Все новости
Педагогика
12 Июля , 09:04

ЛИДЕРСКАЯ ЭЛИТА И СПОСОБЫ ЕЕ ВЫЯВЛЕНИЯ

Лидер – это человек, способный повести за собой других. Правда, не всегда туда, куда нужно, и даже не всегда туда, куда собирался вести. Это человек, влияющий на чувства людей, изменяющий их состояние, зажигающий людей и толкающий их на действия и поступки. Он легко приспосабливается к новым ситуациям, генерирует идеи и решения задач. В общении с коллегами проявляет инициативу, принимает на себя ответственность и сохраняет уверенность в себе.

ЛИДЕРСКАЯ ЭЛИТА И СПОСОБЫ ЕЕ ВЫЯВЛЕНИЯ
ЛИДЕРСКАЯ ЭЛИТА И СПОСОБЫ ЕЕ ВЫЯВЛЕНИЯ

У лидера есть две важные черты: во-первых, он сам куда-то идет, во-вторых, он может повести за собой людей.

Максимилиан Робеспьер,
один из лидеров
Французской революции

 

Наличие и уровень лидерских способностей

Уже в раннем возрасте лидер проявляет тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с легкостью общается со сверстниками и взрослыми. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям, обращаются к нему за советом и помощью.
Лидер – это человек, влияющий на чувства людей, изменяющий их состояние, зажигающий людей и толкающий их на действия и поступки. Эта способность предполагает наличие многих личностных качеств.
Наличие и уровень лидерских способностей можно определить по нескольким показателям: наличию у явного или потенциального лидера способностей оценить или создать необходимые условия для выполнения этой роли, наличию у него необходимых умений для решения стоящих перед ним задач; стилю руководства или общения с группой, лидером которой он является или хочет стать; характеру задач, которые он способен решать; отношению самого лидера к своему положению и налагаемым им правам и обязанностям; нацеленности на себя, интересы дела, окружающих.
Лидеры, в том числе и потенциальные, значительно отличаются по своим возможностям. Одни обладают задатками лидера и умениями, позволяющими им успешно решать стоящие перед ними задачи. Другие не обладают такими задатками и умениями, но проявляют ярко выраженное желание лидировать. Третьи обладают развитыми способностями, но не в той области, в которой они оказались в положении лидера, или оказываются в условиях, в которых их способности не востребованы и отсутствуют возможности их применения. Четвертые случайно оказываются в роли лидера в связи с обстоятельствами, хотя не обладают ни задатками, ни умениями, необходимыми для решения стоящих перед ними задач.
Первые довольно быстро овладевают необходимыми знаниями и умениями или компенсируют их отсутствие интуицией, правильным подбором актива, способностью обнаружить в своем окружении того, кто может справиться со сложной для него задачей, и временно делегировать ему полномочия лидера (или назначить постоянно ответственным за решение аналогичных задач). Они отличаются привычкой советоваться с другими, вовлекать в решение важных задач всю группу или отдельных ее представителей. Целенаправленно пополняют свой информационный резерв, следуют образцам выдающегося лидерского поведения, овладевают нужными умениями и навыками.
Часто перспективу быть лидером в какой-то области они выбирают жизненной целью, соответственно выбирают идеалом реальную личность или конструируют в сознании синтетический идеал, объединяющий черты разных лидеров, и тогда начинают целенаправленно изучать необходимую литературу, впитывать образцы выдающегося лидерского поведения, овладевать соответствующими умениями и навыками.
Решения вторых оказываются неквалифицированными, приводят коллектив к неудачам. Отсутствие задатков лидерских способностей не позволяет им находить правильные решения, проявлять необходимые организаторские и коммуникативные умения, что приводит к напряженности отношений и протесту против его действий. У них развивается комплекс неудовлетворенности своим положением в группе и характером выполняемой деятельности. Нарастает конфликт с самим собой, членами группы, подсознательное желание постоянно противостоять ведущему какой-то участок работы, даже если понимает правильность его действий (постоянная оппозиционность). Отсюда постоянное состояние разрушающего психику стресса, повышенный уровень невротизма, агрессивность.
Если действия лидирующего в группе индивида неправильны и не одобряются всей группой или ее большинством – он теряет авторитет и уважение и становится отверженным. Вокруг него остается небольшая группка сторонников, чаще всего сплоченная общей обидой на действия противников. Другой причиной может быть осознание ущемленности своего статуса, если уровень притязаний личности превышает значимость той роли, которая ему отводится.
Если оппозиционная группа достаточно велика, происходит раскол коллектива, и борьба за власть становится основным содержанием деятельности бывшего лидера. Коллектив теряет стержень, направленность деятельности, которая его формирует и способствует сплочению, и утопает в дрязгах внутригрупповой борьбы. Это сказывается и на профессиональных успехах, и на общей результативности работы.
Основным видом деятельности и темой для группы обсуждения становится осуждение лидера, его действий и решений, что заставляет его все больше удаляться от группы, ее дел и интересов.
Решения третьих оказываются неквалифицированными, приводят коллектив к неудачам. Отсутствие задатков лидерской одаренности не позволяет находить правильные интуитивные решения и овладевать необходимыми организаторскими, коммуникативными умениями, развивать стратегическое мышление. Отношения лидера с группой становятся напряженными, вследствие чего он или сам отказывается от этой роли или его свергают.
То же происходит и с представителями четвертой группы (мы имеем немало примеров того, как отличный слесарь становится никудышным бригадиром, а отличник учебы – неважным старостой класса). В этом случае положение усугубляется еще и тем, что пытаясь «сохранить лицо», он тратит много сил и времени на попытки решения непосильных ему задач и теряет позиции и в той области, высокое положение в которой обусловило его выдвижение.
Представители пятой группы активно борются за внимание окружающих, и это им временно удается, но положения лидера они, как правило, не занимают. К этому разряду относятся личности, причисляемые в одной из многообразных классификаций к типу «обезьяна». В биологической литературе описывается случай, когда молодой самец обезьяны, не обладающий пока нужными для вожака качествами, взял пустую кастрюлю присутствовавших неподалеку наблюдателей – естествоиспытателей, и начал бить в нее камнем. Новый шум привлек внимание всего стада настолько, что временно оно перестало подчиняться вожаку, и «барабанщик» стал пользоваться его привилегиями. Но как только кастрюлю отобрали, молодой претендент не только сразу потерял свой временный статус вожака, но и стал изгоем, предметом мести вожака настоящего.
Мы часто наблюдаем таких «клоунов-острячков», постоянно над кем-то или чем-то подшучивающих, активно приглашающих послушать рассказываемые ими истории, дергающих за рукава тех, кто переключает внимание на что-то более для него интересное, громко смеющихся над своими же шутками и т.д. Как правило, они не пользуются уважением, и серьезно к ним никто не относится. Часть из них относится к этому болезненно, хотя не всегда это показывает. Еще и еще раз он возобновляет эти попытки, другие их оставляют, третьи вырабатывают защитный иммунитет на отсутствие желаемой реакции и создают свой собственный воображаемый образ признанного лидера, остроумного и всеми почитаемого, своеобразный внутренний взгляд на самого себя.
К лидерской элите можно отнести только представителей первой группы, поскольку все остальные не отвечают требованию успешности их деятельности.


Отличия лидеров

Лидеры отличаются по стилю руководства или общения с группой, лидером которой он является. Выделяются лидеры с авторитарным, демократическим и либеральным стилем (иногда его называют попустительским стилем).
Следующее отличие – по величине группы, которой данный лидер способен руководить. Есть небольшие группы, сплоченные общим интересом, увлечением, признанным авторитетом которой становится тот, кто наиболее полно может удовлетворить интересы его членов. Как правило, это носитель достаточно значительного объема информации в конкретной области, отличающийся «заразительной» увлеченностью и умеющий интересно рассказать, ответить на вопросы и доходчиво объяснить все, что входит в спектр интересов членов данной группы (неформального коллектива).
Он может не обладать организаторскими способностями – для сохранения статуса лидера в такой группе достаточно избирательной информированности, речевых и коммуникативных способностей. Однако для достижения успеха в реальной деятельности или решении поставленных перед коллективом задач этого мало, и скоро разочарование группы приведет к утрате статуса лидера.
С увеличением группы возрастает число и характер связей между ее отдельными членами, спектр их интересов и увлечений, благодаря которым возникают дополнительные внутренние группировки со своими лидерами. Коллектив приобретает уже более сложную структуру, а управление им требует организаторских умений, координации действий и др.
В этой ситуации лидер, оказавшийся в этой роли по причине владения более обширной информацией, чем другие, уступает место тому, кто обладает организаторскими способностями и более сильными волевыми качествами, целеустремленностью и желанием занимать лидирующее место.
Еще одно различие, которое можно провести между лидерами – это характер задач, которые он способен решать, и используемые им для этого подходы, привычные способы и ориентиры.
Лидер-эрудит может успешно решать задачи, связанные с информационным обеспечением группы, лично выполнять стоящие перед ней задачи, но оказаться совершенно неспособным организовать работу других, нацелить их на достижение результата, составить план взаимодействия участников общего дела, скоординировать их работу.
Лидер-организатор, не владеющий достаточными знаниями по проблеме, может правильно скомпоновать группы участников и успешно направить их на выполнение работы, не дающей никакого движения в решении проблемы.
Лидер-факел может зажечь людей идеей, в которой и сам до конца не разобрался, за счет применения мощных стимулов и собственной увлеченности. Он или поведет членов группы «в никуда» и сам с ними заблудится, или остынет еще до того, как они пойдут по указанной им дороге. При этом забудет их об этом предупредить, так как будет занят внушением очередной новой «гениальной» идеи другой группе людей. Скоро прослывет ненадежным человеком, на слово которого нельзя положиться.
Лидер-фантазер всегда выдаст желаемое за действительное, изобретет массу достоверных деталей и условий, в которые сам же и поверит и будет искренне удивлен, когда их не обнаружит. Может организовать бурную деятельность коллектива и довести ее до конца, разделив горечь поражения с группой. Скоро или прослывет прожектером, над фантазиями которого все станут посмеиваться, или действительно изобретет нечто выдающееся (2).
На наш взгляд, нужно четко разделить понятия «лидеры» и «лидерская элита». К элите изначально относятся те, кто способен добиться максимальных достижений в решении профессиональных задач. И типы лидеров, не отвечающие этому требованию, с точки зрения теории элитаризма лидерами не являются. Это скорее заводилы, массовики-затейники, но не лидеры.
По отношению самого лидера к своему положению и налагаемым им правам и обязанностям, по нацеленности на себя, на интересы дела, на окружающих можно выделить несколько типов лидеров:
а) Рядовые члены коллектива, признанные им как наиболее авторитетные и уважаемые, к мнению которых коллектив прислушивается и на предложения которых охотно откликается. Они не занимают официального положения формального лидера и не стремятся его занять, могут даже и не осознавать своей власти над окружающими их людьми. Никаких сознательных усилий, направленных на то, чтобы укрепить или узаконить свое положение, не предпринимают, от предложений возглавить коллектив могут отказываться. Ведут себя со всеми ровно и доброжелательно, не пытаются воспользоваться имеющимся авторитетом в личных целях.
б) Парные лидеры, не стремящиеся возглавить коллектив или какое-то дело, но выработавшие в себе по каким-то причинам стиль ведущего в паре (комплекс «старшего сына»). Как правило, выбирают для общения партнера, уступающего ему по способностям, знаниям, силе воли, характеру, на фоне которого он может почувствовать собственную значимость, преимущество, самоутверждаться и преодолевать какие-то свои, мешающие ему комплексы (неуверенности в себе, застенчивости, барьеры общения с другими людьми и др.).
У одних мотивом такого выбора и поведения служит властность как черта характера или привычка к власти (старший сын, привыкший повелевать младшим и чувствовать себя более знающим, умелым, сильным и др.), у других – собственная слабость и потребность в самоутверждении, желание чувствовать себя более значимым хотя бы на чьем-то фоне.
в) Лидеры, стремящиеся занять и удержать это положение в силу тех преимуществ и благ, которые оно предоставляет. Беззастенчиво ими пользуются для личных целей и для подкупа сторонников. Часто не обладают нужными для этого качествами, поэтому используют обходные пути, связи, силу, подкуп, лесть и др. Стараются держаться в кругу людей, на фоне которых они выглядят лучше, поэтому часто окружают себя людьми малодостойными. Если теряют силовую и количественную поддержку, сразу попадают в разряд отверженных.
г) Лидеры, способные и стремящиеся занять это положение в силу желания взять на себя ответственность за какое-то значимое для них или других людей дело. Это желание основано на уверенности в том, что он может справиться с ним успешнее, чем действующий формальный лидер или другие претенденты на это положение. Добившись своего, полностью отдаются работе и приносят большую пользу делу. Лидеры этого типа приносят наибольшую пользу в любой профессиональной системе.
д) Потенциальные лидеры, осознающие свою силу, но не желающие занимать лидирующее положение в силу увлеченности чем-то другим, несоответствием характера деятельности в положении лидера значимым для него целям и планам.

Направленность лидера

Нацеленность на себя также бывает разная. У одних – это нацеленность на самосовершенствование, приведение своего уровня в соответствие сложности и ответственности принятой на себя миссии, у других – нацеленность на максимальное использование благ, которые дает лидерство, или на создание своего имиджа в глазах других. Средством для этого может использовать или самовосхваление (иногда даже соответствующее его заслугам), поощрение других к лести и публичным восхвалениям или попытки «опускать» других, чтобы самому казаться лучше. Наиболее продуктивна направленность на деятельность и тех, кто обеспечивает в ней высокие достижения.
Он старается выискивать и подчеркивать недостатки других, особенно равных ему или превосходящих его в чем-то, нетерпим к похвалам в чужой адрес, воспринимает их как принижающее его сравнение с ним самим, старается не допускать их ни в свое личное пространство, ни в область его деятельности.
Есть лидеры, которыми движет жажда личной власти, и удовлетворение этой жажды любыми способами – главный его приоритет. Другими движет стремление к личным достижениям, которых он пытается добиться за счет использования других людей. Он умеет объединить их вокруг своей цели, правда, преподнесет эту личную цель как стремление к всеобщему благу.
Еще один тип лидеров направлен на достижения в области целей, действительно важных для коллектива, который он возглавляет, даже если эти цели не очень важны для него самого. Есть лидеры, деятельность и устремления которых направлены на благо учреждения, которое они сейчас представляют: команда, школа, класс и др. (руководитель).
И лидер, которым движет идея справедливости, как он ее понимает. Эта идея может касаться построения какого-то нового справедливого сообщества: мировая идея коммунизма, идея подчинения всего мира одному вероисповеданию, идея глобальной мести инакомыслящим и др. (фантазер, фанатик).
Один лидер не медлит, чтобы выйти из общего строя и показать пример другим. Другой прикажет сделать это кому-то другому.
Чтобы лидер мог удерживать свои позиции длительный срок, его должна отличать жажда власти. Не следует осуждать это стремление, поскольку власть сама по себе не является злом. Важно, как она используется, а это зависит от характеристик его личности. Второе необходимое условие для сохранения лидерских позиций: потребность во власти должна быть выражена сильнее, чем желание нравиться своему окружению.
При этом людей, стремящихся к власти, намного больше, чем людей, действительно способных быть лидерами, и мало кто из проявляющих это стремление признается в нем (3). Этим же автором делается вывод, что если человек до окончания полового созревания не проявляет явную жажду власти, он уже не приобретет ее никогда, а его шансы стать лидером практически нулевые. Он даже может стать руководителем, освоить элементарную технику руководства, но она не заменит потребность властвовать.
В какой-то мере лидерские способности обусловлены специфической одаренностью, а в какой-то – формируются в процессе прижизненного развития личности.
В первые годы жизни и становления лидера в нем воспитываются уважение к нормам поведения, традициям и авторитетам. На второй ступени вырабатывается способность формировать собственное мнение, т.е. появляется независимость от других как первое проявление лидерских качеств. Необходимая будущему лидеру независимость, уверенность в себе формируются только в том случае, если ребенок может свободно развиваться, без подавления его инициатив.
На ступени самоутверждения первые успехи и сильные эмоциональные переживания способствуют тому, что он учится добиваться признания у окружающих как права на власть. Развивается жажда власти. Получение власти превращается во внутреннюю потребность, но ее применение пока осуществляется с целью возвыситься над другими, а не получить какие-то реальные успехи.
Последняя ступень характеризуется тем, что человек осознает, что его свобода должна быть ограничена интересами людей, с которыми он связан межличностными отношениями, и необходимостью подчиняться этическим нормам. Определяющим для него становится закон или согласие определенной группы людей. Он обучается брать на себя определенные обязанности и исполнять функции власти, находясь во взаимодействии с определенными группами и учреждениями. Делает он это уже не только для того, чтобы возвыситься над другими и закрепить власть, но и для того, чтобы принести пользу, прославиться, реализовать свои возможности.
Называются и другие причины, по которым человек может развивать в себе жажду власти: реакция на авторитарность окружающих, компенсация комплекса неполноценности и др.
Наиболее предпочитаемый тип лидера отличается положительностью его целей, а также приемлемостью способов их достижения. Он организует людей на достижение реального, а не фантастического результата. Этот результат не наносит вреда его сообществу (хотя всем не угодишь, кто-то может быть и недоволен результатом), а сам лидер не придерживается позиции, что цель оправдывает любые средства.

Качества лидера

Способность быть лидером предполагает наличие многих личностных качеств. Это:
– высокий уровень умственного и эмоционального развития;
– умение контролировать себя и управлять своими эмоциями;
– способность к предвидению и риску;
– привычка действовать последовательно, предсказуемо и справедливо;
– способность адаптироваться к переменам и при необходимости принимать непопулярные решения;
– стремление к самосовершенствованию и способствование росту своих коллег;
– понимание других людей, умение достичь с ними сотрудничества, создать атмосферу доверия и доброжелательности;
– сильная мотивация профессиональной деятельности, обусловленная соответствующей направленностью;
– познавательные интересы в этой области;
– активность, уверенность в своих силах и волевые качества.
Лидерские качества могут проявляться в силе воли, решительности и самостоятельности. Он должен говорить правду, не нарушая требований такта, поощрять инициативу других и вести себя так, чтобы в случае ошибки человек мог сделать из нее выводы, не опасаясь наказания и унизительных комментариев. Это поощрит его не опасаться оправданных рисков в поиске возможности решить возникшую проблему.
Для лидера важны победы и возможность «сохранить лицо» в проигрышных ситуациях. Он часто стремится все сделать сам, чтобы убедиться, какой он умный и сильный. Но он не может со всеми проблемами справиться один, и настоящими руководителями станут те лидеры, которые умеют направлять и координировать деятельность других.
Хороший лидер порождает у своих товарищей чувство уверенности и ответственности. Он умеет выразить свое признание их результатов. Но это возможно, если его позиции крепки и у него нет комплекса угрожаемого авторитета.
Один из вариантов аппарата для выявления лидерских способностей представлен в конце статьи. Тест с определенной долей приблизительности выявляет, является ли испытуемый ведущим или ведомым, способен ли он принимать решения, проявлять решительность и ответственность. Также существуют тесты, оценивающие способность влиять на других и наличие других лидерских характеристик.


Стили лидеров

Зарубежными авторами выделяется несколько видов лидерства.
Инструментальное лидерство предполагает использование собственного интеллекта, остроумия, умения сочувствовать, юмора, прежние достижения и неудачи, смелости, внешнего вида и привлекательности для установления связей с теми лицами, чье участие требуется для достижения цели.
Другой разновидностью является социальный инструментальный стиль, характеризующийся использованием неформальных отношений как жизненно важного и вполне законного средства достижения цели. Они осуществляют свои цели путем использования семейных связей, других людей, которых выбирают для выполнения определенных задач. Умело используют окружающих, даже и тех, кто формально не входит в их группу, для достижения поставленной цели.
К нему близок контактный стиль, характеризующийся не использованием людей, а сотрудничеством с ними для достижения цели. Он отличается нацеленностью на оказание помощи другим, склонностью учить и находить радость в их достижениях (4).
Инструментальный стиль находится в противоречии с силовыми, агрессивными стилями лидерства, реализующимися через команды, задания, контроль за их исполнением.
К ним относится манипулятивный стиль, когда лидер скрывает собственные ошибки, винит во всем других, перекладывает свои обязанности на других, загружает их дополнительным заданиями, не принимая во внимание их трудности и потребности. Он отрицает свое плохое обращение с окружением и не вмешивается, если кто-то другой обращается с ними плохо (5).
Диктаторский стиль лидерства: на жалобы отвечают предложениями уйти и утверждениями об их никчемности. Используют людей как орудия для достижения своих целей, не придавая значения их чувствам и нуждам. Их стиль отличается заорганизованностью, борьбой за честь мундира. Стремление к получению результата заслоняет оценку возможностей людей.
Для него всё и все плохи, ничего не понимают, не умеют и не хотят делать. Он один идет в ногу. С необычайным упорством ищет ошибки и недостатки других, и если находит, впадает в состояние желчного восторга. Максималист. Вторгается во все дела. Любит грозить, разгонять и рассуждать о несовершенстве всей человеческой породы.
Псевдо-демократический стиль. Лидер раздает поручения и поощрения, но в напряженных ситуациях начинает понукать и даже оскорблять людей в отчаянной попытке добиться успеха. Этот стиль лидерства легко переходит в диктаторский и обратно.
Непредсказуемый стиль лидерства. Беспорядочные переходы от похвал к крику или критическим замечаниям. Указания часто препятствуют проявлению инициативы окружающими, а их поощрение и унижение могут происходить в один и тот же день.
Антикризисный стиль руководства. Заключается в постоянном преодолении кризисных ситуаций, которые сам же и провоцирует, так что планировать что-либо оказывается невозможно.
Гуманный стиль лидерства. Лишен агрессии, рационален, ставит своей целью достижение результата в сочетании с заботой о коллективе и учетом их чувств и потребностей. Это создает климат доверия и сотрудничества.
Еще одну классификацию стилей поведения лидера в зависимости от его доминирующей характеристики предлагает В.М.Лизинский. Это дилетант, репродуктор, педант, мастер экспромта, отшельник, специалист по компромиссам, таинственный, теоретик, политик, вождь, консерватор, веселый романтик и даже деятельный бездельник (2). Мы не будем приводить их характеристики, т.к. ни один из описываемых автором типов нельзя отнести к лидерской элите.
Структура лидерских способностей довольно сложна и складывается из многих врожденных и приобретенных свойств. В основе лидерских способностей лежит лидерская одаренность. Она характеризуется умением сформулировать и высказать идею, способностью привлечь к себе внимание людей, уверенностью в себе и др. Организаторские способности могут существовать без лидерской составляющей, а лидерские без организаторской – нет. Обладатель организаторских способностей, не обладающий лидерскими качествами, становится хорошим плановиком, способным спланировать содержание и последовательность реализации мероприятия, но не способный его возглавить. Лидер без организаторских способностей способен вдохновить и повести за собой людей, но довести их до цели чаще всего не может, если не имеет серьезной поддержки команды организаторов.
Высший уровень проявления лидерской одаренности наблюдается там, где ее носитель обладает не только организаторскими способностями, но и интеллектуальной, коммуникативной и лингворечевой одаренностью, способностью к внушению, убеждению, владеет невербальной речью (искусством жеста, мимики, позы, интонации), суггестивными способностями, эмпатией (пониманием другого человека, способностью представить себя на его месте, сопереживать ему и др.).
Все это входит в структуру лидерской одаренности как ее составные и взаимо­связанные компоненты. Выпадение или недосформированность любого из них ослабляет лидерскую одаренность в целом, мешает индивиду добиться высоких достижений на лидерском поприще.
Структура лидерских способностей конкретного человека в значительной мере определяется теми видами деятельности, которые ему приходится выполнять в отношении данного коллектива и в характерных для его функционирования ситуациях. Формирование этих способностей начинается уже в раннем детстве. Известно, что дети, воля которых жестко подавлялась в младшем возрасте, даже если и приобретают лидерские наклонности, то чаще всего искаженные и отрицательные по направленности и способам завоевания и сохранения своего статуса. Они больше выражаются в стремлении единолично властвовать, чем быть истинным лидером – соратником и партнером в совместной деятельности.
Единообразная по стилю форма школьного обучения не только не способствует развитию лидерской одаренности, но полностью подавляет все возможности ее развития. Власть на уроке полностью захвачена учителем, который дает или не дает учащемуся возможность высказать свое мнение, диктует, что, когда и как нужно делать, как отвечать. Окруженный постоянной системой ограничений, прирожденный лидер практически лишен ситуаций, в которых могли бы проявиться и получить дальнейшее развитие его специфические и уникальные способности.
Организация в стране неформальных школ лидерства представляется нам одной из важных задач формирования будущих руководителей всех рангов и направлений. Выявление лидерских способностей осуществляется с помощью перечисленных ниже тестов, два из которых мы приводим в конце статьи, и конкретных заданий возглавить команду для решения заданной задачи.
1. Кто вы в жизни: капитан, рулевой, пассажир?
2. Командовать или подчиняться?
3. Ваша способность принимать решения.
4. Насколько вы решительны и ответственны?
5. Ваша способность к самоуправлению.
6. Нет ли у вас комплекса угрожаемого авторитета?
7. Способны ли вы влиять на других?
8. Лидер ли вы?
9. Ваша жизненная позиция (проверка интеллекта?) Тест американского клуба «Менса».
10. Являетесь ли вы «жестким» лидером?
11. Методика выявления истинных лидеров ученического коллектива.
Тексты расширенного объема предоставляют диагносту возможность выбора тех вопросов и утверждений, которые он считает наиболее подходящими для решения задач тестирования. Результаты тестирования позволяют сделать только предварительный вывод о стремлении испытуемого стать лидером и мнение о его пригодности для этой роли. Окончательное решение могут дать только наблюдение за реальными ситуациями, в которых он может проявить эти качества.
Попробуем разобраться, есть ли у вас черты лидера и сможете ли вы когда-нибудь превратиться в эффективного руководителя.


Литература

1. Ерастова А.В., Черкасова О.В. Лидерство: учебное пособие / А.В.Ерастова, О.В.Черкасова; Мордов.гос.ун-т. – Саранск, 2015.
2. Лизинский В.М. Психолого-педагогический и управленческий дневник директора школы. – М.: Педагогический поиск, 2004. – С.117–120.
3. Энкельманн Николаус Б. Власть харизмы. Личностные качества как средство достижения успеха в профессиональной и личной жизни. – М.: Интерэксперт, 2005.
4. Lipman-Blumen, J. Connective leadership: Female leadership styles in the 21st-century workplace. Sociological Perspectives, 35, 183–203, р.94. – 1992.
5. NiCarty, G., Gottlieb, N., & Coffman. К неагрессивному лидерству в свободном от насилия мире. Sociological Perspectives, 12, S.111–116. 1993.


Тест «Кто вы в жизни: капитан? рулевой? пассажир?»

Ответьте на поставленные воп­росы «да», «нет», «не знаю».
1. Я чувствую ответственность за то, что случается в моей жизни.
2. В моей жизни стало бы меньше проблем, если бы некоторые люди по другому обращались со мной.
3. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач.
4. Иногда мне кажется, что я родился под несчастной звездой.
5. Я считаю, что алкоголики сами виноваты в своей болезни.
6. Иногда я думаю, что за многое в моей жизни ответственны те люди, под влиянием которых я стал таким, какой есть.
7. Если я простужаюсь, я предпочитаю лечиться самостоятельно, а не прибегать к помощи врача.
8. Я считаю, что во вздорности и агрессивности, которые так часто раздражают меня в других, чаще всего виноваты они сами.
9. Я считаю, что любую проблему можно решить, и не понимаю тех, у кого вечно сплошные трудности.
10. Я люблю помогать людям потому, что чувствую благодарность за то, что и другие сделали для меня.
11. Если у меня случается с кем-то конфликт, то в поисках виноватого я начинаю с анализа моих поступков.
12. Если черная кошка перебегает мне дорогу, я стараюсь, если можно, обойти это место.
13. Считаю, что каждый человек должен быть сильным и самостоятельным, независимо от обстоятельств.
14. Я знаю свои недостатки, но хочу, чтобы другие относились к ним снисходительно.
15. Обычно я смиряюсь с ситуацией, повлиять на которую я не в состоянии, и просто не обращаю на нее внимания.
16. Я люблю анализировать причины своих неудач и поступки тех, из-за кого они произошли.
Оценка результатов. За каждый ответ «да» на вопросы 1, 3, 5, 7, 11, 13 и ответы «нет» на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 и 16 поставьте себе по 10 баллов. За ответы «не знаю» – по 5 баллов. Подсчитайте общее их количество.

100–150 баллов. Вы – капитан собственной жизни. Чувствуете ответственность за все, что с вами происходит. Многое берете на себя, преодолеваете трудности, не преувеличивая их и не возводя в ранг жизненных проблем. Вы ставите перед собой задачи и думаете над тем, как их решить. Что при этом чувствуете и что происходит в вашей душе, окружающим не показываете. Вы уверенно управляете собой, поэтому шанс стать лидером у вас есть.
50–99 баллов. Вы охотно бываете рулевым в своей жизни, но можете, если необходимо, передать штурвал в верные руки. Гибкость, рассудительность и чуткость всегда бывают вашими союзниками. Случаются ситуации, которые никак вас не касаются, вы в них не виновны и, тем не менее, вы берете ответственность и хлопоты по их исправлению на себя. И обычно знаете, когда это нужно сделать. Вы умеете жить в добром согласии с людьми, не нарушая внутреннего согласия и с самим собой.
До 50 баллов. Вы часто бываете просто пассажиром в лодке своей жизни и судьбы. Легко подчиняетесь внешним силам, говоря, что так сложились обстоятельства, судьба. В своих трудностях обвиняете кого угодно, только не себя. Настоящая независимость кажется вам недостижимой и невозможной. Тем не менее, вы умеете мирно сосуществовать с другими людьми, не пытаясь досконально разобраться, что это за люди и как они относятся к вам.

Автор:Нэлли МОЧАЛОВА, доктор педагогических наук
Читайте нас в