– Лана Николаевна, давайте для начала определим, почему коррупция является абсолютным злом. Чтобы было понимание, почему с ней в цивилизованных государствах борются на всех уровнях.
– Вы правы, коррупция, действительно, является глобальной проблемой. И мы можем рассматривать ее как абсолютное зло, поскольку она влияет на все стороны общественной жизни и искажает принципы справедливости и равенства, которые являются основополагающими для любого стабильного и процветающего общества.
Коррупция влияет на общество на многих уровнях. На макроуровне она препятствует развитию экономики, поскольку искажает рыночные механизмы. С точки зрения микроуровня вызывает стресс и чувство беспомощности у граждан, когда они сталкиваются с несправедливостью и незащищенностью. А это ведет к снижению уровня личного благосостояния и психологического благополучия в целом.
В цивилизованных государствах борьба с коррупцией – приоритетная задача, поскольку обеспечение прозрачности, ответственности за свои действия и соблюдение законов позволяют создать устойчивую социальную структуру, способную поддерживать высокий уровень жизни населения и гарантировать равные возможности для всех членов общества. Это также касается и психологического аспекта: люди чувствуют себя более защищенными и счастливыми, когда знают, что общество, в котором они живут, справедливо. И их права защищены.
– Ребенка надо воспитывать, пока он лежит поперек лавки – так гласит народная мудрость. Если говорить, скажем так, об антикоррупционной составляющей в семейном воспитании, с какого возраста надо начинать обращать внимание на эту тему?
– Как бы громко это ни прозвучало, традиционные ценности необходимо закладывать в детях с самого рождения. Именно благодаря установкам, которые ребенок получит в раннем детстве, наблюдая, к примеру, за взаимодействием родителей между собой и окружающими, и формируется личность, склонная или не склонная к коррупции.
– Ценности этого мира родители обычно начинают преподносить детям в самом нежном возрасте через сказки. Каким в этом случае должен быть выбор литературных героев, исходя из темы нашего разговора?
– Какие идеалы у родителей, такие ценности они и будут прививать подрастающему поколению. Если мы осознанно не займемся им, то это сделает кто-то другой. И тогда риск демонстрации отклоняющегося, в том числе коррупционного, поведения существенно повысится. Сопереживая героям сказок, мифов, рассказов, которые справляются с какими-то моральными, нравственными проблемами, наши дети таким образом формируют и свое поведение.
– Вспомним классику «Крошка-сын//к отцу пришел,//и спросила кроха:// – Что такое хорошо// и что такое плохо?». Есть возможность дополнить классика, пусть даже в прозе?
– Маяковский представил формулу «хорошо-плохо» исчерпывающе точно. Однако в жизни не всегда оправданно, да и не всегда применимо так называемое «черно-белое» мышление. Хорошо, когда твои действия приносят радость и пользу тебе самому и другим. Плохо – когда они причиняют боль или вред. Всегда стремись делать то, что помогает и поддерживает. И избегай того, что может навредить.
– На уроках литературы в школьные годы мы читали, а потом анализировали рассказ «Честное слово» Леонида Пантелеева, главный герой которого, маленький мальчишка, не мог оставить свой пост, потому что дал честное слово. На ваш взгляд, сегодня можно представить такую ситуацию?
– Конечно, ситуации, подобные той, что описана в рассказе «Честное слово» Леонида Пантелеева, встречаются и в современной жизни. Вопросы ответственности и личной чести всегда актуальны, поскольку они связаны с основными этическими и моральными принципами общества.
Хотя наш мир может казаться более циничным, примеры людей, которые стремятся сохранить свои обещания и следовать принципам, встречаются во многих областях – от образования до бизнеса. Люди, которые действуют в соответствии с принципами чести, несмотря на личные риски или потери, показывают, что такие ценности, как честность и верность, по-прежнему важны и нужны.
И не только для личностного развития, но и для поддержания этического и морального климата в обществе, напоминая нам о том, что честь и честность имеют огромное значение для нашего общего благополучия.
– Внешняя честность невозможна без внутренней. Человек должен уметь быть беспристрастным с самим собой, признавать свои ошибки, не искать себе оправданий, оценивать и судить себя так же, как и других людей. Как воспитать в ребенке эти важные качества?
– Родителям важно быть честными и искренними с ребенком – даже в мелочах. Ребенок копирует поведение родителей, и в большинстве случаев негативное поведение выступает скопированным паттерном поведения родителей или значимых взрослых.
Следует пересмотреть систему запретов в семье. Вместо того чтобы кричать и наказывать ребенка за что-либо, лучше спокойно поговорить с ним и объяснить, почему этого делать не стоит, а вот это может быть опасно. Наказания в качестве воспитания, наоборот, плохо влияют на детей. Горькими плодами такого подхода могут стать отсутствие доверия к миру, скрытность, замкнутость и избегание ответственности за принятые решения.
– Если говорить о школе, а потом и о вузе, то многие ничего не видят плохого, например, в том же списывании. Действительно нет ничего страшного?
– Проблему списывания, на мой взгляд, необходимо рассматривать индивидуально, поскольку причин у этого явления может быть много. Бесспорно, ничего полезного в этом нет. А педагогам стоит помнить о том, что однообразные или тестовые задания создают благоприятную почву для списывания, а творческие, уникальные задания, затрагивающие сферу интересов и потребностей ученика, делают его бессмысленным и неэффективным в качестве способа решения задачи.
– Перед интервью с вами сделала небольшой опрос среди коллег, друзей и знакомых и выяснила, что воспитателям в детских садиках, учителям в школе продолжают преподноситься не только цветы, но и сертификаты на подарки, ювелирные изделия и даже конверт с деньгами. В вузах перед экзаменаторами студенты ставят дорогие букеты, сладости, хотя достаточно было бы обычной воды…
– В таких случаях мы видим проявление культурных особенностей в отношении дарения, которое может иметь множество аспектов. С одной стороны, подарки – это способ выразить благодарность и уважение. Цветы, сладости и даже символические сувениры могут быть простым жестом признательности за труд и внимание, которое педагоги уделяют воспитанию и обучению своих подопечных.
Однако, когда подарки принимают форму «стимулирования» или решения проблемного вопроса, это может вызвать определенные опасения. Важно понимать границу, когда доброжелательный жест переходит в сферу влияния или даже неявного ожидания определенного поведения или предпочтений. В психологическом плане это может создать определенное давление как на дарителей, так и на получателей. Последние могут чувствовать себя обязанными отвечать каким-то особым образом, а это вносит элемент принуждения или даже коррупции в здоровые отношения.
На самом деле образовательная среда в идеале должна поощрять честность, прозрачность и равные возможности для всех. Вопрос подарков – это тема для обсуждения в обществе. Важно найти баланс между выражением благодарности и поддержанием непредвзятости и профессионализма.
– Что сегодня только не придумывают, чтобы за державу нашим детям не было обидно: проводят конкурсы сказок на антикоррупционную тематику, деловые игры «Суд над коррупцией», интеллектуальную «Кто? Где? Сколько?», антикоррупционные диктанты, диалоги с участием представителей правоохранительных органов, адвокатуры и научного сообщества. В профилактическом плане это сегодня может считаться эффективной работой?
– Проблема воздействия на молодое поколение в условиях социального воспитания антикоррупционного поведения заключается в том, что детям не показывают полную картину этой серьезной для любой страны проблемы. Формирование нетерпимости, неприязни, даже брезгливости к коррупционному поведению должно использовать все возможные формы, поскольку социальное поведение личности весьма избирательно и индивидуализировано.
– Можно ли сегодня воспитать поколение «бессребренников», поколение, которое будет понимать, что коррупция помимо вреда в государственном масштабе негативно воздействует и на личность человека – разлагает и обесценивает ее?
– Воспитать поколение, которое отвергает коррупцию, возможно, если образовательные системы, семья и общество будут работать вместе. Необходимо обучать детей критическому мышлению и развивать у них чувство личной ответственности. Примеры честного поведения взрослых и поощрение прозрачности тех или иных действий на всех уровнях общественной жизни также играют ключевую роль. Создание среды, где ценятся справедливость и честность, поможет сформировать у молодого поколения неприятие коррупции.
– Чем слабее власть закона, тем выше масштаб коррупции. Как с детства можно и нужно воспитывать уважение к первому, что в конечном итоге может сдержать второе?
– Выправление ситуации с коррупцией и законностью начинается с уважения и привития этих ценностей с самого детства. Чтобы это работало на практике, нужно как можно раньше рассказывать и показывать на примерах, что законы и правила существуют изначально не для того, чтобы ограничивать свободу человека, а для недопустимости вреда и ущерба и личности, и социуму. И, конечно, для того, чтобы помогать создавать честное и справедливое сообщество.
– В законе есть определение коррупции: это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, незаконное использование своего служебного положения. С точки зрения психологии, что подталкивает человека к такому поведению? Это вопрос подверженности влиянию извне, проблема в постановке приоритетов, когда на первый план выходит эгоцентрическая позиция, отсутствие внутреннего локуса-контроля?
– Чаще всего люди, пользующиеся своим служебным положением и получающие взятки, идут на такую работу, стремясь к власти. И этот мотив, возможно, не совсем осознанный. Причина этого явления может крыться в отсутствии базовой безопасности. Поэтому человек стремится заполучить власть, чтобы ощутить иллюзию безопасности через злоупотребление безнаказанностью, неподсудностью.
– Так мир без коррупции – это миф или реальность?
– Все зависит от того, какой путь выберет наша цивилизация.