Баязит Сабирьянович Галимов – доктор философских наук, профессор, кавалер ордена Дружбы народов (1986), заслуженный деятель науки Республики Башкортостан (1997), почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (1997), действительный член Российской академии естественных наук (1997), Академии информатизации и ряда многих зарубежных академий (тюркологии, психологии и др.). Эти звания и награды отражают научные и педагогические достижения исследователя, ученого, организатора науки. В 2014 году Б.С.Галимову была объявлена Благодарность Президента Российской Федерации за научный вклад в отечественную науку и философию. И сегодня, возвращаясь к пройденному научному пути моего учителя, научного консультанта по докторской работе, возможно, рассуждаю от имени многочисленных кандидатов и докторов философских наук, защитившихся под руководством профессора Б.С.Галимова и для которых (а нас – более 80) он стал настоящим «научным отцом», открыл путь в удивительный мир самой загадочной науки на свете – философии. Более того, многих из нас в свое время именно Баязит Сабирьянович направил в это исследовательское русло, в корне изменив не только научную судьбу, но и жизнь.
У меня, студентки факультета русской филологии Башкирского государственного университета, всегда был странный интерес к философии. Лекции и семинары по этой дисциплине проходили в спорах со своим преподавателем, ныне профессором В.Н.Финогентовым, а все мои педагоги прочили мне блестящее филологическое будущее. Но однажды все изменилось. Неожиданно, накануне распределения, вызвал секретарь парткома университета Б.С.Галимов, спросил про дальнейшие научные планы, похвалил, что иду на «красный» диплом без единой четверки и сказал: «Да, филология – это хорошо. Уверен, очень быстро защитите кандидатскую, докторскую, станете профессором и хорошим, даже известным языковедом, но не более того. Мы же предлагаем другой вариант. В аспирантуру по истории КПСС Вас не берут, уточнили в обкоме партии, – нет базового образования, а вот в философию все дороги открыты. Вы прошли хорошую школу самоорганизации, и комсомольской, и партийной, всегда были в центре общественной жизни республики и университета, есть неплохие организаторские способности, говорите на башкирском. Если пойдете по пути общественных наук, Вас ждут иная жизнь, другой уровень деятельности, в масштабах, возможно, республики, работа с людьми, а любимая филология обязательно понадобится при работе над диссертацией. Подумайте». Слова авторитетнейшего человека в университете, «секретаря парткома с человеческим лицом», как называли тогда Баязита Сабирьяновича все те, кто когда-либо приходил к нему решать и решал неразрешимые вопросы, действительно, застали тогда врасплох. Но я подумала и всегда с трепетом и особой признательностью вспоминаю тот день, который за несколько минут общения в парткоме перевернул тогда мое настоящее и определил мое будущее.
Интересны человеческие судьбы, и порой резкие повороты в ней непредсказуемы. От сельского юноши, родившегося в теплый майский день тяжелого военного 1942 года в небольшой деревушке Кинзебулатово Ишимбайского (тогда Макаровского) района БАССР, до признанного в научных кругах и республики, и страны специалиста в области философских проблем естественных наук, теории познания и методологии науки, от мальчишки, лихо играющего на гармошке и поющего родные башкирские песни до «символа» современной башкирской философской науки – такова долгая и тернистая жизненная и научная дорога Галимова Баязита Сабирьяновича. Профессор до сих пор остается для всех мудрым Учителем с большой буквы, к нему идут и идут его благодарные ученики, о нем тепло отзываются коллеги-ветераны, современные исследователи и те, кто вырос на его научных концепциях и философских трудах. Стоять во главе пути на научный Олимп и быть «научным отцом» многочисленных учеников, многие из которых сегодня известны далеко за пределами республики и за рубежом, возглавляют собственные научные школы, занимают руководящие должности, ведут преподавательскую деятельность в республиканских и федеральных профессиональных учебных заведениях, – это и большая ответственность, и труд, и подвижничество.
Бесконечно влюбленный в пока еще не очень понятную науку физику молодой человек, с душой и духом лирика, целенаправленно поступил на физико-математический факультет Башкирского государственного университета (1960–1965), но желание учить впоследствии школьников законам всемирного тяготения, Бойля-Мариотта или Паскаля, пропало практически сразу. Физика для новоиспеченного студента вдруг заиграла другими гранями и перспективами: общие законы таинственной и безграничной материи, ее структура, формы движения, каноны и принципы трансформации постепенно из «броуновского движения» в молодом миропонимании начали складываться в некую цельную «картину мира», в системное философское мышление и взгляды на мир в целом. Здесь же, на комсомольской ниве, он познакомился со своей будущей женой – красивой девушкой-филологом со звучным именем (впоследствии Флара Арслановна стала кандидатом исторических наук, ученым доцентом и долгие годы работала в педуниверситете).
«Лирик» же к концу студенчества окончательно победил «физика». Выбор в пользу философии был осознанным и ответственным: окончив аспирантуру кафедры философии Башкирского государственного университета, в 27 лет Баязит Галимов становится одним из молодых кандидатов философских наук, успешно защитив диссертацию с загадочным названием «Гносеологическая функция категории асимметрии» (1969). Научную карьеру перспективный ученый начал с родной кафедры в должности ассистента. Его сразу полюбили студенты: с добрыми и лучистыми глазами и шапкой непослушных кудрей, он только на первый взгляд казался строгим «небожителем», но сразу после первого общения становился любимым преподавателем, на чьи занятия, особенно девушки, ходили как на праздник. Преподаватель со скучной на первый взгляд дисциплиной умел, как и подобает физику, говорить точно, логично, лаконично. В то же время, как положено настоящему философу, доступно, интересно, с яркими примерами объяснял серьезные философские темы, что многие после его занятий уходили почти влюбленными в эту странную науку. Будущий профессор уверенно проходил все положенные для вузовского преподавателя профессиональные ступени: почти двадцать лет работал старшим преподавателем, после – доцентом родной кафедры (1969–1989), писал методические разработки и учебные пособия для своих студентов, научные труды, активно занимался организационными вопросами на кафедре, которая в те времена была общеуниверситетской и на виду у всех, вел философский кружок, готовил будущих учеников, продолжателей активно развивающейся научно-философской мысли Башкортостана и философских традиций, заложенных философами-методологами науки Р.Г.Исмагиловым и Т.Г.Султангузиным, основоположником школы социальной философии в республике Ф.Б.Садыковым и другими.
Ученый-педагог был в центре научной, общественной и партийной жизни университета, предлагал новые подходы в обучении гуманитарных дисциплин, демонстрируя организаторские способности и умение смотреть далеко в перспективу. В 1988 году в Уральском государственном университете им.А.Горького Б.С.Галимов успешно защищает докторскую диссертацию на тему «Принцип развития в основаниях научной картины природы (методологические проблемы)», с 1989 года становится проректором Башкирского государственного университета по учебной работе, получает звание профессора (1990), а с 1995 года возглавляет родную кафедру. Постепенно в философской науке Башкортостана и в университете складывалась группа единомышленников со своими исследовательскими направлениями и учениками, в которую вошли активно занимающиеся методологией науки, проблемами онтологии и гносеологии физики-философы Д.А.Нуриев, А.Ф.Кудряшев, владеющий немецким языком А.В.Лукьянов, чье «Общество Фихте» признано даже международным сообществом. В 1996 году Б.С.Галимов становится первым проректором университета, вводит новые принципы в организацию деятельности университета: оперативность в решении проблем преподавателей и студенчества, активное привлечение к научно-исследовательской и общественной жизни молодых исследователей, аспирантов и студентов, внимание к каждому, особенно к тем, кому нужны поддержка, рука помощи и просто добрый и мудрый совет.
А сколько людей благодарны сегодня первому проректору за то, что сумел убедить в свое время их горячие головы в скоропалительности и необдуманности своих решений «бросить учебу» в то смутное постперестроечное время, в котором вдруг оказались востребованными не скромные интеллигенты с высшим образованием, школьные физики и математики, а коммерсанты, бизнесмены, торговцы всем и вся, стоящие зачастую по ту сторону добра и зла? А сколько известных впоследствии в республике ответственных работников, заслуженных учителей и исследователей профессор Б.С.Галимов сберег от исключения, дав еще один шанс оправдать его доверие и не разрушать свою только что начавшуюся жизнь? Двери кабинета, где зачастую кардинально менялись судьбы не только его аспирантов, соискателей и докторантов, но и сотрудников, преподавателей, студентов, которые приходили сюда просто за добрым словом, со своими проблемами, даже с болью, всегда были открыты настежь. Баязит Сабирьянович для многих стал той судьбоносной поддержкой, позволившей и давшей силы идти дальше, несмотря ни на что.
Во время обучения в докторантуре неожиданно ушла из жизни моя мама, совсем молодая, которая была подругой, старшей сестрой, советчиком и помощником одновременно. Опустились руки, жизнь вдруг потеряла смыслы. Пришла к Баязиту Сабирьяновичу, сказала, чтобы меня отчислили из докторантуры, потому что у меня нет ни сил, ни желания, ни настроения работать дальше над докторской, и пусть он меня простит за то, что доктора философии из меня уже не получится. Профессор не стал меня жалеть или уговаривать и твердо, без эмоций, произнёс: «А я на Вашем месте поступил бы иначе: завершил свою монографию, посвятил ее памяти матери и защитился, а она бы радовалась моим успехам»… Так и получилось. Я бесконечно признательна своему «научному отцу» за озвученный тогда возможный выбор: ровно через полтора года я стала первой башкирской женщиной-доктором философии в республике.
Баязит Галимов – автор и соавтор многочисленных научных трудов в отечественной и зарубежной печати, посвященных фундаментальным философским проблемам и истории философской мысли в Башкортостане, а также учебных пособий по философии и таких известных монографий, как «Принцип развития в основаниях научной картины природы» (Саратов, 1981); «Биосоциосистема: опыт потребностного подхода (в соавторстве) (Уфа, 2000); «Проблемы мозаичной философии. Препринт» (Уфа, 2006); «Эволюционная картина природы» (Уфа, 2008); «Очерки истории башкирской философской мысли» (в соавторстве) (Уфа, 2013) и других. В его работах всесторонне анализируются логико-гносеологические и научно-методологические вопросы формирования, функционирования, развития и трансформации научной картины мира, история становления общественной мысли башкирского народа.
Одним из интересных направлений в исследованиях ученого, как и многих его учеников, является тема мозаичной философии, которая стала своеобразной пропедевтикой в осмысление многообразия и разнообразия человеческого мира, в котором все люди равновелики. Любой индивид – целый микрокосм со своими жизненными смыслами, миропониманием и мирочувствованием, а каждый вопрос, волнующий сознание, и общественное, и личностное, имеет космическое звучание. Более того, в рефлексии философствующего индивида и особенно в современной философии, как науке меняющегося мира, просто не может быть категоричного деления на основные и второстепенные вопросы или искусственного противопоставления материализма и идеализма. Эти неожиданные идеи в новейшей истории философской мысли стали даже своеобразной научной сенсацией. Интересна и актуальна также одна из фундаментальных работ ученого «Эволюционная картина природы», в которой обрисовано становление целостной научной картины мира. Анализ основывается на научной ретроспективе, преломляющейся через историко-философские основания наук о природе (античность, средневековье, классический период, современный этап естественнонаучного познания), и освещении космологических, социальных, физических, химических, геологических, биологических, ноосферных моделей эволюционного развития природы и общества. По мнению Б.С.Галимова, новизна работы не столько даже в том, что все процессы, происходящие в природном мире и обществе, имеют эволюционный характер, сколько в том, что на современном этапе развития человеческой цивилизации, обострившем многие глобальные проблемы, угрожающие ее настоящему и будущему, все формы и проявления жизни равновелики, равноправны. Необходим диалог с окружающим миром, а не одностороннее воздействие на природу по принципу «человек – царь природы» – во имя же сохранения самого человека и человечества. Речь идет о совершенно новых идеалах, принципах и нормах научного мышления и познания, о тотальном гуманистическом синтезе наук о природе, более того, о новой культуре – культуре экологии, нелинейного мышления. Современная наука, современный диалог человека с природой предполагают картину мира, отражающую взаимосвязанную эволюцию (коэволюцию) структурных уровней природы. Формирующаяся сегодня новая, синтетическая картина природы – это научная картина о человеке. Научная картина о человеке в перспективе может и должна стать единственной интегративной наукой, и она будет наукой о Человеке, уверен профессор Б.С.Галимов. Перспективные идеи своего научного руководители продолжают его ученики, профессора университета С.М.Поздяева, И.В.Фролова, Р.Х.Лукманова, У.С.Вильданов, Л.А.Иткулова, Р.Б. Сабекия, Г.Г.Салихов и другие, которые сами сегодня возглавляют собственные научные школы и имеют своих последователей.
* * *
Первый командир интернационального студенческого отряда «Дружба» Башкирского государственного университета, строившего мирные объекты тогда еще в ГДР, ученый, заведующий философской кафедрой, председатель Башкирского отделения философского общества Российской Федерации, председатель Совета по защите философских диссертаций в Башкирском государственном университете, Главный ученый секретарь университета и т.д. – это вехи достойно мог пройти только человек с системным мышлением.
У Баязита Сабирьяновича не только системное мышление, но и тонкое и доброе чувство юмора. Каждый раз, встречаясь, с лучистой хитринкой в глазах, но с серьезным видом говорит мне: «Вы успешно защитили у меня докторскую, сестра Ваша родная – кандидатскую, сестра мужа – кандидатскую, только Вашему мужу, тоже, кстати, физику, осталось защититься – для полной картины мира».
Профессора Б.С.Галимова сделала сильным, организованным, целеустремленным, ответственным и за себя, и за судьбы людей, которые были рядом, жизнь. Он прошел серьезное испытание на человечность и тяжелым послевоенным детством, и ответственными студенческими годами, и партийной жизнью, и высокими административными должностями. Всегда оставался земным, доступным, внимательным к чужой боли, но принципиальным и ответственным педагогом, партийным функционером, ученым, руководителем. И именно за это его любят по-настоящему, по-доброму, искренне, от души все, в чью судьбу он принес благо и добро.
В свое время французский философ Анри Бергсон сказал замечательную фразу, что если философия не знает, откуда и куда, собственно, мы идем, то она не стоит и получаса размышления. Вот и «философия от профессора Галимова» – это прежде всего философия жизни, наставничества, гуманизма, духа и души, и в этой философии, которая ведет к доброте, красоте, ответственности и подвижничеству, не только картина мира, но и место каждого и каждому в этой картине. И она, эта философия, заставляет думать о том, как жить в этом противоречивом и полном испытаний мире, чтобы всегда оставаться человеком.