Все новости
Современник
22 Ноября 2022, 11:11
ОБЩЕСТВО

ВОЗМОЖНОСТИ БЕЗГРАНИЧНЫ, ЖЕЛАНИЯ ОСУЩЕСТВИМЫ!

Раиля ГАЛЕЕВА.

ВОЗМОЖНОСТИ БЕЗГРАНИЧНЫ, ЖЕЛАНИЯ ОСУЩЕСТВИМЫ!
ВОЗМОЖНОСТИ БЕЗГРАНИЧНЫ, ЖЕЛАНИЯ ОСУЩЕСТВИМЫ!

Учалинка Люция Гафурова работает машинистом подъёмной установки на градообразующем предприятии ОАО «Учалинский горно-обогатительный комбинат», поднимает руду с нижних горизонтов шахты. Уверяет, что профессия ее самая что ни на есть женская, но относится она к числу редких, освоенных представительницами прекрасной половины человечества.

Роднее места нет на земле

Родилась Люция в Хайбуллинском районе, но жизнь её неразрывно связана с Учалами – малой родиной её мамы.
– В посёлок Бурибай моя мама попала по распределению, возводила жилые дома, – рассказывает она. – Мне было шесть лет, когда всей семьей переехали в Рысаево, где жила бабушка Зайтуна. Самые яркие воспоминания детства связаны с деревней и нашим домом – местом силы для меня и родных людей. Каждое лето с сестрёнкой и младшим братом проводили в Рысаево. Яркие эпизоды беззаботного детства, словно кадры киноленты, запечатлелись в моей памяти на всю жизнь.
…Просыпаешься от того, что лучики солнца ласково касаются лица. В деревне не принято долго нежиться в кровати, поэтому, едва открыв глаза, бежишь на улицу. А там уже кипит жизнь: курица квохчет, собирает своих цыпляток; деловито вышагивает по двору степенный петух, потряхивая огненно-крас­ным гребешком; наперегонки летают стрекозы, сверкая радужными крыльями. Пройдя в сад, легонько стряхиваешь утреннюю росу с изум­рудных листьев смородины, набираешь полную горсть ягод и бежишь домой. А там уже бабушка ждёт за накрытым столом, на котором по-башкирски крепко заваренный чай со свежим молоком и вкусные лепёшки с пылу-жару. Впереди – день, полный забот…
Воспоминания Люции льются через край: вот они с бабушкой под палящим солнцем идут на сенокос. Табанды-куль, где расположены их сенокосные угодия, в трёх километрах от деревни. По дороге, чтобы дети не заскучали, бабушка рассказывает историю местечка. Оказывается, раньше здесь копали золото, и от драг-землечерпалок остались котлованы. В самой большой из них образовался пруд.
– Бывает, иногда начинается дождь, льёт сплошной стеной, а нам ничего не остаётся, кроме как бежать домой. Иногда молния бьёт прямо под ноги – значит там, в толще земли, по поверью, есть золото. Мы, дети, от испуга плачем. В такие моменты бабушка снимала платок, разрывала его пополам и завязывала нам глаза, чтобы не боялись, – вспоминает Люция. – А ещё на сенокосе ели дикий мёд: пчёлы делали улья прямо в траве. Потом бабушка собирала маленькие со­ты и угощала нас. Это было самое вкусное лакомство детства!
Когда пришло время идти в первый класс, семья переехала в Учалы. Так получилось, что Люцию мама отдала в школу, которая находилась далеко от дома. Первоклашке было тяжело идти через весь город с тяжёлым портфелем. Поскольку жили в новом микрорайоне, приходилось преодолевать нелёгкую дорогу. Грязь, непрекращающиеся строительные работы до того утомили девчушку, что она, никого не спрашивая, решила сменить школу. После окончания первого класса сразу забрала документы.
– Удивляюсь, как мне, вчерашней первокласснице, отдали документы? До сих пор перед глазами розовая папочка, на которой большими буквами было написано «Личное дело», – смеется Люция. – Пришла в другую школу, которая, кстати, находилась недалеко от дома – прямо через дорогу – и попросила принять меня. Директор повёл меня в свой кабинет, долго расспрашивал и пожурил даже. В школу меня в итоге приняли, и до девятого класса я училась там.
На новом месте девочка освоилась быстро, любимыми предметами были математика и геометрия. Любила рисовать, изрисовывала десятки альбомов. Увидев тягу дочери к творчеству, мама записала Люцию в художественную школу. Однако, как оказалось, это было не совсем то, чего хотела сама девочка.
– В художественной школе надо было рисовать шары, круги, квадраты, цилиндры, конусы, манекены, натюрморты, портреты, а мне нравилось совсем другое – срисовывать с готовых картинок. Отучившись два года, решила попробовать себя в другом направлении – после девятого класса поступила в профессиональное училище №30, где отучилась на швею, – как признаётся Люция, новое занятие пришлось ей по душе. – В училище дали хорошую базу: научили азам материаловедения, шитья, построения лекал. Стала шить костюмы, брюки, платья, рубашки, халаты – для себя, мамы, сестрёнки. Впрочем, шить мне нравилось с детства. У бабушки была швейная машинка, и своим дочерям одежду она шила сама. Время было такое – выкручивались как могли. Тогда про выкройки особо-то и не знали, лекало бабушка определяла на глаз и показывала на моей кукле, что и как надо делать. Я сшила для своей куклы целый чемоданчик одежды! Шитье остаётся одним из любимых занятий до сих пор – есть и швейная машинка, и оверлок. Конечно, сегодня в магазинах можно купить всё, но гораздо приятнее носить одежду, в которую вложена душа.

Все дороги ведут в комбинат

1998-й год. В стране – разгар перестройки. Подходящей работы по специальности найти было непросто, поэтому Люция решила устроиться в ГУП «Башавтотранс» кондуктором. Как оказалось, судьба не зря привела её на это предприятие, именно здесь она встретила своего будущего мужа. Рамиль водил автобус, на котором работала Люция. Молодой парень оказался родом тоже из Рысаево, а дома их бабушек располагались прямо напротив друг друга. Но ни разу до этого они не встречались, познакомила их работа.
В 2005 году сыграли свадьбу. Вскоре родились сыновья – Расуль и Раиль. В декретном отпуске Люция находилась пять лет, всецело посвятив себя семье и детям.
– Ещё в 2002 году я поступила в Сибайский институт (филиал) БашГУ по специальности «Бухгалтерия», поэтому решила восстановиться в учёбе после академотпуска, взятого в связи с рождением детей. В 2010 году, сдав госэкзамены, написала и успешно защитила дип­лом. Муж к тому времени перешел работать в горно-обогатительный комбинат, – рассказывает Люция. – В 2011 году я тоже устроилась на работу на весовой контроль в комбинат, а после завершения трудового договора перешла работать в банк операционистом.
В 2015 году Люция решила освоить очень редкую специальность: отучилась на машиниста подъёмной машины и вернулась на комбинат. Во время полугодового обучения, которое проводилось на базе учебно-курсового комбината (УКК), подробно объясняли специфику работы. Люция, всегда стремившаяся к познанию чего-то необычного и нового, с интересом освоила новую специальность и теперь знала, из чего состоит шахтный ствол, что такое горная выработка, армировка, раструбы, направляющие – словом, всю конструкцию, вплоть до того, как крепятся болты.
– Технология такая, что сразу машинистом не назначают. У нас на производстве есть два ствола – клетьевой и грузовой. Сначала два года работала на первом, на котором поднимают людей из шахты (клеть – это кабинка), затем еще два года – на скиповом, сигналистом. Скипы – это металлические ёмкости, которые перемещаются по стволу и поднимают наверх руду. К слову, глубина стволов составляет 530 метров. Сейчас работаю машинистом подъёмной установки.
Поднимаю полные рудой скипы наверх, до бункера, где их разгружают, далее подъезжает БеЛАЗ и вывозит горную породу, – погружает меня в тонкости профессии моя собеседница. – Работа, разумеется, и сложная, и ответственная, нужна предельная внимательность. Необходимо отслеживать на мониторе положение сосудов в стволе, работу двигателя, следить за давлением и тормозными путями.
Не смогла удержаться, чтобы не
спросить: «Чем может быть привлекательна эта совершенно мужская, на взгляд непосвященного человека, работа?» Люция в ответ только улыбается и вспоминает, как её в буквальном смысле изматывала работа, связанная с общением с людьми. Уставала так, что, приходя домой, не хотела разговаривать даже с домашними.
Поэтому однажды решила: не стоит заниматься тем, что не по душе. Вспомнила, что еще в школе обращали внимание на несколько векторов при выборе профессии – нравится тебе работать с людьми или с техникой. Люция сделала вывод: ей по душе «общение» с техникой. Да и коллектив – дружный, всегда готовый прийти на помощь.
По словам начальника участка Ильгама Шамигулова, Люция очень добросовестно относится к своим обязанностям и четко следует производственной инструкции.
– Работа у Люции Галеевны очень ответственная. Мы особо ценим такую её черту характера, как целеустремленность: она быстро осваивает новшества установки. Управление подъемным механизмом, быть может, лишь на первый взгляд кажется делом нехитрым, однако, чтобы поднять горную массу с недр земли на поверхность, требуется особая концентрация внимания. Муж её – мастер участка в шахте, поэтому их дружную семью в некотором роде можно назвать династией горняков, – отзывается о коллеге Ильгам Радикович.
– На рабочем месте я испытываю невероятное спокойствие! Не поверите, но это такое непередаваемое ощущение, когда нажатием буквально одного пальчика «командуешь» такой махиной. У меня на рабочем месте один только барабан в диаметре достигает шести метров, – делится Люция.
У женщины работа в основном ночная, с восьми вечера до шести утра она за рулём. Тем не менее, ни особенности профессии, ни сложный сменный график не мешают ей заниматься еще и творчеством.


Геометрия узоров

Хоть и не получилось Люции тогда окончить художественную школу, но рисование она не забросила. Предпочтение отдавала не акварели или карандашам, а шариковой ручке. Увидев изрисованные тетради дочери, мама подарила большой набор ручек – в середине 90-х об этом можно было только мечтать!
– До сих пор диву даюсь – где она эти ручки приобрела?! Радости не было предела, и теперь я рисовала цветными ручками – точки от клеточки до клеточки, полоски, квадратики, затем красиво их соединяла. Мне казалось, что клеточки на тетрадном листе со мной «разговаривали». Соединяешь между собой три-четыре клеточки, и из грубого квадрата получается цветочек – разве это не чудо?! – вспоминает первые шаги в точечной росписи Люция. – Однажды муж принёс набор из трёх тюбиков контурных красок. Кончики были большие, поэтому краски выходило много, получалось не очень красиво. Позже в одном магазине нашла краски с тоненьким наконечником – такие, какие мне и были нужны. Я хотела переставить их к тем, которые подарил муж, но, к сожалению, они не подошли. В итоге я нашла им применение: стала выводить точки, запятые, со временем приноровилась и стали получаться вполне гармоничные композиции. Позже, посмотрев мастер-классы по точечной росписи, я поняла, что все делала правильно: оказывается, сначала оттачивают навыки рисования ручкой. При этом все элементы должны быть одинаковые по размеру – для этого необходимо развивать глазомер. Вообще, точечная роспись отлично влияет на координацию движений, мелкую моторику рук, совершенствует художественный вкус и абстрактное мышление.
Как-то в поле зрения Люции попала стеклянная бутылочка – она и стала первым объектом её творческих изысканий. Научилась правильно обрабатывать стекло: его необходимо не только очистить, но и правильно обезжирить. Опытным путем поняла, что любой бензин, ацетон (словом, любое вещество, счищающее грязь со стекла) все равно оставляет налёт на стекле. Выход был найден – она стала тщательно промывать стекло моющим средством. Оказалось, что благодаря этому простому хозяйственному способу краска на стекле держится очень хорошо. Сейчас в её арсенале – более сотни профессионально расписанной посуды из стекла.
– Работу начинаем с того, что определяем центр, там и ставим точку. Далее – полёт фантазии, никогда композицию заранее не продумываю. Каждый раз – разные рисунки, они никогда не повторяются, – описывает творческий процесс Люция. – Тарелку, к примеру, можно за день покрыть росписью. А на следующий день смотришь и понимаешь: что-то не так, чего-то не хватает или, наоборот, хочется некоторые элементы убрать. Потом в интернете прочитала, что в картину надо вкладываться не один-два дня, а, как минимум, неделю. Представьте: неделя – это семь дней, значит, каждый новый день приносит разный посыл и энергию, дарит новые эмоции, впечатления, настроение. Каждый день, беря в руки краски и прорисовывая круги, создаёшь цельные, наполненные смыслом, росписи – прямо глаз радуется!
По словам Люции, точечную роспись можно назвать одним из видов арт-терапии, который помогает окунуться в свой внутренний мир, познать себя и свои возможности. Сейчас она рисует и по холсту. И ей это очень нравится.
– Пробовала расписывать и бокалы, кружки, но больше по душе тарелочки. Поскольку рисунки на них получаются веерного типа, вся панорама – как на ладони, – продолжает рассказ моя собеседница. – Определилась и с красками, предпочтение отдаю производителю из г.Санкт-Петербурга – их краски яркие, глянцевые, блестят так, что никакого лака не надо. И, что немаловажно, не смываются.
Пожалуй, если бы не было поддержки со стороны близких, всецело отдаваться любимому занятию, наверное, не получилось бы. Муж и сыновья к её хобби относятся с пониманием, нередко берут домашние заботы на свои плечи. А для Люции каждая свободная минутка – как глоток свежего воздуха: забываются и работа, требующая предельного внимания, и бессонная ночь на руднике.
– Я очень благодарна домочадцам за возможность заниматься любимым делом. Радуюсь, когда они проявляют интерес к тому или иному виду искусства, – делится она. – Младший сын сейчас увлекается цветной полимерной глиной. Пробовали с ним лепить и животные, и магнитики, но у него тяга к ювелирным украшениям – делает колечки. Это и понятно – каждый должен искать что-то своё, индивидуальное.
Со временем, увидев необычные работы Люции, стали поступать и заказы. В основном просят расписать тарелки, но случаются и необычные просьбы.
– Одна женщина попросила нарисовать на холсте серебряную луну и золотое солнце. Я долго думала, ломала голову над тем, как выполнить заказ, поскольку не могла понять смысл этого рисунка. Как оказалось, солнце и луна – это мужская и женская энергетики, картины с их изображением способствуют укреплению отношений. – По её словам, примерно такой же заказ был выполнен и для жительницы Санкт-Петербурга. – Как-то я участвовала в проекте «Подарим подарки друг другу», где совершенно незнакомые люди делали друг другу сюрпризы. Петербурженка попросила для детской комнаты нарисовать на голубом фоне растущую луну и солнышко на рассвете. «Ваша картина привносит волшебство, она – своего рода ловец снов», – написала она, поблагодарив учалинку за подарок.
По словам Люции, есть нечто общее, что объединяет её профессию и хобби – это геометрия. Здесь и там на первый план выходит точность – в выверенности каждого шага своих действий.
– Как, если под рукой нет линейки, определить, например, 45 градусов, или же симметрию точек? Человек без знания геометрии не может развиваться по-настоящему – эта наука возникла не только из практических, но и из духовных потребностей человека, – в этом Люция уверена на все сто. – Нужно видеть красоту во всём, что тебя окружает. Раскрасить пространство теми цветами, которые отражают наш внутренний мир, – в наших силах. Возможности безграничны, а желания осуществимы!
…Над Учалами занимается малиновая заря, раскрывая над сонным городом алый зонт. Завораживающая красота башкирского Зауралья для Люции особенно дорога. Она любит наблюдать, как луну с серебряным отливом сменяет огненно-красный диск солнца – словно тарелка, с любовью расписанная ею. Пожалуй, в этих небесных светилах, так искусно изображённых на её холсте, и заключается гармония жизни. Впрочем, как и в ней самой, ведь в её мире есть место для такой редкой, больше подходящей для мужчин, профессии и истинно женского увлечения.

ВОЗМОЖНОСТИ БЕЗГРАНИЧНЫ, ЖЕЛАНИЯ ОСУЩЕСТВИМЫ!
ВОЗМОЖНОСТИ БЕЗГРАНИЧНЫ, ЖЕЛАНИЯ ОСУЩЕСТВИМЫ!
ВОЗМОЖНОСТИ БЕЗГРАНИЧНЫ, ЖЕЛАНИЯ ОСУЩЕСТВИМЫ!
ВОЗМОЖНОСТИ БЕЗГРАНИЧНЫ, ЖЕЛАНИЯ ОСУЩЕСТВИМЫ!
ВОЗМОЖНОСТИ БЕЗГРАНИЧНЫ, ЖЕЛАНИЯ ОСУЩЕСТВИМЫ!
ВОЗМОЖНОСТИ БЕЗГРАНИЧНЫ, ЖЕЛАНИЯ ОСУЩЕСТВИМЫ!
ВОЗМОЖНОСТИ БЕЗГРАНИЧНЫ, ЖЕЛАНИЯ ОСУЩЕСТВИМЫ!
ВОЗМОЖНОСТИ БЕЗГРАНИЧНЫ, ЖЕЛАНИЯ ОСУЩЕСТВИМЫ!
ВОЗМОЖНОСТИ БЕЗГРАНИЧНЫ, ЖЕЛАНИЯ ОСУЩЕСТВИМЫ!
ВОЗМОЖНОСТИ БЕЗГРАНИЧНЫ, ЖЕЛАНИЯ ОСУЩЕСТВИМЫ!
Автор:Раиля ГАЛЕЕВА
Читайте нас: