Все новости
Память
23 Января 2023, 12:07
ОБЩЕСТВО

ПРОФЕССОР РУСТЕМ КУЗЕЕВ: СЛАГАЕМЫЕ ФЕНОМЕНА ИСТОРИКА И ПЕДАГОГА (К 100-летию со дня рождения)

Анализируя 55-летнюю историю деятельности Башкирского государственного педагогического университета им.Мифтахетдина Акмуллы, ясно понимаем: яркий, незабываемый след в его судьбе оставили представители нескольких поколений просвещенцев. Среди тех, кто создавал вуз, закладывая его материальную основу, организовывал трудовой коллектив, налаживая далеко идущие традиции, немало замечательных педагогов, ученых и организаторов образования. В этом списке на особом месте находится имя Рустема Кузеева. 5 января 2023 года Рустему Гумеровичу Кузе­еву, танкисту-ветерану Великой Отечественной войны, доктору исторических наук, профессору, почетному академику АН РБ, заслуженному деятелю науки РБ, исполнилось бы 100 лет. Вся его жизнь была отдана служению стране, республике, обществу, развитию науки и образования. Он оставил достойный след в современной истории Башкортостана.

ПРОФЕССОР РУСТЕМ КУЗЕЕВ: СЛАГАЕМЫЕ ФЕНОМЕНА ИСТОРИКА И ПЕДАГОГА (К 100-летию со дня рождения)
ПРОФЕССОР РУСТЕМ КУЗЕЕВ: СЛАГАЕМЫЕ ФЕНОМЕНА ИСТОРИКА И ПЕДАГОГА (К 100-летию со дня рождения)

Все с семьи начинается

Рустем Кузеев родился в деревне Аминево Чишминского района в многодетной крестьянской семье. В его памяти остались не только трудности и лишения, которых хватало, но, прежде всего, естественная, как воздух, атмосфера трудовой семьи, в которой царили уважение друг к другу, достоинство и честность, а в детях поддерживалось стремление к знаниям и умение работать на совесть. Стоит ли удивляться, что из этой семьи вышло несколько крупных ученых, государственных деятелей, офицеров. Родители ненавязчиво формировали востребованные самой жизнью черты характера: требовательность к себе, деловую хватку, светлое мироощущение. Эти «фамильные» черты они пронесли через все испытания, всегда стремясь к лучшему.
Когда на их семью, как и на многие другие, надвинулась угроза репрессий, пришлось уехать в Уфу. Способный и трудолюбивый Рустем рос любознательным подростком. В 1931 году поступил в татаро-башкирскую образцовую среднюю школу №2 г.Уфы, где прошли его пионерские годы. Учебные заведения подобного рода в предвоенные десятилетия были лучше оборудованы, укомплектованы более квалифицированными кадрами. Развитие познавательных способностей и формирование навыков учебной деятельности Рустема проходило под руководством первых учителей – Магруфы Сарваровны Кудашевой (начальные классы) и Амины Мухаметзяновны Ахмеровой (русского языка). Любовь к истории привил директор школы №2 Исмагил Чанышев и преподаватель рабфака «Востоксталь» Тимур Саяпов, впоследствии комсомольский работник, кандидат исторических наук [7, с.6].
После окончания 5-го класса, из-за переполненности учебного заведения часть учащихся №2 перевели в уфимскую школу №17. Она располагалась в бывшем здании медресе по ул. Социалистическая. В этой школе в 1938 году Рустем вступает в комсомол. Возможно, именно любовь к истории определила характер первого комсомольского поручения. Кузеев подготовил и выступил с докладом «Экспедиция И.Д.Папанина и освоение Северного полюса» на комсомольском собрании школы.
После окончания 7-го класса Рустем пошел учиться на рабфак «Востоксталь». В 1939 году рабочий факультет переводится в город Грозный, где его сделали отделением нефтяного техникума. Кузееву пришлось продолжить учебу в девятом классе в только что отстроенной средней школе №64 г.Уфы. Рустема не обошла стороной романтика тридцатых годов с повальным увлечением кружками, аэроклубом, парашютными прыжками, авиамоделированием, радиолюбительством. Парень стал чемпионом школы по стрельбе из винтовки, «Ворошиловским стрелком». Его грудь украсили значки БГТО, ГТО двух ступеней, ГСО и другие.
Параллельно с учебой в школе Рустем посещал вечернее отделение уфимского аэроклуба. В те годы среди молодежи существовал культ авиации, чему во многом способствовали достижения великих летчиков той эпохи – В.П.Чкалова, Г.Ф.Байдукова, А.В.Белякова.
Кстати, в те же годы на курс старше в аэроклубе постигал азы авиации и будущий дважды Герой Советского Союза Муса Гайсинович Гареев [7, с.8].
В ходе двухлетнего обучения юноше удалось овладеть сложным теоретическим курсом по изучению материальной части самолета, пройти практику его управления на тренажерах, совершить прыжки с парашютом. Перед самым началом войны 18-летний Рустем Кузеев получил аттестат зрелости и завершил учебу в аэроклубе.

Испытание Великой Отечественной

Юношеские мечты и поиски своего пути в конце концов привели его в Ульяновское бронетанковое училище. Случилось это за неделю до начала войны. Судьбы довоенного поколения определились 22 июня 1941 года. Общеизвестно, что из призывников 1923 года рождения, ушедших на фронт, уцелело не более трех процентов! Трехлетнюю программу ему, как и его сверстникам – курсантам, пришлось освоить в течение года. Рустем Кузеев в качестве военного техника 2 ранга, механика-водителя тяжелого танка «KB» направляется на фронт.
Последовали тяжелые бои под Москвой, Вязьмой, Гжатском. Смоленском, Сичевкой, Ржевом... Дни были насыщеннее месяцев и годов. Кузеев становится старшим механиком-водителем, вступает в ВКП(б), его избирают комсоргом, а затем и парторгом танковой роты. Рустем Гумерович был трижды ранен [4, с.11]. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, летом 1942 года он награждается орденом Отечественной войны I степени.
Во фронтовой жизни случались эпизоды, когда он оказывался на волосок от смерти. Особенно ему запомнился один случай. В ноябре 1942-го его танковая бригада в ходе наступления оторвалась от основных сил и оказалась в окружении. Несколько советских танков подорвались на минах, некоторых расстреляла немецкая артиллерия. Танк Кузеева оказался подбитым, и немцы попытались заставить экипаж открыть люки и сдаться. Для этого они решили применить выхлопные газы от подогнанного к танку автомобиля, но к счастью, боевые товарищи прорвали немецкую оборону и успели вовремя прийти на помощь.
Последнее ранение Кузеев получил под Оршей 22 октября 1943 года в ходе тяжелейшего сражения с немецкой танковой группой. Потерявшего сознание и абсолютно ослепшего танкиста врачи направили сначала в Смоленск, а затем, учитывая серьезность ранения, – в Москву. Более четырех месяцев медики боролись за спасение жизни, а затем и зрения молодого офицера. Рустем Гумерович остался жив, однако зрение удалось сохранить лишь частично [4, с.12]. Не желая мириться с инвалидностью и решением врачебной комиссии комиссовать его, Кузеев начинает добиваться возвращения в свою часть. Туда он не вернулся, однако командование принимает решение не увольнять офицера из армии, а направить его преподавателем в учебную танковую бригаду в городе Челябинске.


Послевоенный выбор пути

В 1946 году старший лейтенант Кузеев демобилизуется из армии, создает семью. Благодаря влиянию друзей-фронтовиков, среди которых было немало замечательных учителей, он поступает учиться на исторический факультет Башкирского государственного педагогического института им.К.А.Тимирязева. Жена, Сюембика Кудашева, тоже учительница, одобрила выбор профессии. К этому времени чета Кузеевых уже ждала первенца [1, с.35].
Война уравнивает возраст студентов. Вместе с семнадцатилетними выпускниками школ за партами оказались представители военного поколения молодежи. Сразу три брата Кузеевых стали однокурсниками – фронтовики Джавид, Рустем и самый младший Раиль. На историческом факультете обучались Герои Советского Союза М.И.Абдуллин, Д.С.Сергеев.
В студенческие годы Рустем Гумерович отличался трудолюбием, глубоким стремлением к знаниям, зрелостью суждений, нестандарт­ностью решений трудных проблем, выраженными качествами лидера. Следует отметить необычный факт. Студент Кузеев избирается секретарем партийной организации всего исторического факультета! Он показывает пример отличной учебы и на III курсе начинает получать повышенную стипендию им. И.В.Сталина.
Важную роль в формировании будущего педагога-историка сыграли преподаватели вуза. Среди квалифицированного преподавательского состава было много прекрасных лекторов, высоко эрудированных, неординарных личностей: декан исторического факультета П.А.Сущевский, зав. кафедрой истории СССР С.Н.Нигматуллин, преподаватели: А.А.Еникеев (педагогика), В.П.Кипарисов (античная литература), М.Г.Пизов (зарубежная литература), М.С.Семенова (история СССР), В.А.Селезнев (педагогика), В.С.Синенко (русская литература), Ш.Х.Чанбарисов (история партии) и другие [7, с.16].
Мастерство преподавателей определяло эффективность организации учебного процесса. Студенты заряжались у них любовью к предмету, к будущей профессии. Исторический факультет педагогического института сталинский стипендиат Р.Г.Кузеев закончил досрочно (за три года).


Новые назначения

Получив образование в Башкирском государственном педагогическом институте им.К.А.Тимирязева, Рустем Гумерович прошел серьез­ную школу работы в газете «Кызыл тан» (1949–1951 гг.), в Башкирском филиале АН СССР (1951–1955 гг.), Уфимском горкоме КПСС (1955–1959 гг.). Начав свою журналистскую деятельность в областной газете «Кызыл тан» литературным сотрудником, дошел до заведующего сельхозотделом редакции. По его словам, пришлось окунуться «…в кипучую, беспокойную и безграничную в творческом плане работу… Хотя душа не хотела соглашаться с таким поворотом в судьбе, но сознание подчинялось партийной дисциплине» [4, с.24].
Плодотворными оказались годы его деятельности в Башкирском филиале АН СССР: научный сотрудник, ученый секретарь института истории, языка и литературы, ученый секретарь Президиума БФАН СССР. Здесь происходит становление ученого-исследователя, организатора науки. Во многом в этом академическом научном учреждении закладываются основы его будущих исследовательских направлений по истории республики, рабочего класса, в целом социальной истории.
Несмотря на многогранность деятельности (журналист, ученый, педагог, организатор, партийный работник, общественник, наставник молодежи), главным считал призвание ученого-историка, которому он был предан всем существом. Недаром в годы учебы на историческом факультете Ш.Х.Чанбарисов, тоже бывший фронтовик, на одном из семинарских занятий, пораженный высоким накалом дискуссий, вдруг сказал: «Из тебя, Кузеев, получится и историк, и хороший пропагандист» [7, с.18].
Даже став журналистом, перей­дя на партийно-государственную работу, он помнил очень важные для себя слова. Именно тогда для него и соединились два понятия – современность и история.


Учеба в аспирантуре

Годы учебы в аспирантуре Академии общественных наук при ЦК КПСС (1959–1962 гг.) стали решающими в профессиональном становлении Рустема Гумеровича. Яркой вехой был сам вступительный экзамен по истории СССР, который принимала академик М.В.Нечкина. Это испытание постепенно вылилось в задушевную беседу о жизни, науке, о судьбах страны. Философию принимали известные ученые, авторы многих монографий и учебников – М.М.Розенталь и Г.Е.Глейзерман.
В отличие от большинства, при объявлении итогов Розенталь подчеркнул, что Кузеев получает высокую оценку четыре «за глубокое знание жизни и умение связать философию с жизнью, и, главное, выводить философию из жизни». Так же удачно сложилось и с другими экзаменами. На него обратил внимание и ректор Академии, член-корреспондент АН СССР Ю.Францев. Несмотря на ограничения по возрасту (ему было 36 вместо допустимых 35), Рустема Гумеровича рекомендовали к зачислению. Была утверждена и тема: «Развитие промышленности и рабочего класса на материалах рес­публики Башкортостан» [7, с.21].
На таком же уровне прошли и годы учебы. Прежде всего, перспективным оказался состав аспирантов – Вольфганг Хейнке из Германии, И.Ворожейкин из Пскова, В.Стадник из Украины, Т.Ахунзянов, З.Акназаров, Н.За­рипов, И.Насыров, М.Билалов, Ф.Султанов, А.Грекова из Башкирии. Поражал своим авторитетом и состав преподавателей. Непосредственным научным руководителем по подготовке диссертации назначили Зою Антоновну Астапович. Отрабатывались вопросы теории и методологии, методика изучения литературы и источников. Семинары вели такие крупные ученые, как М.В.Нечкина, П.А.Жилин, М.П.Ким, интенсив­ным и плодотворным было общение с Ю.А.Поляковым, В.З.Дро­бижевым, Л.С.Гапоненко [4, с.61].
В стенах Академии общественных наук Кузеев окончательно определился как историк рабочего класса. Следует признать, что его публикации находились в русле официальной идеологии, несли отпечаток незабываемых хрущевско-брежневских кампаний. Но в то же время их отличала строгость в использовании источников, неподдельный интерес к производственным коллективам, участие в судьбе передовиков. Он непрерывно общался и подружился с видными историками рабочего класса.


Начало научной деятельности

Изучение научного творчества профессора Р.Г.Кузеева – это, безусловно, отдельная тема, требующая другой публикации. Достаточно сказать, что он был участником таких крупных фундаментальных трудов, как «Очерки по истории Башкирской АССР. Т.2 (Уфа, 1966)», «Формирование и развитие рабочего класса Башкирской АССР. Ч.2. (Уфа, 1971), «Очерки истории Башкирской областной организации КПСС (Уфа, 1973)», «История Уфы (Уфа, 1981)» и другие.
Будучи аспирантом, напряженно трудился не только в библиотеках и архивах. Проходили многочисленные встречи с руководителями отраслей и предприятий, с тогдашними передовиками производства. Многое давали встречи и беседы с рабочими, инициаторами новых форм соревнования: Валентиной Гагановой, Гумером Теляшевым, Дмитрием Михайловым, Хатмуллой Султановым, Иосифом Поляковским и другими.
В Стерлитамаке, Салавате, Октябрьском и Белорецке аспирант сам провел массовое анкетирование рабочих и инженеров. Создавался живой образ рабочего класса не только историка, но и социолога. В результате выходят циклы статей в республиканской печати, появляются научные публикации в журналах и сборниках, брошюры. Не удивительно, что проб­лем с защитой не было, она прошла блестяще в 1962 году [7, с.22].
Появилось немало учеников, последователей, в этом списке: Р.С.Аю­пов, Ф.С.Киреев, Ю.В.Калашников, Ю.Н.Никифоров, Е.К.Минниба­ев, В.А.Алексеев, М.Б.Ямалов, З.Н.Нуртдинова, С.Г.Масалимов и др. Они изучали общие вопросы индустриализации, отдельные отрасли промышленности, шефство над селом, техническое творчество, участие в управлении производством, профессиональную подготовку и т.д. В республике начинает складываться серьезная научная школа по истории промышленности и рабочего класса. Успешно защищаются по ряду других актуальных направлений науки его аспиранты А.Н.Алдашов, Р.З.Алмаев, И.Н.Баишев и др.
Круг научных интересов ученого Рустема Кузеева по социальной истории Южного Урала продолжал непрерывно расширяться. Затрагиваются аспекты социологии, демографии, этнического развития, образования, потребительского рынка, семейных бюджетов, решения жилищного вопроса, градостроительства и другие.
Особенно следует выделить его многолетнее внимание к историографии и источниковедению. Ряд статей был написан совместно с Ф.С.Киреевым, Е.К.Миннибаевым, М.Б.Ямаловым.
На базе университетской кафедры удалось подготовить первый крупный обобщающий сборник «Очерки по историографии Башкирской АССР» (Уфа, 1975). Несмотря на традиционные для того времени методологические позиции, научный труд историков позволил осмыслить проделанную работу по изучению истории республики, поставить новые задачи.
Особенно плодотворными стали годы работы на историческом факультете Башкирского государственного университета. Ректор БГУ Ш.Х.Чанбарисов, сам выпускник Академии общественных наук, поддержал назначение своего бывшего студента.


Заведование кафедрой

В августе 1962 года Рустем Гумерович пришел на кафедру, один, без сопровождения ректора, что, конечно, несколько усугубляло положение («наверху» авторитарно приняли решение, но не потрудились довести его до конца, тактично представить его). Здесь он встретил своих учителей по студенческим годам (1946–1949 гг.) Давида Михайловича Шнейдера, Сами Нигматулловича Нигматуллина, Зинаиду Ивановну Капшанинову, Зарифа Исламовича Сираева и впервые с заведующим этой кафедрой Зией Аскатовичем Аминевым, учившемся в докторантуре.
Сам Кузеев позже вспоминал: «Когда я сказал, что пришел сюда работать, Давид Михайлович спросил, в каком качестве я намерен здесь трудиться. В разговор включился З.И.Сираев и дал мне совет, что надо начинать ассистентом, проводить семинары и т.д. Мне не хотелось продолжать беседу в такой плоскости, прервав ее, я просто сказал, что пришел работать в качестве заведующего кафедрой» [4, с.76].
Эта неловкость возникла в силу тогдашнего партийного стиля принятия и проведения решений, и потребовались некоторое время, личные усилия, чтобы нормализовать взаимоотношения, создать хороший психологический, творческий климат. Этого новый заведующий достиг, продемонстрировав энергию, последовательность, настойчивость и доброжелательность.
Новизна творческих подходов в считанные годы сплотила кафедру. Преподаватели пересмотрели свои научные направления и уточнили специализации, разработали новые спецкурсы и спецсеминары. Обычными стали взаимные посещения с последующим обсуждением занятий. Работа со студентами усилилась в научных кружках. Регулярными стали научно-практические конференции, другие научные форумы. Все больше внимание и интерес привлекали создаваемые на базе кафедры межвузовские сборники.
Первые выпуски студентов, специализировавшихся на кафедре Р.Г.Кузеева, и в прямом, и в переносном смысле этих слов, «вошли в историю». Рустем Гумерович с большинством из них не терял связи, всегда сохранял отношения дружбы и тесного сотрудничества. О них он тепло вспоминал в своих мемуарных изданиях: «Именно из этих выпусков первых трех-четырех лет вышли доктора исторических наук … выросли прекрасные учителя, десятки директоров школ». И называл фамилии: Р.Аюпов, И.Чигрин, Р.Янгузин, В.Горбунов, Е.Миннибаев, М.Ямалов, М.Кульшарипов, Н.Кулбахтин, Ю.Калашников, Н.Коротков, Г. Скоробогачев, Б.Лаптев, Х.Лукманов, Г.Хусаинова, Р.Зиязетдинов, С.Ва­сюткин и многие другие [4, с.82]. В те годы удалось наладить систему работы с центральными учебными и научными центрами по подготовке кадров.
Рустема Кузеева связывали близкие отношения со многими учениками, ставшими маститыми историками, в первую очередь, с докторами исторических наук, профессорами Евгением Кадыровичем Миннибаевым, Маратом Барыевичем Ямаловым.
Тесное научное сотрудничество с Маратом Ямаловым началось с победы его дипломника во Всесоюзном студенческом научном конкурсе в 1970 году. Профессор Ямалов отмечает: «Начав сотрудничество с нескольких статей и книги «Рабочий класс – колхозному крестьянству (Уфа, 1974 г.)» мы с ним опубликовали около тридцати совместных статей, монографий и учебников» [6, с.8].
С 1963 года началось пополнение кафедры. После успешного завершения аспирантуры в МГУ и защиты диссертации вернулся И.Г.Акманов, ставший крупным историком по дореволюционной истории края. По заявке в министерство сюда была направлена З.В.Бармина, специалист по историографии, источниковедению, вспомогательным историческим дисциплинам (студенты называли ее ходячим ЭВМ). Пришли на кафедру доценты В.Я.Алексеев (период индустриализации), Ф.С.Ки­реев (послевоенная история рабочего класса), Л.М.Максимова, С.Ш.Овруцкая (специалисты по истории революционного движения), С.М.Васюткин, Р.З.Янгузин (средние века, археология, этнография) [7, с.25].
В новом качестве коллектив принял все возрастающее участие в переосмыслении истории, заложил основы новых в будущем подходов к истории башкирских восстаний, башкирского национального движения, становления республики, индустриализации, коллективизации сельского хозяйства, истории промышленности и рабочего класса Башкортостана, некоторых сюжетов Великой Отечественной войны.
Годы работы в БГУ обогатили Р.Г.Кузеева ценнейшим опытом руководящей и научной деятельности, расширили кругозор и раскрыли творческие, креативные качества, вывели его на более высокий уровень науки и образования.


Вошел в историю как ректор-строитель

С 1971 года наступает особенно значимый этап жизни Рустема Кузеева. Он назначается ректором нового, только в 1967 году созданного Башкирского государственного педагогического института. Новое назначение оказалось совершенно неожиданным. Тогда Рустему Гумеровичу было уже 48 лет. Он находился в творческом отпуске. Велась работа над завершением докторской диссертации.
При первом ректоре, Марване Янгировиче Янгирове, были сделаны первые шаги по становлению нового в республике вуза. Начал комплектоваться коллектив, имелось несколько старых корпусов. Перед вузом ставилась задача: обеспечить учительскими кадрами республику. К этому времени лишь менее трети учителей имели высшее образование, а по многим специальностям вообще не велись подготовки.
Стартовые позиции по сравнению с уже существующими институтами были почти нулевые. Институт относился к вузам второй категории. Учебный процесс всех трех факультетов (филфак, физмат, инфак) осуществлялся в старом здании института им.И.И.Мечникова. Приходилось арендовать помещения в школах города.
Словно соревнуясь со временем, ректор разворачивает работу по многим направлениям, поощряя, поддерживая все новаторские начинания. Рустем Кузеев вошел в историю вуза, в первую очередь, как ректор-строитель! Ключевым становится внимание к наращиванию материально-технической базы. Рабочий день начинался со строительных площадок. При нем были построены два учебных корпуса, пять зданий общежитий, в том числе три девятиэтажных, реконструированы четыре старых здания. При их возведении огромную помощь оказали управляющие строительными трестами Ю.А.Орман и Л.Н.Шарыгин.
При активном участии ректора создаются загородная агробиостанция, два спортивно-оздоровительных лагеря, санаторий-профилакторий, вычислительный центр, печатный цех, институтская телестудия, зооморфологический музей, 56 лабораторий и кабинетов.
Дальнейшему полноценному развитию педагогического института способствовало открытие пяти новых факультетов: исторического, художественно-графического, естественно-географического (1973 г.), повышения квалификации директоров школ (1979 г.), педагогики и методики начального обучения (1981 г.) и национального отделения на филологическом факультете (1978 г.)
Особой привлекательностью и престижностью отличался исторический факультет. Во всем Советском Союзе функционировало всего четыре факультета, занимавшихся подготовкой студентов по двум профилям – истории и английского языка. К девяти кафедрам, созданным в конце 1960-х годов, прибавились 24 новых. В 1976 году институт признается вузом первой категории. БГПИ стал 19-м институтом первой категории среди 96 педагогических вузов России [1, с.30].
Вуз занимал призовые места по министерству, а санаторий-профилакторий многие годы подряд удостаивался дипломов ВЦПС. Для развития научного потенциала важное значение имело создание научно-исследовательского сектора (1977), лаборатории по формированию творческого мышления учащихся на базе СШ №40. Важным достижением явилось учреждение своей многотиражки «Учитель» (впоследствии «Аудитория»). С 1981 года институт получил право на издание научной продукции. Вместе с вузом росла квалификация преподавателей. Свыше 170 человек получают подготовку в местной и центральной аспирантуре, многие из них проходят свой путь от лаборантов и ассистентов до профессоров, заведующих кафедрами и деканов.
Несмотря на огромную административную загруженность, в 1972 году Кузеев защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук. Он становится первым и некоторое время единственным доктором наук в институте. А к 1979 году количество преподавателей с учеными степенями превышает средний российский уровень, составив 48%! [6, с.32].
К началу 1980-х годов БГПИ превратился в центр учебно-педагогической и научно-исследовательской работы. За эти годы вуз пополнился докторами наук, профессорами. В его составе работа­ли К.Ш.Ахияров, Р.К.Амиров, А.Н.Богданов, Д.М.Гилязетдинов, Т.М.Гарипов, Р.Г.Ганеев, Р.Р.Каби­ров, А.К.Каримов, З.В.Каримов, Г.Н.Классен, Раиль и Рустем Кузеевы, Е.К.Миннибаев, Р.Н.Самигуллин, С.Т.Сатбалдина, Г.Л.Селитрина, В.П.Сухов, В.Б.Смирнов, Р.С.Сина­гатуллин, И.М.Низамов, Н.С.Ши­манов, Н.Б.Яфарова [1, с.64].
Ректору пришлось проявить настойчивость и упорство для установления международных связей с Галльским педагогическим институтом им.Н.К.Крупской. В течение пяти лет (май 1978 – декабрь 1983 гг.) успешно развивались разно­образные формы международного сотрудничества: участие в научно-теоретических конференциях, сотрудничество кафедр, обмен преподавателями и студентами и др. Через интернациональные строительные отряды, стажировку в ГДР прошли многие уважаемые сегодня в респуб­лике педагоги, маститые ученые, работники искусства, государственные деятели. Эти отряды явились школой интернационального воспитания, способствующей формированию активной личности.
Немецкие студенты работали в Авдоне на строительстве школы и жилых домов. Уфимцы участвовали в строительстве железной дороги. Населению Восточной Германии запомнилось творчество студентов художественно-графического факультета. Профессор Артур Клейне, в книге «Наука Жизни и Жизнь в науке», подготовленной к 80-летнему юбилею Р.Г.Кузеева, с теплотой отмечает: «Жители Галле никогда не забудут труд уфимских студентов, которые соорудили детские площадки в очень живописном уголке города. Детский городок будет всегда напоминать о дружеских связях между Уфой и Галле» [5, с.134].
В 1984 году центральное правление Германо-советской дружбы вручило Рустему Кузееву «Золотую иглу» и грамоту за большой личный вклад в установление и развитие сотрудничества двух вузов. Немецкие коллеги стали его друзьями и единомышленниками на всю жизнь. Более одного десятилетия велась переписка с профессорами Иохимом Конрадом и Артуром Клейне.
В этот период Р.Г.Кузеев вошел в число нескольких ведущих ректоров вузов республики, определивших высокий динамизм, размах развития своих коллективов. Их наследие хорошо чувствуется и сегодня: корпуса, общежития, факультеты, кафедры, профилакторий, спортивные базы и многое другое.


«Башкортостан в ХХ веке» и другие научные исследования

Особенно плодотворными стали годы работы на историческом факультете БГПИ. Работа Рустема Кузеева на кафедре отечественной истории позволила опубликовать несколько учебных пособий, коллективный труд о роли рабочего класса в становлении агропромышленного комплекса Башкирской АССР. Вместе с учениками, коллегами по кафедре Кузеев переходит к изучению комплексной проблемы – «Башкортостан в ХХ веке». В разработке намеченных проблем активно участвовали исследователи с других кафедр, вузов и научных центров республики: известные в то время профессора Р.С.Аюпов, К.Б.Валиуллин, С.Ф.Касимов, а также ученые Р.А.Давлетшин, Ш.Р.Зайнетдинов, Л.Ш.Сулейманова и др.
В результате удается издать цикл работ по истории политического, экономического развития, методологии, историографии, народного образования. Началась работа над своим вузовским учебником по истории респуб­лики. Учебник для студентов вузов «История Башкортостана в XX веке» удалось завершить в 2007 году [7, с.54].
Большое значение имела подготовка Р.Г.Кузеевым и М.Б.Ямаловым брошюры «На пороге крутых перемен» (1991 г.), которая показала назревание социально-экономического и политического кризиса в 1960–1980-е годы, рост застойных явлений, проблемы во многих областях жизни республики. Эти материалы вошли и в вузовский учебник по истории Башкортостана, изданного в БГУ под редакцией Р.З.Янгузина.
Сам Рустем Гумерович подготовил ряд интересных работ. Книга «Испытание временем» (1992 г.),
написанная в мемуарном стиле, стала первым пособием по истории нашего вуза. Это книга о становлении и развитии Башгоспединститута. В ней раскрыто много ранее неизвестных фактов, дается очень много сведений, персоналий, пропущенных, как он любил говорить, «через сердце» [1].
Особо выделялась монография «Новые шаги Башкортостана: реформы и рабочий класс», вышедшая в 1994 году. Для исследования характерны историко-социологические и философские подходы. Следует отметить тот факт, что книга вышла в самый разгар критики советского общества. Это не заставило Кузеева отказаться от главной темы его жизни, посвященной рабочему классу. Ученый старался понять, что происходит со страной, с исторической наукой. Автор обозначил важнейшие принципы, необходимые для успешной реализации реформ, создания среднего класса. Главная тема жизни Кузеева – рабочего класса – рассматривается через призму гуманистических начал [5, с.112].
В последние годы своей жизни историк Кузеев исследует тему «среднего класса» в современной России. Этой малоизученной проблематике он посвящает статью «К вопросу о социологии и историографии «среднего класса». По его глубокому убеждению, «средний класс – это новый этап движения к цивилизованности. Путь нелегкий и длительный, но другого у нас нет!» [6, с.223].
Этапной стала брошюра «Великая Отечественная война и современность» (1997), написанная в необычном жанре, это и историография, и воспоминания, и эссе, и публицистика, и учебное пособие с методическими рекомендациями [2]. На каждой странице чувствуется боль и горечь, тревога ветерана, ученого и педагога за память о Великой Отечественной войне, народном подвиге, о своем поколении. Как и большинство исследователей Великой Отечественной войны он был патриотом с большой буквы. Однако Рустем Гумерович не стремился идеализировать трагические страницы войны. Научная объективность – непременная черта его научной позиции.
Вел он и дневники, думал о более обстоятельных воспоминаниях. Вместе с супругой, Сюембикой Сайфиевной Кудашевой, они создали большой, прекрасный труд «Жизнь длиною в век» (1998 г.) о народном поэте республики Сайфи Кудаше. Печально, но увидеть изданным эту книгу Рустем Гумерович не успел. Эта большая работа пока еще не заняла своего места и в историографии, системе образования нашей республики. По существу, издание представляет собою беспрецедентную летопись культуры Башкортостана за весь ХХ век через призму жизни и деятельности мудрого аксакала литературы, народного поэта Сайфи Кудаша.
В целом, творческое наследие Рустема Гумеровича Кузеева значительно. Во всех достижениях исторической науки республики мы видим его достойное присутствие. Это и накопление огромного историографического, источниковедческого материала, и разработка широкого круга проблем индустриального развития, постановка новых исследовательских задач, и деятельность его учеников, соратников, коллег.


Память о Рустеме Кузееве

В 1983 году по состоянию своего здоровья, особенно ухудшившегося зрения и тяжелых операций, он оставляет пост ректора и сосредотачивает силы на научно-преподавательской работе. В 1983–1998 гг. он является профессором кафедры отечественной истории БГПИ. В течении 1975–1998 гг. – член специализированного Совета по защите кандидатских диссертаций по истории при Башгосуниверситете.
А вуз, возглавляемый новыми ректорами: сначала – Э.Ш.Хами­товым, затем – Р.М.Асадуллиным, а с 2018 года – С.Т.Сагитовым продолжал и продолжает набирать темпы: заработала докторантура, все больше ученых защищали докторские диссертации, некоторые учебники, монографии получили всероссийское и международное признание. БГПИ стал университетом, получил имя Мифтахетдина Акмуллы. В структуре вуза появились свои научно-исследовательские институты. Заработал Технопарк универсальных педагогических компетенций… Всего этого самому Рустему Гумеровичу увидеть уже не довелось.
Рустем Гумерович Кузеев ушел из жизни 23 марта 1998 года и похоронен, в соответствии с не раз высказанным пожеланием, недалеко от могил родителей, на Уфимском мусульманском кладбище.
Отрадно, что коллектив Акмуллинского университета не забывает тех, кто стоял у истоков его славной истории. Во многом благодаря усилиям его соратников и учеников, установлена мемориальная доска на фронтоне здания, где жил в последние годы Рустем Гумерович. Имя бывшего ректора носит информационно-консультационный центр БГПУ. Проводятся мероприятия – конференции, круглые столы, посвященные Р.Г.Кузееву. Продолжается исследовательская работа в области социальной истории, индустриального развития, Великой Отечественной войны, высшего образования, педагогики и методики преподавания. Таким образом, наследие Рустема Кузеева продолжает жить в истории родного университета, в науке и образовании республики.


Литература

1. Кузеев Р.Г. Испытание временем: Воспоминания профессора к юбилею института. – Уфа: БГПИ, 1992. – 138 с.
2. Кузеев Р.Г. Великая Отечественная война и современность. – Уфа: Восточ­ный университет, 1997. – 141 с.
3. Кузеев Р.Г. К вопросу о социологии и историографии «среднего класса» // Республика Башкортостан в XX веке. Теория. Методолгия. Историография. Сборник научных трудов. – Уфа: Вос­точный университет, 1998. – С.206–226.
4. Кузеев Р.Г. История – жизнь моя, судьба моя... – Уфа: Восточный университет, 1999. – 196 с.
5. Наука жизни и жизнь в науке. Па­мяти профессора Рустема Гумеровича Кузеева. – Уфа: Информреклама, 2003. – 176 с.
6. Социальная история Южного Урала в новое и новейшее время: Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 80-летию Р.Г.Кузеева, 24 апреля 2003 г. – Уфа: БГПИ, 2003. – 124 с.
7. Ямалов М.Б., Алмаев Р.Г. Р.Г.Ку­зеев. – Уфа: Вагант, 2008. – С.6.

ПРОФЕССОР РУСТЕМ КУЗЕЕВ: СЛАГАЕМЫЕ ФЕНОМЕНА ИСТОРИКА И ПЕДАГОГА (К 100-летию со дня рождения)
Рустем Кузеев – ученик 10-го класса школы №64 г.Уфы. 1941 г.
Подмосковье. Экипаж танка Т-34. Слева – Рустем Кузеев. 1943 г.
Р.Г.Кузеев в президиуме Урало-Поволжской  археологической конференции.
Встреча друзей. Академик РАН Ю.А.Поляков  в гостях у Рустема Кузеева.
В День Победы. Семья Кузеевых. 1985 г.
ПРОФЕССОР РУСТЕМ КУЗЕЕВ: СЛАГАЕМЫЕ ФЕНОМЕНА ИСТОРИКА И ПЕДАГОГА (К 100-летию со дня рождения)
Автор:Рустам АЛМАЕВ, заведующий кафедрой отечественной истории БГПУ им.М.Акмуллы, доцент, кандидат исторических наук
Читайте нас: