Все новости

Школа — вуз: проблемы современного образования

В Башкирском государственном университете состоялся очередной научно-общественный форум «Ватандаш»+, посвященный вопросам образования. Тема была выбрана не случайно. Май — это период подготовки к выпускным экзаменам в школах и вступительным в вузах, напряженная пора для сотен тысяч школьников и их родителей, учителей и преподавателей.

Участники форума обсудили вопросы, касающиеся средних и высших учебных заведений: есть ли преемственность между ними, достаточен ли тот объем знаний, которые дает школа ученикам, чтобы сдать ЕГЭ и поступить в вуз.


Своими мыслями поделились Иркабаева Мария Владимировна, кандидат филологических наук, ученый секретарь Башкирского института развития образования, Хазиев Валерий Семенович, профессор, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии, социологии и политологии Башкирского государственного педагогического университета имени М.Акмуллы, Амангильдин Тагир Газизович, кандидат физико-математических наук, начальник отдела организации приема и профориентации Башкирского государственного университета, Истамилов Рустем Ильясович, главный специалист-эксперт Управления по контролю и надзору в сфере образования РБ, Хажин Вакиль Исмагилович,кандидат педагогических наук, председатель комиссии по образованию,науке, развитию башкирского языка и литературы Исполкома Всемирного курултая башкир, Король Наталья Федоровна, учитель математики школы №95 г.Уфы. Форум вела главный редактор журнала «Ватандаш», заведующая кафедрой журналистики БашГУ, кандидат филологических наук Магадеева Рашида Рафкатовна.


В.С.Хазиев:

начальное профессиональное образование. Тем более, раздаются весьма настойчивые голоса о нехватке квалифицированных рабочих.

В вузах идет сокращение социально-гуманитарных дисциплин. И зря. Один пример.Предмет философия, который на бакалавриате преподается на первом курсе, многофункциональный: мировоззренческая функция, гносеологическая, аксиологическая, коммуникативная и т.д. Вот о коммуникации, то есть общении. Учим студентов дорожить словом и любить его. Математик, например, отличается от компьютера не только тем, что дышит, ест и говорить умеет. Компьютер тоже говорить может. Но человек не просто говорит, он является носителем слова! Слово — это то, чем заполняется пространство от «тишины до молчания». В этой дистанции

находится все, что человечество создало под названием «культура». Человек — словесное существо, носитель слова. Но чтобы стать таковым, нужно его научить слышать и понимать тишину, научить молчать. Тот, кто не чувствует, не наслаждается мощью и глубиной тишины (в

византийской философии «исихазм» — «нетленный свет») и не умеет молча ее слушать, никогда не услышит и не насладится музыкой, никогда не поймет

истинных смыслов человеческих слов!

Современная жизнь вопиет о том, что нужно реформировать школу, чтобы среди выпускников было не 12% здоровых ребят, которых можно без дополнительных медицинских вмешательств призвать в армию, а все 100%. Чтобы отсечь от школы мучения детей по приобретению знаний, из которых 80% никогда — ни в профессиональной области, ни в личной не будут востребованы. Общую схему также подсказывает сама жизнь. Если «мудрые» педагогические мысли искать не в пыльных фолиантах, не брать с потолка или высасывать из пальца, а увидеть в реалиях повседневной действительности, то общая схема лежит на поверхности. Школьное образование (образование же таки!) должно быть разделено на три (чтобы уж совсем не отходить от привычных шаблонов и стандартов) ступени (или уровня, кластера, этапа и пр.): эстетическая, нравственная и профессиональная. Повторяюсь, речь идет о средней школе. Акцент на первом этапе должен быть сделан на образовании знаний, умений и навыков полноценного восприятия чувственно-доступного мира. Научить детей видеть, слышать, обонять, осязать, вкушать мир во всем его диапазоне и многообразии. Не пять цветов радуги, а все 500. Различать не только то, что «ароматно» и что «воняет», а все запахи полевых, скажем, цветов. Различать вкус блюда не только как «сладкого» или «соленого», а все 10 тысяч нюансов вкуса обычной картошки. И так далее. Первый этап формирования целостного человека должен быть посвящен чувственному образованию, развитию чувственного богатства души человека. Второй этап — моральный.


Современная «научная педагогика» (или «деятельностный подход») выносит за скобки такие, например, области, как милосердие, любовь, чувство чести, долга, достоинства, порядочности, дружбы и т.д. А рыночные стандарты их вообще придавливают бетонной плитой. Это прямой путь к культурному кладбищу. Есть, есть методологические наработки и опыт в этой области, но они пока находятся вне зоны внимания научной педагогики и современного школьного образования. Например, в сфере теологического образования, синтез (конвергенция) с которой уже напрашивается сегодня. Третья ступень школьного образования и должна закончить подготовку человека к предметной жизни «ради куска хлеба», т.е. давать ученику знания для приобретения рабочих профессий или среднего и высшего профессионального образования. Там, где ему будет комфортно работать и жить. Все так просто. Но это не та простота, которая хуже глупости. Это мудрая простота, требующая усилий: тут нужно и думать, и делать. Это и будет работа на благо человека и общества.


Р.Р.Магадеева:

— Вот такой философский тон задан нашему форуму. Мы обычно говорим своим студентам, будущим журналистам: научитесь слушать, научитесь думать, а философы, оказывается, учат молчать. Один профессор сказал: человеку даны два уха и один рот, вот и используйте их в этой пропорции, т.е. больше слушать и меньше говорить. Валерий Семенович затронул тему репетиторства. Да, многие школьники обращаются к услугам репетиторов. Означает ли это, что наша школа не может дать учащимся необходимый для поступления в высшие учебные заведения уровень знаний?


— Я работаю в школе с 1977 года, с окончания Бирского педагогического института. Общий педагогический стаж — 38 лет. Из них 27 лет проработала в школе №113 г.Уфы, которую сама окончила. В 26 лет меня уже назначили руководителем методического объединения учителей математики района. Работала и завучем. 10 лет учила детей математике в школе №25 Ленинского района

Уфы. Сегодня тружусь в СОШ №95 Советского района. За эти годы пришлось работать с разными учениками. Мне всегда было легко с детьми, могу найти

общий язык с самыми отъявленными хулиганами. Никогда не было проблем с дисциплиной на уроках. Вот сейчас учителя часто жалуются, что в школе невозможно стало работать, дети

не слушаются, грубят, не хотят учиться. Если раньше, в советские годы, был негласный запрет на «двойки», то есть учитель не мог поставить плохую оценку неуспевающему ученику, а должен был «дотянуть» его до аттестата, сейчас такого запрета не существует. Но «двойками» ребенка не заставишь учиться, это только отобьет у него желание ходить в школу.

Мое мнение: нынешние дети не смогут поступить в высшие учебные заведения без системы репетиторства. В 9-ом выпускном классе, где я преподаю алгебру и геометрию, обучаются 33 ученика. Класс довольно слабый, начала я с ним работать недавно, заменила молодую учительницу, ушедшую в декрет. В связи с этим хочу еще отметить, что в современной школе исчезла традиция наставничества. Когда я в свое время пришла из института в школу, надо мной взяли шефство опытные учителя, которые всему меня учили, подсказывали как поступить в трудной ситуации, как вести занятие. Я всегда добросовестно готовилась к каждому уроку. В этой школе работаю недавно, но вижу картину в целом по учебным заведениям и могу сделать вывод, что молодые педагоги предоставлены сами себе и оттого совершают много ошибок. Часто у них проблемы с дисциплиной на уроках, отсюда слабые знания у учеников. С другой стороны, в школе сегодня учителя завалены бумажной работой: надо составлять отчеты, аналитические справки,вести документацию. Это отнимает очень много времени. Очень плохо, что учеников не учат думать, логически мыслить. Экзамены состоят из тестов и школьнику нужно найти только правильный ответ. А если требуется развернутый ответ, с доказательством теоремы — тут и проявляется отсутствие базовых знаний математики. Иногда бывает и так, что ученики не виноваты в том, что не могут решить задания ЕГЭ или ГИА, так как они не изучали это по школьной программе. Такой пример: задачи с параметрами присутствуют в экзаменационных билетах, а на уроке это не проходят. Получается, что без дополнительных занятий выпускнику школы, собирающемуся учиться дальше, никак не обойтись. На уроке многие не усваивают тему, а когда начинаешь работать индивидуально — совсем по другому раскрываются.


— Многие педагоги жалуются на качество школьных учебников, сравнивая их с советскими...

Н.Ф.Король:

— Современные школьные учебники не хуже. Каждый учитель сам может выбрать тот вариант учебного пособия, который больше подходит его методу изложения учебного материала. У меня свой, годами выработанный, стиль ведения урока. Главное — уметь доходчиво объяснить каждому ученику новый материал и не забывать повторять пройденное. Не зря говорят, что математика ум в порядок приводит.

М.В.Иркабаева:

— Я очень внимательно слушала все выступления и во многом согласна с высказанными мнениями. Хотелось бы выделить несколько

проблем. Самая главная проблема при сдаче экзаменов у школьников — отсутствие мотивации. Современный школьник абсолютно не мо-

тивирован к обучению. Этому способствует ряд объективных причин: информатизация общества, интерактивность общения,материальные условия и прочее. В случае, если учащийся будет осознавать необходимость обучения для дальнейшей успешной жизни, тогда его знания будут прочными, а сам он будет осознанно подходить к выбору профессии, понимая, что именно ему необходимо знать, чтобы эту профессию получить.Еще одна проблема, с которой сталкивается современная школа — несоответствие школьной программы, компетенций, формируемых при обучении в школе, и компетенций, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ. Это порождает массу проблем — недоверие к школе, необходимость дополнительных занятий с репетиторами.

Я училась в Башкирском государственном университете на филологическом факультете. Помню, когда первый раз пришла в студенческую аудиторию на лекцию, мы открыв рот слушали профессора. Вот тогда мы научились молчать,так как поняли, что очень мало знаем. Педагоги в современной школе чрезмерно загружены. Для того, чтобы получать достойную зарплату, они вынуждены брать большое количество часов, работая на полторы-две ставки. Кроме того, большой объем работы

связан с выполнением общественных и административных поручений. Все это требует колоссальных затрат физических и моральных сил учителя. Поэтому еще одной важной проблемой я считаю проблему профессионального выгорания педагога, которая также ведет к снижению качества образования

в целом. В новом положении закона «Об образовании» сказано, что учитель оказывает «образовательные услуги». В итоге к педагогу относятся как к обслуживающему персоналу, что никоим образом не повышает авторитет и престиж профессии учителя.


— В Башкирском институте развития образования работает апелляционная комиссия по результатам ЕГЭ. Много ли случаев, когда пересмотр результатов экзаменов показал необъективность оценки?

М.В.Иркабаева:

—Мне самой не приходилось работать в такой комиссии, но могу утверждать, что она состоит из очень компетентных людей, поэтому крайне редки, если не сказать единичны, случаи, когда решение двух экспертов можно объективно оспорить и поднять балл. Апелляционная комиссия в основном подтверждает выставленные баллы, иногда даже снижает первичную оценку.


— В позапрошлом году в ЕГЭ по русскому языку ввели сочинение. Вы, как филолог, можете сказать: современные учащиеся умеют писать сочинения?

М.В.Иркабаева:

— 14 лет назад отменили школьное сочинение, и сейчас все те, кто знал, как это делается, уже ушли из школы. Прошел целый школьный цикл — 12 лет, и два года назад сочинение вернули. К сожалению, в этом вопросе есть ряд проблем. Первая: забыли, как писать сочинение не только ученики, но и учителя. Конечно, педагоги быстро вернули свои навыки, но современное сочинение не совсем та творческая работа, которую знали все мы раньше. Здесь и вторая проблема. Основная задача сочинения, а именно — демонстрация умения строить письменный текст, не реализуется в действующем формате. Мы не можем говорить о собственно творческой работе, так как итоговое сочинение оценивается по критериям, а следовательно, соответствует определенному шаблону, который можно заучить. Понятно, что критерии нужны, в том числе и для объективности оценивания, но само сочинение не показывает реальную картину. Многие из обучающихся, даже те, кто получил зачет по сочинению, не могут строить самостоятельный авторский творческий текст на другую тему.


Р.Р.Магадеева:

— Тагир Газизович Амангильдин несколько лет подряд работал в приемной комиссии Башгосуниверситета. Каковы нынешние абитуриенты, подающие документы в ваш вуз и, в частности, на математический факультет? Поделитесь, пожалуйста, своими наблюдениями.


Т.Г.Амангильдин:

выучить все за 2—3 месяца нереально.

Не согласен с утверждением, что в ЕГЭ есть задания, которых нет в школьной программе. Если у учащихся есть базовый уровень знаний,это позволит им думать, размышлять и самостоятельно решать сложные задачи, даже при условии, что такие задания на уроках в школе не выполнялись.

Как известно, наличие высшего образования не гарантирует успех в жизни. Получив одну специальность в университете или институте, впоследствии многие работают по другим специальностям, меняют профессию, так никогда и не применив в жизни полученные в вузе знания. Поэтому, я считаю, надо в школе создавать профильные классы, чтобы дети с раннего возраста могли осознать в какой области смогут найти применение своим способностям и умениям.

Отдельно скажу про средний балл ЕГЭ поступивших по общему конкурсу.Он в прошлом году вырос. Согласно результатам общероссийского мониторинга качества приема в вузы, БашГУ неизменно занимает высокую позицию среди вузов, ведущих обучение в области математики, информатики и вычислительной техники. По укрупненной группе направлений «математика» в 2016 году БашГУ

попал в 50% лучших вузов России, опередив многие крупные университеты, в том числе федеральные и научно-исследовательские. Количество бюджетных мест на факультете в прошлом году по сравнению с предыдущим годом уменьшилось на 13%, однако абитуриентов это не испугало — число заявлений почти на столько же увеличилось. В этом году сокращения бюджетных мест не ожидается.


Пришло письмо из Министерства образования РФ, в котором говорится об увеличении целевых мест для моногородов. У нас в республике таких городов два — Кумертау и Белебей. Целевикам выделяется не более 10% от бюджетных мест. Предприятия, которые заключают с нами договора на целевые места, должны предоставлять социальные гарантии студентам. Интересно будет отметить, что если повсеместно в стране идет сокращение бюджетных мест на юридические и экономические специальности, у нас в университете мы сохраняем госфинансирование обучения на этих факультетах. Так, в Институте экономики, финансов и бизнеса 35 бюджетных мест на бакалавриате и 35 в магистратуре. Дело в том, что по заказу Министерства образования РФ было проведено исследование по размеру зарплаты, получаемой выпускниками экономических факультетов раз-

личных вузов. Так вот, выпускники БашГУ заняли в этом рейтинге 6-ое место. В среднем они получают 48 тыс. рублей. Следовательно, наш университет готовит хороших экономистов. В числе лидеров по качеству образования биологический факультет, он на 5-ом месте среди аналогичных факультетов российских университетов, на 12-ом месте — химический факультет. Наши выпускники работают в крупнейших вузах мира. В рейтинге классических университетов России Башгосуниверситет занял почетное 112-ое место среди более чем 600 других высших учебных заведений.


В.И.Хажин:

встают другие задачи: сдать успешно ГИА и ЕГЭ. И на это нацелена вся школьная программа. Все внимание и учителей, и школьников направлено только на экзаменационные тесты. Обучение в

школе постепенно теряет свою первоначальную ценность. У детей нет стремления получать прочные и качественные знания в школе. Есть интернет, другие каналы получения знаний.

Я считаю, что современная система образования не соответствует тем задачам, которые перед ней ставит общество и государство. Поэтому, как бы ребенок хорошо не учился в шко-

ле, родители вынуждены нанимать репетиторов, чтобы поступить в вуз. В советское время, когда ввели всеобщее среднее образование, учителя

должны были «тянуть» неуспевающего ученика до аттестата. Сегодня их не заставляют это делать, не хочешь или не можешь учиться — никто тебя в школе не держит. И это правильно. Стране нужны рабочие руки, а у нас все массово получают высшее образование и впоследствии не могут трудоустроиться.

Выпускник института получает диплом о высшем образовании, но считать его готовым специалистом, способным уже завтра приступить к работе, нельзя.Только через несколько лет, приобретя практический опыт, он сможет полноценно исполнять свои обязанности. И в данном случае отечественная система высшего образования также не выполняет те задачи, которые перед ней ставят работодатели.В этом направлении нужно брать пример с системы образования таких передовых стран как Китай и Япония. Их студенты уже с первого курса нацелены на практическую деятельность по специальности, поэтому к концу учебы они непросто получают диплом, а практические навыки и умение использовать свои знания в деле.

Я много лет работал в Башкирском педагогическом университете, с 1992 года возглавлял Сибайский филиал БашГУ, с 2000 по 2011 гг. являлся заместителем директора Сибайского института БашГУ. Мы старались студентов педвуза с 1-ого курса направлять на практику в школы. И в течение 5 лет учебы они получали не только теоретические знания, а могли на практике применять методику обучения

своему предмету. Конечно, Сибайский институт, как периферийный вуз, не отличался сильными преподавательскими кадрами, и проходной балл был ниже, чем в столичных университетах, но мы особое внимание уделяли дисциплине, студенты стопроцентно посещали занятия, не было пропусков без уважительной причины. Часто приглашали крупных ученых, профессоров разных вузов читать лекции нашим студентам.

Тут на форуме затрагивали вопрос о здоровье молодого поколения. В этом отношении могу привести в качестве положительного примера как было поставлено физическое воспитание в Сибайском институте. До 4-ого курса студенты всех факультетов в обязательном порядке ходили на занятия физкультурой. Если до обеда они овладевали знаниями по специальности, после лекций и семинаров их

ждали спортивные секции и в силу своих возможностей и способностей каждый занимался тем, что ему было по душе.


Р.Р.Магадеева:

— В нашем форуме участвует представитель Обрнадзора. Рустем Ильясович, расскажите про контрольно-надзорные функции вашего учреждения. Принимаете ли вы участие в проведении ЕГЭ и в какой форме?


Р.И.Истамилов:

лицензии и государственной аккредитации, обеспечением необходимого качества образования. Нашим управлением ведется методическая работа с образовательными организациями,

органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, направленная на предотвращение нарушений ими требований законодательства в сфере образования. На официальном сайте Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан размещены нормативные, методические материалы и информация о типичных нарушениях, выявленных в ходе проверок по государственному контролю (надзору) в сфере образования.

В 2016 году Обрнадзором РБ было проведено 1409 контрольно-надзорных мероприятий в отношении юридических лиц. Из них 691 — плановая проверка, 718 внеплановых проверок. Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения, — 263, это на 35% меньше, чем в 2015 году. В I квартале 2017 года были проведены 68 внеплановых проверок, все по исполнению ранее выданных предписаний. В соответствии с федеральными и республиканскими законами в Обрнадзоре РБ сформирован Общественный совет. Члены Совета участвуют в мониторинге качества оказания государственных услуг, оказываемых нашей организацией, участвуют в оценке эффективности государственных закупок, осуществляемых Управлением; рассматривают ежегодные планы деятельности Обрнадзора РБ и отчеты об их исполнении. Общественный совет формируется на основе добровольного участия в его деятельности граждан Российской Федерации с учетом представительства профессиональных объединений и иных социальных групп, осуществляющих свою деятельность в сфере наших полномочий.

Отрадно отметить, что нарушений при сдаче ЕГЭ в республике с каждым годом становится меньше. На сайте Рособрнадзора представлен официальный информационный портал единого государственного экзамена, там в первую очередь публикуется информация о ЕГЭ. На этих ресурсах можно ознакомиться с порядком проведения экзаменов, расписанием, сроками выдачи результатов, найти ответы на часто задаваемые вопросы.

Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки совместно с министерствами образования регионов подготовлен видеоролик, в котором учителя советуют школьникам как лучше подготовиться к ЕГЭ, в чем секрет успешной сдачи экзаменов, какие приемы подготовки можно использовать — полезные и креативные советы от педагогов можно увидеть в одном сюжете. В записи видеообращения к выпускникам приняли участие преподаватели из всех федеральных округов страны. Напутствия, не вошедшие в финальную версию, будут размещены в социальных сетях Рособрнадзора и региональных органов управления образованием. Доступно, не скучно, из первых уст — новое видео продолжает серию динамичных и понятных форматов коммуникации ведомства со школьниками. Также учащиеся могут ознакомиться с видео-консультациями по предметам ЕГЭ, различными организационными и процедурными аспектами, рассчитанными на участников экзамена, учителей, организаторов и родителей. Советы от выпускников прошлых лет можно получить, просмотрев ролики с видео-консультациями от стобалльников.


Подытоживая выступления, можно отметить, что в сфере образования накопилось очень много вопросов: есть вопросы правового характера, финансовые, кадровые проблемы. В начале форума был поставлен вопрос: есть ли преемственность между школой и вузом. Исходя из выступлений, приходится констатировать, что преемственность отсутствует. Школа вырабатывает одни компетенции у учеников, а высшие учебные заведения предъявляют им другие требования. Связь утеряна и это приводит к печальным последствиям. Необходимо, чтобы школьные учителя и вузовские преподавателине просто транслировали знания, а учили детей думать, творить...


Подготовила Эльвира Халикова.
Читайте нас: