Вдохновила нас Гульдар Бирганова, заместитель главного редактора газеты «Башкортостан», она же волонтер общественной организации «Масксети.Щит.Уфа». Мы пришли с ней в цех, который находится на остановке «Дом печати» и, соответственно, так и называется (все наименования – с привязкой к местности, чтобы желающим прийти и помочь легче было соориентироваться. – Авт.). А их в Уфе только 12, по всей республике – 70.
Цех представляет собой небольшое помещение, где установлены рукодельные станки. На один из них накинули сеть с размером ячеек 50х50 мм. Это и есть основа для нашей будущей маскировочной сети. Миловидная женщина невысокого роста принесла охапку тканевых полос со словами:
– Тем, кто умеет вязать, научиться плести особого труда не составит.
Она – главный человек здесь, координатор цеха Люция Тураманова. Вместе с Гульдар они показали нам процесс работы, объяснив схему плетения. «Раз клетка, два клетка и поворачиваем...». Узор называется «Кобра», как потом объяснили, он используется в сетях, предназначенных для маскировки блиндажей. А вот узор «G» хорош для укрытия военной техники.
Без лишних слов приступаем к работе. Конечно, не все получилось сразу...
– Гульдар, посмотри, что я не так делаю?
– Люция Таяровна, где я допустила ошибку? – то и дело мы обращались за помощью к мастерам. Но, как говорится, глаза боятся, руки делают. Где-то на 9-10-й ленточке пальцы как будто сами начали находить нужные ячейки, создавая ровный узор.
– Все у нас по стандартам Министерства обороны: и ткань, и узоры, и размеры сетей, – ввела в курс дела Люция Таяровна. – Начинали мы с ткани оксфорд, но он отцвечивает, поэтому перешли на спандбод – легкий, достаточно плотный и водонепроницаемый.
Говоря о стандартах, координатор не преувеличивает. Так и есть. Например, ячейки в сетке обязательно должны быть квадратными (не ромбики), сама сетка на разрыв должна выдерживать 30 кг/силы.
Что касается тканей, оказывается, почти любая ткань, когда смотришь на нее через приборы ночного видения, светится. Кто бы мог подумать: особенно ярко и нарядно при этом выглядят наши любимые хлопчатобумажные ткани! Вот почему важен выбор материала – он обязательно должен быть несгораемым. Важно и принцип плетения, слишком плотно сплетенное изделие создает тень, а это может привлечь внимание противника.
Исходя из того, что сетка должна максимально имитировать естественный природный фон, чтобы скрыть от противника позиции наших ребят, военную технику, выбираются ткани натуральных цветов. Зеленый, серый, коричневый, песочный – для весны и лета, желто-коричневые оттенки – на осенний период и белый – в зимнее время. Из воинских частей иногда даже присылают фотографии ландшафта, чтобы исполнителям легче было определиться со цветом.
– Ткани в бобинах закупаются на деньги спонсоров в Санкт-Петербурге и Краснодаре. Они поступают в центральный логистический центр в Уфе, затем распределяются по цехам. Сети изготавливаются согласно заявкам, – Люция показывает большой список заказчиков, в числе которых воинские части, комитеты ветеранов, администрации районов и т.д. с указанием количества необходимых изделий, срока готовности и цвета.
Цех «Дом печати» начал работать в марте прошлого года. В основном сюда ходят женщины-пенсионеры, работают в три смены. В день, по словам Люции Таяровны, удается сделать четыре-пять сетей размером 3 на 6 метров. Сама она отвечает за обеспечение цеха материалом, ведет работу с заявками, отвечает за своевременную отправку готовых сетей по адресам, проводит обучение волонтеров.
– Наш руководитель – ровный, спокойный человек, умеет всех заряжать на позитив, – так отзываются о ней волонтеры.
А меня интересует, как же ее семья относится к тому, что ее практически не бывает дома.
Люция Таяровна смеется.
– Дочь моя учится в Москве. А муж смирился. Более того, сам помогает: деньгами, чтобы купить материал, сколотил вот эти станки своими руками. Когда он звонит, обычно спрашивает: «Ты на работе?» Да, для всех это теперь моя работа.
С будущим мужем она познакомилась во время работы в научно-производственном объединении «Буринтех». В 2015 году Люция Таяровна ушла с предприятия по болезни матери, а потом вышла на пенсию. С началом СВО с головой окунулась в волонтерскую деятельность, помогая таким же, как она сама, активным людям стать добровольцами.
– Всю зиму ездила к нам на обучение Гузель Калачева из Авдона. Теперь она открыла точку по плетению сетей в своем поселке. Я очень рада, что нам с однокурсницей Лилей Исхаковой удалось запустить цех в моем родном селе Байрамгулово Учалинского района. Материалами эти точки я обеспечиваю сама.
Люция Таяровна готова долго рассказывать о своих «девочках».
Действительно, история каждого волонтера достойна внимания. Велора Камалетдинова, к примеру, раньше работала помощником прокурора. В прошлом году вышла на пенсию. Когда свободного времени стало больше, она начала думать, где бы приложить свои силы, чтобы помочь военной операции. В сентябре пришла в цех. Сыну Владимиру Шункину 29 лет, находится в зоне СВО, служит в мотострелковой роте. Ветеран боевых действий, участвовал в контртеррористических операциях на Кавказе. Два раза побывал в отпуске. Поэтому Велора из первых уст знает, насколько необходимы сети.
В разговоре с ней обозначилась еще одна посильная для волонтеров задача: эшелонирование медицинской аптечки. Так называют распределение медицинского снаряжения в обмундировании солдат. Разделяют три эшелона. В медикаменты первого входят жгут, ИПП (индивидуальные перевязочные пакеты) и шприц-тюбик с обезболивающим, предназначенные для остановки кровотечения в случае ранения, они должны находиться в самом доступном месте. Состав второго чуть шире, он носится на правом боку, его достают в более безопасном месте для спасения жизни раненного. Третий эшелон – самая большая аптечка, куда входят таблетки, мази и прочие вещи, применяемые в лечении разных заболеваний.
Вот что поведала Велора:
– Набор специальных аптечек я спрашивала в аптеках, искала в Озоне, Валдберисе. Готовых наборов нигде нет, их надо было собрать и сформировать. Я тогда обратилась за помощью к своему начальнику Рустаму Зубаирову, с которым десять лет работали вместе. Он все организовал, и я смогла через сына отправить «эшелоны» в зону СВО.
Возможно, Велора не вспомнила бы эту историю, если бы в момент нашего общения в цех не заглянул сам Рустам Ринатович, прокурор Октябрьского района города Уфы. На этот раз он принес деньги для закупки материала и горячие пироги к чаю.
Налицо яркий пример того, до какой степени волонтерство заразительно. Сделал доброе дело, хочется еще и еще. На прощании Рустам Ринатович пообещал, что всем коллективом будут еще оказывать помощь.
За чаем с гостинцами от прокуроров продолжаем знакомство.
Маргарита Садыкова ходит в цех с ноября прошлого года. По образованию – педагог-психолог. Временно не работает, зато сюда приходит три раза в неделю.
– У меня дед был портным, шил военную форму. Второй дед – блокадник. Вот эта память, наверно, не дает сидеть спокойно, – говорит она. – Процесс плетения – это же своего рода медитация, увлекает, успокаивает. Возле моего дома есть еще одна волонтерская организация, называется «Шьем для наших». Там мы шьем толстовки, нижнее белье. Сюда далековато ездить, но бросить девочек тоже не могу.
– Мы здесь как одна семья, – поддерживают разговор женщины.
Вспоминают самого старшего волонтера Валентину Ивановну Феоктистову, которая сейчас находится в больнице. Ей 76 лет.
– Несмотря на перенесенный инсульт, ни одного дня не пропускала.
– Она ведь еще ходит с палочкой. Мы ей говорим, скользко на улице, посидите дома, но она ни в какую!
А еще сюда приходят семьями. Винарис Хасанов, инженер-строитель в прошлом, в первый раз пришел с женой. Однажды, когда многие активистки заболели, ему пришлось одному нарезать ткань на полоски. И тогда его осенило, надо срочно что-то придумать, чтобы ускорить процесс, иначе он может подвести вязальщиц. Так появилось устройство, которое в считанные минуты разрезает целый рулон материала, освобождая несколько пар рук для плетения. Получается, что в производственном процессе есть место и для творчества с фантазией, вот и стараются общими усилиями сделать больше и лучше.
– А вы к нам на субботники и праздники приходите, у нас очень весело бывает, – говорят мне женщины. – Мы работаем, поем, чай пьем.
Я слушаю женщин, а у самой на глаза наворачиваются слезы. Ведь наверняка у всех есть дома дела, заботы (у кого их нет!), а они, вот, умудряются успевать, и успевают. Потому что понимают, что их руки нужны здесь. Фактически никто их не звал, не агитировал, все пришли сами: кто-то с конкретной целью помогать, кто-то с некоторой неуверенностью, а кто-то, может быть, даже из любопытства. Но все остались, и многие теперь ходят сюда как на работу. Довелось услышать от одной из моих собеседниц такие слова: «Здесь плохих людей не может быть». Так и есть! Сюда приходят – чтобы поделиться своей любовью и теплом. А, как писал один поэт, «Того, что я приобретаю, отдавая, никто у меня не отнимет».
В разгар нашей работы в цех приехали за готовыми изделиями. Председатель Морского собрания Буздякского филиала Рамил Лукманов и его заместитель Урал Зиганшин скоро должны выехать в зону СВО с гуманитарным грузом, они заранее заказали маскировочные сети для бойцов полка «Башкортостан». Повезут еще газовые баллоны, антисептики, препараты от мышей, продукты, воду, влажные салфетки. Для Рамиля Лукманова это будет уже десятая по счету поездка.
– Народ активно поддерживает земляков на передовой, – говорит он. – Только возвращаемся, начинают приносить необходимые вещи для солдат, просить никого не приходится.
С появлением мужчин в цехе начинается оживление, потому как их здесь хорошо знают. Год назад они привозили сюда волонтеров из Буздякского района на обучение, затем открыли в своем райцентре производственную точку по изготовлению маскировочных сетей. Им есть что обсудить.
А пятнадцать маскировок сегодня отправляются по своему назначению, чтобы защищать наших солдат: спрятать их позиции от вражеских дронов, лишить противника ориентировок. Их там ждут, они там очень нужны.
Мы завершаем свою работу. Получилось очень даже достойно, не скажешь, что дело рук новичков. Люция Таяровна передает наше изделие для оплетки (так называют процесс усиления краев сети шнуром) Людмиле Михайловне.
– Молодцы! Масксетей много не бывает, это большой расходный материал, – написал в ответ на мое сообщение вечером друг нашей редакции, боец по прозвищу «Уршак» из отряда «Ватан».
В чате цеха в Телеграм-канале знакомлюсь со сводкой дня: размещены фотографии сетей под номерами 474, 475, 476, 477. И еще вижу сообщения от желающих присоединиться: «Девочки, можно более точный ваш адрес? Хотела подойти, помочь», «Вечером до скольки работаете?» Итак, каждый день. И не только в цехе «Дом печати». Повторюсь: таких цехов в Уфе – 12, в республике – 70.
«Масксети.Щит.Уфа» узнаваем на фронте. Об этом сообщают бойцы из зоны СВО, говорят волонтеры, которые возят гумконвой. Известны и имена героев, которые сподвигли огромное количество людей на этот самоотверженный труд. Это женщины-подруги из Уфы Зиля Фаттахова и Надежда Сикачина.
– Когда началось СВО, я места себе не находила. Надо было что-то делать, – говорит Зиля Фаритовна. – Мне кажется, многие пережили сложный момент переосмысления своей роли, своего назначения в те дни. Не давала покоя мысль, а где мое место в новых сложившихся условиях, я же тоже должна защищать свою страну, наше будущее, нашу культуру.
Позвонила Наде, она сразу поняла и поддержала меня. В первое время мы помогали беженцам с Украины, оказывали им гуманитарную помощь. Потом до нас дошла информация о том, что в зоне СВО нужны маскировочные сети. Мы не знали, как она делается. Стали интересоваться, изучать. Открыли первую точку на ХБК (название остановки, ХБК – хлопчатобумажный комбинат. – Авт.) и методом проб и ошибок начали работать. Дальше – больше. Писали письма, встречались с главами администраций, искали помещения, собирали людей, проводили мастер-классы.
Зиля Фаттахова объездила почти всю республику, когда начали выходить на связь из районов с просьбой помочь наладить производство масксетей. Помещения и частично оборудование на бесплатной основе предоставили администрации муниципалитетов, предприниматели, спонсоры помогают с материалами.
Поездки по районам руководитель организации совмещает с просветительской деятельностью среди школьников.
– Сегодня важно выиграть в СВО и не проиграть войну за души, за мировоззрение молодого поколения, – говорит Зиля Фаритовна. – В рамках проекта «Вместе мы сила» рассказываем школьникам, как сегодня важно быть патриотом, жить в одном ритме с родной страной. Показываем фильмы из цикла «Киноуроки. Человеческие ценности». Для кого-то это может стать толчком к пробуждению души, первым шагом в духовном развитии.
Слушаю ее, сама мысленно благодарю Всевышнего за то, что у нас есть такие люди, которые глубже чувствуют, острее переживают, больше видят и больше делают.
– Она за день успевает проделать массу дел, оставаясь при этом очень спокойной. В ее руках как будто все происходит само собой, – так отзываются о ней волонтеры.
– Человек большого сердца, она умеет сплачивать, – вторят другие.
Сама же Зиля Фаритовна считает, что «без Нади ничего бы не получилось. Мы разные, но мы – одно целое. Я больше занимаюсь организационными моментами, у нее лучше получается бухгалтерия. Друг без друга мы бы ничего не смогли сделать».
«Масксети.Щит.Уфа» сегодня представляет собой многопрофильную сеть, в которой две красивые женщины выполняют самые сложные задачи: ищут поставщиков, собирают деньги для закупки, выстраивают логистику, распределяют заказы по цехам, организовывают работу в филиалах. Одна выгрузка фуры материала чего стоит! Отдельно стоит отметить работу по обучению новых волонтеров в районах: насколько она многогранна и трудоемка.
– Мы бы не справились, если бы не строжайшая дисциплина в организации, – говорит моя собеседница. – Цеха должны быть всегда открыты, есть кого кем заменить в случае необходимости, мы быстро можем скооперироваться, если поступает большой заказ.
А еще у нее есть сплоченная команда: Инна Калиниченко, Люция Тураманова, Олеся Галимова, Зубайда Гаязова, Гульнара Юферова… Зиля Фаритовна не скрывает, что в последние годы круг ее общения кардинально изменился. «Сегодня рядом со мной истинные друзья. Не просто друзья, а духовные сестры и братья».
Сейчас волонтеры кроме маскировочных сетей изготавливают костюмы «Леший», накидки «Невидимка» и иные специальные средства оборонного назначения. В ближайшее время планируют освоить новое направление маскировки – противотепловизионные покрывала. В планах открыть точки изготовления маскировочных сетей в микрорайоне Сипайлово и в поселке Нагаево под Уфой, пока решается вопрос помещения.
С октября 2022 года «Масксети. Щит.Уфа» отправила на специальную операцию около 12 тысяч маскировочных сетей. В денежном выражении это более 20 миллионов рублей. Но важнее всего, конечно же, тысячи спасенных жизней солдат. Зиля Фаритовна дает мне послушать звуковое сообщение. «Здравствуйте, – говорит мужской голос. – Только что брат вышел на связь, он благодарит за ваши сети, которые вы отправили им. Номера я уже не помню. Они помогли 5-й роте доставаловцев не понести потери. Реально они спасли жизни многих бойцов. Именно этот цвет, эта раскраска, это плетение очень сильно помогли, огромное спасибо вам. Они преклоняются перед вами. Это дорогого стоит. – Голос слегка дрожит. – Это несравнимо ни с какими деньгами… Мне приятно было это слышать… У меня тоже нет слов... Я передаю вам слова командира роты: «Вы самые лучшие люди на свете».
Насколько важно и нужно то, чем они занимаются, Зиля лично убедилась во время поездки на передовую с гуманитарным грузом. Бойцы встретили волонтеров как самых родных людей, благодарили за большой труд и доброе сердце. «Всего 1800 км до той черты, где четко начинаешь понимать и чувствовать очень важные вещи, – поделилась она потом на своей странице в соцсетях. – Взаимовыручка, каждодневный подвиг солдат, любовь к своей земле… Я везу домой этот пряный запах любви к Родине, это самое святое, это то, что не купить и не отнять. Это то, что было и будет в каждом моем дне!»
«Я уезжала одним человеком, приехала другим»,– написала после участия в форуме Народного фронта «Все для Победы!», который прошел в городе Тула в феврале этого года. Как руководитель самой крупной волонтерской организации в Башкортостане, была приглашена на встречу волонтеров с Президентом РФ В.В.Путиным.
На сегодняшний день «Масксети. Щит.Уфа» превратилась в массовое народное движение, как это было в годы Великой Отечественной войны. Конечно, наши бабушки не плели маскировочные сети, но по вечерам вязали носки и варежки, шили шапки, сушили курут. И сейчас в деревнях женщины режут лапшу, тушат мясо для консервирования, плетут маски. И пока живы в народе традиции, его не победить!
А у неутомимой труженицы назревают новые проекты, она ставит перед собой новые задачи, которые требуют новых решений. И ее взрослые дети в этом поддерживают. «Мама, я тобой горжусь!» – говорят они и по мере сил стараются помогать.
– А как продвигается ваш собственный бизнес? – задаю интересующий меня вопрос, понимая, что это физически невозможно в силу ее занятости круглыми сутками.
– Никак. Я закрыла свое ИП, – ответила она. – Времени на него не остается. Я буду помогать СВО, не могут бросить ребят. Это важнее заработка. Я рада, что смогла перешагнуть через обывательское «я» и выйти из зоны комфорта материально-денежного благополучия. Мы сегодня должны пожертвовать многим, чтобы приблизить нашу Победу!
Маскировочные сети, сделанные руками волонтеров, связали республику с передовой, сплотили тысячи людей в едином порыве помочь нашим доблестным героям. А еще, мне кажется, они защищают не только жизни солдат, но и спасают нас самих от равнодушия.
Мы все хотим жить под мирным небом. Так не надо сидеть и ждать, сделайте свой главный шаг. Присоединяйтесь! Филиалы волонтерской организации «Масксети.Щит.Уфа» есть везде.
Обращаюсь ко всем неравнодушным. Нужна финансовая помощь в приобретении материалов. Зиля Фаритовна всегда доступна по телефону: 8 987 581 47 24.
Поддержите!
Фото Ф.Мустафина.