В военно-исторических мероприятиях на Бородинском поле, которые организует государственный военно-исторический музей-заповедник «Бородино» (г.Можайск, Московская обл.), Ильдар участвует с молодых лет. Памятной для него стала первая встреча с единомышленниками, реконструкторами, когда в качестве художника он предложил поставить на историческом месте знак памяти в честь башкирских конников, прозванных «северными амурами» за бесстрашие и неуловимость. Шаяхметов подготовил эскиз с луками, стрелами и надписью на круглом деревянном щите. Согласовав его с администрацией музея, вместе с товарищами за один день установил 8-метровый шест из бревна, сточенный в виде стрелы, и лук, согнутый из 5-метрового ствола черемухи. Собралось немало удивленных зевак, решивших, что этот гигантский артефакт и есть реконструкция древнего боевого оружия. Долго стоял этот знак, напоминая зрителям о «северных амурах», пока Шаяхметов не заменил его на гранитную стелу памяти.
В военно-историческом клубе «1-й Башкирский конный полк – «Любизар» он вместе со своими сподвижниками восстанавливал костюмы воинов-башкир разных эпох, их вооружение, а также конское снаряжение. Тщательным образом воссоздавал исторический ход военных баталий, участниками которых были башкирские конники. Стоит отдельно отметить, все без исключения члены военно-исторического клуба уверенно сидят на коне, знают основы рукопашного боя, куреш, владеют шашками, метко стреляют из лука, ведут здоровый образ жизни. «Дорогами войны – к миру» – вот лозунг, ставший девизом реконструкторов всего мира, ежегодно встречающихся на миротворческих военно-исторических фестивалях разных стран мира.
С 2005 года Ильдар Шаяхметов официально, в качестве председателя военно-исторического клуба (ВИК) «Северные амуры», представляет башкирских конников на различных исторических мероприятиях. На нем обмундирование командира-сотника Первого башкирского конного полка 1812 года: синяя форменная шинель с галунами, тюбетейка, малахай из меха лисицы, военное оружие и шашка на боку. С соратниками он ежегодно выезжает на международный фестиваль, посвященный памяти Бородинского сражения.
Однажды перед очередной поездкой всей командой встретились с Президентом Башкортостана Муртазой Рахимовым. Увидев ребят в полной боевой амуниции, вооруженных луками и стрелами, шашками и нагайкой, Муртаза Губайдуллович продемонстрировал им и свою камчу, личный подарок от Нурсултана Назарбаева, лидера Казахстана. Рахимов высказал добрые слова напутствия, оказав помощь транспортом и конями. По его просьбе клубу все это передали из «Мосфильма», где действовал конный полк. В его рядах тогда служило и немало башкир, участвовавших в съемках батальных сцен исторических фильмов.
ВИК «Северные амуры» продолжает расти, развиваться, в него постоянно вливаются новые люди, а с 2013 года он получил новый статус и новое имя – Региональное общественное объединение «Военно-исторический клуб РБ «1-й Башкирский конный полк» – «Любизар». Оба названия клуба «Северные амуры» и «Любизар» – исторические, общеизвестные.
В первом случае так называли башкир-воинов сами французы. Их поразил боевой скифский вид башкир: на конях, в малахаях, с луками и стрелами в руках, они мчались против пушек, ружей и арбалетов, отважно атакуя своих противников, докучая им днем и ночью в партизанских набегах. Во втором названии отразилась известная воинская песня башкир «Любизар», рожденная на поле сражения после того, как фельдмаршал И.М.Кутузов горячо поблагодарил их за победу, начав свою речь с исторических слов: «Любезные вы мои, башкирцы…»
Более 20 конных башкирских полков участвовали в Отечественной войне 1812 года, существенно повлияв на ход военных сражений. Ильдар Шаяхметов считает, что таких клубов, как ВИК «1-й конный…», должно быть не менее двух десятков по всей республике, предлагая создать их в районах, откуда родом известные башкирские батыры – Салават Юлаев, Кахым-туря, Муса Муртазин, генералы Шаймуратов, Тагир Кусимов и др.
Одаренный музыкально и не лишенный поэтических способностей, Шаяхметов дописал известную песню «Любизар» и довел количество стихов в ней до 21 запева. Полный текст увидел свет в республиканской газете «Башкортостан» (№175, 2012 г.). Редакторы посчитали все строки народными, но оказалось, что Ильдар добавил и свои. Потом их пели на Бородинском поле в сопровождении курая в часы перерывов… И разливалась на поле исторического сражения и вторила многими голосами старая-новая башкирская песня с припевом: «Любезники, любизар, браво, браво, маладис!»
С песнями, музыкой и с башкирскими конями любизарцы трижды участвовали в военно-историческом фестивале «Битва народов мира» в Лейпциге (Саксония, ФРГ, 2011–2013 гг.). Общественные инициативы Шаяхметова поддерживались на всех уровнях, поэтому спонсорская помощь в деятельности клуба многих организаций и учреждений логична. Как и то, что в настоящее время для РОО ВИК «1-й конный…» подыскивается соответствующее помещение, поле для тренировок коней, подготовки исторических реконструкций, маршей, культурно-массовых зрелищ и активизации праздничных и массовых мероприятий к юбилею г.Уфы в 2024 году.
Шаяхметов и его соратники из «1-го конного» активно участвуют в различных фестивалях, конных акциях. Они являются зачинателями, инициаторами и организаторами культурных проектов, способствуя образовательному, культурному, патриотическому, экологическому воспитанию современной молодежи, школьников. Да, любизарцы горят своим делом, и потому зажигают и всех остальных.
Доверяя участникам клуба, зная их ответственное отношение к делу, высокую дисциплину, любизарцев охотно приглашают на сабантуи, конные марши, торжественные церемонии, праздники. Ребята участвовали в исторических реконструкциях «Смоленского сражения» (2011), на Тербунском рубеже «Жаркое лето 1942 года» (Липецкая область, 2023) и др. В 2014 году они побывали на V Всемирном курултае тюркских и гуннских народов в Венгрии. Среди принимающих с венгерской стороны были те, кто лично помнил ученых-востоковедов Ахметзаки Валиди и Джалиля Киекбаева. В музеях Будапешта бережно хранятся свидетельства о родстве с башкирскими племенами средневековья (исторические документы, национальные костюмы, лингвистические исследования).
Творческие наклонности Ильдара формировались в кругу семьи. Отец, Гиндулла Шириязданович, много лет проработал учителем, был организатором и первым директором сельского музея им.Дж.Киекбаева, имеющего сегодня республиканский статус (с.Каран-Елга, Гафурийский район РБ). Тишь сельской глубинки, созерцание красот неповторимой уральской природы, рукотворность окружающего деревенского быта, трудолюбие деревенских жителей, их уважение к мастерству привели Ильдара Шаяхметова на художественно-графический факультет Башкирского педагогического института (1981–1986 годы).
Пять лет учебы в г.Уфе определили будущую творческую направленность – скульптура и дизайн. Его дипломная работа по скульптуре, выполненная на «отлично», имела практическое применение. Портретный барельеф, посвященный Джалилю Киекбаеву, украсил вход школы, в которой его отец, директор школы, как благодарный ученик и студент собирал многие годы музейные и архивные материалы об известном ученом с мировым именем, лингвисте и писателе Башкортостана.
Сразу же после окончания вуза Ильдар Шаяхметов, несмотря на бронь для сельских учителей, прибыл в районный военкомат, чтобы отдать долг Родине. У башкир служба в армии считается обязательной для каждого истинного патриота, защитника родного Отечества. Отслужил в радиотехнических войсках ПВО. После армейской службы начал работать в художественной мастерской отдела культуры Гафурийского района и преподавать в школе искусств (с.Красноусольск).
И в селе он продолжал творить и созидать. В 1989 году Шаяхметов выставляет свою творческую работу «Легенды о любви» (резьба по камню) на первой выставке преподавателей школ искусств (г.Уфа). Для экспозиции, посвященной 25-летию художественно-графического факультета БГПИ, сделал скульптурную композицию «Тахир и Зухра» (1999). Ильдар создает живописные полотна, триптих «Табынская легенда», «Охота на волков», «Ночная дорога» (2002), которые появились на первой республиканской выставке «Урал-батыр». Он пишет портреты своих родных, друзей, художников, ветеранов войны, отца. Много у него пейзажей родного края, этюды, выполненные с натуры в Миньяре, на Агидели, в Зилиме.
Продолжается работа художника над эпическими картинами в триптихе, посвященном памяти 112-й Башкавдивизии («41-й год», «После боя», «Реквием»). Также Шаяхметов занимается геральдикой, книжной графикой, дизайном эмблем, представляя свои произведения на персональных выставках (с.Красноусольск, 2004; 2006). Зрители отмечают не только ясность композиции, хороший рисунок, но и особую одухотворенность картин, возвышенное настроение передаваемой природы мира, уважение к истории родной земли, знание этнографии и фольклора, призыв к ответственности человека за мир вокруг.
Как художник-дизайнер, Шаяхметов внимательно изучает историю, геральдику, символы и знаки башкирской культуры, на основе которых разрабатывает новые эмблемы, логотипы, вымпелы, медали для различных мероприятий и организаций. Много сил отдает разработке въездных знаков – стелы границы Гафурийского района, Республиканского историко-культурного центра в с.Саитбаба, эмблемы ландшафтно-природного парка «Зилим» (2007), скульптурного мемориала, посвященного землякам-табынцам, участникам Отечественной войны 1812 года (с.Красноусольск, 2017). За успешное решение этих творческих заказов ему присуждено звание лауреата Республиканской премии им. Дж.Киекбаева (2021).
С 1996 года Ильдар Шаяхметов работает в Уфе, начинает преподавать в башкирской гимназии №140, а потом и в своем родном вузе, на худграфе пединститута (1997–2008). Также активно участвует в общественной жизни города, занимается творческой деятельностью, дизайном книг, буклетов, юбилейных знаков. Художник разрабатывает юбилейный значок ХГФ БГПУ (1999, в соавторстве с Т.Х.Масалимовым), медаль лауреата премии им. Дж.Киекбаева (2001), медаль БГПУ «В.А.Сухомлинский: Сердце отдаю детям» (2004), логотип БГПУ (2004), серию значков «Театры г.Уфы» (2004), юбилейный значок К.А.Давлеткильдеева, знак лауреата премии Я.Хамматова (2005), медаль 90 лет ОВД Кировского района г.Уфы (2007), эмблему Союза кураистов РБ (2007) и др.
Его творческой работе предшествует скрупулезное изучение темы, анализ исторических фактов, многочисленные поиски выразительного, художественно-пластического образа. Качество его работ безупречное, логотипы запоминающиеся, потому Шаяхметов получает госзаказы от Правительства РБ, администрации пединститута.
В годы работы в вузе Шаяхметов занимается не только преподавательской, но и дизайнерской, научной работой. Это оформление книг, сборников статей БГПУ им. М.Акмуллы, дизайн и составление буклета «Государственная символика РБ» (на трех языках), разработки вымпела Правительства РБ «За вклад и развитие экономики и промышленности РБ» (2003), знака «Премия президента РБ за качество продукции и услуги» (2003). Он участвует во многих республиканских конкурсах по разработке эмблем и часто становится победителем (например, в Год окружающей среды).
Осознанно, с особым пониманием он откликается на призыв участвовать в конкурсе по разработке эмблемы Года по профилактике наркомании, алкоголизма и курения (2005), и его знак утверждается в качестве основного символа года. Шаяхметову также принадлежат разработки эмблем Башкирского народного центра «Урал», «110 лет – командиру 112-й (16-й гвардейской) Башкирской кавалерийской дивизии генерал-майору М.М.Шаймуратову (2009).
Профессиональный уровень дизайнерских работ Шаяхметова высок, потому он со своими студентами постоянно участвует в региональных и международных выставках: III специальная выставка: «Полиграфиздат. Реклама. Дизайн» (2002), фестиваль рекламы «Профессия-2002», IX международная выставка «Технологии рекламы. Дизайн» (2003), V международный студенческий фестиваль рекламы (г.Москва), международное биеннале графики «Белые интер-ночи (БИН, г.Санкт-Петербург, 2004), конкурс «Белые ночи», секция «Символика и эмблематика» (СПб, 2006).
В 2007 году Ильдар Шаяхметов по заказу МВД РБ создает мемориал памяти сотрудников МВД, погибших при исполнении служебного долга. В этом же году клуб под его руководством становится инициатором проведения военно-исторической реконструкции, посвященной памяти земляка, Героя Советского Союза, рядового А.Матросова (2007). Вместе с Музеем боевой славы ВИК организует и проводит военно-историческую реконструкцию «Боевое крещение 112-й Башкавдивизии». Также Шаяхметову поручают разработку проекта служебной медали «За доблесть» МЧС РБ (2009).
Последовательное изучение народных символов приводит И.Г.Шаяхметова к новым художественным произведениям и культурным мероприятиям, которые становятся знаковыми в формировании патриотического отношения в современном общественном сознании республики. Творческий настрой, уважение к традициям родной культуры, бережное отношение к историческим реликвиям, опыт работы со студентами, высокая самодисциплина, организаторские способности, конечно, помогают в создании региональной общественной организации Военно-исторический клуб «1-й башкирский конный полк «Любизар».
Его дело продолжают ученики, Шаяхметов помогает им в создании новых общественных организаций РБ и проектов по традициям башкирской культуры. Запущен новый проект «Мэрген уксы» (меткий стрелок), и фестивали башкирских лучников теперь проходят в республике ежегодно, более того, они вышли на международный уровень национальных состязаний по стрельбе из лука.
В сентябре прошлого года РОО ВИК «1-й конный…» вновь участвовал в Военно-историческом фестивале «День Бородина-2023» для представления башкирских конников-воинов 1812 года. Республика обеспечивает 12 участников транспортом и коневозом для лошадей, которых выделил для мероприятий фестиваля ООО «Урал–Агро» (с.Жуковка, рук. Л.Л.Зейфрид). Их лошади башкирской породы хорошо обучены для верховой езды, резвые, спортивные, дружелюбные и прекрасно себя показывают на военных маневрах по реконструкции Бородинского сражения, точно выполняя команды своих всадников (яугиров).
Министерство сельского хозяйства РБ (И.И.Фазрахманов), Уфимский ипподром «Акбузат» (ГАУ ЦК РБ ККС, директор Р.Р.Файзуллин), Фонд поддержки социальных программ (директор А.А.Нугуманов), ГПУ «Транспортное управление» при Правительстве РБ и др. содействовали успешному походу делегации ВИК «1-й конный..» на международное мероприятие, в котором участвовало более ста военно-исторических клубов России и дальнего зарубежья, в том числе из Парижа и Ватерлоо (Франция). В числе участников нового Бородинского похода-2023 – старшее и младшее поколение членов клуба «Любизар», люди разных профессий. В их числе Мажит Ибрагимов, получивший медаль «За вклад в сохранение культурно-исторического наследия России» от Минкультуры РФ; он рабочий, проходчик Учалинского горно-обогатительного комбината. Р.М.Мажитов и Р.А.Амантаев, заслуженные артисты РБ из хореографического народного ансамбля им. Г.Гаскарова. Халис Кильдегушев, ветеринарный врач ипподрома «Акбузат». Семьи Мухаметовых – отец Ахат и сын Байрас (ст. Дема), Умургуловы – Равиль, Джамиля и сын Камиль (г.Москва). Рифат Баймухаметов, научный сотрудник историко-культурного центра (с.Саитбаба). Р.З.Шаяхметова, учитель русского языка и литературы, жена командира, его боевая подруга (батыр-кыз), башкирская лучница. Из молодежи – Фиргат Сагитов, Денис Динмухаметов и другие. Из Института развития образования РБ Айрат Киреев, взявший на себя обязанности фотографа, хронолога, обеспечившего современное мультимедийное сопровождение ВИК «Любизар» на Всероссийском фестивале. В клубе ВИК «Любизар» царит атмосфера братства, взаимопомощи, поддержки и потому принято обращаться друг к другу «туган, тугандар» (родной, родные).
По основному положению фестиваля «Бородино» любизарцы создают свою интерактивную площадку, реконструируя прошлое башкирского народа в дни великого сражения. В дни фестиваля они разворачивают передвижную башкирскую юрту, покрывают ее полотнищами войлока. Рядом сооружают ограду для лошадей, пасут их, поят и кормят с дальней дороги. Быстро разводят костер под казан бишбармака, раскладывают музейные экспозиции походного снаряжения воинов-башкир, утварь, амуницию, знамена, конские седла, чепраки, уздечки...
На Бородинском поле собираются тысячи зрителей, у башкирской юрты всегда многолюдно, собираются люди разных возрастов. «Играючи живем, серьезно играем», – говорит Ильдар Шаяхметов, организуя детские конные игрища на поле Бородина. Это не только разные пробежки, прыжки на палочках, но и изучение бега коня-иноходца (аргамак). В башкирских традициях это детская игра называтся «Таяк-ат», а в странах Северной Европы и Финляндии «Хобби-хорсинг», массово распространенная среди школьников, она теперь приобретает статус международных мероприятий по подготовке к конному спорту.
Для посетителей бивака ВИК «Любизар» экскурсы в историю башкирских конников проводят все члены клуба: они ведут мастер-классы по овладению шашками, луком и стрелами, верховой езде, рассказывают об особенностях башкирской культуры, ее традициях и достопримечательностях.
ВИК «Любизар» поддерживают наши земляки, живущие в разных регионах и странах. Они сотрудничают с клубом, выполняя общественную работу по пропаганде башкирской культуры, башкирской лошади, достопримечательностей Уральского края. Среди них художник Азат Кужин (Польша), Ирек Баишев (ФРГ, г.Лейпциг), Алексей Орешков и Амина Азеева (г.Москва), офицер, подполковник в отставке Махмут Салимов (г.Ростов-на-Дону), кинорежиссер Насур Юрушбаев (г.Пермь) и многие другие.
С благодарностью ко всем единомышленникам, коллегам, друзьям Шаяхметов вспоминает начало первых исторических реконструкций на поле Бородина. С командиром Рустемом Искужиным (ныне живет в С.-Петербурге) «Северные амуры» проводили конные маневры и атаки в составе Донского Атаманского казачьего полка им.Чернышова. Старые друзья «любизаровцев» – реконструкторы Александр Мищенко, руководитель ВИК Московской обл. (с.Лыткарино), Олег Нельзин, историк из Красноярска, эстонец Олег Саар и Алексей Андреев из Санкт-Петербурга и др. Фестиваль «Бородино» стал поистине дружной семьей народов России, интернациональным союзом стран мира, в котором участвуют не только русские и французы, но и немцы, эстонцы, литовцы, белорусы, башкиры, татары, калмыки, многие другие народы.
Ильдар Шаяхметов вместе с ними представляет культурное наследие башкирского народа, он из тех, кто преданно служит своей Отчизне, всему миру, искусству, подавая пример и вдохновляя молодежь на творчество, искренний и бескорыстный труд во благо родной земли.