Как ни странно, вандализм как явление имеет давнюю историю. Само слово произошло от французского «vandale» или немецкого «wandale» и обозначало название восточно-германского племени – вандалов, которое в июне 455 года овладело Римом и разграбило город, уничтожив в нем попутно множество памятников античного и христианского искусства. Преступление настолько поразило римлян, что это слово стало нарицательным, хотя первые вандалы, скорее, грабили и вывозили ценности, чем уничтожали их. Сегодня современные словари толкуют это понятие в значении «дикий, беспощадный грабеж, варварство».
Термин «вандализм» относится ко времени Великой Французской революции. Тогда он впервые в современном значении этого слова был использован в 1794 году аббатом Анри Грегуаром. Пламенный священник призывал сурово пресекать действия армии молодой Французской республики по уничтожению памятников искусства. Другой француз, граф де Монталамбер, в 1846 году в своей книге резко осудил разрушение католических церквей, назвав подобные действия актами вандализма, то есть бессмысленным уничтожением культурных и материальных ценностей.
Итак, явление вандализма берет свое начало из глубины веков, но также как и раньше вызывает резкое неприятие у людей, так как приводит к существенным финансовым потерям, порче имущества и даже утрате или значительному повреждению культурных ценностей.
Какой же он современный вандал? Что движет им в его жажде разрушения? Ответы на эти вопросы постараемся найти в статье. Все акты вандализма объясняются определенными мотивами поведения людей. Во-первых, это могут быть бессознательные мотивы, связанные с выходом гнева, агрессии, растормаживающим действием алкоголя или наркотиков. Находясь в таких состояниях, человек не в состоянии адекватно контролировать свое поведение и склонен к разрушениям.
Агрессия может возникать в период гормональных изменений, прежде всего, у подростков; быть результатом конфликтов в семье или социальной деградации личности. Агрессивное поведение допускают люди, у которых размыто понимание этических норм и правил поведения, наблюдается недостаток моральных ориентиров и, разумеется, низкая бытовая культура общества в целом.
Во-вторых, человек может осознавать свое негативное поведение, но в силу определенных личностных особенностей (привычка поведения, самозащита, месть) намеренно вести себя так. Например, вандализм может быть связан с обесцениванием труда других людей и ростом потребительских настроений, особенно у молодых людей. Рассматривая исторические факты, мы уже отметили, что это явление представляет собой необдуманные и разрушительные действия, наносящие вред имуществу других членов общества. Дело в том, что отсутствие уважения к труду других людей и привычка рассматривать все вокруг в качестве объекта потребления приводит к тому, что человек обретает привычку относиться к имуществу окружающих как к чему-то легко разрушаемому. Это может быть связано с ростом потребительских настроений, когда люди привыкают к быстрому удовлетворению своих желаний и не задумываются о последствиях своих действий.
В-третьих, разрушительное поведение может обуславливаться влиянием игр, развлечений, отстаиванием своего я «на спор», а также действием психологических механизмов заражения, внушения, подражания.
В-четвертых, поведение вандалов может определяться социально-психологическими мотивами, такими как самоутверждение, протест, привлечение внимания к своему горю, обиде.
Чаще всего подобными мотивами руководствуются подростки. Именно в пубертатном возрасте наблюдается резкая смена настроения на фоне гормональных скачков, появляется потребность в самоутверждении при отсутствии сформированных, адекватных способов заявить о себе. Желание выделиться, продемонстрировать себя миру, бросить вызов обществу, – типично для подростков. При этом несовершеннолетние вандалы не осознают последствий своего поведения и не предполагают возможности наказания.
Подростковый возраст – это период поиска своего места в жизни и обретения собственной идентичности, поэтому неуверенность и чувство неполноценности могут переживаться очень остро в виде негативных эмоций гнева, разочарования и обид. В результате, подростки позволяют себе вымещать негативные эмоции через деструктивное поведение, в частности, вандализм. Чувствуя себя несправедливо обиженными, например, из-за отказа в любви или дружбе, молодые люди считают возможным в ответ наносить вред имуществу других людей. В этом случае вандализм становится способом выражения гнева, раздражения, ущемления личных интересов, а также, не осознавая этого, снятия нервно-психического напряжения.
Большинство актов вандализма совершается молодыми людьми, не достигшими 25 лет. Пик такого поведения приходится на подростковый возраст. Мальчики более склонны к разрушительным действиям, девочки чаще всего демонстрируют подобное поведение под влиянием эмоций, спонтанно. Особенность вандализма подростков и молодежи заключается в том, что они рассматривают негативное выражение своих чувств как развлекательное времяпрепровождение, поэтому все акты совершаются группой сообщников. А уголовная ответственность за подобные действия, хочется обратить внимание, – индивидуальная.
Конфликтность в детско-родительских отношениях также может стать одной из причин вандализма среди подростков и молодежи. Если родители не умеют эффективно общаться со своим ребенком, то это может привести к накоплению у него негативных эмоций. Чрезмерная критика и унижение приводят к снижению самооценки и чувству неполноценности, в результате, подросток готов вымещать свои эмоции через акты вандализма. Конфликтные детско-родительские отношения разрушают доверие между родителями и ребенком, который, не чувствуя поддержки со стороны близких людей, может начать искать ее в других местах, например, в компании сверстников, подталкивающих его к деструктивному поведению.
Ряд психологических исследований показал, что многие подростки, склонные к вандализму, растут в неполных, неблагополучных семьях, где отсутствует должный контроль со стороны родителей. Другой же крайностью в воспитании, способствующей развитию нарушений в поведении, является повышенная строгость, суровые наказания за незначительную провинность. В этом случае ребенок привыкает подчиняться, но механизмы внутреннего самоконтроля у него не вырабатываются, поэтому вырвавшись из-под опеки родителей, он демонстрирует безудержное поведение.
Вандалов отличают высокая тревожность, эмоциональная возбудимость и агрессивность. У некоторых ребят может быть неравномерное, диспропорциональное развитие, когда одни компоненты психики развиваются с опережением, а другие отстают – чаще всего запаздывают в развитии мышление, сила воли. В этом случае для них характерным является тяга к праздности, безделью и развлечениям. Их притягивают асоциальные компании сверстников, поиск примитивных удовольствий.
Вандализм может принимать различные формы. Часто мы можем увидеть такое его бытовое проявление, как граффити, «уличное искусство», выражающееся в нанесении любых надписей, изображений, всевозможных рисунков на фасадах зданий, заборах или иных поверхностях при помощи краски, чернил либо же выцарапанные. Необходимо отметить: следует отличать вандальные граффити от объектов уличного искусства – стрит-арта. Если граффити несет в себе аморальное, антиобщественное, расистское, фашистское и тому подобное содержание и портит фасады, окна, двери зданий, лифты, стены подъездов – значит, это вандализм.
При этом мы помним, что уличное искусство, зародившееся в крупных городах США, долгое время не признавалось как форма искусства, а рассматривались в качестве варианта вандализма и порчи городского имущества. Работы уличных художников имели ярко выраженный политический и социальный контекст и зачастую служили средством выражения протеста и недовольства. Сегодня городские власти привлекают молодых талантливых художников к оформлению жилых объектов нашей столицы, а некоторые из них стали известны по всей России, например, портрет маршала Георгия Жукова в Сипайлово.
Разновидностью граффити является теггинг, представляющий собой быстрое нанесение подписи автора на какие либо поверхности – заборы, стены домов, стекла витрин, что серьезно уродует городское пространство и вызывает справедливый гнев жителей. Еще одна разновидность граффити – это так называемый бомбинг, когда с помощью баллончика краски быстро наносится рисунок низкого качества в местах, где это запрещено. Здесь «художника» привлекает возможность преодолеть запрет или компенсировать какие-либо проблемы развития своей личности.
К актам вандализма также относятся сожжение книг, осквернение могил, порча предметов и памятников истории и культуры.
Мотивы и причины вандализма, проявляемого в осквернении мест последнего пристанища, недостаточно изучены, однако, за ним, возможно, скрывается ненависть к этическим меньшинствам, национальная или религиозная нетерпимость, идеологическая непримиримость и ненависть. Правонарушители, разрушающие ценности культуры той территории, где они проживают, в такой форме могут выражать протест против действующей системы управления государства. Особую значимость проблема вандализма приобретает в периоды острого экономического кризиса государства, поэтому рассматривать его только как вариант деликвентности – антиобщественного противоправного поведения отдельных людей, или личностной психической проблемы неверно. Вандализм – это сигнал, что общество нездорово, в нем отсутствуют четкие нормы и правила.
Такие действия совершаются в местах, недоступных для визуального контроля. Именно поэтому наибольшее количество надписей на стенах, сломанных заборов, разбитых фонарей и др. появляются в местах, где отсутствует видеонаблюдение и контроль. Торговые точки, магазины, подвергающиеся нападению вандалов, расположены, как правило, неподалеку от увеселительных заведений, работающих после наступления темноты, поэтому подвергаются разрушениям в вечернее или ночное время.
Акты детского и подросткового вандализма в школах, колледжах, вузах (порча имущества, инвентаря, экспонатов, арт-объектов) также носят скрытый характер и причиняют значительный материальный ущерб образовательным учреждениям. А безнаказанность провоцирует новые проявления разрушения. Взрослым следует знать, что оставленные без реакции случаи проявления детского и подросткового вандализма, приводят впоследствии к более серьезным преступлениям, таким как хулиганство, разбои, проявления экстремизма и другое. Данные зарубежных ученых свидетельствуют о том, что вандализм может стать первым шагом на пути к более серьезным преступлениям.
В связи с вышесказанным перед семьей и обществом стоит проблема профилактики вандализма среди детей, подростков и молодежи. И главные акценты необходимо делать на формировании системы ценностей у ребят. Их необходимо учить выражать свои отрицательные эмоции без вреда для окружающих, а также информировать о персональной ответственности за ту среду (школу, колледж, вуз), в которой они находятся и живут. И, конечно, знакомить с содержанием статей уголовного кодекса, информировать о последствиях за разрушительное, деструктивное поведение.
Профилактика вандального поведения должна начинаться еще в дошкольном и младшем школьном возрасте. Детям нужно рассказывать о том, насколько опасно для окружающих поведение таких людей. Необходимо вовлекать тревожных, агрессивных детей в конструктивную созидательную деятельность, создавать условия для сублимации деструктивных форм поведения. Детей, склонных к вандальному поведению, нельзя жестко наказывать. Дело в том, что совершение противоправных действий часто носит скрытый характер, поэтому у родителей и учителей велика вероятность ошибки в определении виновных. Усилия должны быть направлены на предотвращение разрушительного поведения, усиление включенности ребенка в школьную среду. Формирование у детей и подростков слитности, связи с местом его жизни, учебы выступает фактором бережного отношения к этой самой среде.
Огромное значение для профилактики нарушений поведения у подрастающего поколения имеют доверительные взаимоотношения между родителями и детьми, благоприятный микроклимат в семье. Взрослые имеют приоритет в профилактике вандального поведения своих детей. Для этого необходимо как можно больше времени проводить с ними, разговаривать, интересоваться их делами. У ребятишек должен быть организован досуг, поэтому папам-мамам надлежит помочь подобрать ребенку увлечения, которые будут его развивать. Родителям необходимо с детства прививать своему чаду уважение к чужому труду. А также учить их контролировать свои негативные эмоции.
Получить дополнительную информацию по этой и другим психологическим проблемам можно в личном телеграмм-канале автора по ссылке: https://t.me/psychology_with_plekhanova
Фото: www.pexels.com