Все новости

ВСЕЙ ДЕРЕВНЕЙ ПРОТИВ НАТО

С первых дней начала специальной военной операции жители рес­публики оказывают всестороннюю поддержку тем, кто сегодня на передовой. В числе самых активных – кигинцы. Предприятия, организации, общественники каждые два-три месяца отправляют бойцам гуманитарный груз. Если учесть, что в Кигинском райо­не проживает всего 17 тысяч человек, масштабы этой деятельности впечатляют. «Не бывает маленькой или большой помощи. И даже маленькая деревня, объединившись в желании помогать, может сделать многое», – считает глава администрации Кигинского района Зухра Гордиенко (на момент подписания номера стало известно, что она назначена и.о. министра предпринимательства и туризма Республики Башкортостан. – Ред.).Неравнодушие и отзывчивость – вот качества, которые сегодня демонстрируют кигинцы.

ВСЕЙ ДЕРЕВНЕЙ ПРОТИВ НАТО
ВСЕЙ ДЕРЕВНЕЙ ПРОТИВ НАТО

Юкалекулевский боец

Пожалуй, в районе нет ни одного населенного пункта, откуда не было бы участника СВО. Сейчас на фронте находятся более 230 ребят, 44 из них – мобилизованные. С добровольцем Вадимом Нусратуллиным с позывным «Босой» из деревни Юкалекулево удалось пообщаться во время его отпуска. За плечами бойца – многие годы работы в сфере образования. В 1990-м он окончил Сибайское педагогическое училище, после армии начал работать в Юкалекулевской школе учителем труда и черчения. До выхода на заслуженный отдых трудился в школе, потом – оператором газовой котельной.
Вадим Владикович признается, что поехать на фронт он хотел еще год назад, но детям было непросто отпустить отца «за ленточку».
– Со временем семья приняла мое решение, и в октябре прошлого года я заключил контракт. 24-го числа подписал все необходимые документы, а уже 1 ноября состоялась отправка, – рассказывает он. – Из Кигов нас было двое, к сожалению, попали в разные места.
Из Уфы добровольцев отправили в Екатеринбург, где их обучили основам военной подготовки – правильная стойка, хват оружия, оказание медицинской помощи себе и т.д. Через неделю полетели в Ростов-на-Дону, оттуда сразу – на полигон в направлении Бердянска. Там продолжили обучение.
– Была зима. Хоть и жили в палатках, было тепло, иногда даже жарко – обогреватели выполняли свою работу на отлично. Каждый день преодолевали расстояние по восемь километров – шли на стрельбище. После двухнедельного обучения нас распределили по частям и отправили на линию фронта, – вспоминает Нусратуллин. – Воочию увидев, что происходит «за ленточкой», я еще раз убедился в правильности своего решения. Как могу остаться в стороне, когда огонь на себя принимают молодые ребята, ровесники моего сына?
Первое боевое задание кигинца было в декабре. Непростой стала и вторая задача. Группе было поручено эвакуировать из поля боя раненых и погибших.
– Поскольку я хорошо ориентируюсь в местности (вот где пригодились навыки учителя черчения!) в ночное время, в группу включили и меня. Ночь, грязь, слякоть. На преодоление одного километра уходило четыре часа. Выносили ребят на носилках, поэтому слаженность в действиях была очень важна: споткнется один – упадут и остальные. По ночному бездорожью прошли пять километров. Было сложно, но мы справились, – рассказывая о боевых товарищах, попавших под удары противника, он незаметно смахивает слезу.
Во время выполнения боевой задачи под Работино в Запорожском направлении его ранило и самого: после взрыва получил ушиб груди и перелом ребра. Несколько недель лечился в госпиталях Владикавказа, Феодосии. Особенно впечатлила потрясающая природа Феодосии:
– Госпиталь расположен у самого побережья. Открываешь балкон, а там – Черное море, крики чаек... – говорит мой собеседник. – Лечили хорошо – быстро на ноги поставили, и условия прекрасные. После госпиталя отправили на месяц домой, на реабилитацию.
Интересуюсь, встречал ли там, на передовой, земляков. Оказалось, ребят из Башкортостана было не очень много, зато нашел новых товарищей. Среди них – дагестанцы, кабардино-балкарцы.
– Хорошие ребята, через многое вместе прошли – ходили на задания, обустраивали быт. В вопросах питания проблем не возникало, бывало, и сами готовили. В поселке, где жили, познакомился с земляком из Дюртюлинского района. Оказалось, что уже многие годы живет там, есть у него и маленький магазинчик. Держит коров, продает мясо, так что имели возможность иногда готовить домашнюю еду, – поделился Вадим Владикович. – Хочу также поблагодарить всех, кто оказывает посильную помощь фронту, гуманитарная помощь очень выручает!
Кигинскому бойцу есть что сказать тем, кто, последовав его примеру, собирается заключить контракт.
– Главное – хорошая физическая подготовка. Уделяйте внимание своему здоровью – чтобы глаза хорошо видели и уши хорошо слышали. Также важно умение ориентироваться в местности, вовремя скрыться – чтобы не рисковать жизнью. А еще – чтобы рядом друзья были надежные, – сказал он на прощание.
Символично, что к выполнению боевых задач Вадим Нусратуллин вернется 9 Мая – в День Победы. Желаем ему отслужить с честью и скорее вернуться в мирную жизнь. И пусть в его жизни случится южный отдых с семьей: Феодосия и балкон с видом на море...


«Если нужно, буду подавать патроны»

Несмотря на будни, в районном Дворце культуры было многолюдно. Здесь развернули целый цех по изготовлению маскировочных сетей. Одни режут ленточки, другие плетут, третьи обрабатывают края. Словом, все при деле.
Впервые кигинцы попробовали плести масксети в 2022 году. «Первопроходцами» стали ветераны – «серебряные» волонтеры.
– Опыт пришел со временем. В работе мы использовали футбольные, волейбольные сети, пробовали разные схемы, смотрели мастер-классы в интернете. Техника плетения маскировочных сетей не сложная, но трудоемкая, требует внимания, усидчивости, – рассказывает председатель совета ветеранов Людмила Николаевна Лукманова. – В зону СВО сети сначала отправляли через Союз женщин республики, теперь периодически доставляются грузы прямиком из района. У нас люди неравнодушные, собираются по первому звонку.
Большую помощь оказало нотариальное сообщество северо-восточной зоны республики. На их средства (собрали более 200 тысяч рублей) с октября прошлого года изготовлено 120 сетей.
Дина Сайфуллина, нотариус Кигинского района, занимается не только организационными моментами, но и сама овладела мастерством плетения сетей.
– Мои коллеги делают все возможное, чтобы помочь военнослужащим в зоне СВО. Для закупки материалов был открыт отдельный расчетный счет, на который добровольно перечисляют пожертвования. Очень благодарны общественной организации «Масксети.Щит.Уфа» и лично руководителю движения Зиле Фаттаховой. Будучи в Уфе, я обратилась к ней и попросила помочь, поскольку не имели представления, с чего начать, где закупать материалы, в каком направлении двигаться. Они пообещали помочь, и в ближайшее время приехали в Кигинский район. Это было в начале октября. С собой привезли одну сетку и материалы, наглядно все показали и обучили тонкостям изготовления масксетей. Так и начали потихоньку плести: сначала – одну, потом – вторую, третью. Со временем приноровились, теперь можем сплести с закрытыми глазами, – рассказывает Дина Ураловна. – А во время новогодних каникул пригласили всех желающих в районный Дом культуры. Народ у нас дружный, неравнодушный, откликнулись многие. Жители района и сами оказывают посильную помощь: собрав 50 тысяч, изготовили еще 30 сетей.
Для маскировочных сетей кигинцы используют спанбонд. Этот материал не пропускает влагу, легкий и прочный, невидим для тепловизоров. Сети, изготовленные вручную, на фронте очень востребованы. Они, в отличие от фабричных, не распознаются оптическим прицелом. Оптика дрона считывает повторяющиеся рисунки магазинных сетей, а плетущие вручную мастерицы включают импровизацию и делают разные сегменты разными лентами.
– Наши сети с «сюрпризами». Когда их заворачиваем, внутрь кладем приятные мелочи – влажные салфетки, полотенца, сигареты, – присоединяется к разговору волонтер Ирина Николаева. – Что касается размера, востребованы большие сети, 10-метровые. Ими можно укрыть технику и блиндажи от дронов-камикадзе. Те, кто ходит сюда постоянно, могут сплести такую сеть за два-три дня. Работу организовали в три смены: с десяти утра и до обеда, а также с обеда до вечера заняты в основном пенсионеры, а с шести вечера приступают те, кто днем работает, их мы называем «ночной лигой».
Ирина Ризеевна по профессии парикмахер. А еще она возглавляет общественную организацию «Близкие и родные участников СВО». Все, что происходит сейчас в тылу и на фронте, находит живой отклик в ее сердце: в 2022 году был мобилизован брат, а совсем недавно записался добровольцем муж Николай.
– Муж составил контракт на три года. 1 апреля подписал документы, 4 апреля его уже призвали. Сейчас он под Донецком. Наш 14-летний сын Лев очень ранимый мальчик, все близко к сердцу принимает. Когда отец известил о своем решении, он спросил: «Папа, тебе что, здесь плохо живется?» и попросил назвать хотя бы одну весомую причину, почему уезжает на фронт. Муж ответил: «Чтобы вы, мои дети, в дальнейшем могли жить под мирным небом». У нас трое детей – Яна, Лев и Лана. Они с пониманием относятся ко всему, что происходит, вместе со мной помогают плести сети. Я и сама в случае необходимости готова поехать в зону СВО – помогать мужу или брату. Если нужно, буду подавать патроны, – самоотверженности и храбрости кигинских женщин можно только позавидовать!
Супруги Рафаэль и Лилия Гизатуллины всю жизнь работали в торговле, сейчас – на заслуженном отдыхе. Однако покой им только снится: в Дом культуры они ходят как на работу. Рафаэля Камиловича кигинцы с большим уважением называют местным Кулибиным – руки у него золотые. Недавно смастерил станок для резки лент, что очень облегчил процесс.
– Ленты для маскировочных сетей раньше резали ножницами, а это процесс трудоемкий, энергозатратный: сначала режешь вручную, а потом их разматываешь. А с этим станком дело идет в разы быстрее: нужно лишь вставить бобину и крутить. Можно и шуруповертом пользоваться, но мы крутим его вручную, как мясорубку. Станок хоть и простой, пришлось переделывать несколько раз. Ножи по высоте регулируются, можно менять их положение, – рассказывает он. – Там же наши ребята, не чужие. Поэтому в силу возможностей будем стараться приблизить победу.


Предприниматели – всегда в деле

Во время непростых испытаний мы все объединяемся ради общего дела. Каждый – в меру сил и возможностей: делом, советом, деньгами… Кто-то плетет сети, кто-то варит свечи, вяжет носки, ремонтирует машины, покупает технические средства. И в такие моменты необходим человек, который взял бы в свои руки организационные моменты и координирование действий. Наталья Ли, председатель Союза предпринимателей Кигинского района, руководитель обособленного подразделения «Мой бизнес», руководитель коворкинг-центра PROспект, возложила на свои плечи эту нелегкую миссию.
– В первое время мы не совсем понимали, в какой последовательности действовать и что именно отправлять в качестве гуманитарной помощи. Нами двигала одна цель – помочь бойцам. Когда я бросила клич нашим предпринимателям, все откликнулись. Кто-то помог финансово, кто-то – продуктами, стройматериалами, запчастями. Когда произошла частичная мобилизация, закупили каждому мобилизованному наборы вещей – все, что может понадобиться в дороге. Затем с главой администрации района Зухрой Маулитбаевной съездили на место слаживания, посмотрели, как обустроились наши ребята, увидели, чем они обеспечены, чем нет. Если в первое время помощь собирали по своему разумению, то потом начали исходить из потребностей бойцов. Сейчас сначала все изучаем, анализируем, только потом заказываем. Например, я внимательно изучила виды спальных мешков – какие из них лучше, удобнее, качественнее, какому наполнителю отдать предпочтение, – рассказывает Наталья Геннадьевна. – Многие поставщики отдают товары без наценки, некоторые даже бесплатно. А какие активные у нас пенсионеры, столько пар перчаток и носков отправили! В интернете научились вязать двупалые «снайперские» варежки – весьма удобная вещь в зимние морозы. Рукодельницы уверены, что солдатам очень нужны любовь и тепло от всех, кто ждет их дома. Недавно отправили травяные чаи ребятам. Купили фильтр-пакетики, расфасовали и положили в вакуумные мешочки. Словом, стараемся все продумать, чтобы ребятам было удобно.
Наталья Геннадьевна в Верхние Киги переехала в 2012 году – вышла замуж за местного парня. Как человек, долгое время живший в Москве, она обратила внимание на особенность сельчан. По ее словам, здесь люди отзывчивее и доброжелательнее, никогда не оставят с бедой наедине.
– К общему делу подключились общественные организации района, мы с ними всегда на связи. В тесных отношениях и с волонтерами Мечетлинского, Салаватского, Белокатайского районов. К слову, если раньше собрать предпринимателей на какое-либо мероприятие было сложно, теперь они сплотились в единый кулак: не только финансово помогают, но и сами ездят с гуманитарной помощью в зону специальной военной операции, – сказала в заключение Наталья.


Вместе строят надежный щит

Единый порыв в стремлении помочь землякам не вызывает особого удивления по той простой причине, что руководит районом человек, который на собственном примере показывает, как это важно – поддержать в трудный час. Зухра Гордиенко побывала в зоне СВО уже шесть раз – лично отвозила гуманитарную помощь.
– Каждый человек, кто хоть раз туда съездил, понимает, что такое война. Мы здесь живем в «сахарном» мире – все не так и все не то. Представьте, каково тем, чьи дома бомбят, уничтожают все, что нажили, стирают с лица земли родину? Если ты руководишь районом, а у тебя ребята там, на передовой, разве можно остаться безучастной? Мне хватило одной поездки, чтобы все понять. Помню, приехали ночью, земляки радостно встретили на бронированной машине со словами: «Зухра апай, мы повезем вас к себе!» Заселились в маленькую избушку в полупустой деревне. Легли спать. На рацию директора РДК Кигинского района, который до этого отправился воевать добровольцем, постоянно приходят сигналы: «Птичка! Птичка!»1 Он выходит каждые пять минут, чтобы посмотреть – нет ли прилета, не кружат ли «Бабы-Яги»2? И так в течение месяца – ни сна, ни отдыха. А утром деревню окутал такой туман – будто и нет войны. Однако это лишь эйфория – от взрыва снарядов под ногами трясется земля, и ты понимаешь, что в любой момент в тебя может попасть осколок. Знаете, в такие моменты сердце сжимается, умирать всегда страшно. А каково молодым, кто еще не успел пожить? – поделилась она. – Поэтому здесь, в тылу, стараемся сделать то, что нам под силу. В штаб имени М.Шаймуратова, организованного специально для сбора гуманитарной помощи при социальных центрах «Семья», несли все, что по наитию считали нужным. Для первой отправки собрали тысячу пар носков и мыла. Наши ребята даже шутили: «Закидаем ВСУ носками!»
После первой поездки в Красный Луч, который находится под шефством нашей республики, Зухра Маулитбаевна собрала группу молодых активных предпринимателей и предложила организовать совместную поездку.
– В марте 2023 года выехали на трех машинах. Маршрут был сложный: начиная с Антрацита до города Токмак Запорожской области. В течение двух суток встречались с бойцами из Башкортостана и не только: на встречу выходили мобилизованные из разных областей, командиры воинских частей. Так наша команда больше прониклась проблемами бойцов, стало больше понимания, что действительно необходимо парням. Башкирские воины на хорошем счету, особенно деревенские. Командиры хвалят их не только за мужество, но и за то, что могут справиться с любым делом: они роют окопы, строят блиндажи, ставят бани, разжигают костер, охотятся – то, что для городских жителей кажется чем-то из ряда вон выходящим, для наших – в порядке вещей, – с гордостью рассказывает Гордиенко. – С каждой поездкой количество волонтеров увеличивается. Однажды к нам присоединилась министр ЖКХ республики Ирина Голованова.
Со дня начала специальной операции Кигинский район организовал 26 поездок с гуманитарной помощью, из них девять – в зону СВО. Сплетено и отправлено более ста маскировочных сетей, подготовлено более двух тысяч окопных свечей, оснащены и переданы 22 автомобиля, две бани, два прицепа, 12 тепловизионных прицелов, пять приборов ночного видения, два дрона с управлением, коллиматорные и оптические прицелы, рации, быстрозаряды, спальные мешки, аптечки, предметы личной гигиены и т.д.
Кроме этого, кигинцы отвозили гуманитарную помощь и в места дислокации будущих бойцов – в Нижний Новгород, Самару, Елань.
– Когда едем по линии фронта, заранее делаю маршрутный лист, обозначаю остановки. Предварительно пишу, где и во сколько будем. Ребята знают точки, где мы встречаемся. Даже если нет персональной посылки от родных, для солдат подготовлены 60-70 универсальных подарков. Красный Луч, Северодонецк, Новоайдар, Луганск, Макеевка, Донецк, Первомайск, Стаханов, Мариуполь, Бердянск – где только мы не были! Очень благодарна тем, кто всегда поддержит и подставит надежное плечо – предпринимателям Павлу Садахметову, Вильдару Кадырову, Ильясу Усманову, Альберту Фаррахову, моему заместителю Петр Рудневу и многим другим. С ним мы прошли, как говорится, огонь и воду. Хочется обратить внимание на то, что во время таких поездок не тратим ни грамма казенного бензина. Где-то сами заправляем, где-то – на собранные деньги. К слову, мама погибшего на СВО бойца дала 70 тысяч рублей на горючее, – рассказывает глава администрации района, для которой специальная военная операция стала некой лакмусовой бумажкой: люди поделились на тех, кто помогает, и на тех, кто проявляет равнодушие. – Война это самое страшное, что может случиться. Я не мужчина, но, если понадобится, готова идти служить, чтобы помочь нашим выживать – медсестрой, например. У меня есть и позывной – «Апай».
Анализируя нынешнюю ситуацию, Зухра Маулитбаевна невольно провела параллель с Чернобыльской катастрофой – крупнейшей техногенной аварией.
– Мы – жители одной большой страны. Когда случилась та страшная трагедия, никто не сказал, что Чернобыль от нас далеко. Все понимали: нужно ограничить радиоактивное загрязнение окружающей среды. Поэтому все жители необъятного Советского Союза поехали строить саркофаг, чтобы радиация не дошла и до наших населенных пунктов. Коли уж сегодня случилась беда, нужно действовать как тогда – сообща, и построить надежный щит-саркофаг, чтобы уберечь от последствий, – подытожила она разговор. – Кстати, жителями нашего района собрано более двух миллионов рублей в поддержку земляков, что еще раз доказывает: главное – желание помогать.

Вадим Нусратуллин приехал  на малую родину после ранения.
Кигинцы отправили землякам более ста маскировочных сетей.
Ирина Николаева активно включилась в волонтерское движение.
Станок для резки лент оказался кстати!
Наталья Ли успешно координирует сбор помощи.
Зухра Гордиенко с бойцами-земляками.
Вадим Нусратуллин приехал на малую родину после ранения.
Автор:Раиля ГАЛЕЕВА, «Ватандаш»
Читайте нас: