Ее полотна наполнены неповторимым колоритом и таинственным этническим духом, что даже далекому от искусства человеку сразу становится понятно: автор эту тему выбрал неслучайно. Лишь личная причастность к самобытной культуре, неразрывная связь с истоками, глубокое восхищение национальным наследием могут вылиться в целый цикл картин.
«Мировоззрение древних башкир» – так называется серия творческих работ уфимки Эльзы Кутлубаевой, одного из ярких и талантливых живописцев республики. В основу картин заложено древнее миропонимание башкир до культа эпоса «Урал-батыр». Полотна художника отражают воззрения наших предков о «священной истории» – как, по их мнению, был создан мир, кто являлся его первыми обитателями, как происходил процесс формирования идеологии и материализма. На персональной выставке Эльзы Зауровны, которая состоялась прошлым летом в Национальном музее Республики Башкортостан, данной серии было отведено особое внимание.
– Башкирская мифология раскрывает глубокие философские проблемы: мудрость, размышления о вечной жизни, поиск основ, критериев добра и зла, вопросы чести и морали. Мифология и сюжеты эпосов хорошо показывают духовный рост народа. Изначально мой проект подразумевал сохранение, передачу и приумножение самобытности, уникального образа жизни, мировоззрения и культуры древних башкир. Например, в картине «Сотворение мира» изображены представления древних башкир о трехмерном мире: земном, подземном и небесном. На небе, в божественном мире, по их верованию, живут духи (верховным был Кук-Тенри, его сопровождали ангелы). Наши предки верили, что духи существуют везде, в любом одушевленном или неодушевленном предмете. В среднем мире – люди, в нижнем – джинны и пярии, – рассказывает автор.
В картине «Представление о земле» древо жизни изображено в виде кускаров. Кускар, как мы знаем, понятие многозначное, затрагивающее глубинные религиозные верования и древние мифологические образы.
По поверьям, эта иллюстрация имела охранную и продуктивную силу, потому использовалась в оформлении жилища и атрибуции жизненно важных ритуалов. Как рассказывает моя собеседница, древние башкиры представляли землю в виде огромной ложки; ее закрывает большая перевернутая тарелка, на которую прибиты звезды.
Своеобразной реминисценцией знаменитой картины «Танец» французского художника Анри Матисса является «Ранняя форма религии». Здесь нашли отражение и вышеупомянутый «Танец», и наскальные рисунки эпохи палеолита из пещеры Шульган-таш, и ритуальные маски. По словам кандидата искусствоведения, доцента Уфимского государственного института искусств Азамата Хасаншина, композиция картины демонстрирует очень интересное решение с точки зрения работы с горизонталью и вертикалью – композиция как бы «децентрирована».
– В картине несколько центров – их четыре. Каждый окружен своей периферией – четырьмя горизонтально расположенными «слоями»: слой ритуалов, где идет своя жизнь, слой поклонения (происходит автономное, независимое движение), слой смерти (тоже происходит свое, отдельное бытие – течет собственная, очень медленная «жизнь в послесмертии») и слой танца жизни. Работа Эльзы Кутлубаевой как бы говорит нам: все есть жизнь, везде она – где-то совсем медленная, почти невидная, где-то быстрая, максимально ускоренная и стремительная. В каждом слое, в каждом разрезе этого мира жизнь идет своим чередом: все живо, нет ничего мертвого, просто время течет всегда с разной скоростью. В «Танце жизни» Матисса мы с удивлением замечаем названия башкирских родов, – делится впечатлением Азамат Данилович. – В целом, хочется обратить внимание на то, что в этой серии картин явственно ощущаются новые мотивы, тематика, новые выразительные языковые средства, которые позволяют воплощать через язык искусства некие общие, универсальные абстракции и тенденции нашего времени, которые могут быть названы постсовременностью. В новых картинах Эльзы Зауровны появились ранее незафиксированные в ее творчестве мотивы. Орнаменты и архитектурные рельефы различного вида, объемные слои на плоскости – это важнейшее качество декоративного искусства Мезоамерики, и мы видим на ее картинах очень мощное влияние декоративной пластики этой удивительной культуры.
Анатолий Фадеев, заслуженный работник культуры, также находит, что Матисс в полотне башкирского живописца предстает в неожиданной трактовке.
– Ее пять танцующих женских фигур оказываются втянуты в водоворот древних рисунков из пещеры Шульган-таш, Уральских гор, индейских вигвамов и башкирских племен. Интересен замысел автора, что все ушедшие жизни, уносящиеся рекой смерти Стикс, протекающей в центре картины, отделяются и защищаются танцем вокруг тихой заводи жизни, где белыми точками цветут кувшинки, способные произрастать лишь в покое, тепле, чистоте, уюте и любви, создаваемыми и защищаемыми женщиной, – рассуждает он.
Многослойную художественную форму имеет картина «Материализм и идеализм». Через переживания, осмысление мира наши предки пришли от духовного к физической действительности. В правой и левой «сторонах жизни» происходят разные события, они несимметричны и не подобны. Хотя материализм взял верх над идеализмом, отголоски идеализма – верования, танцы, покаяния – все они сохранились по сей день. Как символ обустройства быта, по центру нарисованы традиционные башкирские подушки, края полотна заполнены различными видами символики, связанной с охотой.
Ряд мифологических тем и образов дополняет картина «Заселение земли», в которой очень четко, рельефно показан образ утки-прародительницы. Древние башкиры верили, что именно эта птица являлась демиургом, создателем земли и первым обитателем земной поверхности. Кстати, центральным элементом картины выступает космическое яйцо.
– Мы начали забывать про то, что не овал и не круг, а именно форма яйца у башкир – священная, – говорит художник. – После того, как появились утки, под водой образовались русалки, всякая нечисть, а также птицы, поднявшиеся в небо.
На фоне других картин особняком стоит «Урал-батыр и божественная птица Хумай». Такова интерпретация художника – именно подобным образом она представляет Урал-батыра и птицу Хомай, когда он защитил ее от Шульгена. По мнению Азамата Хасаншина, техника, примененная автором европейского генеза, напоминает фигуративность изобразительного искусства крито-микенской цивилизации. Фигуры очень рельефны, в картине намечена многослойность, использованы живописные образы древнегреческого орнамента. Картина монохромна, она фактически выполнена в одном цвете.
Этнические мотивы в творчестве Эльзы Кутлубаевой появились отнюдь не случайно. Она, потомок двух известных башкирских родов, росла, слушая захватывающие рассказы о героическом прошлом и богатом культурном наследии башкирского народа.
– Со стороны отца мои корни восходят к дворянам Куватовым, а со стороны мамы – к роду полковника Кинзи Арсланова. Один из его сыновей Сляусин (на башкирском – Һеләүһен, что означает «рысь») стал основоположником фамилии. Известный писатель Гали Ибрагимов, когда писал исторический роман «Кинзя», приезжал к бабушке Зайнаб Сляусиновой в село Мрясово Оренбургской области, записывал ее воспоминания. Как-то бабушка рассказала такую историю. Однажды в их дверь постучались путники. Взрослые пили чай, о чем-то оживленно беседовали. Но главное – гости передали посох, украшенный камнями, а также зеркало, медную посуду и много текстиля, некоторые из которых были украшены серебряными нитями. Сказали, что это все принадлежало Кинзе, и отныне ими должны распоряжаться его потомки. Посеребренные ткани и покрывала хранятся по сей день, – рассказывает представительница известных башкирских династий.
В 2019 году в с.Мрясово по инициативе Эльзы Зауровны были установлены мемориальные доски сразу трем знаменитым уроженцам этой деревни.
– Идейным вдохновителем стала моя мама Лейла Исламовна – ей хотелось увековечить память предка Сляусина Кинзина. Наш земляк, кандидат исторических наук Нурислам Калмантаев подсказал, что Мрясово является родиной еще двух выдающихся башкирских общественных деятелей – Сагита Мрясова и Карима Идельгужина. Решили установить мемориальные доски всем троим. Это оказалось делом нелегким, пришлось долго добиваться разрешения местных властей. Как бы там ни было, при участии народного поэта Башкортостана Равиля Бикбая и членов Всемирного курултая башкир стелы были установлены. Я благодарна Нурисламу Мирхайдаровичу за помощь и активное участие в этом важном деле, а также основателю Благотворительного фонда им.Кинзи Арсланова Марсу Юлбарисову за финансовую поддержку, – рассказывает организатор значимого события.
Интерес к мировоззрению древних башкир тоже не возник случайно. И в период учебы в Уфимском художественном училище, где окончила факультет дизайна, и во время учебы в Башкирском государственном педагогическом университете (художественно-графический факультет) она время от времени обращалась к этой теме. Но по-настоящему интерес проснулся, когда поступила на философский факультет БашГУ.
– Я решила получить специальность культуролога и выбрала научную работу на тему «Миф как форма социокультурного бытия башкир». Меня очень заинтересовали труды наших ученых, в особенности – доктора философских наук Гафура Салихова, кандидата философских наук Закирьяна Аминева и других о культуре башкирского народа. Я хотела, чтобы о нашей древней нации знали как можно больше людей, поэтому их размышления и умозаключения «перевела» на язык живописи. Ведь редко кто обратится к научной литературе, а картины более доступны и понятны для восприятия. Вкупе с лекциями у людей создается целостная картина о мифологии древних башкир, о том культурном пласте, который был еще до «Урал-батыра».
Еще один жанр живописи, к которому с большим удовольствием обращается Эльза Кутлубаева, – натюрморты. Искусно подобранные предметы, их расположение в пространстве, любимые цвета художницы создают необыкновенный уют в душе. Это не обычные натюрморты с цветами, фруктами и вазами, а сюжеты осмысленные, продуманные и прочувствованные. Национальный колорит народного быта завораживает яркостью и выразительностью цвета, удивительной композиционной гармонией, где каждый предмет обретает свою значимость.
– Яркое и самобытное декоративно-прикладное искусство башкирского народа и традиции национальной чайной церемонии вдохновили меня на реализацию проекта «Натюрморт», через который мне хотелось показать многообразие форм и орнаментальных узоров, богатый мир гармонии рисунка и цветов, свидетельствующие о неисчерпаемости таланта наших предков, – поделилась она. – В этих полотнах традиционные башкирские мотивы сочетаются с предметами домашнего обихода: сак-саком, баурсаком, губадией, сухофруктами и непременным участником любого застолья – чаем, настоянным на травах и цветах.
С любовью разложенные на красном самотканом паласе красочные пиалы, расписная утварь, домотканые рушники, политая тягучим медом горка баурсака, огненно-желтые лимоны напомнили мне творения известной художницы Адии Ситдиковой. Такого же мнения придерживается Ильхам Агишев – коллекционер картин, бизнесмен, который живет и работает в США.
– Меня поразили натюрморты, где тонко и проникновенно звучат башкирские мотивы, наполненные огромной любовью к нашей культуре. В них чувствуется особенная торжественность и лиричность народных традиций. У Эльзы имеется свой выработанный стиль, уходящий к истокам национального искусства. Ее яркие работы рождают тепло и радость в душе. Каждый, кто видел их здесь, в США, в восторге от ее творчества. Я очень рад иметь в своей коллекции картины такого выдающегося мастера, – поделился он.
Пять картин с ярким национальным колоритом уехали во Францию. В Бургундии, в художественной резиденции коллекционера Видаля Бенчимоля, выставлены натюрморты из серии «Орнамент», «Портрет» и «Жены». Как признался месье Бенчимоль, до знакомства с башкирской художницей он не был близко знаком с ее работами.
– Первые картины, которые довелось увидеть, демонстрировали ее художественное чутье и талант. Творчество Эльзы меня восхитило, поэтому я сразу же решил включить некоторые из ее работ в свою коллекцию. Великолепные полотна дали возможность познакомиться с богатым и ярким культурным наследием башкирского народа, – поделился французский коллекционер. – Кроме того, творчество Эльзы побудило меня заказать ей другие полотна, в частности, портрет, выполненный в стиле Казимира Малевича, которым часто восхищаются мои друзья.
В творчестве Эльзы Кутлубаевой, безусловно, этнические традиции занимают важное место. Тем не менее, как и для любой женщины, ей близка тема любви, взаимоотношения двух начал. Сюжеты башкирской мифологии в ее картинах приобретают особый, порой неожиданный смысл. Урал-батыр, в лице которого мы видим героического персонажа, борющегося со злыми силами, в ее полотнах предстает в виде обычного мужчины. Ему ничто человеческое не чуждо, у него вполне земные потребности – желание любить, продолжать род.
– Самобытная башкирская мифология полна идей и образов, нужно только приглядеться. Урал-батыр в моих картинах находит отражение не только в образе победителя, мне интересны его отношения с женщинами – с Хумай или же с дочерью Катила. Таким образом я «очеловечиваю» его, – продолжает мастер. – Теперь о любви буду писать больше!
Эльза Зауровна, кстати, считает, что научиться рисовать может любой человек. Занятия живописью развивают мышление, когнитивные навыки, мозг, мелкую моторику.
– Детей к творчеству нужно приобщать с самого раннего возраста. Как педагог, твердо убеждена, что три направления – музыка, рисование и физические нагрузки – основные составляющие воспитания. До подросткового возраста, хотя бы до 12 лет, ребенок должен быть в них вовлечен. Далее, если сам проявит желание, можно продолжить развитие в этих направлениях, а если нет, значит, необходимо искать то, что ему будет по душе, – рассказывает моя собеседница. – В 2009 году я открыла первую башкирскую студию живописи «Латифа», которая проработала на протяжении десяти лет. Несколько лет назад, трансформировав знания и опыт, перевела ее в онлайн-режим. Считаю, что в век технических возможностей нужно применять возможности интернета. В целом, я поняла, что студия «Латифа» – это не помещение, не пространство, не стулья и не мольберты, «Латифа» – это я сама. Пока работаю с детьми, школа существует. У меня имеется собственная методика преподавания. Это структурированный процесс обучения, подразумевающий подготовку ребенка к школе через рисование. Дошкольники учатся следовать указаниям, приобщаются к творчеству, развивают свои способности.
Для нее же лучшими учителями стали те, к кому она ходила заниматься в индивидуальном порядке. Своими наставниками Эльза считает художников Ильшата Хусаинова, Мавлетбая Халилова.
– Я очень благодарна им за уроки, секреты мастерства, мотивацию к новым творческим идеям. Теперь я сама стала педагогом, но каждый раз с большой теплотой вспоминаю уроки моих наставников. Всегда стараюсь придерживаться золотого правила – процесс передачи знаний и мастерства должен быть интересным и полезным как ученику, так и учителю.
Как истинная творческая натура, Эльза Зауровна ищет новые идеи, расширяет свой потенциал и находит свежие, неожиданные решения. В последние годы начала преподавать нейрографику – метод работы с подсознанием через рисунок. Симбиоз рисования и психологии – это своего рода арт-терапия, которая способствует быстрому снятию стресса. Освоению нового направления помогло получение специальности психолога в Национальном университете современных технологий в Волгограде.
– Нейрографика – это методика российского ученого Павла Пискарева, в 2014 году он ее запатентовал. По этой методике рисуют в 35 странах мира, сейчас она очень актуальна. Когда хочешь изменить что-то в своей жизни, но не можешь, поможет нейрографика. Через рисование, воздействие на мозг происходит наращивание нейролинии, значит, человек имеет возможность изменить не только мышление, но и ситуацию. Не зря говорят: «Хочешь изменить мир вокруг себя, измени свое мышление». Нейрографика через движение, моторику, воображение дает возможность «менять шестеренки» в голове. Как только появляется новое видение, меняется и окружение человека, – объясняет художник.
Еще одно направление, которое предлагает Кутлубаева для своих учеников – акварельный скетчинг. Это техника быстрого рисунка, выполненная с использованием акварельных красок. Быстрые, легкие, эффектные зарисовки может выполнить любой человек. Скетчинг позволяет получить практически мгновенный результат, что в наше динамичное время очень актуально.
– С помощью легкой и воздушной акварели можно за короткое время получить красивый рисунок, эскиз. Здесь нет детальной прорисовки изображений, цель – передать эмоции, атмосферу, отразить общую композицию. Можно, к примеру, нарисовать красивые открытки – на Новый год или 8 Марта. Не зря говорят, что лучший подарок – тот, который невозможно купить, поэтому такое оригинальное подношение может стать отличной альтернативой обычным презентам. Неважно, что это будет – розовые, словно фламинго, облака на вечернем небе или же перламутровые цветочки весеннего ландыша, главное – открыть грани своих возможностей, найти потаенную дверцу, которая спрятана в глубине души... – В каждом слове мастера улавливается увлеченность любимым делом.
Яркая и смелая, в то же время нежная и ранимая, Эльза Кутлубаева истоки вдохновения черпает во всем, что ее окружает. Новыми ощущениями, яркими впечатлениями наполняют путешествия. Франция, Италия, Швейцария – куда бы она ни поехала, в первую очередь она спешит в картинные галереи и художественные музеи. В парижском Лувре, в музеях Орсе, Оранжери, Клода Моне, Ван Гога, Родена башкирская художница лицезрела шедевры мирового искусства, имела счастье побывать в Национальном музее науки и технологии Леонардо да Винчи в Милане, в Музее современного искусства в Базеле. Чувство сопричастности к творчеству великих художников является отличной мотивацией и раскрывает горизонты, дает стимул для дальнейшего развития и созидания.
Как призналась моя собеседница, один из самых любимых ее художников – Клод Моне и его серия картин с мотивом кувшинок. «Кувшинки – это часть меня самого. Они не могут жить без воды, как и я не могу жить без искусства», – писал французский живописец.
Так же, как и Моне, не может жить без искусства и Эльза. Она готова в любой момент поймать ветер в паруса и выплыть из тихой гавани, чтобы вновь оказаться в Париже и любоваться в музее Оранжери очаровательными бело-розовыми кувшинками, окутанными флером таинственности. А затем, вдохновившись новыми идеями, взять в руки кисть, чтобы точными мазками запечатлеть на холсте наполняющие душу эмоции и впечатления. А главнейших качеств художника – беспредельного трудолюбия и душевной зоркости – ей не занимать.