Психосоматические расстройства специалисты рассматривают как нарушение работы (функций) внутренних органов и систем организма, возникающее под влиянием нервно-психических факторов: переживаний, горя, серьезного стресса, а также особенностей эмоционального реагирования человека на какие-то события. К примеру, даже чрезмерная склонность к получению травм может быть вариантом такого расстройства. Если на работе тяжелая конфликтная обстановка, большая профессиональная нагрузка, получение травмы (случайно упал и сломал руку, ногу) как раз и является бессознательным способом ухода от психотравмирующего события.
Аналогично может проявлять себя и так называемый школьный невроз. Опасность психосоматических расстройств в том, что в организме начинает развиваться тяжелое телесное заболевание, вылечить которое очень трудно либо невозможно. К числу классических психосоматических заболеваний относятся бронхиальная астма, язвенный колит, гипертония, нейродермит, ревматоидный артрит, язва двенадцатиперстной кишки, гипертиреоз и даже рак, а также некоторые инфекционные заболевания. Лечение больного без учета его психологического состояния не дает стабильного эффекта. В этих случаях востребована и психотерапия, позволяющая снизить употребление лекарств и достичь частичной или полной ремиссии. Именно поэтому наряду с прохождением курса лечения у врача требуется индивидуальная или групповая терапия у клинического психолога.
Как развиваются психосоматические болезни? Можно ли их предотвратить? А если человек уже болен, как ему помочь? Прежде всего, востребован комплексный подход – психосоматический, когда врач и психолог решают проблему совместными усилиями. Что же представляют собой некоторые психосоматические болезни? Ответ на этот вопрос – с психологической точки зрения – в предлагаемой статье.
Гипертоническая болезнь является одной из самых распространенных, а ее последствия – инфаркты, инсульты – очень страшны. Для психолога очевидна связь гипертонии с переживанием внутреннего конфликта между нереализованными, вытесненными в бессознательное, агрессивными импульсами, стремлением к высоким социальным достижениям (материальному благополучию, высокому социальному статусу) и потребностью в зависимости от значимых лиц. Часто люди, страдающие гипертонией, свой гнев выражают не открыто, внешне они выглядят спокойными, однако могут жаловаться и вести себя импульсивно. Негативные эмоции в форме ярости накапливаются. И поскольку они не имеют выхода в связи с подавлением, идет повышение кровяного давления.
Сдерживание в себе не только негативных, но и позитивных эмоций также может быть связано с желанием поддерживать свой имидж, выглядеть в глазах окружающих респектабельно и солидно. В итоге под влиянием различных стрессовых воздействий возникает накопительный эффект, приводящий к развитию заболевания. Неслучайно гипертонией часто страдают руководящие работники, судьи, адвокаты, педагоги, врачи, администраторы и т.д. Как правило, в детстве родители от них требовали высоких достижений, заставляя быть успешными во всем. При этом, не задумываясь о том, что именно их чрезмерные (!) амбиции закладывают основы будущей болезни у детей.
Гипертоники, став взрослыми, также стремятся к успеху и достижениям, хотят, чтобы у них все было лучше, чем у других. Они строят долгосрочные планы, но откладывают реализацию собственных актуальных потребностей. Например, человек отказывается от отпуска и отдыха, потому что ему надо доделать важный перспективный проект. При этом гипертоники плохо адаптированы к стрессовым ситуациям, особенно при необходимости изменения привычных жизненных алгоритмов. В связи с этим помимо медицинского лечения, назначенного лечащим врач, психолог может научить гипертоника аутогенным, релаксационным упражнениям, чтобы овладеть приемами управления своими эмоциями, перенаправления их вовне и избавления от соответствующих переживаний. Очень хороший эффект дает групповая психотерапия вкупе с занятиями на свежем воздухе.
Люди, больные ишемической болезнью сердца, часто торопливы, нетерпеливы, стремятся выполнить свою работу лучше всех, живут с чувством постоянной нехватки времени, их ответственность зашкаливает. При этом они очень эмоциональны, уходят с головой в работу. И ни на что другое у них не хватает времени. Подобная чрезмерная перегруженность может привести к инфаркту или стенокардии.
При работе с такими клиентами задача психолога – ослабить влияние стресса, гармонизировать его состояние, снизив эмоциональную нагрузку напряжение. Можно и самостоятельно помочь себе: погулять в парке, сделать дыхательную гимнастику, релаксационные упражнения, добавить занятия физкультурой. Для этого не обязательно ходить в фитнесс-клуб, достаточно вспомнить комплекс зарядки из школьной программы и выполнять его дома или на свежем воздухе.
Бронхиальная астма чаще всего развивается у людей с истерическими личностными чертами, которым свойственно повышенное беспокойство о своем здоровье (ипохондрия), тревога. Психосоматическая основа болезни закладывается в детстве, когда родители стремятся полностью контролировать своих детей, подавляя их инициативу и запрещая проявлять эмоции на людях, считая это неприличным. Ее симптомы психологи рассматривают как символическое выражение внутриличностного конфликта между потребностью больного человека в нежности и одновременно страхом перед ней. Считается, что приступ болезни развивается, когда человек не может удовлетворить важную для него потребность зависимости от другого человека, сталкиваясь на своем пути с труднопреодолимыми или непреодолимыми препятствиями.
У детей бронхиальная астма обусловлена потребностью в защите и ласке со стороны матери (или лица, ее заменяющего). Эти нереализованные (фрустрированные) потребности сопровождаются отрицательными переживаниями – разочарованием, раздражением, тревогой и даже отчаянием, а на телесном уровне приводят к приступу болезни. Важно, чтобы больной научился самостоятельно облегчать его, освоил техники расслабления и различных дыхательных упражнений.
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки развивается у человека после конфликтной ситуации или мощного эмоционального потрясения. Негативное влияние также оказывает длительный, но не сильно выраженный стресс, обусловленный влиянием профессиональных или семейных проблем. Особенно подвержены этому негативному влиянию пожилые женщины, пережившие смерть близкого человека. Всех больных язвенной болезнью объединяет острая потребность в любви, заботе и защите, которые они не получили в силу разных обстоятельств.
Однако взрослый человек бессознательно стремится подавить ощущение беззащитности, отсутствия любви или зависимости, чтобы никто не увидел его слабость. Он стремится компенсировать свое состояние профессиональными успехами, спортивными победами, какими-либо достижениями и в результате не справляется с нагрузками.
Завышенные требования к себе и поставленные сверхзадачи не соответствуют физиологическим возможностям организма, что приводит к развитию стрессовой реакции, потому что у этой категории пациентов болезненная чувствительность к неудачам на работе, потере высокой должности, негативным оценкам их деятельности. И даже достигнутая цель не дает ощущения удовлетворенности. Все это запускает механизм развития болезни.
Психоаналитический подход объясняет проблему возникновения язвенной болезни нереализованной потребностью в заботе и ласке, что вызывает хронический бессознательный голод с гиперсекрецией желудочного сока и выражается в символическом «поедании» человеком самого себя, поскольку «переварить» жизненные обстоятельства человек не может. Язвенный приступ возникает тогда, когда бессознательные или сознательные потребности зависимости от другого человека встречают отказ. Например, он может считать себя успешным и независимым, но внутри себя бессознательно ощущать потребность в любви и поддержке. Преодолеть эту раздвоенность может помочь психолог, но при этом и самопомощь тоже будет кстати. Анализ своих отношений, возможность выговориться и даже изменить что-то в своем поведении и бытовых привычках – большой шаг в облегчении своего состояния. А родителям при воспитании детей следует помнить: насильственное кормление ребенка – «ложечку за маму, ложечку за папу» – закладывает прочную основу для будущей язвенной болезни.
Язвенный колит, как правило, свойственен молодым женщинам, проживающим в городе. Психосоматический механизм аналогичен тому, что возникает при язве. У 60 процентов больных приступ болезни запускают психотравмирующие события, реальная или воображаемая потеря близкого человека. В детстве такие люди, как правило, не обсуждали свои чувства с родителями, которые были эмоционально закрытыми для ребенка. Поэтому у них не сформировалась способность распознавать эмоции других людей и говорить о своих.
Люди, страдающие язвенным колитом, имеют низкую самооценку, чувствительны к собственным неудачам. Потерю отношений с близким человеком воспринимают как угрозу своей жизни. Эта созависимость не позволяет им выстроить гармоничные отношения, блокирует личностный рост и развитие, такой человек переживает обиду внутри себя и реагирует приступом болезни. Первый шаг к снятию обострения – научиться говорить о своих переживаниях и научится объяснять свое состояние.
Отдельно хотелось бы остановиться на онкологических заболеваниях. Их связь с эмоциями человека отмечали еще античные ученые. Они обращали внимание на то, что жизнерадостные женщины реже страдают от этой грозной болезни, в то время как переживание горя провоцирует развитие рака. Современные исследования показывают, что от полугода до полутора лет до начала онкологии в жизни человека происходят события, связанные с утратой эмоциональных связей с близкими людьми – смерть, развод, неизлечимая болезнь родственника и др. В результате пережитый эмоциональный стресс является спусковым механизмом развития болезни.
Кроме того, есть ряд специфических особенностей жизни человека, которые становятся фундаментом будущей болезни. Чаще всего онкологией заболевают люди, пережившие в юности чувство одиночества, ненужности и отчаяния. Их, с одной стороны, волновало отсутствие эмоциональной близости с родителями, а с другой – они ее боялись и дистанцировались от нее.
Будучи взрослыми, они выстраивали близкие отношения с дорогими им людьми, были привязаны к своей работе, профессии, вкладывая в любимое дело или в дорогого человека всего себя. И если наступал момент, когда по тем или иным причинам он исчезал из их жизни, а профессиональная жизнь завершалась с выходом на пенсию, человек начинает испытывать чувство отчаяния и безнадежности и, как правило, отказывается от борьбы за жизнь. Его иммунитет дает сбой, и запускается болезнь.
Например, для женщин с раком молочной железы характерна низкая удовлетворенность собой и своей судьбой. Они утрачивают надежду на реализацию своих потребностей и жизненных целей, в целом у них пропадает интерес к жизни. Большинство больных обращают внимание на свою неудовлетворенность семейными (36 проц.) и сексуальными (47 проц.) отношениями. Следовательно, не стоит жертвовать собой, своими чувствами и потребностями в токсичных семейных отношениях, если хотите быть счастливыми и здоровыми.
Психологический облик человека с онкологическим заболеванием характеризуется склонностью к соблюдению всех социальных норм и требований общества. Однако отстаивать свои интересы такие люди не могут, в их настроении преобладает пессимизм, отсутствует психологическая гибкость в решении жизненных проблем. В общении с окружающими они предпочитают дистанцироваться от людей, из-за чего испытывают трудности с формированием дружеских отношений, а одиночество, как известно, не лучший способ пережить беду.
Им трудно расслабиться, они постоянно испытывают чувство тревоги, поэтому очень важным моментом профилактики и лечения болезни является гармонизация эмоционального состояния, нахождения стимула жить и бороться, не опускать руки, чувствовать свою нужность близким людям. При этом отметим, что все это должно быть на фоне обязательного грамотного лечения у врача-онколога. Только в этом случае вероятность благоприятного исхода повышается.
Сахарный диабет, несмотря на то, что является эндокринно-обменным заболеванием, в основе которого лежит абсолютная или относительная инсулиновая недостаточность, также имеет психосоматическую природу. За пять лет до постановки диагноза люди испытывали серьезные стрессы, длительные переживания и жизненные трудности. Исследования показали: переживаемые чувства гнева и страха влияют на обмен углеводов. Например, у студентов, сдающих экзамен, запасных игроков и азартных болельщиков во время футбольного матча может обнаружиться сахар в моче.
Психологические особенности возникновения и протекания сахарного диабета заключаются в склонности к перееданию, что провоцируется внутриличностными конфликтами, которые компенсаторно удовлетворяются едой. Здесь проявляется символическая психологическая формула: еда равна любви. Человек предпочитает «заедать» возникающие проблемы, в результате формируется привычка есть много вредных продуктов питания. Такой поведенческий стереотип довольно быстро закрепляется в психике индивидиума и провоцирует ощущение тревожности при появлении чувства голода. Также человек постоянно ощущает тревожность и страх, он излишне требователен к себе и окружающим.
Диабетики, как правило, обладают неустойчивой самооценкой, им свойственно чувство незащищенности и эмоциональной заброшенности. Чувство вины и неполноценности, гнев, зависть и постоянная неуверенность в себе присутствуют в их жизни наряду с потребностью в межличностном общении, безопасности, защищенности и терпении.
Заболевшие сахарным диабетом люди осознают, что не все они могут контролировать в своей жизни, поэтому и испытывают страх, безысходность или даже враждебность. Можно утверждать, что стрессы, эмоциональная неустойчивость, скрытый внутренний гнев, проблемы со сном и негативные факторы окружающей среды способствуют развитию диабета больше, чем сладости.
При возникновении заболевания важна медикаментозная терапия, которая помогает существенно повысить качество жизни людей, столкнувшихся с этой проблемой, но не решает их психологических проблем. Для облегчения тяжести течения заболевания и его профилактики важно научиться понимать свои желания, чувства и потребности, относиться к себе и своим чувствам с уважением. Нет хороших и плохих чувств, все переживаемые эмоции и чувства являются сигналами наших неудовлетворенных потребностей, которые надо научиться понимать. Человек, болеющий сахарным диабетом, вынужден постоянно следить за состоянием своего здоровья, принимать назначенные врачом препараты, проявлять психологическую выдержку и самодисциплину, поэтому жизнь с диабетом становится образом жизни человека. При этом важно еще и гармонизировать свое душевное состояние, научиться управлять им.
В статье удалось рассмотреть лишь наиболее распространенные психосоматические заболевания, хотя их, конечно, много больше. Все они связаны с переживанием отрицательных эмоций, созависимых отношений, сильными и длительными стрессами. Научиться управлять этими состояниями человек может, для этого в первую очередь требуются желание и воля. Любая деятельность носит мотивированный характер. И только от него самого зависит, ставит он перед собой задачу жить интересно и счастливо либо угаснуть.
Мои рекомендации: пройти курс психотерапии, в ходе которого приобрести навыки преодоления сложных ситуаций, изменить свое отношение к событиям жизни, приобрести позитивный опыт справляться с трудностями, не замыкаться в себе. Для преодоления психосоматических болезней недостаточно только медикаментозной терапии или только психотерапии. Требуется комплексный подход к лечению.