Все новости

Поселения Шаранского района, основанные башкирскими тарханами

На вотчинной территории башкирских родовРеликтом Кыпчакской волости на р.Ик, притоке Камы, является д.Тархан (Ишей-Тарханово) современного Шаранского района Респуб­лики Башкортостан, которой владели башкирские тарханы Монашевы и их потомки. Тархан Килей Монашев владел поместьем в д.Кугарчин в Казанском уезде (с.Кугарчин нынешнего Рыбнослободского района Татарстана). Данное селение обязано своим названием башкирам родового объединения Усерган. В 1640 г. «чувашенин» [1] Казанского уезда Бакшанды Янзигитов писал царю Михаилу Федоровичу о своей тяжбе с племянником Килея Монашева, башкирским князем Карый-Кыпчакской волости Акбулатом Сулеймановым по поводу вотчин по р.Большой Ик (приток р.Сакмары): «…казанской чувашенин Ногайской дороги д.Кугарчин Бакшадейко Янзигитов новокрещен Куземка Васильев вотчина государь в Уфинском уезде по Ногайской дороге исстари отцов и дедов наших леса Наказа Большой и Малый и оброчные ловли и бобровые гоны по Ик речку а преж сего были деды наши башкирцы Уфинского уезду Усерганской волости Чертанбай…» [2]. Речь шла о вотчинах по рр.Большой Ик и Сурень на территории современного Кугарчинского и Зианчуринского районов Башкортостана, о которых спорили башкиры-кыпчаки и усерганцы.

Далее «чувашенин» Бакшанды сообщал, что «…дед и отец его вышли из Уфинского уезду в Казанский уезд до Казанского взятья и тое вотчиной владели по смерть и ясак платили в Казани…» [3]. Имя деда истца Чертанбая является искаженной формой имени князя Усерганской волости Чурапан-бия, который происходил из подразделения күгәрсен (голубь) племени Усерган. В усерганском шежере говорится: «Этот Сурабан (в оригинале Чурабан-бий چورابان بی) в то время, когда башкирский народ ходил к Ивану Васильевичу, чтобы стать его подданным, был отдан для доверия указанному хану [в качестве] аманата; после того как в городе Казани около хана прожил несколько лет, он умер. И когда Сурабан был жив, он взял себе жену из [среды] татарского населения города Казани. [Сурабан] из рода Голубь, поэтому потомство Сурабана известно под названием Голубь» [4].

Башкирским тарханам Монашевым принадлежали поместья во многих местах Казанского и Уфимского уездов – в дд.Кугарчин, Мамли, Калмия, а также в урочище Чаллы. Кроме того, они владели огромной вотчиной вдоль почти всего течения р.Кинель, пожалованной царем в 1613 г. брату Килея тархану Булату Монашеву. Однако, как писал Килей, «государевы ратные люди ходили на службу в Арзамас и брата его Булата в том походе убили черкасы в бою» [5]. Потому эта вотчина перешла к Килею Монашеву. В XVIII в. башкирские тарханы Кыпчакской волости, а также башкиры Тамъянской волости на р.Ик Казанской дороги основали ряд аулов в старинной вотчине тархана Килея Монашева по р.Кинель – Кульшарипово, Мукменево, Султангулово, Тарханы, Асекеево1, Алькино2 и др. Специальное расследование, проведенное правительственными органами в 1880 г., показало, что жители кыпчакских аулов Бугурусланского уезда приходятся родственниками башкирам аула Ишей-Тархан Белебеевского уезда, поскольку все они являлись потомками тарханов Монашевых [6].

В середине XVIII в. старшиной тарханской Кыпчакской волости на р.Ик, притоке Камы, был Заит Абдуллин, о котором упоминается в документе 1757 г. о припуске ясачных чувашей в их вотчину на р.Кинель: «Уфимского уезду Казанской дороги Кипчатской волости служилый тархан старшина Заит Абдулов с братьями своими тарханами Мухамметем, Танатаром, Самилом Абдуллиными, Усман Уразметев, Султангул Тименеев, Башир Шарипов будучи в городе Уфе от крепостных дел дали сию запись Казанской уезда Казанской дороги Осокиной сотни деревни Аксубаевой ясашным чувашам Рысаю Лякову с товарищы 20 человекам в том, что припустили мы тарханы их чуваш для владения в поселения дворами с нами вообще на старинную пожалованную прадедам, дедам и отцам нашим вотчинную землю…» [7].

Бугульминские служилые татары, продавшие землю по р.Аменек, указывали, что ее, в свою очередь, они купили «Уфимскаго уезда, Казанской дороги, Кипчацкой волости, деревни Ишай Тарханова от служилых тархан Илкея Бигешева, Москова Кадергулова, Максюта Кушаева по данному от той деревни выбору от старшины Заита Абдулова и рядовых Асекея Акметева3, Усмана Уразметева, Султангула Теменеева, Ишкувата и Муртазы Исаевых, Бешера Шерыпова, Кутлугуша Дюскеева, Аднагула Акметева, Юмилетя Шигаева и Мурата Ишалеева землю, состоящую под тою нашею Мансуркиною деревнею в нижеписанных урочищах…» [8].

Упомянутый башкирский старшина Заит Абдуллин умер в 1772 г., после чего его заместил на посту главы Кыпчакской волости Казанской дороги тархан Ишкары Арсланов, сын Арслана Сулейманова, сына Сулеймана Монашева. Последний в свое время владел поместьем в д.Чаллы Зюрейской дороги Казанского уезда [9]. Имя старшины Кыпчакской волости Заита Абдуллина, по всей видимости, носят такие селения, как Верхне4- и Нижне-Заитово нынешнего Шаранского и Туймазинского районов РБ [10]. Имя Ишкары Арсланова, тархана и пугачевского полковника, отразилось в названии с.Ишкарово Илишевского района РБ.

Примечательно, что в д.Кугарчин Казанского уезда жили не только башкирские тарханы рода Карый-Кыпчак и «чуваши» (на самом деле башкиры рода Усерган). Кроме них там также проживали башкиры Кыр-Еланской волости, о чем сообщает другое архивное дело: «Казанского уезду Ногайские дороги деревни Кугурчи чуваша Тлевлюйко Досаев да Ишмаметко Истяков во время земельного спора в 1686 г. с башкиром Кыр-Еланской волости Кучуком Бекбулатовым доказывали свое вотчинное право тем, что «они Тлевлюйко и Ишметко породные ж башкирцы, только в Казанскому уезде живучи задавнели», так как «в давних годех дед их от голоду и бедностью от ногайского разорения и от войны съехал в Казанский уезд и в Казани положили на них хлебный и денежный ясак…» Казанский «чуваш» Тлявли Досаев указывал на свое племенное родство с башкиром Кучуком Бекбулатовым: «…в прошлые де годы деды и отцы жили в той Кыриланские волости вместе с ево Кучучковым дедом и с отцом и иными Кыриланские волости башкирцы и разделили вотчину свою по Ику реке и по Сеню, и по иным многим речкам на семь жеребьев по родам» [11]. Таким образом, в ходе следствия выяснилось, что деды «ясачной чуваши Тлевлея Досаева с товарищи» в XVI в. были башкирами Кыр-Еланской волости «и в прошлых де давних годех дед их Тлевлюйкин с товарищи от воинских ногайских людей съехали в Казанский уезд…» [12]. Однако Тлявли Досаев, даже став ясачным чувашем Казанского уезда, вступал в тяжбы с башкирами-вотчинниками Кыр-Еланской волости, доказывая свое право на владение землей.

Деревня Тлявли

В XVIII–XIX вв. потомки башкир Усерганской и Кыр-Еланской волос­тей, состоя уже в сословии ясачных татар (бывших ясачных чувашей), потянулись на родину предков. Рядом с д.Ишей-Тархан существует д.Тлявли, основанная ясачными татарами в 1702 г. [13]. На наш взгляд, ее название следует связывать с ясачным чувашем и этническим башкиром («породным башкирцем») Кыр-Еланской волости Тлявли Досаевым, который прежде жил в д.Кугарчин Казанского уезда. Не сумев доказать право на владение вотчиной кыр-еланских башкир, Тлявли и его родичи остались в сословии ясачных татар, которых, по утверждению А.З.Асфандиярова, припустили к себе башкиры Канглинской волости. Интересно, что именно в этой деревне было записано предание о Бошман-Кыпчак-батыре, прототипом которого, по мнению исследователей, был знаменитый эмир Бачман, возглавивший в XIII в. борьбу кыпчаков против монголов [14]. Этот факт может указывать на то, что в число чувашей д.Кугарчин Казанского уезда попали не только усерганцы и еланцы, но также часть башкир-кыпчаков, поселившихся в д.Тлявли. Хотя не исключено, что появление данного предания в указанной деревне может быть объяснено позднейшим переселением в данное селение части жителей соседней безусловно кыпчакской д.Тархан.

Деревня Старые Тлявли или Тлявли, а также его выселки с.Кыр-Тлявли (Кир-Тлявли, Новые Тлявли) и д.Кызыл-Чулпан расположены выше д.Старый Тамьян по течению р.Сюнь. Указанная д.Тлявли, а также соседняя д.Нуреево были основаны на вотчинных землях башкир Канглинской волости. По сведениям А.З.Асфандиярова, название д.Старые Тлявли по р.Сюнь происходит от антропонима и она возникла по договору башкир Канглинской волости с ясачными татарами, заключенному в 1702 г. и возобновленному в 1750 г. С 1783 г. ясачные татары стали учитываться в сословии тептярей [15]. Эта же информация «перекочевала» в районную энциклопедию [16].
Если ревизия 1762 г. учла здесь жителей как ясачных татар (60 душ м.п.), то все последующие ревизии показали тептярей: ревизия 1783 г. – 177 душ обоего пола, 1795 г. – 193 души обоего пола. VI ревизия (1811 г.) обнаружила 124 души м.п. при 27 дворах; VII ревизия (1816 г.) – 267 (129 душ м.п. и 138 душ ж.п.) при 49 дворах [17]; VIII ревизия 1834 г. – 405 (208 душ м.п. и 197 душ ж.п.) при 49 дворах [18]; X ревизия (1859 г.) – 599 башкир из тептярей (302 души м.п. и 278 душ ж.п.) при 46 дворах [19].

Примечательно, что в этой деревне была широко распространена полигамная форма брака. Для примера, по VIII ревизии (1834 г.) 57-летний Забир Амиров был троеженцем (жены Умагани, 57 лет, Вадига, 35 лет и Хабибьямал, 32 года), его 32-хлетний сын Хабибулла – двоеженцем (жены Габида, 40 лет и Сарвизиган, 30 лет), двоеженцами были и другие мужчины деревни: Альмухамет Ермухаметов, Кильмухамет Махмутов, Абдулхалик Сали[кьев], Ишмурза Юзыкеев, Сейфутдин Хамитов, Амин Мавлютов.

В начале XX в. из коренной деревни образовался выселок, переросший в самостоятельное поселение под названием Кыр-Тлявли (сегодня Кир-Тлявли) или Новые Тлявли. В 20-х гг. ХХ в. в составе Нуреевского сельсовета был образован поселок Кызыл-Чулпан из жителей д.Тлявли, которые ранее создали артель «Кызыл Чулпан» [20].

Жители д.Тлявли сохранили память о своем башкирском происхождении. Поэтому после упразднения в 1865 г. тептярского сословия их этническая идентичность выступила на первый план. Об этом красноречиво свидетельствуют метрические книги Оренбургского духовного магометанского собрания (ОМДС). Например, в 1893 г. в д.Тлявли родился 51 ребенок (22 м.п., 29 ж.п.), все отцы которых указали себя башкирами (башҡорт باشقورط) [21]. В ходе Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1917 г. население д.Тлявли (258 дворов и 1 398 чел.) указало себя по сословию припущенниками, а по национальности – новобашкирами [22].

Ко времени первой советской переписи 1920 г. данное селение разделилось на две части – Тлявли 1-е (136 дворов и 696 жителей) и Тлявли 2-е (149 дворов и 766 жителей). Все были отмечены как тептяри [23]. С чем был связан возврат к давно утратившему всякое значение сословному имени – воспоминаниями о прошлом социальном положении и статусом припущенников, дезавуированным декретом о земле 1917 г., – сказать трудно. В любом случае он не отражал реальной самоидентификации жителей села. Говоря о сельхозпереписи 1920 г., М.И.Роднов пишет, что «записи в графе «национальность» не обязательно означают ответ самого крестьянина», так как часто «они отражают точку зрения низовых сельских элит – председателей сельсоветов, исполкомов и иных ответственных товарищей, сообщавших переписчикам, кто проживает в их селении» [24]. Таким образом, определение жителей д.Тлявли как тептярей в ходе переписи 1920 г., скорее всего, было следствием волюнтаристского решения начальства, а не собственной этнической идентификации населения.

Деревня Кугарчин-Буляк

Что касается д.Кугарчин-Буляк или Кугарчин Кыргызской волости, то само ее название указывает на то, что она была основана выходцами из д.Кугарчин Казанского уезда и, по всей вероятности, лишь позднее там поселились башкиры рода Кыргыз. Предположим, что ее основателями были «чуваши» усерганского происхождения. Время их переселения в долину Ика, притока Камы, неизвестно. По крайней мере, в середине XVIII в. эта деревня уже существовала.
В преданиях шежере усерганских башкир сохранился рассказ о сыне Чурапан-бия, который, живя в Казани, однажды решил вернуться на родину: «Достигнув юношеского возраста, он стал переносить от татарских сверстников оскорбления: «ты башкурд и недостоин есть мягкий татарский калач, носить татарские лапти и проч.». Тогда юноша расспросил хорошенько мать о своем происхождении и, получив от нее благословение, согласно воле отца, покинул навсегда Казань и отправился в Башкирию; но, не дойдя до усерганцев, поселился в нынешнем Белебеевском уезде на урочище Тымыттык, где и размножилось от него потомство нынешних кугарчинских татар, поселившихся впоследствии частью в д.Салиховой 1-й Усерганской волости Орского уезда, частью в д.Джити-Булак Кара-Кыпчакской волости Оренбургского уезда. Обе деревни носят частное название Кугарчи и при разбирательстве поземельных прав башкир признаны вотчинниками» [25]. В урочище Тымыттык узнается современное с.Тумутук5 Азнакаевского района Татарстана, расположенное недалеко от д.Кугарчи-Буляк.

Другая группа кугарчинцев (усерганцев) в XIX в., двинувшись дальше, вернулась в Усерганскую и Кары-Кыпчакскую волости, где основали деревни Кугарчи (правильно – Кугарчин) современного Кугарчинского и Зианчуринского районов РБ. Сумев доказать свое усерганское происхождение, они были выключены из сословия ясачных татар и включены в состав башкир-вотчинников. Русский этнограф Д.Н.Соколов писал об этом деле следующее: «В копии с дела по челобитью царю Михаилу Федоровичу «Башкадейки чувашенина» по претензии его на право владения «землями, рыбными ловлями, бобровыми и лисьими гонами в лесу Наказе, по Икам рекам Большому и Малому и речкам, кои в Ик впали, до Ташлы-тамака» (т.е. до устья р.Ташлы); это дело мне показывали (в копии, писанной почерком начала XVIII в.) татары д.Джитибуляковой6 [26]. Отголоски этого дела, из которого видно, что оно продолжалось еще в середине XVIII в. и что «чувашенина» звали Башкантай Азигитов, я нашел в одном документе частного архива А.А.Тимашева» [27].

Проследим динамику развития деревни по материалам ревизских сказок и прочих переписей населения. V ревизия (1795 г.) показала в деревне 85 башкир, проживавших в 10 дворах [28]; VI ревизия (1811 г.)7 – 21 душу служилых татар м.п. при 13 дворах [29], 5 душ ясачных татар м.п. при 3 дворах [30]; VII ревизия (1816 г.) – 116 башкир при 20 дворах [31]; VIII ревизия (1834 г.) – 178 башкир при 27 дворах [32]; X ревизия (1859 г.) – 332 башкира при 27 дворах [33].
Последовавшие после отмены кантонной системы управления Башкирским краем переписи населения показали существенный рост дворности деревень. Так, в д.Кугарчин-Буляково Учетом населения 1870 г. было обнаружено 77 дворов, где проживало 427 башкир и 33 татарина [34]. Проведенная в течение 1912–1913 гг. подворная перепись населения показала в д.Кугарчин-Буляк Заитовской волости следующий состав жителей: 961 жителю из башкир-вотчинников принадлежало 172 хозяйства, 127 жителям из татар-припущенников – 21 хозяйство [35].

По подсчетам М.Роднова в д.Кугарчино в 1920 г. в 220 дворах проживали 1221 башкир, в 3 дворах – 11 русских [36]. Сведения о численности и этническом составе населения свидетельствуют о том, что между 1773–1800 гг. количество ясачных татар уменьшилось с 59 до 5 душ м.п. Кроме того, из ревизских материалов исчезли тептяри. Это можно объяснить лишь истечением срока договорных условий о припуске и нежелании одной из сторон продлевать его. Поэтому большинство ясачных татар и все тептяри оставили Кугарчин-Буляк.

Подавляющее большинство населения деревни – башкиры. Данный вывод подтверждают метрические книги ОМДС. В 1893 г. здесь родилось 37 детей (18 м.п., 19 ж.п.), идентичность отцов которых выразилась следующим образом: 31 чел. назвали себя башкирами (башҡорт باشقورط), 5 – «ясашными» (ясашнуй ياصشنوي), 1 – указным имамом [37]. В 1883 г. жители д.Кугарчин-Буляк основали д.Камышлы в нынешнем Бакалинском районе [38]. В советский период истории д.Кугарчин-Буляк уменьшалась: в 1989 г. здесь проживало 325, в 1999 г. – 313 [38], в 2010 г.
– 200 жителей [39].


Деревни Тархан, Каразыбаш, Нижний Заит

Деревня Тархан (или Ишей-Тархан) на р.Сюнь, как говорилось выше, имеет непосредственное отношение к башкирам рода Карый-Кыпчак, к тарханскому клану Монашевых. Башкиры этой деревни состояли из тарханов (несли только военную службу, других повинностей в пользу казны не выполняли) и рядовых ясачных башкир. К III ревизии 1762 г. в деревне зафиксированы также ясачные татары (24 душ м.п.) и тептяри (7 душ м.п.). Кроме того, тарханами были припущены безземельные башкиры, часть которых приобрела землю путем покупки, а часть осталась припущенниками. В 1795 г. в д.Тархан было учтено 10 дворов башкирских тарханов с 32 мужчинами и 26 женщинами, 13 дворов тептярей с 34 мужчинами и 25 женщинами [40]. VIII ревизия (1816 г.) взяла на учет д.Тархановой Белебеевского уезда 84 башкира (46 душ м.п. и 38 душ ж.п.) при 9 дворах [41], среди жителей отмечены Монашевы. Это семья 63-летнего Абдулкарима Заитова сына Монашева, а также, по всей видимости, семья 43-летнего Юлдаша Заитова. В деревне в этот период также зафиксировано несколько тептярских семей (42 души м.п.) [42]. Отдельно учтена 3-хдворная д.Тархан, где проживало 10 душ м.п. и 7 душ ж.п., которая относилась к команде тептярского старшины Абдрашита Тугуева [43].

Из 12 семей башкир д.Тархан 5 семей в 1832 г. основали д.Новотарханово в Бугурусланском уезде Оренбургской губернии. Среди ее первопоселенцев были Таймас Султыев, сыновья Абдулкарима Заитова, Зиганша Сулейманов, Юлдаш Заитов [44]. В подтверждение этого можно привести документ от 30 декабря 1880 г., когда состоялось «расследование по жалобе башкирских тарханов Монашевых д.Старой Кульшариповой, не согласных с признанием в качестве их совотчинников башкир дд.Тархановой, Мукменевой и Новой Кульшариповой».

В ходе расследования выяснилось, что: «…в) Общество башкир-вотчинников дер.Тархановой просители Манашевы и Сулейманов считают припущенниками исключительно только на том основании, что они до IX ревизии жили в Белебеевском уезде и только в позднейшее время поселились в деревне Тархановой на делимой даче. Между тем из дела видно, что башкирцы эти суть потомки Килея Манашева, которому дана ввозная грамота 1726 г., подтверждающая права Килея на земли, отданные в 1721 г. в родню убитого в бою родного брата его Булата Манашева за службы государству. Родственная же связь башкир общества деревни Тархановой с Килеем Манашевым доказывается указом бывшей канцелярии Оренбургской экспедиции от 15 марта 1735 г. за №127 / в деле лист 304 / и родословною, утвержденною Бугурусланским уездным судом; на основании которых предписанием Оренбургского генерал-губернатора от 16-го октября 1832 г. за №1540 / лист в деле 313 / было дозволено им переселиться на праве вотчинников из дер.Ишей-Тархановой Белебеевского уезда «на принадлежащия им вотчинные земли Кипчатской волости», где они с того времени и пользуются правами полных вотчинников, участвуя даже совместно со всеми др.» [45].

В 1834 г. очередная ревизия отметила две деревни Тархан Белебеевского уезда, отстоящих друг от друга на расстоянии 5 верст. В первой из них, находившейся в 75 верстах от центра уезда Белебея, в 35 дворах проживало 255 башкир и тептярей, 9 мишарей обоего пола. Она имела 2 водяные мельницы, 40 ульев. Во второй д.Тархан, находившейся в 80 верстах от Белебея, имелось 8 дворов, а в них – 33 башкира. Они владели одной мельницей и 10 ульями. Как видно из материалов X ревизии (1859 г.), 8 дворов этой деревни объединяли несколько башкирских семей, в которых было 96 чел. (45 душ м.п. и 51 душа ж.п.). В одном дворе числились две мишарские семьи братьев Мухаметханафи и Мухаметлатыпа Феткуллиных, причисленные в 1858 г. из д.Тюркаевой 6-й юрты XXI кантона: их было 6 душ м.п. и 10 душ ж.п. В остальных 18 дворах числилось 264 тептяря (129 душ м.п. и 135 душ ж.п.), в числе которых, по всей видимости, были башкиры-припущенники. Итого в д.Тарханово по последней ревизии было учтено 376 жителей (180 душ м.п. и 196 душ ж.п.) при 27 дворах [46].

По данным Учета 1870 г. в д.Тархановой «при р.Сюни» уже 85 дворов, в которых проживало 428 жителей-башкир. Согласно метрическим книгам ОМДС, в 1893 г. увидели свет 34 ребенка (23 м.п., 11 ж.п.), отцы которых определились следующим образом: 20 чел. назвали себя тептярями, 6 – башкирами (башҡорт باشقورة), 3 – солдатами, 2 – мишарями, 1 – муэдзином, 1 – без указания идентичности [47]. Лица, указывавшие себя в метриках башкирами, скорее всего, являлись вотчинниками, а те, кто обозначил себя в качестве тептярей, были башкирами-припущенниками.

Подворная перепись 1912–1913 гг. зафиксировала в д.Тархановой 834 жителя тептярей, которым принадлежало 157 хозяйств [48]. Именно поэтому в ходе Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1917 г.
все 899 жителей (156 дворов) д.Тарханово назвали себя новобашкирами [49]. По сведениям М.Роднова, по переписи 1920 г. в д.Тарханова Кичкиняшевской волости при 151 дворе проживали 862 башкира и в 7 дворах – 39 татар [50]. Школа в деревне открылась в 1932 г, до 1939 г. писали на латинице (яналиф). Первый колхоз «Тархан» организован в 1930 г., в апреле 1957 г. деревня вошла в состав совхоза «Шаранский» [51]. Всесоюзная перепись населения взяла здесь на учет 235 жителей; Всероссийская перепись населения 2010 г. – 174 жителя.

К северу от районного центра на р.Шаран находится д.Каразыбаш, жители которой являются выходцами из д.Тархан. В 1921 г. они переехали на место Каразинского хутора, принадлежавшего Блюменталю из г.Белебей. Первыми поселенцами были Гуссаметдин и Насыр Галлямовы, Муллаислам Хасанов, Нигматулла Гиниатуллин, Закир Шакиров, Хази Хуснутдинов, Ахметшарип Хисамутдинов, Ахунзян Мухаметьянов, а также Хисал, Султан и Габдрауф Саитгареевы. Они организовали артель «Работник» и начали заниматься земледелием [52]. В 1939 г. здесь проживало 158 чел., в 1989 г. – 67 чел., в 2010 г. – 74 чел.
Как мы упоминали выше, название деревни Нижний Заит (Нижнезаитово), по всей видимости, связано с именем старшины тарханской Кыпчакской волости Заита Абдуллина. Эта деревня расположена при небольшой речке Чекен в долине реки Ик. По договорной записи от 1 января 1783 г.

башкиры Кыргызской волости припустили тептярей [53]. Однако из них 30 ясачных татар жили здесь с 1771 г. Затем они стали тептярями. О развитии Нижнезаитово рассказывают материалы ревизий и переписей.
III ревизия (1762 г.) взяла на учет в этой деревне 60 душ башкир и 56 душ тептярей обоего пола.VII ревизия (1816 г.) [54] обнаружила при 26 дворах 145 башкир [55] и отдельно 2 тептярские команды, в первой из которых в 22 дворах числилось 100 тептярей [56], а во второй при 2 дворах – 9 тептярей [57]. В башкирской (вотчиннической) части деревни взяты на учет потомки основателя деревни – Урманай Заитов (1737–1814), а также его сыновья Зайнагабдин, 45 лет, (его сыновья [Минлигул], 6 лет, и Минлигали, 3 года) и Мухаметша, 23 года, (его сын Минливали, 1 год).

Отметим также проживавшего здесь другого долгожителя – Ногая Араптанова 73-х лет. Проживавший в деревне походный есаул Алибай Буранов 34-х лет был двоеженцем (жены Хабибьямал, 32 года и Гульзямал, 30 лет). Троеженцами в башкирской части деревни были Ибрагим Мендияров, 68 лет (жены Гульзавира, 50 лет, Хамида, 45 лет и А[птык]и, 40 лет), Аднагул Темиров, 72 года, (жены Сагида, 65 лет, Хабиба, 40 лет и Мухибьямал, 18 лет). VIII ревизия (1834 г.) взяла на учет в Заитовой при 41 дворе 219 башкир [58], в 2 дворах 9 тептярей [59] и при 10 дворах 114 служилых татар [60].

X ревизия населения (1859 г.) застала Заитово в составе 15-й юрты XX Башкирского кантона, тогда в 41 дворе проживали 369 башкир и в 28 дворах 221 тептяр [61]. Таким образом, учтенные более ранними ревизиями служилые татары оказались в составе тептярей. Поэтому потомки служилых татар в метриках указывали себя просто тептярями, а не «тептярями из башкир».

Как видно из материалов указанной ревизии, в 1858 г. семья башкира Гайнана Хисматуллина была переведена в д.Какырбашево8. В тот период должность указных мулл в деревне исполняли башкиры Ахметзян Кильдияров (1816–1857 гг.) и Ибетулла Кильдияров – сыновья Кильдияра Медиярова, который ранее также исполнял должность указного муллы. После отмены в 1865 г. кантонной системы управления Башкирским краем произошел рост дворности в башкирских и мещерякских аулах. В д.Нижнее Заитово к Учету населения 1870 г. было зафиксировано 114 дворов, в которых проживало 625 башкир. Здесь имелись мечеть и училище, работали 8 водяных мельниц.

К первой советской переписи населения (1920 г.) д.Заитово – центр одноименной волости Белебеевского кантона. Здесь в 220 дворах было учтено 1 213 башкира, в 111 дворах – 566 тептярей и в 2 дворах – 9 русских [62]. Метрические книги ОМДС уточняют картину этнического состава с.Нижне-Заитово, делившегося на две махалли. В 1893 г. в приходе 1-й мечети родилось 28 детей (13 м.п., 15 ж.п.), отцы которых следующим образом выразили свою идентичность: 23 чел. назвали себя башкирами (башҡорт باشقورط), 5 – новобашкирами (яңы башҡорт ينكي باشقورط) [63]. В приходе 2-й мечети в указанный год родилось 30 детей (14 м.п., 16 ж.п.), 18 отцов назвали себя башкирами, а 12 – тептярями [63]. Из этого следует вывод, что тептяри башкирского происхождения назвали себя новобашкирами, а потомки служилых татар – просто тептярями.

В советский период истории жители этой деревни, как и большинства сел и деревень Шаранского района, стали учитываться как татары. В 1989 г.
здесь проживало 853 жителя, учтенных как татары; в 2002 г. – 785 жителей, преобладали башкиры; в 2010 г. – 690 жителей.

Литература

1. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф.1173. Оп.1. Д.94. Л.4.
2. Там же. Д.86. Л.5.
3. Башкирские шежере / сост., пер., введд. и комм. Р.Г.Кузеева. – Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1960. – С.80, 260.
4. Национальный архив Республики Башкортостан (НА РБ). Ф.И-2. Оп.1. Д.6402. Л.22–28 об.
5. НА РБ. Ф.И-10. Оп.1. Д.1328. Л.263–266.
6. Государственный архив Оренбургской области (ГА ОО). Ф.6. Оп.3. Д.7384. Л.21.
7. ГА ОО. Ф. Оренбургская крепостная контора. Д.696. Записные книги г.Оренбурга 1779 г. Л.13 об.–14 об.
8. НА РБ. Ф.И-2. Оп.1. Д.6402. Л.22–28 об.
9. Материалы по истории Башкирской АССР. T.IV. Ч.I. Экономические и социальные отношения в Башкирии и управление Оренбургским краем в 50–70 гг.
XVIII в. / сост. Н.Ф.Демидова. – М.: Изд-во АН СССР, 1956. – С.186, 197, 249, 250.
10. РГАДА. Ф.1173. Уфимская приказная изба. Оп.1. Д.909. Л.1–12.
11. Азнабаев Б.А. Башкирское общество в XVII–первой трети XVIII вв. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. – С.164–165.
12. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. – Уфа: Китап, 2009. – С.238.
13. Башкирское народное творчество. Т.2. Предания и легенды / сост. Ф.А.Надршина. – Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1987. – С.507.
14. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. – С.238.
15. Край родной, навек любимый. Муниципальный район Шаранский район Республики Башкортостан. Энциклопедическое издание по истории района (авт-сост. Миннигалиев Н.Х.). – Уфа: «Мир печати», 2011 (далее – Край родной…). – С.30.
16. НА РБ. Ф.И.-138. Оп.2. Д.97. Л.53–57.
17. Там же. Д.154. Л.332–347.
18. Там же. Д.511. Л.243–261.
19. Там же. Д.731в. Л.615–655.
20. Край родной… – С.31.
21. НА РБ. Ф.И-295. Оп.9. Д.779. Кн.207.
22. Там же. Ф.473. Оп.1. Д.1246.
23. Роднов М.И. Крестьянство Белебеевского уезда по переписи 1920 года: этнический состав. – М. ИЭА РАН, 2009 (далее Роднов М.И. Указ. соч.). – С.87.
24. Роднов М.И. Указ. соч. – С.14.
25. Бикбов Ю.С. Башкурды. Материалы по истории башкирского народа. – // Оренбургская газета. 1899. №№762, 765, 768, 771, 773, 777, 789; Бикбов Ю.С. Башкурды. Материалы по истории башкирского народа. – // Ядкяр. 2002. №3. – С.65–66.
26. Соколов Д.Н. О башкирских тамгах // Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып.XIII. – Оренбург: Типо-литография П.А.Порхунова, 1904. – С.37.
27. Здесь и далее численность жителей и дворов по ревизии 1795 г. и Всероссийской переписи населения 1917 г. берутся из книги: Западные башкиры по переписям 1795–1917 гг. Асфандияров А.З., Абсалямов Ю.М., Роднов М.И. – Уфа: Китап, 2001.
28. НА РБ. Ф.И-138. Оп.2. Д.147. Л.277–278.
29. Там же. Л.446.
30. Там же. Д.151. Л.88–91.
31. Там же. Д.512. Л.84–94.
32. Там же. Д.732. Л.151–172.
33. Здесь и далее сведения по учету населения за 1870 г. берутся из книги: Список населенных мест. Ч.I. Уфимская губерния. 1877. – Уфа: Китап, 2002.
34. Крестьянское хозяйство Уфимской губернии: Подвор. перепись 1912–1913 гг. / Стат. отд. Уфим. губ. управы. – Уфа : электр. тип. т-ва «Печать», 1914. – С.1716–1718 [Электронный ресурс].: https://dlib.rsl.ru/viewer/01004180561#?page=626). (далее Подворная перепись 1912–1913 гг. )
35. Роднов М.И. Указ. соч. – С.62.
36. НА РБ. Ф.И-295. Оп.9. Д.779. Кн.309.
37. Край родной… – С.57.
38. Здесь и далее сведения по переписи 1989 г., а также сведения на 1 янв. 1999 г. даны по: Административно-территориальное устройство Республики Башкортостан. Справочник. – Уфа: Издательство «Башбланкиздат», Уфимский полиграфкомбинат, 1999 (информация по Шаранскому району на с.333–338).
39. Сведения по Всероссийской переписи населения 2010 г. взяты из: Численность и размещение населения Республики Башкортостан по данным Всероссийской переписи населения 2010 года. Статистический сборник. – Уфа, 2013.
40. РГАДА. Ф.1355. Д.929.
41. НА РБ. Ф.И-138. Оп.2. Д.151. Л.206–209.
42. Там же. Ф.172. Оп.1. Д.69.
43. Там же. Ф.И-138. Оп.2. Д.154. Л.648–650.
44. Там же. Д.513.
45. НА РБ. Ф.И-10. Оп.1. Д.1328. Л.263–266.
46. НА РБ. Ф.И-138. Оп.2. Д.731б. Л.470–490.
47. НА РБ. Ф.И-295. Оп.9. Д.779. Кн.205.
48. Подворная перепись 1912–1913 гг. – С.1636–1637.
49. Западные башкиры по переписям 1795–1917 гг. / А.З.Асфандияров, Ю.М.Абсалямов, М.И.Роднов. – Уфа: Китап, 2001. – С.515.
50. Роднов М.И. Указ. соч. – С.87
51. Край родной… – С.83.
52. Там же. – С.72.
53. Малоизученные источники по истории Башкирии. – С.116.
54. НА РБ. Ф.И-138. On.2. Д.151. Л.81–83.
55. Там же. Д.154. Л.459–467.
56. Там же. Д.149. Л.309–311.
57. НА РБ. Ф.И-138. On.2. Д.512. Л.54–66.
58. Там же. Д.510. Л.438–439.
59. Там же. Д.507. Л.280–284.
60. Там же. Д.732. Л.115–150.
61. Роднов М.И. Указ. соч. – С.62.
62. НА РБ. Ф.И-295. Оп.9. Д.779. Кн.316.
63. Там же. Кн.317.

Читайте нас: