Все новости
ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ
27 Ноября 2020, 14:45

Об этимологии гидронима «Аскын»

Памятник природы – Аскынская ледяная пещера расположена на территории Гафурийского района Республики Башкортостан, примерно в 300 метрах от реки Каранъюрт, на левом склоне ее долины. Принято, что названия подземных полостей связаны с гидронимами, не исключение и данная пещера. Почему же пещера называется Аскынская? Мы решили исследовать этимологию этого слова.

В географических и топографических картах разных годов название реки указано как Аскын, Аскин, Аскина, Скимка. По мнению местных жителей, этимология слова «Аскын» (Аҫҡын) происходит от башкирского аҙғын (распущенный). Если учесть, что Аскын – горная река, со своим «характером», то вариант интерпретации проживающих в этих краях башкир рода табын очевиден. Однако, с точки зрения фонетики, согласные звуки ҫ и ҙ, а также ҡ и ғ не взаимозаменимы ни в башкирском языке (аҙғын – аҫҡын), ни в русифицированной адаптации башкирских слов (аҙғын – азгын, аҫҡын – аскын).

В словаре топонимов Башкирской АССР [1] указано, что название реки Аскын происходит от аҡсын, то есть аҡ – белое, сын – изваяние, фигура. Помимо Архангельского района, река с одноименным названием протекает в Аскинском районе Башкортостана. Это левый приток Бурминки. Нужно отметить, что берега этой реки действительно белые, так как в них наблюдаются обнажения гипсов и ангидридов, что не скажешь о прибрежном ландшафте Аскына в Архангельском районе, где горный массив сложен из карбонатной породы (известняк). Однако на правом берегу р.Каранъюрт (как раз напротив пещеры) стоит скала-останец из светло-серого известняка – возможно, это и есть «белое изваяние»? Табынцы относятся к этой версии крайне негативно, утверждая, что башкиры никогда не поклонялись изваяниям, тем более не увековечивали их в топонимических названиях.

Изучая этимологию названия реки, мы обратились к информации, собранной у местного населения. Так, воспитанником Уфимского экологобиологического центра «Росток» Андреем Колесниковым были зафиксированы легенда и версия о происхождении названия Аскынской ледяной пещеры. Так, со слов жительницы д.Убалар Архангельского района РБ, в период царского самодержавия, а также в годы Великой Отечественной войны, в пещере скрывались беглые и дезертиры (ҡасҡын – на баш. яз.). Они, согласно версии информатора, узнав об опасности, уходили от преследователей через верхний лаз подземной полости. Однако эта легенда не связана с Аскынской ледяной пещерой, так как лаза в подземелье нет. Возможно, речь идет о другой пещере, на которую ссылается и академик Г.В.Вахрушев: «По словам местных жителей, на левом берегу р.Аскын, выше по течению, на той же высоте и в фаменских известняках находится еще одна ледяная пещера. Дно ее покрыто толстым слоем снега и льда, которые не тают и в летнее время» [2]. Кроме того, среди жителей окрестных деревень бытует история о дезертире, который в 1942–1950 годах скрывался в горах. Говорят, что на входе в его пещеру была и деревянная дверь. На основе этих легенд можно предположить, что испокон веков в пещерах по течению реки Аскын могли скрываться беглые.

Карта Уфимской губернии из энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Однако, по словам ученых, гидроним Аскын может иметь и более древние корни. Скорее всего, он связан с старотюркским языком и историей миграции башкирского племени табын в XV веке. В стихотворном шэжэре башкирского поэта и суфийского шейха Гали Чокрый (Ғәли Соҡорой) говорится: «Мой предок был родом со стороны Тобола и Иртыша» [3]. Выше мы упомянули о том, что река Аскын протекает не только в Архангельском, но и Аскинском районе Башкортостана, где проживают башкиры рода балыксы – родового подразделения рода табын. В монографии видного ученого Раиля Кузеева «Происхождение башкирского народа» сказано: «Исторические сказания племени балыкчи связывают происхождение предков с районами Алтая и Южной Сибири. Указывается даже местность, откуда пришли балыкчинцы – Кэнгэн, которая, по их представлениям, находится в районе Томска. Сначала предки балыкчинцев пришли на Яик, затем долго кочевали «в Белебеевских краях, на катайских землях», откуда по Таныпу двинулись на север и остались в лесах долины Тюя» [4]. По словам историка Салавата Хамидуллина, балыкчинцы живут на территории современного Аскинского, Татышлинского, Балтачевского районов. Все они между собой генетически родственны. У них, так же, как у большинства западных табынцев Гафурийского, Архангельского, Кармаскалинского районов, а также восточных табынцев Аргаяшского района Челябинской области, одни и те же генетические маркеры. Отталкиваясь от этих фактов, можно предположить, что пришедшие на территорию современного Башкортостана табынцы использовали гидроним Аскын для обозначения своей исторической родины.

Титульный лист книги Л.Конюшевского

Известно, что название Аскынской ледяной пещере дал ее первооткрыватель Леонид Константинович Конюшевский. Первое научное описание пещеры было опубликовано в труде «Геологические исследования в районе рудников Архангельского завода» [5]. В составленной ученым геологической карте река Каранъюрт (левый приток реки Аскын) указана как Малый Аскын, что и стало основополагающим фактором в названии пещеры. (Интересно, что в 1924 году академик Г.В.Вахрушев выступил с инициативой переименовать пещеру в Солонцовскую, однако эта идея не была поддержана учеными). Но почему указанная Л.К.Конюшевским река Малый Аскын стала именоваться Каранъюрт? По словам местных жителей, Ҡырынйорт – ее исконное название. Старожилы это связывают с историей о том, что у реки располагался дом, который со временем был деформирован и наклонился (ҡырын – наклонный, покатый). Название Каранъюрт может происходить от башкирского ҡаран (полынья, речка) и йорт (изба) в значении «изба у реки», «изба у полыньи» (в отличие от реки Аскын, река Каранъюрт зимой замерзает, поэтому в ней образовываются полыньи). Мы же придерживаемся версии о том, что Малый Аскын – это древнее название реки. В исследовании Л.К.Конюшевского указано, что в геологической экспедиции его сопровождали два местных жителя – Ахмади Пик-Мухаметов и Магомет-Кунафи Сулейманов (их фамилии на обороте фотографии указал сам Конюшевский). Ученый В.П.Путенихин предполагает, что они могли быть жителями современного Архангельского или Гафурийского районов. Маловероятно, что опытные проводники не знали названия реки у пещеры, которую местные охотники использовали в качестве природного холодильника. Можно предположить, что именно проводники сообщили Л.К.Конюшевскому наименование реки как Малый Аскын. Этот гидроним и обозначил ученый на Геологической карте Архангельского рудного района, изданной им в 1908 году. Позднее (скорее всего, в период коллективизации) у реки был построен дом, давший название поляне, а впоследствии и реке Каранъюрт.

Любопытна легенда об открытии пещеры. Согласно версии, услышанной от жителя деревни Заря Архангельского района РБ М.Ильясова, проводники, после принятия предложенного Л.К.Конюшевским хмельного напитка, сообщили геологу о том, что их сосед (охотник-промысловик) круглый год сдает мясо в подмороженном виде. На просьбу ученого проследить за охотником и узнать, где он хранит добычу, проводники ответили утвердительно. Так, по мнению башкир, была открыта пещера. Однако, если обратиться к исследованию Л.К.Конюшевского «Геологические исследования в районе рудников Архангельского завода», можно обнаружить, что геолог в пещеру не спускался (В.П.Путенихин в своей статье «Горный инженер Л.К.Конюшевский – первооткрыватель Аскынской ледяной пещеры на Южном Урале» (2018) указывает на две причины: узкий вход в пещеру (вследствие оледенения входа) и отсутствие времени).

Обратимся к указанной выше уникальной фотографии башкир-проводников. Они облачены в традиционную одежду суфиев, и это подтверждает тот факт, что проводники не могли употреблять спиртные напитки, как описано в легендах местных жителей. Скорее, проводники-башкиры показали Л.Конюшевскому пещеру случайно, по дороге к руднику, который ученый исследовал на предмет перспективности развития Архангельского чугуноплавильного завода. (Интересно, что отчеты Конюшевского стали причиной его закрытия в 1904 году.) На неготовность геолога исследовать подземную полость указывает и тот факт, что у Конюшевского не было с собой веревок.

Проводники-башкиры, сопровождавшие экспедицию Л.К.Конюшевского
по Южному Уралу в 1902 г.

Гидроним Аскын дал название не только пещере, но и деревне Аскино, образованной, согласно исследованию А.Асфандиярова «История сел и деревень Башкортостана» [6], после 1925 года. Однако, по словам спелеолога Ю.Туманова, дому, приобретенному Г.Калмурзиным в 1986 году, 100 лет. На аналогичный возраст дома указывает и местный житель Айрат Абдуллин. Он утверждает, что история деревни Аскино, где жили его предки, началась задолго до 1925 года.

В заключение нужно отметить, что на географической карте Уфимской губернии из энциклопедии Брокгауза и Ефрона (1902) гидроним Аскын указан как Аскина; на картах Башкирии 1928, 1945–1946 годов, Международной миллионной карте мира (Территория СССР периода 1957–1975 гг.) – Аскин; на географических и топографических картах 1975–1990 годов, 1990–2000 годов – Скимка.

Река Аскин на Международной миллионной карте мира.

Территория СССР. 1957–1975 гг.


Сегодня на дорожных знаках трассы Уфа–Белорецк название реки указано как Аскын. В Постановлении Правительства РБ №163 «О внесении изменений в Постановление Совета Министров БАССР» от 17 августа 1965 года «Об охране памятников природы БАССР» Аскинская ледяная пещера значится как Аскынская. Так или иначе, но вопрос об исконном названии гидронима Аскын (Аҫҡын) или Аскин остается открытым.

Литература
1. Словарь топонимов Башкирской АССР (Сост. А.А.Камалов, Р.З.Шакуров, З.Г.Ураксин, М.Ф.Хисматов). – Башкирское книжное издательство, 1980.
2. Ледяные пещеры в карбонатных породах Башкирии. Пещеры. В.12. – Пермь, 1972.
3. История башкирских родов. Балыксы. Том 3. (Сост. С.И.Хамидуллин, Ю.М.Юсупов, Р.Р.Асылгужин, Р.Р.Шайхеев, И.Р.Саитбатталов, Ф.Х.Гайсина, Р.М.Рыскулов, А.Я.Гумерова, Г.Ю.Галеева, Г.Д.Султанова). – Уфа: ГУП РБ Уфимский полиграфкомбинат, 2014.
4. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. – М.: Наука, 1974.
5. Конюшевский Л.К. Геологические исследования в районе рудников Архангельского завода. – СПб.: Геол. ком., 1908.
6. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. – Уфа: Китап, 2009.

Читайте нас в