Все новости

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЧУВАШЕЙ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ

Кандидат исторических наук Игорь Петров на протяжении нескольких десятков лет плодотворно изучает историю и этническую культуру чувашей Башкортостана, Татарстана, Чувашии, Оренбургской, Самарской областей и других регионов Урало-Поволжья. Десятки его книг, сотни научных и научно-популярных статей рассказывают о разнообразии чувашской культуры: национального костюма, украшений, вышивки, обрядов и праздников, фольклора, повествуют об истории появления чувашских селений на башкирских землях, формировании этнокультурной общности, особенностях обычаев некрещеных представителей этого народа (носителей традиционной религии), православных и многом другом.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЧУВАШЕЙ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЧУВАШЕЙ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ

Судьбоносное знакомство с учителем

Игорь Петров родился в селе Кош-Елга Бижбулякского района Республики Башкортостан в семье учителей. После окончания сельской школы пошел по стопам родителей: поступил учиться на исторический факультет Башкирского педуниверситета (1980). На первом курсе познакомился со своим учителем – Раилем Гумеровичем Кузеевым, членом-корреспондентом Российской академии наук, академиком Академии наук РБ, доктором исторических наук.
Выдающегося ученого студент привлек своим огромным трудолюбием и искренним желанием покорять этнологические высоты. Вначале была курсовая работа по культуре чувашей, потом еще одна, по итогам обучения – дипломный проект. После окончания вуза с отличием профессиональный путь Игоря Петрова был окончательно определен: стажировка и аспирантура в отделе народов Урала с музеем археологии и этнографии под заведованием Раиля Кузеева Института истории, языка и литературы АН СССР. В 1993 году на специализированном совете музея антропологии и этнографии имени Н.Н.Миклухо-Маклая в г.Санкт-Петербурге Петров блестяще защитил диссертацию на тему «Сельское чувашское население башкирского Приуралья: современные этнокультурные процессы». В республике это было первое историко-этнографическое исследование по чувашам.
Сотрудничество двух ученых – начинающего и маститого – оказалось взаимовыгодным. Учитель делился знаниями и житейским опытом, ученик, по причине рождения владевший сведениями о чувашах, внес серьезный вклад в разработку теории о малых этнических группах как подразделениях этноса. Вместе с Раилем Кузеевым и другим своим учителем – кандидатом исторических наук Василием Бабенко, изучавшим украинцев Башкортостана, Игорь Петров подготовил препринт «Этнические и этнографические группы в СССР» (1989), имевший важное методологическое значение не только для башкирской, но и российской, и мировой этнологии и раскрывший механизмы формирования местных культур переселенцев и функционирования в условиях полиэтнической среды.
В 1980 годах Игорь Георгиевич проводил исследования современных этнических процессов с использованием методов статистической этнографии. С начала 1990-х до настоящего времени по примеру своего учителя основным объектом его исследований стала традиционная этнография чувашей, методом исследования – полевая этнография в ходе экспедиций и выездов, позволяющая напрямую работать с носителями культуры, видеть быт, знакомиться с культурой, обычаями. Благодаря собранному в 1990–2000 годах под руководством Раиля Кузеева материалу, Игорь Петров подготовил раздел «Чуваши» в энциклопедическом труде «Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки» [13], не имеющего в то время аналогов в России.
Становлению Игоря Петрова как ученого много дали личные беседы с учителем и, конечно, пример беззаветного служения науке. После того, как Раиля Гумеровича не стало, Петров стал одним из главных его библиографов [6]. В последние годы он много сил отдал изданию рукописных дневников своего учителя, датированных 1952–1982 годами, записанных в Башкортостане, Татарстане, Пермском крае, Челябинской, Оренбургской и других областях [1–3]. Вместе с коллегами он занимался расшифровкой текстов на русском, башкирском, татарском языках и их диалектах (сделанных ученым в полевых условиях наспех и с множественными сокращениями), переводом на русский язык, компьютерным набором, комментированием.
Третья часть «Полевых дневников» Раиля Кузеева вышла под редакцией Игоря Петрова [3]. В научных статьях Игорь Георгиевич показал значимость полевых дневников своего учителя для исторической науки России, изучения вопросов, касающихся этногенеза, этнической истории, расселения, родоплеменной структуры башкирского народа, а также истории и этнографии русских, татар, марийцев, чувашей и других народов, этнокультурных взаимодействий и взаимовлияний.
Петров проанализировал маршруты и итоги экспедиционных исследований Кузеева, подчеркнув значимость методики работы в поле (сбора, фиксации и анализа этнографической информации) с последующим теоретическим осмыслением материала при сопоставлении с другими источниками (архивными, фольклорными и др.). Он отметил, что в дневниках ярко проявляется многогранная личность его учителя – необыкновенная эрудиция, широта научных интересов, пытливый ум, огромное трудолюбие, преданность науке [12; 18].
По материалам полевых дневников 1975–1982 годов учеником была проанализирована деятельность Кузеева по изучению башкирских родоплеменных знаков (тамг). Несмотря на то, что завершить начатое исследование Раиль Гумерович не успел, вклад ученого в изучение и научную интерпретацию башкирских тамг является огромным. Именно он в начале 50-х годов ХХ века приступил к системному сбору и накоплению этих изображений на всей исторической территории расселения башкир. На основе полевых и частично других материалов (архивных, литературных и др.) ему удалось собрать и систематизировать около пяти тысяч башкирских тамг. Кузеев увидел в них неисчерпаемый исторический источник, способный пролить дополнительный свет на древнюю и средневековую историю башкир, на их контакты и взаимодействия с другими народами Евразии [3].


Чувашская этнография в надежных руках

В трудовой книжке Игоря Георгиевича значится только одно место работы – Институт этнологических исследований имени Раиля Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН. Здесь он проработал более 35 лет, пройдя этапы научной карьеры от стажера-исследователя, младшего, старшего научного сотрудника, занимая в разное время самые ответственные для организации должности, включая ученого секретаря, заведующего отделом археологии и музейных фондов, заместителя директора по музейной работе. В настоящее время он работает ведущим научным сотрудником отдела этнографии и является незаменимым специалистом в области материальной и духовной культуры чувашей.
Игорь Петров – по праву ум, честь и совесть института. Чем бы он ни занимался – написанием монографий или статей, прочтением научных докладов на международной конференции или институтском семинаре – везде прослеживались продуманный подход до малейших деталей и обоснованность до последней запятой, железная логика и неопровержимая доказательность. В них аккумулирован колоссальный каждодневный многолетний труд, помноженный на пытливый ум и желание докопаться до истины.
Количество публикации ученого превысило четыре сотни. При этом его интересовали самые разные темы и проблемы: этническая история и традиционная культура чувашей Урало-Поволжья, чувашский фольклор и фольклористика, ономастика, этноязыковые процессы, религиозные верования, теория и практика музейного дела, этнографическое музееведение. Серия статей Игоря Петрова посвящена исследователям истории и культуры чувашей в прошлом (П.М.Миронов, К.В.Иванов, Я.Г.Ухсай, Г.И.Комиссаров и др.) и в наши дни (А.А.Кондратьев). При этом Игорь Георгиевич впервые поднял ранее засекреченные дела, хранящиеся в архиве Управления федеральной службы безопасности РФ по Республике Башкортостан, например, о репрессированном этнографе, педагоге и краеведе Петре Андреевиче Петрове-Туринге (1887–1943), который в свое время организовал работу чувашской секции при обществе по изучению Башкирии [7].
Объездив все районы компактного расселения чувашей Башкортостана и сопредельных территорий, за десятилетия своего творчества он собрал бесценный полевой материал. Перелопатил десятки архивов в Уфе и Чебоксарах. Изучил фонды многих российских и зарубежных музеев. Умело синтезируя все источники, в своих исследованиях обращался к современным и традиционным методикам, демонстрируя результаты, как через традиционные книги, так и интернет. Ни одно энциклопедическое издание о культурах народов Башкортостана не обходится без материалов Игоря Петрова, будь то новые энциклопедические издания «Народы Башкортостана» [14], «Этносы и культуры в единой семье Башкортостана» [15], «Фольклор народов Башкортостана» [20], «Чувашская энциклопедия» [21] или что-то иное. Еще в 1994 году он издал брошюру, посвященную истории, материальной и духовной культуре чувашей Башкортостана [27]. Большим спросом пользуются монографии «Чуваши Приуралья: культурно-бытовые процессы» (1989, в соавт.), «Чуваши Башкортостана: популярный очерк этнической истории и традиционной культуры» (1994).
Особое значение имеют книги Игоря Петрова, посвященные национальной одежде, в числе которых «Одежда чувашей Урало-Поволжья в обрядах жизненного цикла: историография проблемы» (2007), «Одежда в родинных обрядах чувашей: историко-этнографические очерки» (2015), «Одежда в семейных обычаях и обрядах чувашей: XIX – начало ХХ века» (2018). Новизна указанных исследований автора заключается в обобщении большого массива источников по теме и рассмотрению предмета исследования в контексте ритуала [9–11].
Еще одной темой изучения ученого являются сами ритуалы чувашей – родинные, свадебные, похоронно-поминальные, а также рекрутские. На основе архивных, литературных источников и полевых исследований Петровым также изучены магические обряды, приметы и поверья, бытовавшие в рекрутской обрядности чувашей Урало-Поволжья в середине XIX – начале XX века. Последовательно рассмотрены родительское благословение, обряды с хлебом, печью, домашним столом, а также некоторые акциональные действия после вывода рекрута из дома и на околице. Отдельно показаны приметы, поверья и гадания, имевшие место в системе семейной обрядности. Установлено, что все они имели своей целью магическое воздействие на судьбу призываемого на военную службу молодого человека, окружение его надежной защитой и обеспечение благополучного возвращения на родину [19].
Тему почитания предков дополняют сведения о сохранении обычая у некрещеных чувашей установки надгробных памятников «юпа», одновременно являющихся уникальными произведениями народного искусства. Будучи рукотворными произведениями монументальной народной скульптуры из дерева и камня, они показывают образ умершего человека, пол, состояние в браке. Для их передачи древними мастерами был выработан целый арсенал различных способов и приемов. Прежде всего, это материал, форма памятника, а также различные визуальные знаки, демонстрирующие элементы костюма (головные уборы, нашейные и нагрудные украшения) [8].


Собиратель и хранитель этнографических фондов

Одновременно с научно-исследовательской деятельностью Игорь Петров всегда уделял важное место музейной работе. В своих публикациях он справедливо показал неразрывность истории формирования, развития института этнографических исследований и музея археологии и этнографии [5]. Как и другие исследователи, изучая историю и культуру народов во время экспедиций, он приобретал вещи для музея, внеся таким образом значительный вклад в формирование этнографических коллекций, их научную классификацию, хранение и популяризацию в России и странах мира.
Игорь Петров собрал богатейшую и разнообразную коллекцию чувашских предметов из более чем 220 экспонатов, в числе которых уникальные элементы и даже комплексы традиционной женской и мужской одежды, сложившиеся в XVIII–XX вв., включая нательную и верхнюю, головные уборы, обувь, украшения. В них представлены узорное ткачество и вышивка, разнообразная утварь, а также музыкальные инструменты (волынка шăпăр, барабан параппан, разнообразные по форме и конструкции шумовые инструменты, в основном трещотки и колотушки). Разнообразие, уникальность, многоцветие чувашских предметов Игорь Петров представил в иллюстрированном альбоме-каталоге [17].
По заданию своего учителя Петров изучал опыт музейной работы в Хельсинки (Финляндия), Санкт-Петербурге, Москве и других городах, что позже позволило сделать экспозиции культурного учреждения на современном уровне (1989, 2007). После передачи в фонды музея знаменитой коллекции сарматского золота (1988) при участии Игоря Петрова были подготовлены постоянные и временные экспозиции «Золото сарматов», побывавшие в США, Италии и городах России (Санкт-Петербург, Уфа). В настоящее время в экспозиции музея чувашские экспонаты представляют собой наиболее яркую и информативную часть.
Кроме того, Игорь Петров в разное время отвечал за музейные фонды. Был заведующим отделом музея и его фондов (1994–2000), главным хранителем (2007–2011).


Популяризатор научных знаний

Игорь Георгиевич, как патриот и сын чувашского народа, внес огромный вклад не только в изучение и сохранение, но и развитие, популяризацию чувашской культуры в Башкортостане. Будучи членом оргкомитета, он организовал и провел ряд конференций, посвященных выдающимся чувашским деятелям науки и культуры. Сделал много для образования и воспитания учеников Чувашской воскресной школы, для становления фольклорного ансамбля «Нарспи» в г.Уфе (Игорь Петров обладает прекрасным голосом).
Без него немыслима деятельность национально-культурного центра чувашей Башкортостана, чувашских газет, радио и телевидения. Неслучайно среди его наград – Почетные грамоты правления Общества чувашской культуры в Башкортостане (1994), президента Чувашского национального конгресса (1998),Чувашской народной школы им.П.М.Миронова (2001), диплом Всемирной федерации ассоциаций, центров и клубов ЮНЕСКО (2006), Благодарственные письма ГУ «Дом Дружбы РБ» (2006), Министерства культуры РБ за многолетний и добросовестный труд и большой вклад в популяризацию культур народов Республики Башкортостан, памятная медаль «100-летие образования Чувашской автономной области» (2020) и др. Признание в научном мире и в официальных кругах подтверждают Почетные грамоты профсоюзов работников Российской академии наук (1999), Государственного комитета РБ по науке, высшему и среднему профессиональному образованию (2002), президиума УНЦ РАН и АН РБ (2001) и др.
Игорь Георгиевич – прекрасный семьянин. Его супруга Людмила Демьяновна не только верная спутница жизни, соратник и единомышленник, но и прекрасная хозяйка, и мать. Лучшие традиции, перенятые от своих родителей, людей глубоко интеллигентных, духовно богатых, супруги передают двум замечательным дочерям и внукам.


Литература

1. Документы и материалы по истории и этнографии народов Южного Урала. Вып. 3: Полевые дневники Р.Г.Кузеева 1952–1958 гг. / Сост. И.Г.Петров, Е.Е.Нечвалода, З.Ф.Хасанова и др.; вступ. ст. И.Г.Петрова; отв. ред. Ф.Г.Га­лиева. – Уфа: Первая типография, 2019. – 275 с., ил.
2. Документы и материалы по истории и этнографии народов Южного Урала. Вып.4: Полевые дневники Р.Г.Кузеева 1959–1975 гг. / сост. Р.Р.Садиков, И.В.Антонов, Ф.Г.Галиева и др.; вступ. ст. Р.Р.Садикова; отв. ред. Р.Р.Садиков. – Уфа: Диалог, 2021. – 355 с., ил.
3. Документы и материалы по истории и этнографии народов Южного Урала. Вып. 5: Полевые дневники Р.Г.Ку­зеева 1976–1982 гг. / Сост. И.В.Ан­тонов, Ф.Г.Галиева, Е.Е.Нечвалода и др.; вступ. ст. И.Г.Петрова; отв. ред. И.Г.Петров. – Уфа: Первая типография, 2022. – 172 с., ил.
4. Иванов В.П., Кондратьев М.Г., Матвеев Г.Б., Петров И.Г., Трофимов А.А., Трофимов Г.Ф. Чуваши При­уралья: культурно-бытовые процессы. – Чебоксары: ЧНИИ, 1989. – 135 с.
5. Музей археологии и этнографии ЦЭИ УНЦ РАН: исторический очерк // Этнографическое обозрение. – 2003. – №2. – С.136–150.
6. Петров И.Г. Выдающийся орга­низатор этнологической науки в Башкортостане (к 85-летию со дня рождения Р.Г.Кузеева) // Проблемы востоковедения. – 2014. – №1 (63). – С.44–49.
7. Петров И.Г. Документы архив­но-следственного дела по обвинению П.А.Петрова-Туринге в антисоветской и контрреволюционной деятельности // Чувашский гуманитарный вестник. – 2019. – №14. – С.195–230.
8. Петров И.Г. Изображения эле­ментов женского костюма на намогиль­ных памятниках некрещеных чува­шей: к вопросу изучения основных приемов их визуализации // Вестник Чувашского университета. – 2019. – №2. – С.120–135.
9. Петров И.Г. Одежда в родинных обрядах чувашей: историко-этногра­фические очерки. – СПб.: «Свое издательство», 2015. – 219 с.
10. Петров И.Г. Одежда в семейных обычаях и обрядах чувашей: XIX – начало ХХ века. – Уфа: Башк. энцикл., 2018. – 296 с.
11. Петров И.Г. Одежда чувашей Урало-Поволжья в обрядах жизненного цикла: историография проблемы. – Уфа: Информреклама, 2007. – 128 с.
12. Петров И.Г. Полевые дневни­ки ученого-этнолога Р.Г.Кузеева и их значение для исторической науки // Проблемы востоковедения. – 2020. – №2. – С.35–41.
13. Петров И.Г. Чуваши // Народы Башкортостана: историко-этнографи­ческие очерки. – Уфа, 2002. – С.173–218.
14. Петров И.Г. Чуваши // Народы Башкортостана. Энциклопедия. – Уфа, 2014. – С.336–357.
15. Петров И.Г. Чуваши // Этносы и культуры в единой семье Башкорт­остана. – М.: Перо, 2019. – С.177–212.
15. Петров И.Г. Чуваши Башкорт­остана: популярный очерк этнической истории и традиционной культуры. – Уфа: Центр народного творчества, 1994. – 67 с.
17. Петров И.Г. Чувашские коллекции в этнографических фондах Музея ар­хеологии и этнографии Института этно­логических исследований им.Р.Г.Кузеева УНЦ РАН: каталог-альбом / Сост. И.Г.Петров. – Уфа: Белая Река, 2017. – 124 с.
18. Петров И.Г. Экспедиционные маршруты ученого-этнолога Раиля Гумеровича Кузеева // Известия Уфимского научного центра РАН. 2020. №2. – С.72–82.
19. Петров И.Г. Магические обряды, приметы и поверья при проводах в рекруты у чувашей Урало-Поволжья: середина XIX – начало ХХ в. // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. – 2019. – №1. – С.157–164.
20.Фольклор народов Башкортостана: энциклопедия. – Уфа: Башк. энцикл., 2020.
21. Чувашская энциклопедия / А.Ю.Березин, Н.С.Березина, И.И.Бой­ко и др. В 4-х томах. – Чебоксары, 2006–2011.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЧУВАШЕЙ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ
В Музее археологии и этнографии. Слева направо:  Л.Н.Мельникова, Р.Г.Кузеев, И.Г.Петров. 1997 г.
Во время сбора информации в экспедиции.
В кругу семьи.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЧУВАШЕЙ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ
Автор:Фарида ГАЛИЕВА, доктор филологических наук, кандидат исторических наук
Читайте нас: