Анализируя прошлое, думаю, что наша встреча была неслучайной: хотя мы и люди разных поколений, но неспроста оказались в одной лодке. Он приехал в Уфу, имея диплом Московского архитектурного института и уникальный опыт работы в Японии. Я свой путь начал задолго до становления личности Муллагильдина, но волею судьбы встретились друг с другом. И это был новый этап – как в его жизни, так и в моей.
По рекомендации Министерства строительства РБ, президент компании «RAUM Architects» Ришат Муллагильдин принял меня на работу в качестве исполнительного директора фирмы, где я работал в 2007–2008 годах. Компания использовала не просто передовой, а прорывной опыт проектирования и строительства с привлечением специалистов с мировым именем. Именно в те годы нашего земляка приняла в свои ряды и удостоила звания профессора Международная академия архитектуры, филиал которой находится в Москве.
Несмотря на разницу в возрасте, у нас сложились теплые и доверительные отношения. Мы нашли общий язык и здорово поладили. Он рассказывал о службе в армии. В то время ограниченный контингент советских войск находился в Афганистане, куда он рвался попасть. Но его, умелого, решительного и смелого сержанта, оставили в учебке, где он должен был готовить таких же сержантов.
Рассказывал также об учебе в Москве, о жизни в Японии и о том, как встретил в далекой стране свою судьбу. Своего маленького сына и жену он мне показывал по видеосвязи с Токио, мы даже разговаривали. Ришат Усманович обеспечивал синхронный перевод с японского, поэтому не замечали, что говорим на разных языках. Тогда, наверное, я еще не осознавал, что был нужен ему не просто как коллега и гуру по строительству, но и как близкий друг и наставник.
Молодой и дерзкий, он ставил перед нашим коллективом амбициозные задачи. Ко всем прочим заданиям мне поручили подготовить полный пакет документов для получения сертификата соответствия системе менеджмента качества по ИСО9001-2001. Я окунулся с головой в новое дело. Пока мои ровесники осваивали кнопочные телефоны, мне пришлось работать со сложными компьютерными программами. И, в конце концов, все получилось: есть сертификат – фирма «RAUM Architects» соответствует системе менеджмента качества! Ришат Усманович все это видел и был рад.
Архитектура Муллагильдина – это целое направление в современном проектировании объектов культуры. Конечно, у него есть последователи и ученики, архитекторы, продолжающие его дело. Я желаю им творческих успехов в продолжении традиций великого мастера. По поручению Ришата Усмановича я побывал в вузах города Уфы с предложением участвовать в кастинге, который проводил сам Муллагильдин. Он думал о будущем, хотя сам был еще совсем молодым человеком. Искал таланты среди студентов. К будущим коллегам относился очень трепетно: организовал для них трехразовое питание, платил зарплату и спрашивал на все 200 процентов по выполнению ими заданий, которые сам же и давал. Он был требователен и к себе, и к тем, кто был с ним рядом. Планка для студентов ставилась очень высокая и не всегда досягаемая. Но он, будучи человеком настойчивым, хотел видеть результаты. И сам, конечно, всегда находился в творческом поиске.
Большая часть архитектурных проектов Муллагильдина участвовала в республиканских, всероссийских и международных выставках и отмечалась как величайшее достижение в области архитектуры России и Башкортостана. Однажды вместе с коллективом фирмы я тоже внес свою лепту в международную выставку достижений архитектуры Республики Башкортостан в Москве, где наши проекты заняли призовые места. На Фестивале «Зодчество-2008» стали вторыми после Питера и привезли домой Серебряный диплом лауреата Российской национальной премии. Не описать словами счастливые лица наших студентов-сотрудников фирмы, многие из которых впервые оказались в столице нашей родины, в Москве, на Манежной. Ришат Усманович был счастлив.
Умение делиться радостью и сделать человека счастливым – одна из главных черт его характера. Он мечтал свозить наш небольшой коллектив фирмы в Токио. Запомнилось, как всем коллективом встречали новый, 2008-й год: вокруг задорная молодежь, игры, смех, я тоже чувствую себя моложе рядом с ними. И вдруг разыгрывается новогодняя лотерея. Я выигрываю ноутбук! Мне становится неловко, хочу вернуть. Но Ришат Усманович возражает: «Нет! Все должно быть по-честному. Просто вам повезло! Поздравляю!»
С тех пор прошло 16 лет. Ноутбук в рабочем состоянии, и я на нем до сих пор работаю, каждый раз, вспоминая тот новый, 2008 год.
Приближалась знаменательная дата – 450-летие добровольного вхождения Башкирии в состав России. Нам предстояло реализовать два грандиозных проекта в Уфе в максимально сжатые сроки. Это были концепции развития Южного склона и Дома Дружбы народов. Воплощением первого из проектов Муллагильдин хотел донести мысль о том, что современная архитектура ориентирована на сохранение природы и первозданного ландшафта. В основу второго положен эпос «Урал-батыр». Требовалась масса согласований, как с вышестоящими инстанциями, так и с генеральным подрядчиком – «Башкиргражданпроектом», но мы твердо шли к намеченной цели.
Силуэт здания Дома дружбы народов ассоциируется с пером волшебной лебеди Хумай – жены Урал-батыра. В эпосе говорится, что после гибели супруга она от горя обратилась в птицу и улетела, а ее упавшее перо стало местом, где многие народы обрели свой кров. Символично, что Дом Дружбы стал площадкой для проведения многих международных мероприятий, объединяя представителей разных народов.
Оригинальная форма здания, украшенная национальным орнаментом, имеет особый колорит, подчеркивающий этническую неповторимость. Универсальное пространство помещения основного венчающего объема, в котором «плавают» различные функциональные блоки – это парафраз башкирского кочевья, где коши (юрты) расположены согласно восходящей к преданиям старины глубокой логике, а в данном случае – соответственно с семью осями, символизирующими цветок курая, и одновременно семь главных башкирских родов.
Центральная ось расположена между концертным залом и рестораном, по направлению к памятнику Салавата Юлаева. Зимний сад является прототипом Уральских гор с извилистой горной речкой и зеленым ковром растений. Благодаря остекленным фасадам создается эффект слияния зелени внутри и снаружи.
Спустя несколько лет здесь, на нижней площадке откроется замечательный парк «Ватан», который станет одной из ключевых площадок для проведения городских и республиканских мероприятий под открытым небом. Вместе с прилегающим склоном он представляет собой естественный природный амфитеатр, где могут присутствовать одновременно тысячи зрителей во время грандиозных мероприятий и праздничных концертов, таких, как «Сердце Евразии», «Урал моңо», «Симфоническая ночь» и многие другие.
Задумка Муллагильдина полностью реализовалась – Дом Дружбы народов стал главным центром притяжения. Так, в 2015 году Уфа сосредоточила внимание всего мира на ходе работы саммитов ШОС и БРИКС, куда пожаловали делегации из Китая, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, Индии, Пакистана, Бразилии, Китая, Южной Африки и России, а Дом Дружбы народов доказал готовность проведения подобных мероприятий и был признан лучшим конгресс-центром России. В 2018 году было принято решение о его переименовании в Конгресс-холл «Торатау».
Отмечу, что концепция проекта – это песня выстраданная, написанная, исполненная и уже живет, а из нее слов не выкинешь. Дом Дружбы народов – это первоначальное название было правильным и точным. Оно отразилось в концепции, которая понравилась комиссии, принявшей решение в пользу японских архитекторов, участвовавших в конкурсе, где в ту пору среди маститых архитекторов был и Ришат Муллагильдин. Она содержала в себе главную мысль о том, что мы приглашаем дружить всех, и наши двери открыты, это и хотел донести нашему народу Ришат Муллагильдин на много столетий вперед. На мой взгляд, Конгресс и холл – это не про нас, проект должен соответствовать принятой концепции без изменений.
Что касается здания ипподрома «Акбузат», то и здесь имеется отсылка к древним этническим преданиям. Акбузат – это мифологический крылатый конь из башкирских легенд. Его образ и положен в основу проектного решения. В целом здание с расположенным посередине цилиндром и вытянутыми сегментами по краям, словно крыльями, кажется фантастическим и даже инопланетным.
Поначалу планировалось сохранить фундамент и частично несущие конструкции главных трибун и старого манежа, но после всестороннего анализа поступил заказ на полноценное новое строительство.
Единственное в России четырехъярусное здание главных трибун ипподрома «Акбузат» несет в себя множество различных функций. Кроме зрительских мест на трибунах, здесь имеются ложи для представлений и скачек, рестораны, ночной клуб, музей конного спорта и многое другое. В соответствии с международными стандартами построены новый манеж, конюшни, ветеринарный лазарет, расширено поле ипподрома, а также парк для конных прогулок. В каждом тренерском отделении имеется душ, солярий для лошадей.
Первыми в России соорудили крытый конно-спортивный манеж с центральным отоплением и системой вентиляции. При возведении ипподрома впервые в мире оборудовали единую дренажную систему по всей площади овального поля ипподрома. Все конюшни оснащены современным оборудованием для работы персонала, тренинга и испытаний племенных лошадей. Весь комплекс «Акбузат» имеет самое современное инженерное оснащение.
Уверен, что творения Ришата Муллагильдина – будущие легенды новой архитектуры необъятной России – будут жить в веках. Такие таланты рождаются, может быть, только один раз в тысячу лет. Муллагильдин – гордость России и Башкортостана. Множество построенных по его проектам уникальных зданий – шедевров современной архитектуры России – являются объектами культурного наследия, украшают столицу республики. Считаю, что в знак признательности таланта нашего земляка в Уфе должна появиться улица Ришата Муллагильдина.
На открытии памятной информационной доски на стене одного из величественных зданий столицы многие участники и гости, если не сказать все, вспоминали, как он защищал свои проекты, архитектурные решения в процессе строительства объектов. У Муллагильдина много друзей, один из близких – Борис Мелкоедов, глава администрации Зилаирского района. Однажды на двухлетие фирмы «РаумАрчитекс» он даже исполнял перед нашим коллективом песню «Уралым». Мы были в восторге! Было приятно увидеть его и на открытии памятной доски. Он тепло говорил о Ришате Усмановиче и оставил на память замечательную книгу, изданную в Токио, за авторством Ришата Муллагильдина и его жены. Она рассказывает о российской архитектуре.
В тот день была организована видеосвязь с Токио. И я снова увидел его улыбчивую супругу и детей. Было приятно, что она меня узнала, и дети тоже обрадовались. Жизнь продолжается, Ришат Усманович. Желаю твоим детям здоровья, счастья и замечательного будущего!
Отдельно хочется поблагодарить Айгуль Динисламовну Муратову и ее команду за инициативу в установлении и открытии информационной доски достойному сыну России и Башкортостана, замечательному архитектору, внесшему значительный вклад в формирование современного национального зодчества. Он многое успел достичь за свою короткую жизнь! Очень жаль, что до обидного мало прожил. Но его продолжение – двое замечательных сыновей и дочь. Как знать, может, кто-то из них продолжит дело отца, возможно, здесь, на его родине.
Об авторе: Кабир Фахрисламович Якупов родился и вырос в Сибае. Получил высшее образование в Магнитогорском горно-металлургическом институте им. Г.И.Носова по специальности: «Промышленное и гражданское строительство». На протяжении 30 лет занимался возведением объектов промышленности, жилья и инфраструктуры в родном городе.
В 1998 году был приглашен в УКС Министерства строительства РБ на должность начальника отдела. Работал заместителем генерального директора по строительству ГУП РПО «Башкоммунводоканал», начальником отдела Дирекции федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие РБ до 2006 года» при Правительстве РБ, исполнительным директором фирмы «РаумАрчитектс», начальником отдела в ГУП «Управление административными зданиями». При его непосредственном участии в столице появились такие объекты, как Конгресс-холл «Торатау», стадион «Динамо», ипподром «Акбузат».