Все новости

«Как я изучал свою родословную»

В последние годы традиция сбора и сохранения информации о предках, о древе рода – шежере переживает второе рождение. Отрадно видеть, что люди интересуются прошлым и даже открывают новые, ранее малоизвестные факты. Беседа с известным в республике экспертом экотуризма, организатором клуба путешествий «Авантюра» Артуром Алакаевым – тому доказательство.

– Артур, скажи, пожалуйста, как ты пришел к мысли, что необходимо знать свою родословную? С какими трудностями пришлось столкнуться при поиске информации?
– Мне еще с детства хотелось узнать, как появилась моя фамилия Алакаев и историю своего рода. Поэтому, сколько помню себя, всегда расспрашивал деда и других родственников о прошлом, о наших предках. По большей части их истории оказались недостоверными, но в них все же была информация, на основе которой в дальнейшем я смог начать свои генеалогические изыскания.
Первым делом я составил свое древо до прапрадеда Алакаева Сабирь­яна, его помнил мой дед Алакаев Анвар. Таким образом, получилась цепочка: Алакаев Артур – Алакаев Раиль – Алакаев Анвар – Алакаев Муллаян – Алакаев Сабирьян.
Даты рождения до Муллаяна были известны. А вот год рождения прадеда Муллаяна я обнаружил на могиле на фамильном кладбище, куда в течение XX века хоронили Алакаевых. Прадед Муллаян родился в 1892 году и жил в деревне Шариповка (Благовещенский район Башкортостана). Где он родился, мне подсказали родственники. Оказывается, Алакаевы переехали из Буздякского района, часть из них жила там до 1980 года, возможно, живет и сейчас. Мне еще предстоит их разыскать. Быть может, они прочтут это интервью и отзовутся.
На этом этапе поиск предков на какое-то время прекратился, так как я не знал, где дальше искать информацию.
– Зная тебя, я думаю, ты на этом не остановился. Что послужило толчком в возобновлении поисков?
– В 2007 году Национальный архив РБ оцифровал и выложил в открытый доступ часть так называемых ревизских сказок. Я начал активно искать предков в этом архиве, опираясь на сведения, которые мне удалось добыть ранее. Нашел некоего Иксана Алакаева. Стал смотреть информацию по нему. Самым интересным фактом, о котором говорится на сайте ufagen.ru, было то, что семья Иксана Алакаева – одна из четырех семей, основавших Буздяк.
Иксан Алакаев и его сыновья в Буздяке упоминаются в ревизских сказках 1816 и 1834 гг. Одного из сыновей звали Якупом. Отчество у моего прапрадеда Алакаева Сабирьяна было Якупович (вспомнила одна из пожилых родственниц). Таким образом, в моих генеалогических исследованиях появилась призрачная тоненькая ниточка, которая могла привести меня к более конкретным результатам. Однако нужно было установить более точное возможное родство.
В следующей переписи населения – ревизской сказке 1859 года в Буздяке Алакаевы уже не упоминаются. Я начал искать их в других населенных пунктах и не нашел.
– Вы не пробовали искать в других источниках?
– Параллельно я вел поиски всех известных родственников на сайте «Память народа», там опубликованы данные о гибели или наградах участников Великой Отечественной войны. Нашлось много записей о сыновьях Муллаяна и его брате. Местом их проживания указаны две деревни: Шариповка (Благовещенский район) и Ново-Богады (Буздякский район).
Обратившись вновь к сайту ufagen.ru, обнаружил, что поселение Ново-Богады появилось в середине XIX века и просуществовало до середины XX века.

Алакаев Муллаян с женой Гульгиной

– Кстати, многие башкирские деревни возникли в период 1834–1859 годов после указа губернатора Оренбургской губернии (в состав которой тогда входили земли башкирского казачьего войска) о сокращении летних кочевий (джайляу). Как правило, они назывались по имени первого переселенца или наиболее знатного и уважаемого жителя деревни. Не думал искать в этом направлении?
– Мысль интересная. Конечно же, поработаю и в этом направлении. Так вот, о возникновении поселения Ново-Богады. Имея новый задел данных, я снова стал искать в ревизских сказках 1859 года поселение Ново-Богады. Но такового в них не было, зато были Богады (Бугады). И в Богадах нашелся Якуп, правда, не Алакаев, а Иксанов. То есть, его отчество записали как фамилию. Как мне позже объяснили специалисты, это была довольно распространенная практика в то время. Кроме Якупа, здесь оказались и многие другие родственники, указанные в ревизских сказках 1834 года по Буздяку.
Дальше у меня было два пути продолжения поисков – либо самому идти в республиканский архив и работать там, либо обратиться к специалистам, которые смогут помочь мне в этом деле. Первый вариант требовал много свободного времени в будние дни, которого у меня не было. Поэтому я выбрал второй вариант – обратился к специалисту Руслану Масагутову.
Первым делом он указал мне на упоминание моих предполагаемых предков в одной из книг серии истории башкирских родов «Канглы». Этому роду принадлежала территория современного Буздякского района. В этой книге и была приведена перепись поселения Ново-Богады 1917 года. В списке были указаны Алакаев Сабирьян Якупович и его семья. Чтобы уточнить данные о семье, мы заказали данные переписи от 1917, 1920 и 1926 гг.
В них оказались Сабирьян, Муллаян и другие известные и неизвестные мои родственники по линии Алакаевых.
Кроме того, в книге о роде Канглы упоминается и Иксан Алакаев с сыновьями, в том числе и Якуп, который, по данным другой переписи, жил в Богадах. Но что еще более важно, в книге были приведены и другие документы, например, договоры по земельным отношениям, где также значится башкир Алакай (Аликай) Тохтаров (Тактаров).
Тогда я попросил Руслана Масагутова разыскать копии и других документов по тем же земельным делам, которые указаны в книге по истории рода Канглы. И в этих документах мы нашли список башкир-вотчинников, в том числе Алакая Тохтарова, и даже его тамгу. Однако не все было гладко с результатами поисков. Оставались некоторые слабые моменты, типа тех же документальных подтверждений родственной связи линии: Иксан – Якуп – Сабирьян – Муллаян. Ведь, несмотря на многочисленные совпадения, эти связи могли быть просто случайностью. Подходящими документами могли быть метрики, в которых, например, могло быть указано место и год рождения прапрадеда Сабирьяна и его родителей. Годом рождения Сабирьяна Алакаева предположительно являлся 1858 год.
Мы заказали копии метрик по Богадам за 1858 год. Надо отметить, что все метрики того времени написаны на фарси. С переводом очень помог Винер Ахмадуллин. Но в данных метриках упоминания о рождении Сабирьяна Алакаева мы не нашли. Тогда решили заказать метрики за 1859 и 1860 годы, так как могли быть неточности в документах. Но их, к сожалению, в архиве не оказалось.
Следующим моим шагом стал заказ метрик за 1880–1882 годы. В эти годы предположительно должна была быть свадьба Сабирьяна Алакаева. Но и в них не оказалось информации о нем. Была еще надежда на метрику за 1892 год. Ведь по данным, найденным ранее, именно в этот год родился сын Сабирьяна – Муллаян. Получили документ, качество которого гораздо выше, чем у предыдущих метрик. И, несмотря на использование фарси, сами бланки с надписями были уже на русском языке. Например, «О родившихся в 1892 году». Лист с родившимися в этот год был всего один. Именно его и перевел нам Винер Ахмадуллин.

– И, как я понимаю, нашлись-таки задокументированные данные о прямой родственности твоего предка Сабирьяна Алакаева с прадедом Муллаяном?
– Да, именно так. В этот раз повезло, я получил всю информацию, которую хотел, и даже чуточку больше. В частности, в документе указывается, процитирую: «Мулладжан родился 2 марта. Его отец Сабирджан сын Якуба Ихсануф. Мать башкирка Амина Альхаят Исламгулова. Отец матери Мухаммадали». То есть, связь Иксан – Якуп – Сабирьян – Муллаян Алакаевы доказана документально, кроме того, стали известны мать и дед Муллаяна.
В итоге у меня все же получилось узнать реальную историю возникновения своей фамилии и построить ветвь предков примерно до 1700 года. Предки (Алакай Тохтаров) оказались башкирами-вотчинниками из рода Актау-канглы, владевшими землями на территории современного Буздякского района Башкортостана. Все это подтверждено земельными документами.
Кроме того, историк Адик Зайнуллин нашел информацию о дате смерти Алакаева Иксана, а также документы, в которых указано, что Алакай Тохтаров был сотником башкирского казачь­его войска.
– Он, получается, и стал родоначальником фамилии Алакаевых?
– Да, именно от Алакая и пошла фамилия Алакаевых.

Тамга Алакая Тохтарова

– Как восприняли ты и твои родственники новость о том, что вы на самом деле по происхождению вовсе не татары, а башкиры, да еще к тому же из сословия казаков-вотчинников, основателей Буздяка?
– Насчет того, что мы – потомки казаков-вотчинников, осознание, скорее всего, еще не пришло. Мои родители, дед и прадед в переписных книгах записаны татарами, хотя в более ранних документах – до 1920 года Алакаевы указаны как башкиры. С чем связаны такие изменения и забвение своих корней в моей семье, я не знаю. По одной из версий, таким образом в начале двадцатого века по разным причинам у нас практиковалось сокрытие своего сословного происхождения. Не стоит забывать, что царская империя была сословным государством. И у каждого сословия в этом государстве были свои обязанности и своя роль. Может быть, мои предки пошли по этому пути для того, чтобы уцелеть в новую эпоху. Думаю, дальнейшие мои поиски дадут ответы на этот и другие вопросы.
– В результате всей этой работы над шежере возникло ли некое чувство ответственности перед прошлым, перед предками, перед той землей, на которой они когда-то жили?
– Я, наверное, понимаю, о чем ты. Появился, можно сказать, повышенный интерес к истории именно нашего края. Ответственность может появиться лишь в том случае, если есть возможность повлиять на что-то. Эти возможности, к сожалению, сейчас сильно ограничены. Именно эти мысли, кстати, привели к необходимости посещения Буздякского района. И в частности тех мест, где находились Ново-Богады.
Мы с женой съездили в селение Старые Богады. Осмотрели два кладбища и пообщались с местными жителями. Про Алакаевых никто там ничего не слышал. Про Новые Богады тоже никто ничего не слышал и не помнил. Тогда мне в голову пришла мысль просмотреть старые карты этих мест. Мы с женой просмотрели множество карт от XVII до XXI века, но не нашли Новых Богадов.
Помог историк Адик Зайнуллин, один из составителей книги о башкирском роде Канглы. Он нашел информацию о том, что Новые Богады и Богады (Старые Богады) находились в разных сельсоветах. И что, по данным 1896 год, здесь находилось около четырех дворов.
После этого поиски упростились, стало известно другое название села и его примерное местоположение. На старых картах Генштаба мы нашли урочище Новобогады и располагающееся рядом кладбище.
Мы с женой снова съездили в эти места. В результате полевых поисков нашли местоположение кладбища. Оно заросло большими деревьями и плотным кустарником. Удалось найти две могильные ограды без табличек. Заброшенное кладбище находится посреди засеянного поля. И создается ощущение, что этот островок с каждым годом становится все меньше. Могилы эти, я уверен, моих родственников, так как никто кроме них в Новобогадах не жил. Есть большая вероятность, что где-то здесь и захоронен мой прапрадед Сабирьян Алакаев.
И место деревни Ново-Богады нашлось, там также сейчас ничего нет, просто поле. Но эта удручающая картина не повод останавливаться, так ведь? Сейчас вот думаем, как сохранить всю ту информацию, что была собрана мною, чтобы она не пропала через какое-то время, может даже через несколько поколений моих потомков.
– Расскажи об исследовании генеалогической ветки по линии бабушки со стороны отца.
– После того, как изучил, насколько это было возможно, основную ветку рода Алакаевых, я начал направлять свои усилия на изучение остальных ветвей общего генеалогического древа. В частности, на еще одну башкирскую ветвь – Хамидуллины.
Как и в случае с Алакаевыми, родственники Хамидуллины тоже считались до последнего времени татарами. И только благодаря архивным документам удалось выяснить, что их предки являлись также башкирами-вотчинниками. Скорее всего, из рода Дуван. Но к этому повороту мы были готовы и этот факт ни у меня, ни у родни не вызвал удивления.
Моя бабушка со стороны отца Венера Султановна родилась и какое-то время жила в деревне Ихсаново (ныне это Чекмагушевский район РБ), а потом переехала в Уфу. Она 1936 года рождения, а дед Султан – 1908 года рождения. Кстати, нашел информацию на него как на Хамидуллина Султангарея Салимгареевича, красноармейца, на сайте «Память народа», там же указана и его дочь Венера.
По рассказам двоюродного брата бабушки Раиса, весь род Хамидуллиных был всегда связан с военной службой. Что опять-таки подтверждается архивными документами. Отец Венеры Султангарей (есть фото, где он в военной форме) пропал без вести во время Великой Отечественной войны. Прадед Салим жил в 1884–1965 гг. Согласно метрике 1908 года деревни Ихсаново, Султанкарай (очень похоже на Султангарей) родился четвертого сентября. Мать Кабира, отец Салимгарей (похоже на Салим), дед Хамидулла (указано: отец Салимгарей, сын солдата Хамидуллы). По рассказам Раиса, Салимгарей тоже воевал, но на русско-японской войне.
По документу прадед Хамидулла, 1844 года рождения (по переписи 1917 года он Хамидулла Ибатуллин (сын основателя фамилии) – 73 года, башкир, его сын (Салим) – 33 года, сын – 21 год, сын – 17 лет, сын – 14 лет, жена – 73 года, дочь – 20 лет, дочь – 13 лет, сноха – 21 год, внучка – 5 лет. Это подтверждает год рождения Салима (1884). Основатель фамилии Ибатулла, 1808 года рождения, был юртовым сотником, его отец Девлет – из команды старшины Ихсана Баязитова.
В ревизских сказках 1834 года нашел его в деревне Ихсаново: Ибатулла, 26 лет от роду, у него имеется новорожденный сын Габдулла. Хамидулла отмечен в ревизских сказках 1859 года.
Отец Ибатуллы – Фейруз, 1776 года рождения. Числится в ревизской сказке 1834 года в Ихсаново. Еще он и его дети числятся в именном списке урядниками и казаками 12-го Башкирского кантона с указанием сколько им от роду лет, времени вступления в службу, времени последней командировки и сколько раз были на службе за 1843 год. Ибатулла Фейрузов, 39 лет, время вступления в службу – 1824 год, был три раза на службе. Его брат Ибиниамин Фейрузов, 41год, время вступления в службу – 1822 г., три раза был на службе. По данным ревизской сказки 1834 года, он – юртовый сотник.

Древо рода Алакаевых

– Отец Фейруза Девлет упоминается в томе «Дуван» из многотомника истории башкирских родов?
– Да, в томе «Дуван» я нашел интересный документ. В нем, в частности, написано, что: «В 1782 г. башкирский старшина Ихсан Баязитов и его товарищи дозволили поселиться в Дуванейской волости переселенцам из Пензенской губернии». Текст договора следующий: «1782 года июня 8 дня мы Уфимского наместничества Бирской округи Казанской дороги Дуванейской волости Рысмекеевой тюбы деревни Ихсановой команды старшины Ихсана Баязитова башкирцы Заит Рысмекеев да Егофер Абдюшев, Мавлют Абдюшев, Искендер Заитов, Хабибулла Баязитов и Девлет Ибрагимов на доставшуюся от предков наших владеную из платежа ясака землю припустили Пензенской губернии Краснослободской округи деревни Ардеевой служилых татар в деревню Ихсанову Муртазу Курмаева, Гайсу Мурсалимова, Ханука Мусина, Нугашевых тремя дворами, да в деревню Расмекееву Исламкая Гаслекова, Аюкая Ибрагимова, Габдуллу Ибрагимова и Хурамшу Ногаева, Абдулбахтиных для общего сожитья и сами по малолюдству в наших деревнях жителей всего семи дворами жительствовать с нами. Мосты мостить, подводы гонять, старосты содержать, пашню пахать, сено косить, бревна рубить, хмель щипать, сетьми рыбу ловить как им, так детям и наследникам их обще с нами владеть вечно из платежа нам башкирцам с каждого двора на год оброку по десять копеек, из которых мы взяли за поселение с каждого двора денег по десять рублей. Отделившимся ж от них сыновьям и от братьев братьям платить оброку нам башкирцам по десять копеек, а когда мы башкирцы переселимся селением на другое место, то им припущенникам с нами обще не переселяться, а предостаться в тех написанных деревнях и более семи дворов людей к жительству не допускать. Случающиеся по всем жительствующим о земле понеже убытки иметь вообще где и написаться им по ревизии всем указом не противни будет до написания впредь от крепостных дел записи. А сие договорное письмо в случае ж недостатку сенных покосов косить за Белою рекою во уверение чего и тамги свои приложили, а именно: Заита Рысмекеева, Егофера Габдюшева, Искендера Заитова, Хабибуллы Баязитова, Девлета Ибрагимова, Мавлюта Габдюшева. Во уверение чего старшина Ихсан Баязитов волостную печать и руку приложил».
– Я знаю, что твои родственники проходили генетический ДНК-тест. Что он показал?
– Мой троюродный брат Алакаев Рустем сделал анализ ДНК в московской лаборатории на определение рода и происхождения. Оказалось, что нашими далекими предками являлись ираноязычные племена из Анатолии. В школьных учебниках истории мы их всех помним под названием печенеги.
Еще этот анализ подтвердил, что Алакаевы происходят из башкирского рода Актау Канглы. Нашелся и род родственников – Кинзекеевых. Их предки, также как и Алакаевы, являются основателями Буздяка. Кинзекеевых сегодня очень много в Буздякском районе. Кроме них, благодаря ДНК-анализу, обнаружилась связь с родом Зайнуллиных, к которому принадлежит историк Адик Зайнуллин.
Знакомство с ним оказалось очень полезным. Адик обладает обширными знаниями в области генеалогии и конкретно – истории рода Канглы. Он подарил мне книгу, посвященную истории нашего рода. И у меня впереди большие планы по изучению своей родословной.
Беседовал Ильдар Атауллин.
Читайте нас: