У многих невольно возникают мысли о том, что агрессия – это достояние современного человека, якобы раньше все было спокойно, мирно, люди с большей добротой и вниманием относились друг к другу, а враждебные чувства выражали только по отношению к врагам. Однако информация о проявлениях насилия в далекой исторической перспективе дошла до нас из глубины веков: летописи, устные сказания, мифы, легенды – далекие свидетели человеческой жестокости. К сожалению, количество данных об агрессии так велико, что рассмотреть все в рамках одной статьи невозможно, поэтому акцентируем внимание лишь на самых общих, принципиально важных моментах этого феномена – на проявлениях косвенной агрессии, которая вроде бы и не имеет физического воплощения, но не менее вредна при межличностном общении.
Слово «агрессия» имеет латинское происхождение – «аggгеssio» означает «нападать». В европейских языках эта лексема использовалась давно, но ее значение не всегда было одинаковым. До начала ХIХ века любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное, считалось агрессивным. Позднее этим понятием начали обозначать только токсичное поведение по отношению к другим. Надо отметить, что агрессия имеет биологическую основу, связанную с функционированием нервной системы, а также с определенными химическими процессами в организме. Например, уровень гормона тестостерона влияет на поведение и проявление этой эмоции у мужчин, делает их более раздражительными по сравнению, к примеру, с женщинами. Да и история бесстрастно свидетельствует о том, что все войны на земле начинались сильной половиной человечества.
Также на такое, скажем так, невежливое поведение может влиять активность определенных участков головного мозга, таких, как амигдала и гипоталамус, участки которого как раз и отвечают за регуляцию эмоций и поведение человека в ответ на стрессовые ситуации. Нельзя сбрасывать со счетов наследственность, человек получает определенный генетический набор родителей, в том числе связанный с функционированием нервной системы и отвечающий за агрессивные проявления. Однако биологическая основа агрессии отнюдь не является главной причиной ее проявления. На поведение человека все же большое влияние оказывают социальные, культурные и психологические факторы.
Современная психология рассматривает проявление враждебности как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам общества, наносящее вред, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Агрессивность же, как качество личности, выражается в готовности человека к проявлению этой эмоции и в склонности воспринимать и объяснять поведение других людей как токсичное по отношению к себе. Эрих Фромм, американский психоаналитик, считал, что только психологически культурный человек может контролировать проявление агрессии, синонимами которой он считал деструктивность и жестокость.
Проявления агрессии весьма разнообразны. Может проявляться в использовании физической силы против другого человека или же предметов внешнего мира, главной целью которого является причинение боли и физического вреда. Так называемая косвенная токсичность окольными путями направляется на другого и выражается, например, в колких замечаниях, подтрунивании, злобных шутках, оговорах, клевете, а может быть и ни на кого не направлена и выражаться во взрывах ярости, криках, топанье ногами, ударах кулаками по столу и др.
Вербальная агрессия проявляется в выражении негативных чувств в адрес другого человека в форме ора, визга, неконтролируемых ссор, а также через словесные высказывания в форме угроз, проклятий, бранных слов, мата. Даже склонность к раздражению является одной из форм агрессивности, которая проявляется в вспыльчивости, резкости, грубости. В связи с этим необходимо понимать, что несдерживаемая токсичность человека не всегда проявляется в физической агрессии, она может иметь и скрытый характер, но при этом быть не менее деструктивной.
Склонность к агрессивному поведению закладывается в детстве и большую роль в этом играет стиль семейного воспитания и тех взаимоотношений, которые доминировали в семье. Свою негативную лепту вносит и социальное окружение. Здесь значимо все – от методов поощрения, наказания, характера взаимодействия и согласованности педагогических взглядов родителей и педагогов до «непрожитых» школьных проблем взрослых. Приведем несколько интересных фактов, связанных с формированием и проявлением у детей и подростков, которым свойственны все формы агрессии – физическая, косвенная, вербальная. Первые формы такого поведения можно наблюдать уже у двухлетних детей, когда они с помощью угрожающих звуков, движений отстаивают свои игрушки или внимание взрослых. Причем чем раньше ребенок начинает посещать детский сад, тем раньше он обучается такому поведению.
У подростков физическая агрессия выражена меньше, чем вербальная. Однако первая больше свойственна девочкам-девятиклассницам, чем мальчикам того же возраста. Такая же тенденция присуща косвенной и вербальной агрессивности девочек при более низких показателях ее у мальчиков. Наверное, многие обращали внимание на кадры, демонстрирующие беспрецедентную жестокость девочек-подростков, которые время от времени появляются в социальных сетях. В психологическом плане это свидетельствует, что за внешней грубостью мальчиков и скрытностью девочек кроется сложная картина половозрастных различий их развития, отраженная в том числе и в характере агрессивности подростков и ее проявлениях.
Также имеют различия проявления агрессивности подростков из разных социальных групп населения: рабочих промышленных предприятий и строительства, подсобных работников детских дошкольных и школьных учреждений, служащих, руководящих работников, учителей, врачей, инженеров, торговых работников. Так, физическая токсичность наиболее выражена у подростков из семей служащих и предпринимателей, тогда как дети из среды руководящих работников отличаются невысоким уровнем такой формы агрессивности. Вместе с тем у большинства школьников из семей интеллигенции наблюдается повышенный негативизм (склонность к противостоянию и противоречию другим людям), тогда как дети рабочих его почти не проявляют. Косвенной агрессивностью отличаются в особенности школьники из семей предпринимателей, работников детских садов, школ, а вербальная форма типична для детей служащих, предпринимателей и торговых работников. В целом же, как показывают исследования, наиболее сильно эти негативные эмоции проявляют подростки из семей торговых работников, а меньше всего дети тех, кто занимает руководящие посты. Данное обстоятельство связано не столько с материальным достатком, сколько с принятым в этой среде стремлением избегать конфликтов, нивелировать возникающие противоречия.
Как уже отмечалось, косвенная агрессия носит скрытый характер. Она выражается в распускании слухов, сплетен и иной порочащей человека информации. Подобное поведение не наносит прямого ущерба, но может уничтожить репутацию жертвы. Сегодня большую роль в реализации косвенной агрессии играют интернет-ресурсы. Мы знаем, какое психологическое страдание могут переживать люди, подвергающиеся давлению в социальных сетях. Ярким тому примером являются судьбы медийных личностей. Избавиться от негативной информации, распространяемой через социальные сети и различные ресурсы, практически невозможно, поскольку «интернет помнит все».
К числу наиболее распространенных социальных причин, провоцирующих агрессию, можно отнести следующие:
– злоупотребление алкоголем, наркотиками, которые снижают процессы торможения в головном мозге, высвобождают насильственные импульсы, нарушают функции работы мозга, то есть, говоря доступным языком, расшатывают нервную систему, в результате чего человек начинает неадекватно реагировать на малозначимые события;
– детские психологические травмы, особенно связанные с пережитым насилием или жестоким обращением, способствуют развитию негативных психологических и эмоциональных реакций, таких как тревожность, депрессия, гнев и агрессивность. Опасность детских психологических травм в их долгосрочном влиянии на жизнь человека;
– переутомление, отсутствие полноценного отдыха также могут приводить к ухудшению эмоционального состояния и давать знать о себе в виде раздражительности и гнева. Кроме того недостаток сна способствует ухудшению когнитивных функций и эмоциональной регуляции;
– личные проблемы – неудовлетворенность личной жизнью, чувство одиночества, интимные проблемы – также приводят к ухудшению эмоционального состояния человека, раздражительности и агрессивности. Таким образом, человек выстраивает психологическую защиту в отношении нереализованных потребностей;
– чрезмерное увлечение компьютерными играми, жестокими фильмами, особенно в детские годы. Причем проблема не столько во влиянии игры как таковой (исследования показывают, что некоторые из них могут положительно влиять на когнитивные и социальные навыки), сколько в том, что длительное время, проведенное за компьютерными играми или просмотром жестоких фильмов, может привести к снижению социальной активности, ухудшению отношений с окружающими и сложностям эмоциональной регуляции;
– недостатки семейного воспитания, такие как недостаточное внимание к потребностям ребенка, излишняя жесткость или попустительское отношение к детям также способствуют развитию агрессивного поведения в будущем. При дефиците внимания и любви со стороны родителей агрессия является способом привлечения внимания взрослых к себе, а впоследствии этот способ закрепляется, и уже взрослый человек заявляет о себе миру с помощью этой токсичной эмоции. Если же родители слишком строги и критичны, малыш испытывает чувство неполноценности и неудовлетворенности и, как следствие, повышенную раздражительность.
Как же защитить себя от агрессивных выпадов других людей? Существует несколько способов, которые можно порекомендовать при столкновении с хамством на работе или на улице. Наиболее эффективный – это игнорирование. Постараться не реагировать эмоционально, не давать никакой реакции – ни положительной, ни отрицательной. Здесь важно не просто промолчать, а не показывать эмоции, что значительно сложнее. В какой-то мере это преодоление себя, своего характера, своей эмоциональности, и начинается оно с признания права другого человека высказывать свое мнение, даже если оно вам очень не нравится. При использовании приема игнорирования агрессор не получает эмоциональной подпитки, ему сложнее выявить вашу уязвимость, поэтому последующие нападки быстро сходят на нет. Известно, что люди с адекватной самооценкой, уверенные в себе, имеют надежные личностные границы, что помогает им выстраивать эффективную защиту от вербальной и даже физической агрессии, в случае нападения выдерживать прочную оборону.
Также не позволяйте другим людям манипулировать вашим чувством долга и ответственности. Эта тактика приносит выгоду только манипулятору, но не вам. Когда кто-то пытается заставить вас сделать что-то, используя фразы вроде «ты же должен», «это твоя обязанность», это и есть манипуляция чувством долга и ответственности.
Угрозы или шантаж при реализации тактики запугивания тоже могут использоваться для того, чтобы заставить вас сделать то, что нужно другому человеку. Поэтому если осознаете, что вас пытаются использовать тем или иным образом, задумайтесь: не противоречит ли желание других людей вашим личным интересам.
При встрече с незнакомым человеком, проявляющим к вам хамство и агрессию, наилучшим способом реагирования является ледяная вежливость. Не нужно повышать голос или проявлять злобу, от вас только этого ждут, вам навязывают этот конфликт, чтобы выплеснуть негативные эмоции. Если и это не останавливает агрессора, то самый лучший выход – развернуться и уйти. Такое поведение не ущемит ваше достоинство, не сделает вас проигравшей стороной, но сохранит психическое здоровье и сбережет нервные клетки.
Подытоживая, отметим, агрессия – эта любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому человеку. Как и где вести себя агрессивно, против кого направлять эту негативную эмоцию и в какой форме – это обычно предписывается и регулируется нормами общества, и каждый человек усваивает их в той или иной мере в раннем детстве. Агрессия – это модель поведения, преодоление которой тесно связано с широким кругом задач воспитания детей, формированием эмоциональной устойчивости, волевой регуляции поведения, овладением навыками межличностных отношений и, главное, усвоением нравственных норм.
Фото: из открытых источников.