… По хозяйству дела сделал, сажусь за уроки. Беру школьную сумку, чтоб достать тетради, раскрыть их, узнать задания и выполнять их. Знаю, что при открывании замочка портфеля приходится повозиться потому, что-то в этом замочке заедает. Заранее чертыхаюсь, что с первого толчка этот проклятый замочек не откроется. Но на этот раз к моему удивлению, замочек открылся с первой попытки. Я к этому не придал большого значения, просто обрадовался, что так я легко договорился с отмычкой. Тетрадей немного: по чистописанию и по арифметике. Раскладываю их по очереди выполнения заданий. Тетрадь ученика 1 класса Ялтыровской начальной школы ученика…. О, ужас, вместо Муратшина Габдрафика написано Закировой Минсары. Беру другую тетрадь, там тоже хозяйка тетради Закирова Минсара.
Мне и на ум не пришла мысль, что тетради мои мне мог принести кто-то. Как так получилось, что наши портфели поменяны, не знаю. А портфели, как близняшки, похожи друг на друга. Разгадка, почему сегодня замочек у портфеля быстро открылся, ясна. Уроки надо делать и ждать, когда принесут тебе твои тетради, некогда. Задачка была интересная, и мне не терпелось её решить, и я сам побежал за своими тетрадями.
Вроде учимся недавно, но друг друга уже знаем, ведь деревня небольшая. Закирова Минсара со стороны Йылкысы. Захожу в дом. Справа на всю длину стены нары, слева печка и кровать. Напротив двери между кроватью и нарами у окна стол. На нарах за столом сидит маленькая девочка Минсара. Она сидела за столом, но не делала уроки, а что-то рисовала. Портфель с тетрадями не раскрытый лежал на нарах за Минсарой. Не сумев толком объяснить свой приход, достал из принесённого мной портфеля её тетради и показал их ей. Отдал Минсаре её портфель, раскрыв другой портфель, убедился, что там мои тетради.
На радостях или возмущаясь, буркнул что-то, забрав свой портфель, побежал домой. Человеку восьми лет нет, а он так радуется, что до сих пор ему не приходилось испытать в душе такие чувства, и как будто, девочку эту не видел в школе каждый день.
Описывая нашу первую встречу через много лет, я воочию представляю, как я захожу в избу, где маленькая девочка сидит за столом и что-то рисует. Во время учёбы в Ялтыровской школе высказывать свои симпатии не мог, а если и мог, как бы я их высказал. Наверное, ещё нам вести разговоры на эту тему было рановато. Чтоб как-то выразить свое отношение к ней, предпринимал кое-какие действия. Так на уборке картофеля моя картофелина разбила ей рот, раскровив губы. Как я корил себя за такой поступок и жалел её.
Наступила пора учебы в Кулуевской школе. Когда был транспорт, старался занимать место в кузове машины или тракторной тележки рядом с хозяйкой потерянного портфеля. Чем становился старше, тем легче было занимать это заветное место. Не всегда нас возили в школу на транспорте, больше ходили пешком. Не могу не вспомнить один случай на мосту через реку Миасс.
Мы, пацаны, здесь и по перилам, и по нижним деревянным перекладинам моста, вприпрыжку пересекали реку. И нас удивляло, как девчата спокойно проходят такое место, не лезут на перила. То ли желая, чтоб и девчата испытали чувства страха при нашем способе перехода по мосту, то ли просто дразня, отобрал у Минсары её портфель. Попытки её отобрать у меня свой портфель, заканчивались не удачей, и она как бы смирилась с этим и пошла в сторону деревни. Мне это не нравится. Как так, портфель её у меня, и она дальше не борется за него. Тогда я окликнул Минсару и крикнул:
- Держи свой портфель, - и кинул его в её сторону.
Кинул портфель и ахнул. Он не шлепнулся и не остался лежать на месте и не стал скользить по мостовой и хуже всего, не слетел с моста и не упал в воду, а как бы, дразня и меня и свою хозяйку, стал кувыркаться в вертикальном положении, делая сальто. Сделав несколько кульбитов портфель, остановился у ног своей хозяйки. Так со своими необдуманными действиями, которые могли привести падению портфели Минсарки в воду Миасса, я как бы высказал своё к ней отношение.
Каникулы зимние проводил в основном в Биккулово. Гостил у Мухтарамы и Хамида абей и у Тагзимы апай. Шел по снежной дороге, расчищенной бульдозером. Края дороги окаймлены снежным сугробом. После прошедшего ветра на снегу появляется твёрдая корка, как удобное для рисования на снегу полотно. Для меня это раздолье, чтоб написать ЗМА+МГН=любовь. Читал ли кто мои творения, меня это мало волновало. Радовало, что эти буквы, обозначающие меня и её, хоть в надписях на снегу были рядом. Я шел туда и всю дорогу расписывал ЗМА+МГН=любовь. Шел обратно в свою деревню и опять расписывал снег на дороге, прыгал и громко кричал: М-и-н-с-а-р-а-а-а.
В школе уроки прерываются переменами. На перемене вижу Минсарка в новом одеянии – кофта верх спортивного костюма. Обнова ей к лицу, одеяние с белыми крапинками на синем фоне. Привлекли меня пушистые ворсинки на одежде. Ну и пусть бы такая красивая одежда украшала Минсарку. Ан, нет, откуда-то обнаружилась у меня коробка спичек. Ничего удивительного, что у некурящего пацана в кармане спички. Спички нужны для освещения в темноте или как сера, заряд для поджига. Ну вот, я достал коробку спичек, зажег спичечку и приблизил её к обнове Минсарки...
Ужас, что я сделал!? Обнова на Минсарке вмиг вся вспыхнула. О Аллах, на мое счастье, это пламя тут же потухло. Оказывается, вспыхнули эти ворсинки. Ладно, всё само погасло, а если бы не погасло? Уму непостижимо, как не загорелись её длинные косы. Она бедненькая, Минсарка, могла ведь сгореть либо получить сильные ожоги.
Ну, парень, если тебе нравится девушка, нельзя же пускать пламя. Где у тебя язык, чтоб сказать о своих чувствах. Но этот язык, в нужный момент опухает, занимая всю полость рта. Так и не сказав ничего, язык мой не раскрыл секрет моих чувств. И так не раз.
Корю себя за молчание. Вот ещё один дурацкий случай. То ли у нас в деревенском магазине не было хлеба, то ли по другой причине, хлеб иногда покупали в Кулуево. Думаю, покупали хлеб в Кулуево и из-за того, что он здесь вкусный.
Вот время такое, то ли уборочная, то ли посевная, - транспорта нет, мы идем пешком. Это мы: я и Минсарка. Она купила две-три булки хлеба и несёт всё это в авоське. Авоська с хлебом, да вдобавок портфель с учебниками и тетрадями. А у меня, похоже, даже книг не было, только тетради в папке, засунутые за ремень брюк. Ну, совершенно со свободными руками. И так мы дошли до деревни. Шли о чём-то говорили, а свою помощь не предложил. Не обалдуй ли я?
Нельзя сказать, что с девчонками не разговаривал. Почему? В классе с любой девчонкой, кроме неё, мог поболтать. Играл с соседскими девчонками, а вот с Минсаркой, как без языка.
Когда приезжал из училища в деревню, видеть её, мне было счастьем. На всю жизнь в памяти. Идет красивая девушка с длинными черными волосами, сплетенными в косы, в кофейного цвета свитере. Такое сочетание светлого лица Минсарки и её черных длинных волос, я считал идеальным. Хотя я сам был светлым и волосы девушек, похожих на свои, не считал красивыми.
Мои мысли о Минсаре поэт Р.Файзуллин сложил в стихи, а С. Садыкова положила их в ноты:
Мин hине нисек яраттым! Мәктәп юлдары белә. Һин йөрөгән эҙҙе айыра инем. Башҡа эҙҙәрҙән, бер ҡарау менән. Мин hине нисек яраттым! Иҫкә алыу, ҙа татлы! Ҡағылыу түгел hинә, кyҙ haлhам Рәнйетермен hымаҡ ине ул саҡта
|
Возвращаюсь от отступления. Отступление сделал, чтоб внести ясность, кто такая она и почему про неё раньше ничего не было написано. Да, про неё нет упоминаний, потому что мы с ней не общались. Когда ты к девушке равнодушен, с ней о чем угодно можно разговаривать, а с ней, я был как нем.
Вот я сегодня, малость, осмелел и наконец-то объяснился. Сколько нежных слов? Но я путаюсь в своих мыслях, говорю что-то невпопад, только думаю, донес ли до её понятия, что, как я её люблю. Она не убежала домой, а дождалась, когда я вернулся в дом, чтоб одеться. Дала мне возможность высказать, о чем не смог сказать ей столько лет. На улице не май месяц. Я её обнял, и так мы простояли и проговорили целый час, всего 60 минут.
Видел много раз регистрацию брака. Вот настала очередь регистрации нашего с Минсарой брака. Заиграла музыка Мендельсона. Заходим в зал торжеств. Заведующая по очереди спрашивает нас о нашем решении жить мужем и женой. Ответы, мой:
- Да.
Минсары:
- Да.
Волнуемся, слушая речь заведующей, надели друг другу на пальцы кольца и целуемся. Мы официально муж и жена. Нас фотографируют. В банкетном зале подняли бокалы с шампанским.
Когда подавали заявления в ЗАГС на регистрацию, обещали, что бракосочетание наше будет проходить в новом зале на Свердловском проспекте. Похоже, этот зал строители не успели сдать, и регистрация наша прошла в старом помещении на улице Карла Маркса.
Традиция – молодожены возлагают цветы подножью памятника Ленину. Едим к памятнику на площадь Революции, по пути заехали в универмаг зарядить фотоаппарат Рафката пленкой. Машины оставляем у дома площадь Революции 1 и идем к памятнику. Здесь мы возложили цветы и фотографируемся.
На обратном пути к машине, мою жену Минсарку, как пушинку, я пронес на своих руках. Несу и целую её. Счастливые. Смеемся. В этот момент я в душе желаю ей 1000 раз больше счастья, чем себе, только бы, она ни о чем не сожалела.
Вот мы за праздничным столом. Принимаем поздравления.
- Горько-о-о!!!
Мы кружимся в вальсе.
Праздновали в субботу, воскресенье. Хватило и на понедельник.
Создалась ячейка общества, семья, счастливая семья!