азанчий Зулькарнай Гумеров (жены Райхан, 53 года и Исамай, 27 лет), 42-летний Габдулмазит Курбанаев (жены Загифа, 50 лет и Гаизифа, 40 лет), 50-летний Хамит Бухараев (жены Балтабика, 40 лет и Габисафа, 25 лет), 27-летний Мендей Мавлюкаев (жены Шамаи, 35 лет и Мавлюха, 20 лет), 49-летний Гайса Гумеров (жены Хамида, 50 лет, Мадина, 30 лет и Сагифа, 20 лет) [26].
В момент проведения VIII ревизии населения (1834 г.) эта деревня относилась к 11-й юрте 1-го Башкирского кантона. В 77 домах проживали 196 душ м.п. и 186 душ ж.п, итого – 382 жителя-башкира, по этой ревизии в селе 14 мужчин практиковали полигамную форму брака [27].
Последняя, X ревизская сказка (1859 г.) обнаружила д.Ильчибай в составе 16-й юрты 18-го Башкирского кантона. Здесь при 119 дворах числилось 479 жителей, при этом на 215 душ м.п. приходилось 264 души ж.п., по этнической принадлежности все жители указаны башкирами [28].
Учет 1870 г. показал при 133 дворах 632 башкира-вотчинника. В 1902 г. при 116 дворах – 328 мужчин, в 1905 г. при 118 дворах – 664 вотчинника; в 1912 г. в 150 домах – 700 башкир-вотчинников.
О расположении земельных угодий, полученных по жалованным грамотам в 1620–1700 гг., свидетельствует прошение их представителя за 1839 г., где можно узнать о разделении Гарейской волости на Такталачуковскую, Азякулевскую тюбы, отошедшие в Мензелинский уезд, и на Янзигитову тюбу в Бирском уезде. «Оренбургской губернии Мензелинского уезда 11 башкирского кантона Гарейской волости Азякулевской тюбы разных деревень от вотчинников башкирцев по земельным делам деревень от поверенного писаря Хисамутдина Ишкильдина сына Алиманова прошение В.А.Перовскому от 28 августа 1838 г.: Гарейская волость местоположение свое имеет по Бирскому и Мензелинскому уездам, а доверители мои, состоящие в Мензелинском уезде Азякулевской тюбы деревень Уразаевой, Актанышбашевой, Азякулевой, Зияшевой, Тлякеевой, Мрясевой, Балтаевой, Шарыповой, Ирмяшевой, а с ними и я поземельными выгодами издревле до Генерального межевания и после оного владели в Бирском уезде за р.Белой одной Гарейской волости Янзигитовой тюбы разных деревень с родственниками своими единовотчинниками башкирцами по жалованным грамотам 7128 (1620 г.), 7149, 7159, 7193 (1685 г.) и сберегательной памяти 1700 года по описанным в них урочищам обоюдно. Во время же производимого в Оренбургской губернии Генерального размежевания в разсуждении разграничения уезда наша Гарейская волость землемерами по занятию дистанции Шмитом в Бирском и Лисицыном в Мензелинском уездах размежевана по р.Белой, составляющей между оных границу на двое и в отводе доверителей моих в объявленных 10-ти деревнях жителях, кроме пахотных мест и разного лесу, никаких других угодий не осталось. Поверенный же Бирского уезда Янзигитовой тюбы башкирец Зигатяй Кадырметев нас 778 душ по 7 ревизии обще с ними владельцами не показал».
Второе прошение ильчибаевцев раскрывает любопытный факт о том, что они – выходцы из д.Янзигитово Бирского уезда, относящиеся к одной и той же поземельной тюбе и волости, как владельцы вотчинных земель. «Предки наши башкирцы жалованы от великих царей в называемой Гарейской волости Янзигитовой тюбе, которая простирается в двух уездах Бирском и Мензелинском землями, сенными покосами, рыбными ловлями, лесными и протчими угодьями. Жительство преж сего имели Бирского уезда в д.Янзигитовой, а потом по не имению при оной деревни для посева хлеба земли перешли жительством на землю Мензелинского уезда в д.Ильчибаеву, состоящую в той же Янзигитовской тюбе, на ту самую, которая при Генмежевании замежевано внутри Азякулевской тюбы небольшое количество, так что ныне нам только достается пашенной земли по 9 дес, а сенного покоса по 15 копен на душу. Сенными покосами, рыбными ловлями и лесом пользовались в Бирском уезде за рекою Белой, лежащими близь деревни Янзигитовой около озера, называемого Илбяка Атау, а для рубки дров и на домашние строения в лесу, состоящем выше того озера, они, предки наши, а по них и мы вообще с жителями деревни Янзигитовой до нынешняго времени без всякого от кого-либо препятствия, а ныне д.Янзигитовой башкирцы зауряд-есаул Уразбай, Шигадулла Кадерметевы, походной старшина Хамит Иманчин, указной мулла Таип Габдулсалямов, Кидряс Салихов, рядовой
Зайсан Дюскеев с тов. со всеми той деревни жителями начали нас с жителями д.Ильчибаевой башкирцами стеснять. Ныне около оз.Ильбяк Атау не допустили их косить сено. Сами собрали 500 стогов. Зауряд-сотник Ильчибаев , Гадильшин , Медияров , Хамитов , Шалин , Минлибаев , Шункаров [29].


Барсук, Шарип

Как и большинство других башкирских поселений нынешнего Калтасинского района, деревня Барсук (Ново-Барсуково) основана в начале XX столетия. Впервые эта деревня была учтена Подворной переписью крестьянского хозяйства 1912–1913 гг., когда при 34 хозяйствах было зафиксировано 179 башкир-вотчинников. Деревня была при Ново-Аткулевском обществе Каинлыковской волости [30]. Всероссийская сельскохозяйственная и поземельная перепись 1917 г. показала в Ново-Барсуково Ново-Каинлыковской волости 39 хозяйств, где проживали 217 башкир.
Деревня Барсук (Бурсук) – выселок одноименного поселения гирейских башкир на левобережье р.Агидель, в нынешнем Актанышском районе Республики Татарстан. Указанное подтверждается тем, что старейшие жители деревни Ново-Бурсуково Бирского уезда, отмеченные в переписных листах Сельскохозяйственной переписи 1917 г., были зафиксированы материалами X ревизской сказки (1859 г.) в селе Бурсук Мензелинского уезда. Для примера, среди них были: Сибгатулла Хисматуллин, 60 лет (29-е хозяйство по переписи 1917 г.), отмеченный в ревизии
1859 г. сыном Хисметуллы Габитова (4-й двор); по всей видимости, отмеченный по переписи 1917 г. как М-Ялал Ибрагимов, 78 лет, – в ревизии 1859 г. числился как Мухаметзелаль, сын урядника Ибрагима Субханкулова (13-й двор); вполне очевидно, что 67-летний по переписи 1917 г. Ахмадша Ах-Каев – по ревизии 1859 г. 9-летний Ахмедша, сын Ахмедикия Кушкильдина (45-й двор). Кушкильдины, Ишкильдины и Ишкинины – распространенные фамилии (отчества) в этом селе.
Коренное поселение Барсук (Бурсук) находится при р.Шабыз, это селение башкир Такталачуковой тюбы Гарейской волости, затем административной Шарыповской. По ревизии 1795 г. в 15 дворах учтены 104 башкира-вотчинника. VI ревизская сказка (1811 г.) обнаружила здесь при 1 дворе 5 душ м.п. (ревизия 1811 г. учитывала только души мужского пола) тептярей. Потомки Муртазы – Амин (его сыновья Мухамтегали и Ярмухамет), Абдулкарим (его сыновья Абдрахим и Абдулгалим) [31]. Остальные 10 дворов были башкирскими, в них проживали 64 души м.п.
1-й двор: Минникай, 69 лет (его сыновья Габбяс, 42 года (его сын Валит, 3 года) и Габит, 26 лет), Ислангул, 56 лет (его сыновья Ильяс, 18 лет и Рахмангул, 5 лет) и Субханкул, 56 лет (его сыновья Идрис, 23 года, Ибрагим, 21 год, Исмагил, 17 лет, Ахмадий, 14лет, Нигаметулла, 10 лет) Гумеровы;
2-й двор: Рахматулла, 49 лет (его сыновья Равиль, 14 лет, Шамигул, 10 лет и Смагул, 7 лет), Габдулвашяр, 39 лет, Мавлютовы;
3-й двор: Уразай, 44 года (его сын Габдулла, 9 лет), Кутлугузя, 31 год, Сююндуковы;
4-й двор: Бахтияр, 26 лет, Туиш, 23 года, и Сяйфульмулюк, 10 лет, Медияровы, их брат двоюродный Юсюф Чирювов, 6 лет, Миннигул Надыров, 19 лет;
5-й двор: Габсалям, 51 год (его сыновья Габсалих, 26 лет, Губдулменнян, 23 года (его сын Габдулкарим, 2 года), Гаит, 16 лет, Габдрашит, 11 лет, Габрахим, 9 лет, Габдулнасыр, 7 лет, Габдулкагир, 4 года, Габдулмязит, 2 года), Ишкильда, 44 года (его сыновья Кушкильды, 20 лет, Ишкиня, 17 лет, Ишкяй, 14 лет, Ишмухамет, 8 лет, Ишмурат, 6 лет) Танатаровы;
6-й двор: Габзялил Габдрашитов, 35 лет (его сыновья Габдряфик, 9 лет, Габдулменнян, 6 лет, Габдулханнян, 2 года);
7-й двор: мулла Якшигул, 30 лет, Ямангул, 26 лет (его сын Мин[нибай], 4 года), [Кам]гул, 19 лет, [Каш]гул, 17 лет, Сяиткул, 15 лет, Умяткул, 12 лет, Юмагуловы; Ямангуловы племянники Аиткул, 15 лет, и Кадыргул, 11 лет, Атнагуловы;
8-й двор: Габдуллатиф, 27 лет, и Габдюшьшариф, 15 лет, Кузягуловы;
9-й двор: Карабай Шанырбаев, 56 лет, его сыновья Шагидулла, 3 года, и Галиллула, 1 год; Карабаева племянники Биктимир, 9 лет, и Габдулхаким, 4 года, Халитовы;
10-й двор: Рафик, 43 года, и Ишбулда, 36 лет, Муксиновы [32].
Следующая ревизия – 1816 г. – учла в Барсуковой при 19 дворах 152 башкира (в т.ч. 4 многоженцев), в 2 домах – 5 мужчин тептярей, припущенных башкирами «по записе». VIII ревизия (1834 г.)
также зафиксировала лишь одну тептярскую семью из 10 душ обое­го пола [33], в остальных 41 дворе числилось 235 башкир (в т.ч. 8 многоженцев).
Последняя X ревизия (1859 г.) учла эту деревню в составе 14-й юрты 18-го Башкирского кантона. Здесь при 72 дворах проживало 443 башкира (223 души м.п. и 220 душ ж.п.), при 3 дворах – 16 душ обоего пола тептярей (8 душ м.п. и 8 душ ж.п.) [34]. Отметим мужчин села, у которых была зафиксирована полигамная форма брака: 45-летний Халит Габбязов (жены Фархиямал, 38 лет, и Маргуба, 50 лет), 46-летний Габдулзебар Габсалямов (жены Хатира, 38 лет, и Фарзисрур, 26 лет), 52-летний Ишкуват Ишкильдин (жены Шарифа, 54 года, и Гизданиса, 36 лет), урядник Аиткул Атнагулов (1797–1852 гг.) (жены Хазяр, 52 года, и Асхапзямал, 38 лет).
Еще один интересный факт, характеризующий особенности семейно-брачных отношений того времени – большая разница в возрасте между супругами. Например, 61-летний башкир этой деревни Габдулшариф Кузягулов был женат вторым браком на 25-летней Кушемал Мустакимовой, их общей дочери было 2 года и сыну Мухаметхафису 4 месяца (с ними также числились сыновья Габдулшарифа от первого брака, в том числе уже женатые Мухаметсадик, 29 лет, Шайхетдин, 27 лет, Фаттахутдин, 21 год, и Мухаметземал, 13 лет).
Учет 1870 г. показал здесь при 88 домах 461 башкира. Учет 1902 г. выявил при 132 дворах 321 душу башкир мужского пола. Учет 1905 г. в стольких же домах зафиксировал 700 башкир.
Башкиры, как вотчинники, свободно распоряжались своими владельческими землями. Так, в 1738 г. башкир д.Барсуково Килей Султанов (тамга ) с другими асабами дд.Кабан и Нагаево (Краснокамский район РБ) «дали сию отпись каракулинским крестьянам о том, что взяли мы у них, крестьян, за вотчинное свое озеро Локуды, а по-русски Гарей, за рыбные ловли оброку за прошедшей 1737-й год 24 руб.» [35]. В 1744 г. башкиры Аит Богданов, Сакырбай Игиликов (тамга ) д.Бурсуково с вотчинниками дд.Нагаево, Кабан, Старое Зияшево, Такталачуг (сотник Темир Мутин, один из будущих башкирских дворян Мутиных) отдали каракулинскому крестьянину с братом в оброчное владение сроком на 20 лет с платой 10 руб. в год свое вотчинное озеро Моховое [36].
В 1754 г. вышеупомянутые вотчинники, а также Назаргул Айдагулов, Дюмей и Чурагул Деевы из д.Барсуково вместе со старшиной, основателем фамилии Мутиных, Мутю Янурусовым из д.Такталачуг и другими башкирами из дд.Кабан, Тлякеево отдали ясачным крестьянам Уфимского уезда в оброчное владение на 12 лет рыбные ловли в озере Закальи (Юрмалы) с платой по 1,5 руб. в год [37]. Из уже известных нам владельцев из д.Барсуково Аит Болванов, Танатар Аднагулов с другими вотчинниками-гирейцами дд.Такталачук (старшина Мутю Янурусов, сыновья сотник Темир и Амир Мутины), Кабан, Актанышбаш, Мрясево, Куяново, Азяк, Нагаево продолжали отдавать крестьянам в оброчное владение свои рыбные ловли в озерах Гарейской волости [38].
Как и прочие поселения гирейских башкир, деревня Шарип была учтена Подворной переписью крестьянского хозяйства 1912–1913 гг. Она была в Зияшевском обществе Кутеремской волости (единственное поселение башкир в Кутеремской волости, в остальных селах проживали черемисы и русские из сословия государственных и удельных крестьян, припущенников) Бирского уезда. В деревне насчитывалось 42 хозяйства, где проживали 198 башкир-вотчинников [39]. Прошедшая вскоре Всероссийская сельскохозяйственная и поземельная перепись 1917 г. показала ее как Ново-Шарипова (Козиелань) с 232 жителями-башкирами.
Коренное поселение находится в нынешнем Актанышском районе Республики Татарстан, в прошлом – в Мензелинском уезде. О демографическом развитии деревни Шарип Мензелинского уезда говорят следующие данные. В 1795 г.
в 15 домах учтены 90 башкир; в 1816 г. при 34 дворах – 189 башкир (4 двоеженца); в 1834 г. в 42 домах – 217 башкир (2 двоеженца); в 1848 г. в 40 домах – 239 башкир мужского пола.
X ревизия (1859 г.) учла эту деревню в составе 16-й юрты 18-го Башкирского кантона, здесь при 74 дворах проживало 395 жителей, все – башкиры (196 душ м.п. и 199 душ ж.п.), в том числе причисленная к Шарыпову1 в 1858 г.
из д.Зияшевой семья указного муллы из башкир Мухаметсафы Идрисова [40].
Учет в 1870 г. показал здесь при 70 дворах 433 тептяря. Учет 1902 г.
– в 102 дворах 320 душ башкир-вотчинников мужского пола. Учет 1905 г. – при 123 дворах 602 человека.
Шариповские жители – владельцы собственных общинных земель. В 1758 г. башкиры-вотчинники Гарейской волости команды старшины Кунура Мутина д.Зияшево Ибрай Кадышев, д.Тлякеево Суюндук Мутюков, д.Шарыпово Ишали Бекбаев, Мансур Азаматов, д.Мрясево Мурзакай Каспулатов с товарищами, д.Кояново Ракай Книзов с товарищами, д.Азякулево Назик Бигишаев с товарищами, д.Актаныш-Баш Давыд Рысаев отдали в аренду рыбные ловли в озере Азякуль дворцовым крестьянам сроком на 15 лет с платой по 26 руб. в год [41].
Как подтверждает история, исключительно важным для гармоничного развития общества, в том числе и этнической группы, выступает сохранение своих исторических корней, истории рода, возрождение традиций составления родословных – шежере. Эта традиция своими корнями уходит вглубь веков евразийской истории. В древней мифологии кочевых народов дерево олицетворяло род, а листья – входящих в него людей. В исторических архивах, в частности в материалах «Ревизских сказок», метрических книгах, документах о припуске и т.д., хранится масса интересной информации за предшествующие 3–4 столетия об этническом составе населенных пунктов, в том числе о селах и деревнях нынешнего Калтасинского района.
Важным элементом в структуре личностной идентификации человека, помимо информированности о своих предках, выступает и представление о принадлежности к тому или иному роду (племени) и своей этнической или национальной принадлежности. Изучение родословных, истории своего села и рода, проведение таких важных мероприятий, как народный праздник «Шежере байрам» (Праздник родословной), а также все более набирающее популярность проведение съездов (курултаев) башкирских родов способствуют процессу уточнения своих этнических корней, возрождению народа.
Указанные съезды проходят в рамках Всероссийского фестиваля фольклора «Ырыуҙар ағасы» и Года башкирской истории. 28 мая 2021 г. в районном центре – с.Калтасы состоялся съезд (йыйын) рода Гирей, который объединил делегатов Калтасинского, Илишевского, Краснокамского, Татышлинского и Янаульского районов. На гостеприимной Калтасинской земле делегаты йыйына познакомились друг с другом. Были подняты проблемы и обсуждены планы работ на будущее, выбран глава рода, а также утверждены герб и гимн рода Гирей. В рамках съезда была организована выставка декоративно-прикладного искусства, выставлена старинная бытовая утварь башкир. На выс­тавке представлены родословные – шежере семей Калтасинского, Татышлинского, Краснокамского районов.


Литература и источники

1. Асфандияров А.З., Абсалямов Ю.М., Роднов М.И. Западные башкиры по переписям 1795–1917 гг. – Уфа: Китап, 2001. – С.54.
2. Национальный архив Рес­публики Башкортостан (НА РБ). Ф.И.-138. Оп.2. Д.407 ж. Л.213–215.
3. Там же. Л.206–212.
4. Там же. Д.548. Л.562–569.
5. Там же. Д.648. Л.530–553.
6. Здесь и далее сведения по числен­ности жителей и дворов нынешнего Калтасинского района по Учету за 1870 г.
взяты из книги: Населенные пункты Башкортостана. Часть I. Уфимская губерния. 1877. – Уфа: Китап, 2002.
7. Крестьянское хозяйство Уфимской губернии: Подвор. перепись 1912–1913 гг. / Стат. отд. Уфим. губ. управы. – Уфа: электр. тип. т-ва «Печать», 1914. С.1198–1199 (ссылка на электронный ресурс: https://dlib.rsl.ru/viewer/01004180561#?page=626). (далее Подворная перепись 1912–1913 гг.)
8. Здесь и далее сведения по Всерос­сийской сельскохозяйственной переписи 1917 г. взяты из книги: Асфандияров А.З., Абсалямов Ю.М., Роднов М.И. Западные башкиры по переписям 1795–1917 гг. – Уфа: Китап, 2001.
9. НА РБ. Ф.И.-138. Оп.2. Д.407 е. Л.134–136.
10. Там же. Д.548. Л.588–591.
11. Там же. Д.648. Л.554–563.
12. Подворная перепись 1912–1913 гг. – С.1198–1199.
13. Там же. С.1222–1223.
14. Там же. С.1150–1151.
15. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана и со­предельных территорий. – Уфа: Китап, 2021. – С.213.
16. НА РБ. Ф.И.-138. Оп.2. Д.751. Л.135–145.
17. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана и со­предельных территорий. – Уфа: Китап, 2021. – С.213.
18. Подворная перепись 1912–1913 гг. – С.1190–1191.
19. Там же. С.1182–1183.
20. Подворная перепись 1912–1913 гг.
– С.1190–1191.
21. Ссылка на электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Новый_Ашит_(Башкортостан)
22. НА РБ. Ф.И.-138. Оп.2. Д.751. Л.80–85.
23. Подворная перепись 1912–1913 гг. – С.1190–1191.
24. Подворная перепись 1912–1913 гг. – С.1190–1191.
25. Здесь и далее при описании гирейских сел Барсук (Бурсык) и Шарип использованы материалы из книги: Асфандияров А.З. Аулы мензелинских башкир. – Уфа: Китап, 2009.
26. НА РБ.Ф.И.-138. Оп.2. Д.292. Л.1–15.
27. Там же. Д.468. Л.639–651.
28. Там же. Д.754. Л.676–697.
29. НА РБ. Ф.2. Д.4118.
30. Подворная перепись 1912–1913 гг. – С.1190–1191.
31. НА РБ. Ф.И.-138. Оп.2. Д.100. Л.403.
32. Там же. Д.104а. Л.57–58.
33. Там же. Д.407. Л.483.
34. Там же. Д.754. Л.502–516; Там же. Ф.172. Оп.1.Д.132.
35. Материалы по истории Баш­кирской АССР. Т.III. – М., 1956. – С.384 – 385.
36. Там же. С.417.
37. Там же. Т.4. Ч.1. С.78–79.
38. Там же. С.97.
39. Подворная перепись 1912–1913 гг. – С.1238–1234.
40. Там же. Д.754. Л.637–648.
41. Материалы по истории Баш­кирской АССР. Т.IV. Ч.1. – М., 1956. – С.163–164.

Автор:
Читайте нас: