Все новости
Память
27 Февраля 2023, 17:16
ОБЩЕСТВО

ЖИЗНЬ, ПОСВЯЩЕННАЯ СОТВОРЕНИЮ КРАСОТЫ, ЛЮБВИ И ДОБРА

В феврале исполняется 115 лет со дня рождения прославленного мастера сцены, талантливого режиссера и педагога, заслуженного артиста РСФСР, заслуженного деятеля искусств БАССР, кавалера ордена Красного Знамени, основателя и первого директора Башкирского государственного театра оперы и балета Тимербулата (Булата) Имашева. Жизнь блестящего актера и режиссера была непростой и яркой, но очень короткой – судьба отмерила Булату Имашеву всего 38 лет. Те, кто поднял руку на него, очевидно, хотели предать имя артиста забвению, однако благодаря родным и близким Мастера, просто неравнодушным людям, память о нем сохранилась в родном для него Башкортостане. Новые поколения вновь открывают для себя грани творчества выдающейся личности.

ЖИЗНЬ, ПОСВЯЩЕННАЯ СОТВОРЕНИЮ КРАСОТЫ, ЛЮБВИ И ДОБРА
ЖИЗНЬ, ПОСВЯЩЕННАЯ СОТВОРЕНИЮ КРАСОТЫ, ЛЮБВИ И ДОБРА

Навстречу своей судьбе

Тимербулат Губайдуллович Имашев родился 27 февраля 1908 года в крестьянской семье в деревне Азнаево Белебеевского уезда (ныне Бижбулякский район Республики Башкортостан). Его отец до революции был волостным старшиной, работал в волостном исполкоме, а в 1927 году вступил в колхоз. Мать Булата умерла рано, а отношения с мачехой не сложились. Однажды ночью, в январе 1920 года, он с товарищем убежал из дома. Подростки прошагали пешком по морозу 160 километров до Стерлитамака.
Вскоре Имашев перебирается в Оренбург, где поступает в Башкирский педагогический техникум, размещавшийся тогда в знаменитом Караван-сарае, построенном в первой половине ХIХ века на средства башкирского народа. Из стен этого учебного заведения вышло немало известных писателей, деятелей культуры. Здесь училась классик башкирской литературы Зай­наб Биишева. В те же аудитории в юные годы ходили поэт и ученый Габдулла Амантай, писатель Сагит Агиш. Кстати, именно Сагит Агиш даст впоследствии самую точную, краткую и емкую оценку будущему башкирскому режиссеру: «Булат Имашев обладал важным для творческой личности качеством – дерзновением. Для него никогда не существовало слово «невозможно». Это не было пустым сумасбродством. Он всегда чувствовал огромную ответственность за доверенное ему дело».
Учеба в педагогическом техникуме продолжалась два года. В это время Тимербулат принимает участие в художественной самодеятельности и в постановках Оренбургского татарского городского театра драмы. В 1923 году перебирается в Уфу, устраивается на работу в типографию и продолжает реализовывать себя в самодеятельном творчестве. Вот как он описывает этот период в своей автобиографии:
«В 1926 году поступаю в театральный техникум в Уфе. Вскоре меня включили в штат Башкирского государственного театра драмы. Днем учусь в техникуме, вечером работаю в театре. В 1927 году впервые готовлю роль Незнамова в пьесе Островского «Без вины виноватые». В 1929 году меня назначают режиссером театра.
В этом году ставлю пьесу «Славное время» Р.Ишмуратова, в которой играю главную роль – Виля. В 1930 году окончил техникум на отлично, получил квалификацию актера и режиссера. И в каждом сезоне ставлю по две-три пьесы... С 1934 года начинаю преподавать актерское мастерство в техникуме искусств, что обязывает меня упорно работать над собой и теоретически, поэтому с 1935 по 1939 год учусь на заочном отделении режиссерского факультета ГИТИСА в Москве...»
Обучаясь в театральном отделении, Тимербулат Имашев проявил интерес к постановке спектаклей. В 1929–1930 годы в труппе башкирского театра происходят серьезные организационные изменения. Вместе с такими режиссерами и актерами, как Макарим Магадеев, Гиният Ушанов и Хажи Бухарский, он вошел в режиссерскую коллегию. Начинающему актеру доверяют ответственную работу постановщика. Подобное не часто случалось в истории башкирского театра. Наверное, основоположники башкирского театра Вали Муртазин-Иманский и Макарим Магадеев увидели в Булате Имашеве режиссерское мышление и неуемное желание продемонстрировать национальную идентичность в театральном искусстве.
Вместе с тем у Тимербулата Имашева проявился и яркий актерский талант. Каждая его роль, образ воспринимались зрителем как реальность. Профессионалы сцены особо выделяли в образах артиста интеллектуальные качества. Вот свидетельство его однокурсника по техникуму искусств Валиахмета Галимова, известного актера, режиссера и драматурга, заслуженного артиста РСФСР, народного артиста БАССР, родного брата знаменитого Хазиахмета Бухарского:
«Он увлекал зрителей своими монологами. А очаровывал мыслью, заключенной в образе. Булат Имашев, как никто другой, умел демонстрировать силу ума, богатство мысли своего героя. Вынужденный выступать в пьесах, часто малодостойных его дарования, Булат Имашев стремился преодолеть посредственность литературного текста мощью своего таланта, изобретательностью своего искусства».


Первый директор оперного театра

Имашев в своей автобиографии вспоминал: «В 1937 году меня назначают художественным руководителем Башкирского государственного академического театра драмы, ставлю «Любовь Яровую» Тренева (играю роль Ярового), «Ташкындар» Т.Гиззатова (играю роль Мирвали). В декабре 1938 года меня назначают режиссером оперного театра. В качестве режиссера первой моей постановкой стала опера Паизиелло «Прекрасная мельничиха» на башкирском языке. Этим спектаклем состоялось открытие театра 14 декабря 1938 года. А в январе 1939 года меня назначают директором и главным режиссером Башкирского оперного театра. В данный момент работаю над постановкой спектакля «Мэргэн» для Декады башкирского искусства в Москве».
Для башкирской национальной культуры особенно значим тот факт, что Башкирский оперный театр стал первым музыкальным театром в национальных регионах РСФСР. Для руководства коллективом нужен был опытный руководитель. Выбор пал на Тимербулата Имашева, который становится директором и главным режиссером оперного театра. Всецело посвящая себя творчеству, он, как настоящий хозяин, заботится о жизни учреждения культуры, благополучии коллектива. В здании молодого башкирского оперного театра организовал ремонт, завершившийся до начала Великой Отечественной войны.
Верный принципам интернационализма, Имашев активно содействовал продвижению лучших образцов русской, башкирской театральной культуры, творчества народов СССР. Он успешно осуществил постановку таких опер, как «Евгений Онегин» Петра Чайковского, «Хакмар» Масалима Валеева, «Акбузат» Халика Заимова и Антонио Спадавеккиа, «Карлугас» Николая Чемберджи, «Ашкадар» и «Мэрген» Антона Эйхенвальда, «Беглец» Назипа Жиганова и музыкальную комедию «Аршин мал алан» азербайджанского автора Узеира Гаджибекова, в этом жанре ставшей первой музыкальной комедией, увидевшей свет на сцене Башкирского театра оперы и балета.
Тимербулат Имашев выступил не только режиссером популярной оперетты, но и сыграл в ней одну из главных ролей. Комедию перевели на 80 языков мира и поставили в 187 театрах 76 стран мира. И мы можем гордиться, что среди них был и Башкирский государственный театр оперы и балета.
До Имашева в истории театральной жизни республики не было прецедента, чтобы драматический режиссер брался за постановку оперного спектакля. Таким образом, Тимербулат Губайдуллович взялся решить еще более трудную задачу. Ему предстояло сначала создать на пустом месте сам оперный театр, то есть сформировать коллектив артистов, оркестр и хор, привлечь к написанию репертуара композиторов и драматургов. И он сумел сделать все это в течение первого же года своего директорства.


«Станиславский» башкирского искусства

Пораженный многогранными способностями и феноменальными результатами артистической, режиссерской и организаторской деятельности Имашева, композитор, народный артист СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР Загир Исмагилов заявил, что подобного человека он в своей жизни больше не встречал.
«Тимербулат Губайдуллович Имашев, не имея музыкального образования, благодаря своему редкостному таланту поставил замечательные музыкальные спектакли, – сказал композитор. – Я его считаю Немировичем-Данченко, Станиславским башкирского искусства».
О том, как был поставлен первый национальный балет «Журавлиная песнь», вспоминает балерина, народная артистка СССР Зайтуна Насретдинова: «Во время войны Ленинградский театр оперы и балета и хореографическое училище, где мы учились, находились в Перми, – пишет она. – Булат Губайдуллович с нами вылетел в Пермь, чтобы мы позанимались там у наших педагогов. И он договорился с директором Кировского театра насчет постановки балета к 23 февраля 1944 года – к 25-летию Башкирской рес­публики. Балетмейстер Нина Александровна Анисимова и наши педагоги приехали к нам в Башкирию. Юбилей республики был торжественно отмечен. Кроме балета, педагоги с нами подготовили концертные номера. Все прошло на высоком уровне».
В том же 1944 году Тимербулата Имашева неожиданно освободили от должности директора театра оперы и балета. Но это его нисколько не огорчило, напротив, обрадовало, так как административно-хозяйственные заботы сильно тормозили творческую деятельность артиста. В своем дневнике по этому поводу 5 ноября 1944 года он запишет: «Мое освобождение от директорства – это счастье для искусства и для меня. Начинает сбываться моя творческая мечта актера, режиссера и педагога. Я люблю свой театр, за него все отдам, люблю актеров, работников театра». И вот, как ирония судьбы, еще одно событие того же года – награждение его орденом Красного Знамени.
Имашеву было поручено организовать в Учалинском районе колхозно-совхозный театр. И за эту работу он принимается с присущей ему энергией, обивает пороги различных высоких инстанций, решая вопросы своего нового детища. Вместе с супругой – театральным художником Галией Имашевой – он из талантливых участников художественной самодеятельности создает театр, вскоре вошедший в число лучших театральных коллективов республики.


Трагическая гибель артиста

12 апреля 1946 года Тимербулат Губайдуллович Имашев трагически погиб в вагоне поезда по дороге из Учалов в Уфу. Рука убийцы настигла его в районе станции Яхино. По словам Галии Имашевой, «ему позвонили из Уфы и сказали выехать для утверждения в должности министра культуры республики, на свое место подготовить человека и с собой взять деньги для закупки костюмов и оборудования для Учалинского театра». Личность погибшего впоследствии смогли установить по имевшимся при нем документам. После получения известия о смерти в Златоуст направились артисты драмтеатра: Арслан Мубаряков, Хусаин Кудашев, Рим Сыртланов. В Челябинской области, на территории которой произошла трагедия, прошел суд. Но об этом в Башкирию не сообщили, более того, обстоятельства смерти Имашева долгие годы скрывали от родных и общественности республики.
Об этих событиях напоминали лишь скромные некрологи в газетах того времени. Похороны организовали друзья и коллеги. Председателем комиссии по организации похорон стал Махмут Хабибуллин, давний друг покойного, секретарь партийной организации театра. Согласно его воспоминаниям, убийца артиста лейтенант милиции Ф.П.Лукьянов получил восемь лет, а после отбывания срока спился и умер. Впрочем, документы, которые могли бы пролить свет на обстоятельства этого дела, не сохранились.
Исследователи жизни и творчества Имашева допускают, что его убийство стало одним из примеров расправы с неугодными власти людьми, в том числе и с творческими, что было распространенной практикой сталинского времени.
Как завещание потомкам воспринимается следующая запись Тимербулата Имашева в дневнике: «Время все расставит по своим местам. Я отдал театру душу, дарованный мне талант и всю жизнь. Я сыграл более пятидесяти ролей. Кто-то меня даже назвал «Качаловым» башкирского театра. Мне удалось поставить два десятка драматических и восемь оперных спектаклей. В равной степени я обращался к мировым классическим традициям и к национальному творческому наследию. Я шел по пути сотворения красоты, любви и добра. Обращаюсь к вам, дорогие потомки, пусть продолжится этот путь!»
У Тимербулата Губайдулловича было трое детей. Сын Виль Булатович Имашев – профессор, полковник войск химической защиты, заместитель директора по науке московского института медстатистики, за научные достижения удостоен ордена Красной Звезды, умер в 1991 году. Дочь Ильмира Булатовна – старший научный сотрудник головного отдела научно-технической информации и пропаганды института «Энергия» им.Королева, ушла из жизни в июле 2018 года. Сын Урал Булатович Имашев, академик Академии наук РБ, доктор химических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники БАССР, заведующий кафедрой физической и органической химии Уфимского государственного нефтяного технического университета, умер в феврале 2018 года.


Сохранить память о великом земляке

Родные и близкие Тимербулата Имашева многое сделали для сохранения памяти и творческого наследия выдающегося мастера сцены. А жители его родного села Азнаево, малой родины Тимербулата Имашева, никогда и не забывали своего великого земляка.
К 100-летию со дня его рождения в 2008 году в селе Азнаево Бижбулякского района был открыт Дом-музей Тимербулата Имашева, который содержится на средства его родственников. Это замечательное просторное здание, в экспозициях которого представлены уникальные реликвии, связанные с жизнью и деятельностью выдающегося актера и режиссера, одного из родоначальников национального театра Башкортостана.
В родном селе его имя носят школа и улица. Улица имени Булата Имашева есть и в районном центре селе Бижбуляк, а в 2018 году его именем назвали улицу в одном из новых районов Уфы. Телерадиокомпанией «Башкортостан» в 2008 году был снят документальный фильм о жизни и творчестве актера «Булат Имашев. В жерновах времени» (автор сценария и режиссер-постановщик Татьяна Краснова-Азнабаева). В съемках приняли участие родственники Тимербулата Имашева, выдающиеся деятели культуры и науки Башкортостана.
Этот фильм по сей день не утратил актуальности и вызывает искренние чувства и живые эмоции у зрителей. В 2010 году издана книга «Булат Имашев: Жизнь и творчество», для которой племянницы актера Ляля Имашева-Аюпова и Резида Имашева-Биккулова в течение нескольких десятилетий собирали уникальные материалы.
В преддверии 115-летия актера и режиссера в Уфе вышла в свет книга «Тимербулат Имашев. Судьба таланта». Ее автор Урал Юлдашев рассказывает о непростом жизненном и творческом пути своего знаменитого земляка, прослеживает его становление, приводит эпизоды из жизни актеров и режиссеров, драматургов и писателей, художников того времени, характеризует историю страны 30–40-х годов прошлого века.
В 2022 году проект Бижбулякского дворца культуры «Зональный фестиваль сельских самодеятельных театров «Театр. Творчество. Талант. Тимербулат Имашев», посвященный сохранению творческого наследия актера и режиссера, стал победителем первого грантового конкурса президентского фонда культурных инициатив. За всеми работами – огромный труд и любовь к творчеству, любовь к театру, к людям. Участники фестиваля намерены выступить с предложениями по увековечению памяти Тимербулата Имашева в Башкортостане – установить мемориальную доску на здании оперного театра в Уфе, памятник на улице Пушкина, недалеко от здания театра, присвоить Башкирскому государственному театру оперы и балета имя его первого директора.
Этот выдающийся человек, несомненно, заслуживает памятника в столице Башкортостана и присуждения его имени театру. Это лишь то немногое, что мы, современники, можем сделать, отдавая дань уважения памяти человека, прославившего на весь мир башкирское музыкально-театральное искусство.
Администрацией Бижбулякского района также принято решение об учреждении премии имени Булата Имашева в области театрального искусства.
Так постепенно возвращается историческая справедливость и талант выдающегося артиста продолжает раскрываться новыми гранями перед нашими современниками.

Сцена из спектакля «Аршин мал алан» (реж. – Б.Имашев).
Булат Имашев в роли Йософ шаха  в спектакле М.Джанана «Шахнамэ».
Сцена из спектакля «Аршин мал алан» (реж. – Б.Имашев).
Автор:Резида БИККУЛОВА, заслуженный работник печати и массовой информации РБ
Читайте нас: