Многие на ее месте, испугавшись трудностей, скорее всего, развернулись бы и уехали. Человек же ищет, где лучше. Но это не про Гульназ Сабитову! Свой характер, без лишней скромности, она называет счастливым. Поясняет, что старается идти, как заметил однажды один из ее любимых писателей Мустай Карим, по солнечной стороне дороги. Находя в каждом дне своей жизни светлые мгновения, а они, по ее твердому убеждению, есть всегда.
Отдельно стоит отметить: это только с виду она улыбчивая Дюймовочка. Кто знаком с ней не первый день, знают – настоящая «Железная Кнопка», да еще с таким «энерджайзерным» характером, что, если возьмется за что-то, не успокоится, пока не доведет все до логического конца.
Не будь такого характера, вряд ли смогла бы добиться своих целей – шаг за шагом, начиная с самого детства. Родители, далекие от искусства люди, проживая в Златоусте, не мыслили свою жизнь без национальных музыкальных инструментов, народных песен и танцев. Пример отца, который в любую свободную минуту брал в руки баян или гармонь; мамы, не представлявшей свою жизнь без мелодичных башкирских песен, их участие в различных конкурсах и фестивалях сыграли определяющую роль в выборе дочерью профессии. Закончив девять классов в гимназии с углубленным изучением английского языка и фольклорное отделение музыкальной школы, она приняла окончательное решение: ее будущая профессия будет связана с культурой.
– Предположить даже не могла, что полученные в школьные годы знания и навыки – а мы изучали русские народные песни, танцы, историю костюма, сольфеджио и другие дисциплины – пригодятся во взрослой жизни, в будущей профессии, – Гульназ уверена, что не меньше, чем учителя, большую роль в ее профессиональном становлении сыграли и родители: Самат Шаяхметович и Венера Мадхатовна. Они сумели с раннего детства привить любовь к народному творчеству.
Увидев однажды на одном из конкурсов выступление ансамбля «Койон» из Учалов с новым танцем «Новые башкиры», в котором, как выяснится потом, солировала ее любимый в будущем преподаватель, а тогда просто студентка Юлия Зайнышева, девушка решила, что будет учиться только в отделении хореографии училища искусств и культуры этого небольшого городка, славящегося своими традициями. Правда, в самом учебном заведении девчушку встретили не совсем радушно. Вахтер, оценивающе взглянув на очередную претендентку, с ходу заявила: «Время только зря потратишь. Таких, как ты, здесь пруд пруди!»
– Я была очень маленького роста, всего 146 сантиметров. Тогда как с 2001 года в число требований к поступающим включали физические параметры – рост от 155 см и выше. При входе в танцевальный зал, где сидела комиссия, сначала надо было встать под ростометр. И потом только продемонстрировать подготовленный танцевальный номер. При замере роста я незаметно встала ни плинтус, подаривший мне заветные сантиметры, – вспоминает судьбоносный период своей жизни Гульназ. – Зато у меня были волосы ниже колен, и, естественно, я танцевала «Озон сэс».
Героиня танца – почти современная Рапунцель, но на башкирский лад – на экзамене по хореографии выглядела убедительно. Конкурс в тот год был большой – три человека на место. Однако настырной девчушке удалось убедить комиссию, что учеба в училище ей нужна больше, чем другим. И, когда начали зачитывать список поступивших, в котором прозвучала и фамилия Сабитовой, без пяти минут студентка чуть в пляс не пустилась. Но ей поставили условие: к началу учебного года подрасти хотя бы на пять сантиметров.
– Это была моя первая победа, когда, простите, тебя в дверь, а ты в окно. Эта настойчивость в достижении целей помогает мне и сегодня, – смеется Гульназ.
На пять сантиметров первокурсница к 1 сентября, увы, не подросла. Но, начав учиться, преуспела в другом. Организаторские способности студентки заметили преподаватели и предложили ей стать старостой курса. Все последующие четыре года Гульназ добросовестно исполняла эти обязанности, понимая, что эти навыки – успешно решать проблемные для однокурсников вопросы, в любой ситуации уметь отделять зерна от плевел, а еще сплачивать вокруг себя сверстников – точно не будут лишними в будущей жизни. К тому же Юлия Равилевна, ее любимый учитель, в первый раз в тот год набравшая студентов, стала кумиром для своей студентки на всю жизнь.
В училище в те годы большой популярностью пользовался гремевший на всю республику ансамбль народного танца «Койон». Попасть в него и блистать на сцене – это было мечтой успешной студентки отделения хореографии. Однако как бы Гульназ ни старалась, влиться в ряды «койоновцев» ей так и не удалось. Из-за роста.
– Мои однокурсники после учебы репетировали легендарные номера из репертуара ансамбля, – вспоминает она студенческие годы, которые принесли ей не только радостные моменты, – а я стояла и смотрела с площадки лестничного пролета, как они танцуют, и плакала: «Ну почему, почему меня не берут в этот прекрасный ансамбль…»
Сабитова, впрочем, не из тех, кто будет долго «пережевывать» свои обиды. В любой проблемной ситуации лучше действовать, считает она. Поэтому уже на втором курсе будущий хореограф устроилась работать в городскую общеобразовательную школу №10, где начала вести ритмику. Через несколько месяцев ее пригласили в детский сад №15 – музыкальным руководителем. Но этого ей показалось недостаточно. Вечерами девушка ходила петь в русский народный хор, где солировали местные голосистые бабушки и дедушки. А еще записалась ученицей к другим студентам во время их педпрактики, чтобы освоить игру на думбыре и кубызе.
– Когда у человека день расписан буквально по минутам, времени на грустные размышления у него точно не остается. Проверено на себе, – смеется моя героиня.
В 2004 году в Учалах проходил республиканский фестиваль сольного народного танца. Гульназ решила в нем непременно участвовать. От этой затеи ее отговаривали и педагог, и заведующая отделением, и лучшая подруга, поскольку никто не отменял проблему с ростом. Но она заказала в местной филармонии фонограмму, у портных – костюм, не пожалев стипендию, выучила и отрепетировала башкирский шуточный танец «Гэйбэтсе» и …стала финалисткой этого престижного конкурса. Диплом лауреата – это одно, она сумела зарекомендовать себя еще и как сольный исполнитель, а это то, чего будущий хореограф как раз добивалась.
Как-то заведующая отделением, ее тезка Гульназ Раисовна, передала, чтобы та срочно подошла в репетиционный зал. Студентка летела к ней, как на крыльях. Надеялась, что ее пригласят в «Койон», а оказалось, что возьмут только на один танец для предстоящего в Уфе фестиваля «Здравствуй, XXI век!». Оказался востребованным маленький рост танцовщицы вкупе с таким же весом. В одном из фрагментов танца Гульназ восседала на шее у солиста, а вокруг кружились девушки с красочными лентами, закрепленными на поясе солистки-дюймовочки… Так и объездила с этим номером в составе любимого «Койона» все близлежащие города и районы.
Как внутренне смириться с тем, что на сцену в основном составе «Койона», как мечтала до поступления в отделение хореографии, ты так и не попадешь? Когда Гульназ отвечает на этот вопрос в сегодняшнем дне, с ее лица пропадает улыбка, но только на мгновение:
– Сколько слез я тогда пролила, а еще моркови съела, чтобы подрасти, одному Богу известно. В выходные, по субботам и воскресеньям, приходила в пустой репетиционный зал и бесконечно отрабатывала танцевальные элементы, зная, что на сцену вряд ли меня позовут. Но никогда, ни разу, даже в эти грустные моменты жизни, не возникло желание уйти из профессии!
Для чего ей все это было нужно, она поняла, когда на популярнейшем городском конкурсе «Учалинские звездочки» дети, занимавшиеся народным танцем у нее, заняли первое (!) место. Ребята, обучавшиеся у ее любимого и уважаемого преподавателя Юлии Равилевны, – только третье. С одной стороны, как вспоминает Гульназ, ей было неловко, с другой – она просто ликовала! И на ее улице случился праздник. Из тех, что наглядно показал: надо верить в себя, невзирая ни на какие жизненные обстоятельства.
Успешная студентка бралась за любую работу, которая помогала ей вырасти профессионально. Продолжала обучать детей танцам; участников популярного фольклорного ансамбля «Хазина» учила играть на ложках и даже хор русской песни не бросала. Когда на старших курсах ее пригласили работать в агитационную концертную бригаду отдела культуры районной администрации на должность концертного исполнителя, она согласилась без раздумий. Своих благодарных зрителей помнит по сей день.
– Это было что-то! Ездили с концертами по району, по всем деревням. Не поверите, подходили, чтобы взять у нас, артистов, в том числе и у меня, автограф. Это был такой бальзам на мою израненную душу, – при этих воспоминаниях Гульназ расплывается в счастливой улыбке.
Получив диплом с единственной четверкой по «классике», выпускница училища искусств поехала покорять столицу республики. Прямиком направилась в Башкирскую государственную филармонию. Члены худсовета без обиняков заявили: «Танцуете вы прекрасно, но вторая Гузель Мамина нам не нужна» (эта артистка тоже отличалась невысоким ростом и танцевала характерные танцы. – Авт.)
– Расстроилась. Куда мне теперь идти? Села на скамейку и чуть не разрыдалась. Вечно меня мой рост подводит… Но тут меня догнал один из артистов, Валит Илембетов, и дал номер своего друга, певца и композитора Ризвана Хакимова, которого называют Игорем Крутым национальной эстрады. И уже через месяц, когда были готовы костюмы, мы поехали на первые в моей жизни гастроли на Север. Нижневартовск, Стрежевой, Муравленково, Радужный, Ноябрьск, Пойково, Сургут, Когалым и многие другие города, в которых артистов из Башкортостана принимали как родных. Для жителей этих городов национальные песни и танцы были больше, чем просто концертные номера.
Работая в театре песни Ризвана Хакимова «Нафиса», Гульназ удалось познакомиться со многими артистами, с которыми потом также выезжала на гастроли. А в 2006 году, когда в БГПУ открылось отделение хореографии, решила получить высшее образование. Поступила, успешно отучилась и защитила диплом.
Учеба – это еще одна ее страсть на всю жизнь, потому что знает: в сегодняшнем дне – это константа. Причем не только в теоретических познаниях, очень многое дает общение с коллегами по творческому цеху. Сотрудничество с Камилой Чертовой, заслуженной артисткой Республики Башкортостан, солисткой государственной филармонии, позволило Гульназ выйти на другой уровень в своей профессии. Она познакомила ее с легендарной Екатериной Варламовой, известным хореографом и солисткой Башкирского госансамбля народного танца, первым художественным руководителем и основателем ансамбля народного танца «Ирандек» Башкирского госуниверситета. Выйдя на заслуженный отдых, та начала работать в театральном центре детского творчества «Маска», куда потом пришла и Гульназ, чтобы преподавать детям народный танец.
Этот период работы и стал поворотным в судьбе Сабитовой. Однажды увидев воспитанников молодого хореографа на сцене, тогдашний директор нагаевской школы Наталья Иванцова, предложила ей организовать студию танца для школьников. Через месяц поступило предложение из детского сада, где требовался музыкальный руководитель, а затем ее начали зазывать в Дом культуры – директором.
– Я отказалась. Но спустя год передо мной, 22-летним специалистом без опыта руководящей работы, опять поставили этот выбор. Решила попробовать. В конце концов, знаю, что глаза боятся, а руки делают. Так вот и сложилось, что «пробую» уже пятнадцать лет. Сама не заметила, как время пролетело, – улыбается Гульназ, – Если бы я тогда знала, сколько всего хорошего и не очень меня ждет... С другой стороны, горжусь собой, что тогда, совсем юной девчонкой, не испугалась трудностей, «не сломалась» от навалившихся задач и проблем.
Через что ей пришлось пройти, знает только сама Гульназ. На вопрос – что же помогло выдержать – отвечает, не задумываясь:
– Я просто очень люблю то, чем занимаюсь.
В наследство свежеиспеченному директору Дома культуры, который за последнее десятилетие стал седьмым (!) руководителем, досталось старое здание 1966 года с кучей проблем. Приходилось заниматься всем, начиная от восстановления документов, заключения договоров на обслуживание, решения вопросов, связанных с отоплением, пошивом костюмов и воплощением в жизнь творческих планов. И все это со штатом в два человека, зарплатой в «три копейки», без единого действующего кружка.
Начинала работу с приведения в порядок учредительных документов. По объездной дороге добиралась в Уфу, чтобы выстоять бесконечные очереди в БТИ и другие присутственные места. При этом четко понимала, что никто не отменял основную работу. Как ни странно, местное население культурная сторона жизни в поселке особо не интересовала, смирились, что очаг культуры потихоньку затухает. А молодежь привлекали только дискотеки до полуночи. В задачи молоденького директора входили обязанности вовремя открывать и закрывать двери видавшего виды ДК. И как только в 24.00 поворачивался ключ, тут же начиналась драка, минута в минуту, будто по однажды заведенному сценарию. И даже указание сверху сделать «танцульки» платными, по десять рублей за входной билет, ситуацию не выправило. Директор уже готова была положить заявление об увольнении на стол, но тут вышел закон, регламентирующий введение так называемого комендантского часа. Он-то и помог решить застарелую проблему агрессивного дискотечного досуга.
Но закрыв одно, надо было предложить ему достойную замену. И тут Гульназ помог случай. Возвращаясь однажды домой, услышала, как где-то в нагаевских огородах очень красиво затягивают песню на два-три голоса. Не помнит, как оказалась на чужом картофельном поле.
– Вы почему в огороде поете, а не на сцене? – этот не совсем вежливый вопрос позволил директору культучреждения выяснить, что раньше в Нагаево был хор.
Почему он перестал существовать, история умалчивает. Перед собой и сельскими певуньями руководитель поставила задачу: репетиции в кратчайшие сроки восстановить. И в тематический Год культуры, объявленный в республике, совпавший с юбилейной датой учреждения, на сцене сельского ДК вновь зазвучало прекрасное женское многоголосье. Выпускнице фольклорного отделения музыкальной школы не составило большого труда составить репертуар ансамбля и придумать ему нетривиальное название – «Бабье лето» – в пику многочисленным «Рябинушкам», «Сударушкам» и «Ручейкам».
Первые появившиеся деньги позволили приодеть хористок. Концерты убедили: чтобы вдохнуть новую жизнь в затухающий очаг культуры, искать таланты нужно среди своих, местных. К слову, самой возрастной участнице народного ансамбля русской песни местного Дома культуры Зое Савватеевне Уразаевой 86-й год уже пошел. Она чувствует себя совершенно счастливым человеком, когда выходит на сцену с любимыми песнями «Ой, занялась рябина зорькой алою», «Подари мне платок» и другими, не уставая благодарить местных культработников за то, что они, по ее словам, не позволяют ей умереть.
Какая песня без баяна? Отдельная глава новой истории сельского ДК была посвящена поиску баяниста. Однажды, как рассказывает Гульназ Саматовна, в закулисье одного из конкурсов ей довелось услышать такую заливистую игру на баяне, что поняла: именно этого человека не хватает нагаевским певуньям. Тут же в суматохе мероприятия потеряла нужного человека. И как же она обрадовалась, увидев то, кого искала, играющим на баяне в одном из городских переходов. Пришлось приложить немало усилий, чтобы уговорить 70-летнего самородка-баяниста приезжать на репетиции в Нагаево.
– Владимир Васильевич и мои женщины совпали, как пазлы. Он только меха баяна растянет, чтобы зазвучали первые аккорды, а наши женщины уже песню запевают… Но не было своего баяна. Решили проблему, пригласив на один из наших замечательных концертов, подчеркиваю, посвященных 8 марта, одного из местных депутатов, Эдуарда Вильевича Саитбаталова, – хитро щурится Гульназ.
Надо ли говорить, что расчувствовавшийся представитель власти нужный инструмент преподнес в подарок ансамблю русской песни.
Гульназ Саматовна с удовольствием вспоминает, как нашла незаменимую Снежанну Станиславовну, руководителя детской театральной студии. Случилось это в то время, когда директор уже полгода работала практически одна. Ее сотрудница после декретного отпуска на свое рабочее место не вышла, а претенденты на такую зарплату не находились. Снежанна, самая обычная жительница поселка средних лет, потерявшая работу в местной пекарне, согласилась от безысходности податься в культработники. И сколько же талантов в ней, оказывается, дремало.
– Она и танцует, и поет, и в спектаклях играет. Руководит театральной студией «Арлекино». Жаль, что мама не успела увидеть многочисленные таланты своей дочери, – Гульназ Саматовна подчеркивает, что свою главную задачу как руководителя видит в том, чтобы помочь коллегам в том числе и раскрыться на сцене.
Директор нашла еще один работающий прием в работе со зрителями: если понравится выходить на сцену хотя бы одному члену семьи, то, считай, что на ней потом будут блистать несколько поколений. Мама, к примеру, отплясывает в танцевальной группе «Аиша», зять репетирует в театральной студии «Балаган», бабушка – в хоре, а внучка обожает свое «Арлекино».
– И такое отношение людей очень вдохновляет! Такая вот заразительная, в хорошем смысле этого слова, самодеятельность в Нагаево, – улыбается руководитель.
В самом начале, когда не хватало участников для спектаклей, ей приходилось брать на себя несколько ролей, чтобы «дойти» до премьеры. Когда выходили на поклон перед зрителями, максимально растягивали руки, дабы не выглядеть «театром одного актера». Но зато потом, как по мановению волшебной палочки, появлялись желающие сыграть уже и в других спектаклях. Сегодня в Доме культуры действуют два театральных объединения – детский «Арлекино» и взрослый «Балаган». На один из новогодних праздников поставили пьесу на новый лад «В морском царстве», и на репетиции тут же потянулись и мужчины. Сейчас самодеятельные артисты вошли во вкус и не боятся замахиваться на «капустники» и даже мюзиклы. Вот где раздолье для творческой фантазии каждого без исключения! Костюмы, декорации и реквизиты, к слову, актерам из народа приходится искать самим. Такая вот она работа на общественных началах, приносящая немалое моральное удовлетворение. В этом году поставили мюзикл «Назад в будущее», в котором смогли поднять злободневные для поселка темы, связанные с повседневной действительностью, которая все еще оставляет желать лучшего.
О каждом из своих творческих объединений Гульназ Саматовна готова говорить часами. Потому что за каждым из них много и слез, и любви, и собственной причастности. Она не из тех руководителей, кто не терпящим возражения голосом раздает указания, да на часы потом посматривает. Руководитель знает «органику» каждого процесса своей любимой работы. Фонтанирует идеями, вдохновляет коллег. Когда надо, может сама станцевать, спеть, сыграть на инструменте и даже заменить приболевшего актера в спектакле. Потому что живет своей работой, чувствуя себя нужной людям.
Она не боится стучать в высокие кабинеты. Причем рассказывает о проблемах культуры без надрыва и слез. Так, четыре года назад она пришла в управление отдела культуры района, чтобы пригласить своих коллег на отчетный концерт. Зрительный зал был полон, а после мероприятия прошел своеобразный «разбор полетов».
– Сегодня мы услышали прекрасное многоголосье в ансамбле песни «Бабье лето»? Кто им руководит?
– Очень понравились артисты! Как говорите, называется студия – «Балаган»? А с кем они репетируют?
– А студию танца «Аиша» кто ведет?
– Татарский ансамбль песен «Хазина» и башкирский «Заман» произвели очень хорошее впечатление. Кто у них руководитель?
Гульназ Саматовна на каждый вопрос как в известном фильме Гайдая отвечала односложно – «я», но без восклицательных интонаций в голосе и, не делая шага вперед. Хотя, конечно, ей очень хотелось обыграть эту ситуацию...
Зато в первый день следующей рабочей недели появился документ, в соответствии с которым в штате культурного учреждения Нагаево появились четыре ставки. Без них до этого приходилось совершать трудовые подвиги. Надо ли говорить, что такое отношение «сверху» самодеятельных артистов только вдохновляет.
Участники творческих объединений нагаевского ДК заслуженно гордятся своими наградами. Они неоднократно становились призерами районных, городских, республиканских, международных конкурсов и фестивалей, названия которых говорят сами за себя: «Я люблю тебя жизнь», «Вдохновение», «Кушнаренковские зори», «Жемчужины Башкортостана», «Аламар дэнс», «Звезда Башкортостана», «Ракета», «Танцуй, Россия!», «Хоровод дружбы», «Драйв турнир», «Танцуют все» и другие. Гульназ Сабитовна относит себя к числу «играющих тренеров», поэтому и сама является призером международных конкурсов и фестивалей в Египте «Аhlan wa sahlan-2013» (Каир), в Китае «Watc-2014» (Пекин), в Турции «Тarazade-2015» (Стамбул), в Крыму «Вallуdance Drive» (Севастополь, 2016).
И даже самые обычные субботники с коллегами они обыгрывают так, что их короткие видеоролики становятся вирусными в интернете. Потому что сделаны со вкусом и юмором! Все снятое выкладывают в новостную ленту своего учреждения в социальных сетях.
Спрашиваю Гульназ Саматовну: чувствует ли она сегодня себя счастливым человеком? Отвечает, не задумываясь:
– На все сто процентов! Знаете, что самое приятное в моей работе? Когда слышишь от нагаевцев, например, такие слова: «Гульназ Саматовна, меня не брали в школьный хор, зато теперь, выйдя на пенсию, я пою в нашем ансамбле». Или: «Я всегда мечтала танцевать, но всю жизнь комплексовала из-за веса, а в ансамбле я теперь солистка!» Эти люди, которые приходят на репетицию, как на праздник, их горящие глаза – для меня настоящее вдохновение! И какое это счастье видеть на сцене результаты своего труда, бессонных ночей и понимать, что все делалось не зря.
Елена Новоселова, предприниматель, человек с активной жизненной позицией, живет в Нагаево уже десять лет. К ней и ее коллегам директор местного Дома культуры вынуждена время от времени обращаться за спонсорской помощью, когда, например, возникает необходимость в материальной поддержке победителей конкурсов.
– Поверьте, предприниматели не станут помогать тем, кто этого не заслуживает, – ленивых и неуспешных. Сами понимаете, это только на первый взгляд работа у сотрудников Дома культуры кажется легкой, они же на сцене всегда улыбаются. Моя мама тоже трудилась сначала художественным руководителем, а потом директором сельского клуба, но только в Стерлитамакском районе. Поэтому не понаслышке знаю, какой огромный труд стоит за всеми этими красочными мероприятиями. Наши культработники живут одной жизнью с односельчанами: они не только концерты ставят и спектакли, но и организуют, причем не от случая к случаю, а на постоянной основе, замечательные конкурсы, гуляния, ярмарки, выходя на улицы поселка. За всем этим стоит труд коллектива ДК и его руководителя Гульназ Саматовны, человека неравнодушного и болеющего всем сердцем за свой поселок. А то, что в творческие объединения ходят целыми семьями, говорит само за себя.
За 15 лет работы Гульназ Сабитовой, без ложной скромности, удалось совершить «культурную революцию» в Нагаево. Создать творческие объединения, наладить работу с людьми разного возраста – от пяти до 85 лет, различного социального статуса – от рабочего до бизнесмена. Всех их объединяет любовь к творчеству и жизни.
Наталья Сергеевна Каратаева, начальник отдела культуры и молодежной политики администрации Октябрьского района Уфы, говорит, что ценит неординарного руководителя сельского Дома культуры не только за профессионализм, бесконечную преданность своему делу и неиссякаемую энергию, но и за неравнодушие к людям, своим односельчанам:
– Грамотный хозяйственник и творческий организатор. Несмотря на свою молодость, она сумела завоевать авторитет, любовь и уважение населения села. Гульназ Саматовна и сама является непосредственным исполнителем и активным участником проводимых ею мероприятий, а это дорогого стоит.
Сабитова признается, что пользуется всеми наработанными связями с коллегами. Поэтому на сцене Нагаевского ДК в разное время выступали ведущие артисты Государственного академического ансамбля народного танца имени Ф.Гаскарова, фольклорного ансамбля песни и танца «Мирас», солист Башкирского театра оперы и балета Рим Рахимов, кураисты Юнир Сагинбаев и Ришат Рахимов, солистка капеллы Башгосфилармонии Алина Иксанова, супруги, артисты Хисматуллины, Кутдусовы, фольклорная группа «Аргамак», группа «Вечерний бульвар», артист разговорного жанра Алексей Радченко и многие другие.
Какие задачи на перспективу ставит себе сегодня директор?
– Строительство нового Дома культуры в Нагаево. Верю, что все получится. И нагаевские таланты смогут проявлять себя на красивой просторной сцене, а зрители будут с удовольствием приходить в уютный зрительный зал, – отвечая на вопрос, Гульназ Сабитова озвучила мечту своих односельчан.
Можно не сомневаться: именно так все и будет!
Кстати.
– Башкирский фольклорный ансамбль «Заман» в Нагаево функционирует с 2019 года. Основным направлением деятельности является изучение и исполнение башкирских народных песен, обрядов, истории национального костюма, их пошив. Коллектив является ежегодным участником и лауреатом конкурсов и фестивалей различного уровня.
– Татарский вокальный ансамбль «Хазина» в Нагаево начал работать четыре года назад. Участниками ансамбля являются жители пенсионного возраста, которые приходят в ДК, чтобы скрасить свой досуг. Они изучают и сохраняют традиции своего народа.
– Студия танца «Аиша» (взрослый состав) в этом году отметила свой первый юбилей – десятилетие. Коллектив, специализирующийся на изучении танцев народов мира, является призером и победителем многочисленных городских, республиканских и международных конкурсов. На сегодняшний день включает в себя работу двух составов: дети (возраст от семи до десяти лет) и взрослые (от 30 до 65 лет). Участники побывали на конкурсе в Октябрьском, Салавате, Казани. Являются активными участниками районных сабантуев в Илишевском, Нуримановском, Балтачевском и других районах Башкортостана.
– С 2013 года в ДК действует ансамбль русской песни «Бабье лето». Его участники являются победителями конкурсов и фестивалей различного уровня. В 2022 году коллектив получил звание народного. В репертуаре ансамбля есть и задорные частушки, и самобытные народные песни. Возраст участников от 35 до 85 лет, всех их объединяет любовь к народной песне, русским традициям и своему родному краю.
– Самодеятельный театр «Балаган», организованный в 2008 году, посещают люди разных возрастов и профессий, объединенных любовью к сцене. Костюмы и декорации создаются своими силами. В репертуаре театра «Балаган» насчитывается 15 мюзиклов.
– С 2010 года работает театральное объединение «Арлекино» (руководитель Снежанна Галимзянова), в репертуаре которого различные театральные постановки и игровые программы. Участниками объединения являются дети от семи до пятнадцати лет.
– В МБУ «Нагаевский дом культуры» также проводятся брендовые мероприятия, направленные на сохранение и пропаганду института семьи: «Мистер Нагаево» и «Леди Нагаево».