У людей его поколения, которых принято называть «дети войны», не было ни счастливого детства и отрочества, ни беззаботной юности. Но, удивительное дело, именно это поколение дало обществу плеяду замечательных специалистов в разных областях народного хозяйства, науки, образования, медицины, культуры – так называемый золотой фонд, определивший вектор развития нашего государства на многие десятилетия вперёд.
Дамир Жаватович Валеев родился 2 января 1940 года в деревне Итбаево Аргаяшского района Челябинской области в интеллигентной башкирской семье, где очень ценилось хорошее образование. Его раннее детство прошло в деревне. В 1947 году Дамир пошел в школу в деревне Пятково, а его отец Жават Валеевич в это время был директором школы в Якупово. Мама, Рабига Сафиевна, училась в башкирской гимназии Свердловска, во время Великой Отечественной войны быстро освоила профессию комбайнера и работала на полях, а потом занималась воспитанием пятерых своих детей, за что получила звание матери-героини.
По окончании семи классов Дамир учился в Челябинском энергетическом техникуме, затем служил во Владивостоке в рядах Советской армии. С 1960 года работал на инженерных должностях на Аргаяшской ТЭЦ, Челябинском заводе имени С.Орджоникидзе и в Челябинском филиале Всесоюзного теплотехнического института.
Получив юридическое образование в Свердловском юридическом институте, работал инструктором Башкирского обкома ВЛКСМ. Приняв решение серьезно заняться наукой, в 1967 году он поступает в аспирантуру Уральского государственного университета, где успешно защищает кандидатскую диссертацию на тему «Проблема императивности в этике».
Его преподавательская деятельность начинается в 1970 году в Уфимском филиале Свердловского юридического института. Через два года он приходит в Башкирский государственный университет и на долгие годы связывает свою судьбу с этим вузом. Был заведующим кафедры теории и истории государства и права, возглавлял исторический факультет университета, а затем общеуниверситетскую кафедру этики, эстетики и культурологи. Защитив в 1984 году докторскую диссертацию, в 1987 году становится профессором, с 1991 года – членом-корреспондентом Академии наук Республики Башкортостан, с 1994 года – действительным членом Академии социальных наук России. С 1997 года параллельно основной работе в БашГУ он возглавлял отдел философии в Институте социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук.
Дамир Валеев является автором более 200 научных статей и 30 книг, 25 учебных курсов. Его перу принадлежат такие монографии, как «Происхождение морали», «Категории этики и проблема императивности», «Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее», «Национальный суверенитет и национальное возрождение», «Мораль как важнейшая сущностная сила человека», «Философские идеи в башкирской культуре», «Духовное наследие аргаяшских башкир» и многие другие, изданные в Москве, Уфе, Саратове, Новосибирске, за рубежом (в Турции, Германии, США).
С самого начала научная деятельность этого ученого была связана с вечными вопросами нравственности: мораль, этика, духовный мир человека. Причем он рассматривал всегда проблему в рамках «здесь и сейчас», то есть тщательно изучив анализ предшественников по теме, он переходил к рассмотрению ее актуальности и перспективы. Так он искал рациональное зерно – ни что иное, как практическое значение его выводов для современных поколений. Написание таких статей, как «О функциях морального регулирования», «Взаимодействие политики и морали в социалистическом обществе», «О некоторых особенностях морали как регулятора общественных отношений», «Функции морального регулирования», «О диалектическом характере соотношения общественных и личных интересов в социалистической морали», «Императивность и мораль», «Об особенностях воздействия морали на экономические, политические и правовые отношения», «К вопросу о начальных этапах формирования обычного права», «Происхождение морали», «Биологические предпосылки социальных норм», «Взаимосвязь биологического и социального в формировании морали (период первобытного общества)», «Моральное самоопределение личности как показатель эффективности нравственного воспитания» и защита докторской диссертации в 1984 году в Свердловской юридической академии на тему «Происхождение морали как социального явления» и привели его затем к написанию монографии «Происхождение морали», являющейся ныне библиографической редкостью.
Научный интерес к анализу понятия и содержания «этики» прослеживается у него в статьях еще в 1970-х годах, в период подготовки и защиты кандидатской диссертации: «Категория этики и проблема императивности», «Личность и мораль», «Культура общения», «Понятие морали – важнейшее основание построения этического знания», интереснейшая и актуальнейшая на сегодня статья «Этика воспитания: культ знаний или культ разума». Переплетение анализа понятий мораль и этика на протяжении всей жизни ученого не случаен. Термин «мораль» по содержанию – латинский аналог древнегреческого ethos, что значит «этика», пришел благодаря Цицерону, образовавшему прилагательное «moralis» для обозначения этики, назвав ее philosophia moralis. Как человек увлеченный, Дамир Жаватович заражает интересом к этой теме и своих учеников и коллег, которые защищают диссертации в этом же научном направлении.
Изучение темы морали и этики переплелось у него с изучением этноэтикета, в чем ему подспорьем послужило изучение фольклора, истории, этнографии родного башкирского народа, а также обращение к материалам соседствующих и родственных народов. Выходят его статьи «Исторические корни нравственного сознания башкир», «Свет, озаряющий душу», «Этноэтикет башкир», «Фельдмаршал Пугачев», «Зачатки этнографической мысли в Башкортостане», «Связь мировоззрения древних башкир с домусульманскими верованиями», «Наказ башкир Исетской провинции в Уложенную комиссию, составленный Базаргулом Юнаевым, как источник общественной мысли», «О культуре башкир с древнейших времен до конца XVI века», «Формирование древнебашкирской народности», «Проблемы изучения нормативной этнографии башкир в свете научного наследия Н.В.Бикбулатова» и многие другие. Отсюда, из духовной культуры и истории народа, он черпал мудрость, дух и вдохновение.
Тема духовного мира человека сама по себе комплексная, и подход в ее изучении у Д.Ж.Валеева был комплексный. Анализируя межличностные отношения в советское время и в современном мире, он раскрывает следующее. В главе «О проблемах современного нравственного развития» монографии «Введение в этику. О нравственном потенциале культуры» он подчеркнул, что «Одним из изначальных факторов, объективно приведших к технократизму мышления в сфере сознания, к тоталитаризму в социально-политической действительности и к бездуховности в морали выступает деформированный рационализм, выросший на ниве науки от ее абсолютизации» [1].
Дамира Жаватовича всегда волновали проблемы подрастающих поколений. Поэтому он старался все свои труды доводить до студенчества – «Мое слово к молодежи», «О некоторых проблемах развития самодеятельного художественного творчества студенческой молодежи», «К воспитанию студентов – комплексное отношение». Так и в этом случае, он вывел эту обширную тему в монографию – «Введение в этику. О нравственном потенциале культуры», где указал, что «Проблема рационализма как принципа поведения непосредственно примыкает к педагогическому процессу, призванному ответить на вопрос «Как нужно формировать современного человека, на что его ориентировать: на культ знаний или на культ разума?» Сейчас это проблема и образования, и воспитания. Речь, разумеется, не идет о повальном и обязательном внедрении этических знаний, мы говорим о необходимости научения видеть нравственные аспекты экономики, политики, права, искусства. Таким образом, альтернатива «культ знаний или культ разума» решается в пользу культа разума, означающего синтез знаний и высокой нравственной культуры» [1].
Научный интерес и патриотический настрой привели Д.Валеева к изучению истории родного края. Причем в поле его зрения находились как малая родина – Аргаяшский район Челябинской области, так и весь Южный Урал и Башкортостан. Здесь его интересовало все – личности, общественно-экономическое и культурно-политическое развитие, экологические проблемы. Мы можем проследить все это по серии его работ: «Чувство родины», «Просветитель, писатель и ученый (об Абдулкадире Инане)», «Почему нужен башкирскому языку статус государственного», «Аргаяшские башкиры: прошлое, настоящее и будущее», «Какова земля, таковы и песни», «К вопросу о формировании башкирской народности», «Общественно-политические воззрения М.Бикчурина», «О мировоззрении Акмуллы», «Есть ли альтернатива Аргаяшскому башкирскому автономному округу в Челябинской области», «Аргаяшские башкиры и их исторические корни».
Научный интерес к истории ширил его профессиональные взгляды и исследовательский кругозор. Обращаясь к изучению очередной научной проблемы, он сначала изучал историю вопроса, предпосылки и причинно-следственные связи в его развитии. История стала базой к истории философской и общественно-политической мысли, история права – к истории государственного устройства. Как истинный ученый, для полноты картины он стремился использовать весь арсенал гуманитарных наук.
На наш взгляд, в научной деятельности Д.Валеев руководствовался двумя принципами – Августина, сказавшего вслед за Пифагором, что «Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости», и Люка де Вовенарга о том, что «Ясность – вежливость философии». Первая – о его скромности как ученого, он никогда не выпячивал свои звания и не навязывал свои убеждения. Вторая – все свои измышления он старался излагать четко, ясно и кратко, чтобы его работы могла читать также широкая аудитория неспециалистов. Он любил беседовать на интересующие его темы со студентами, своими учениками, коллегами, и просто с уважаемыми им людьми, в том числе близкими и родными.
Одной из жемчужин его творчества является изучение им фольклорного наследия башкир. Отсюда он черпал мудрость, дух и вдохновение. Так, в 1975–1987 годах он опубликовал работы «Эпос «Черный конь» (в соавторстве с Юлаем Гайнетдиновым), «Эпос Карахакал-батыр», «Особенности отражения действительности в башкирском эпосе «Акбузат», «Элементы философского видения мира в эпическом памятнике «Урал-батыр», «О мировоззренческом аспекте башкирских пословиц и поговорок», «Народный эпос о происхождении нравственности».
Нужно отметить, что в своих работах Дамир Жаватович обязательно выражал любовь к родному краю или народу, перемежая эти выражения с важным фактическим материалом. Так, в работе «Арғаяш башҡорттарының рухи мираҫы; халыҡ йырҙары, мифтар, легендалар» в первых строках мы читаем: «Силәбе өлкәһенең Арғаяш районы – Көньяҡ Уралдың иң гүзәл төбәктәренең береһе... Унда 43227 кеше йәшәй, шуларҙың 26217-һе башҡорттар, урыҫтар – 14071, татарҙар – 2013 кеше». И далее мы находим самые важные слова, которые как никогда должны быть произнесены в эти нелегкие дни для нашего Отечества, борющегося с западничеством: «…һүнеп барған мәҙәниәтте, рухты нисек, нимәгә таянып уятырға? Яуап былай: халыҡтың хәтерендә хаҡланған рухи мираҫҡа таянырға кәрәк. Башҡа нигеҙ юҡ» [2, с.3–4].
Он считал, что в изучении и популяризации песенного творчества аргаяшских башкир есть такие моменты: «...райондың үҙенә генә хас музыкаль йөҙө бар. Бында ошо яҡта ижад ителгән һәм ошо яҡта ғына башҡарылған йырҙар, бейеү көйҙәре, марштар хаҡында әйтергә кәрәк. Улар араһында киң таралған һәм, үкенескә ҡаршы, онотола барған «Суҡан батыр», «Арғужа», «Шәрәфетдин», «Заһиҙулла», «Ирәмәле», «Сәләй», «Мейәс буйы», «Ҡолой кантон», «Садиҡ ҡасҡы», «Ирәле», «Киҙәгәс», «Ҡомкүл», «Арғаяш Заһиҙаһы» һәм башҡаларҙы әйтеп була. Был көйҙәрҙе башҡарыусыларҙы әле бөгөн дә табып була, ләкин уларҙың һаны йылдан йыл кәмей бара. Йәштәр араһында оҙон көйлө йырҙарҙы йырлаусылар, боронғо риүәйәттәрҙе белеүселәр юҡ дәрәжәһендә» [2, с.6]. Многогранность изучения башкирской культуры отразилась и в его переводческой деятельности. Он самостоятельно освоил английский и турецкий языки. Благодаря этому появился совместный с Р.А.Гилязетдиновым перевод книги Абдулкадира Инана (Фатхелкадира Сулейманова) «Шаманизм тарихта вә бөгөн» («Шаманизм вчера и сегодня», 1998).
Дамир Валеев был очень грамотным юристом и политологом. Это было базой к его политологическим работам, работам по общественно-политическому развитию региона и государства, к его общественно-политической деятельности. Вышли такие работы, как «Об отношении понятий «объективное» и «объективная реальность» к праву», «Обычное право и начальные этапы его генезиса», «Конституция в зеркале федерализма», «О проекте новой Конституции Российской Федерации», «О проблемах реализации государственного суверенитета Республики Башкортостан», «Российские и американские ученые о проблемах федерализма, ислама и тюрков», «Здравый смысл подсказывает (о статусе языков в Башкирской ССР)», «Конституционный процесс должен быть поступательным: читая новый Проект Конституции Республики Башкортостан». Он много времени уделял работе советника Муртазы Рахимова и подготовке к участию в Всемирных курултаях башкир. Выступает на курултаях и в газетах – «Правовая культура и конституционный процесс» (в сборнике «Конституция РБ: теория и практика ее реализации»), «Право, правовая культура и права человека» (в тезисах выступлений на V Всемирном конгрессе ВФАК ЮНЕСКО), «Оковы науки Башкортостана: Трибуна Всемирного курултая башкир» (совместное интервью с доктором философских наук, академиком Академии наук Башкортостана Фанилем Файзуллиным), «Не все новое есть развитие: Перестройка», «Выступление на совещании депутатов всех уровней» («Российская газета»), «После Курултая» (в газете «Йәшлек»), «Уроки Первого курултая и о башкирах, живущих за пределами Башкортостана» (в журнале «Шоңҡар»).
Дамир Жаватович пользовался заслуженным уважением своих коллег и авторитетом среди учеников, о чем говорят многочисленные адреса и статьи, посвященные его самоотверженному труду на ниве просвещения и науки. На открытии выставки, посвященной ученому в музее Башкирского государственного университета 15 октября 2019 года Фаниль Файзуллин правильно указал, что его труды – кладезь информации и тем для будущих исследований, подготовки диссертаций на соискание ученых степеней кандидатов и докторов гуманитарных наук. Думаю, многие бы добавили, что его наследие – это посыл к размышлению, научному творчеству и общественно-политической активности для всех.
Стиль его жизни, безграничная приверженность делу являются хорошим примером для молодежи. Дамира Жаватовича невозможно было представить вдали от кафедры и возглавляемого им научного коллектива. Каждый день с утра и до вечера он был в работе, решая бесчисленные и часто неожиданные проблемы, в том числе и личные проблемы сотрудников и студентов. Он хорошо знал каждого, умел, как никто, оптимизировать деятельность любого своего подопечного. И после долгого рабочего дня, дома, Дамир Жаватович не прекращал своей деятельности, готовясь к лекциям, работая над рукописями новых учебных пособий, анализируя научные материалы, представленные его многочисленными учениками, продумывая стратегию будущих исследований.
Он принадлежал к той категории людей, в которых живет дух прошлых поколений. Поэтому он неустанно боролся за сохранность каждого слова. Но он не любил выпячивать себя вперед, как это часто бывает, и со свойственным ему спокойствием и скромностью искренне и беззаветно трудился во благо своего народа. «Так как же звучит ответ на поставленный вопрос: осталось ли в культуре хоть что-то, что позволило бы вырваться из этого кризиса? Остался человек, который является подлинным хранителем нравственного начала культуры. По И.Канту, нравственный потенциал культуры – это трансцендентальная свобода, ибо только она лежит в основе морального закона. Реализовать эту свободу – значит реализовать сущностные силы человека, в чем, как утверждает Д.Валеев, и заключается предназначение и счастье Человека. Познать свою Свободу и реализовать ее в виде надприродных законов нравственного мира, значит, быть мудрым не на словах, а на деле», – писал А.Р.Абдуллин [3].
В науке нет легких дорог. Впрочем, стремление к любой цели – это всегда преодоление преград и испытаний. Дамир Жаватович прошел свой путь достойно, равняясь на своих учителей и духовных наставников. В науке всегда принципиально и бескомпромиссно отстаивал свои научные воззрения и точку зрения, невзирая ни на что.
Дамир Жаватович скончался неожиданно 28 мая 2002 года и похоронен в башкирском селе Ново-Соболево Аргаяшского района Челябинской области. Средняя школа в этом селе теперь носит его имя. В 2008 году на здании школы была установлена мемориальная доска в память об ученом.
Прошло уже более двадцати лет, как его нет с нами рядом, но имя Дамира Валеева осталось навеки в истории башкирской и российской науки, башкирского народа. Он был честным и чутким человеком, прекрасным братом, дядей, дедом и верным другом, который умел дорожить временем и людьми. Как говорят его ученики, они испытывают настоящую гордость за то, что судьба дала им шанс жить в одно время с таким человеком, который в любом деле – в образовании, науке, культурном творчестве, на работе – был всегда в числе лучших и первых.
1. Валеев Д.Ж. Введение в этику. О нравственном потенциале культуры. – Уфа, 1998.
2. Вәлиев Д.Ж. Арғаяш башҡорттарының рухи мираҫы; халыҡ йырҙары, мифтар, легендалар. – Өфө: Ғилем, 1996.
3. Абдуллин А.Р. Рецензия на книгу Д.Ж.Валеева «Введение в этику. О нравственном потенциале культуры» // Вестник Академии наук РБ. – 1999. Том 4. – №4. – С.51–54.