Все новости
Общество
18 Июня 2025, 15:53

«Мы обязаны контролировать, чтобы не было ущерба экологии»

В ближайшее время ООО «Салаватское» приступит к геологоразведочным работам в Абзелиловском районе республике. В случае, если геологоразведка подтвердит наличие прогнозируемых запасов меди, может быть принято решение о начале разработки расположенного здесь Салаватского участка недр. И жителей района, и общественность республики волнуют вопросы, связанные с экологией, ведь недалеко расположены такие уникальные природные объекты, как хребет Крыктытау, озеро Яктыкуль и другие. В связи с этим мы обратились к депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члену комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Зарифу БАЙГУСКАРОВУ.

«Мы обязаны контролировать, чтобы не было ущерба экологии»
«Мы обязаны контролировать, чтобы не было ущерба экологии»

– Зариф Закирович, вы представляете Салаватский избирательный округ №7, который охватывает южную и юго-восточную часть республики. В настоящее время в Абзелиловском районе идет активное обсуждение инвестиционного проекта по добыче полезных ископаемых и строительству ГОКа. Как вы лично относитесь к строительству комбината (в случае обнаружения запасов руды)? Как это отразится в жизни жителей Абзелиловского района? 

– Да, сейчас идет активное обсуждение предстоящих геологоразведочных работ по установлению запасов меди в Абзелиловском районе. В связи с этим я по просьбе жителей района два раза съездил в Абзелиловский район.  В первый раз – в апреле (это была плановая поездка). Во время приема граждан ко мне обратилась группа жителей с просьбой вникнуть в суть данного вопроса. Они также попросили организовать встречу, где могли бы обсудить вопросы, волнующие абзелиловцев. На это предложение я, конечно же, откликнулся и пообещал в скором времени организовать встречу. Прежде я подробно переговорил с партнером ООО «Салаватское», попросил руководителей федеральных ведомств – Федерального агентства по недропользованию и Росприроднадзора – проконтролировать геологоразведочные работы надлежащим образом, чтобы не было нанесено ущерба экологии. Также предложил заключить соглашение о сотрудничестве с муниципальным образованием и с Республикой Башкортостан.  Как я это вижу? Если запасы руды подтвердятся и будет принято решение о строительстве ГОКа, в этом соглашении должны быть предусмотрены все нюансы: количество рабочих мест (к примеру: 90% из них – гарантированно для местных жителей), недопущение выбросов в реки и почву, строгое соблюдение экологических требований, отчисление налогов в местный бюджет. Также, с учетом пожелания жителей близлежащих сел, необходимо проработать вопросы по строительству дорог, ремонта школ и т.д. Помимо прочего, нужно предусмотреть образовательный аспект, чтобы ребята из Абзелиловского района могли поступить в ВУЗы по направлениям, получать стипендии от ООО «Салаватское». Получив горное образование, уже специалистами они вернулись бы на этот комбинат. В таком случае местные жители в предприятии числились бы не только простыми рабочими, но и могли бы трудиться инженерами, занимать руководящие должности.

Я поинтересовался средней зарплатой в Михеевском, Томинском ГОКах. Оказалось, в районе 75 тысяч рублей. Кстати, когда планировалось строительство этих комбинатов, тоже было много недовольства со стороны местных жителей. Сейчас же никаких вопросов у них не возникает, поскольку они построены и функционируют по современным стандартам, с соблюдением всех экологических требований. Местные работают в этих комбинатах и получают достойную заработную плату и другие меры социальной поддержки.

Конечно, беспокойство жителей Абзелиловского района мне вполне понятно. Всех волнует вопрос – не нанесут ли вред экологии? В принципе, любое вмешательство в природу в какой-то степени несет вред. Например, даже строительство дома на участке имеет влияние на экологию: насекомые, которые там обитали, на этом месте жить больше не будут, растения останутся под фундаментом. Но жизнь продолжается: мы не можем обойтись без жилья, не можем перестать пользоваться автомобилями, не строить дороги – хоть все это и наносит вред природе. Поэтому нужно понимать, что в какой-то степени экология пострадает, без этого не обойтись.  Наша обязанность – соблюдать требования. Поэтому я предложил создать общественный или наблюдательный совет. Туда должны войти в том числе активисты из местных жителей, чтобы они имели право зайти к месту геологоразведки и посмотреть все своими глазами, выяснить, нет ли нарушений экологических требований. Изначально руководство компании было против, но я четко обозначил свою позицию и сказал: «Ребята, так не бывает – раз вы обещаете соблюдать экологические требования, то местные жители должны убедиться, что вы действительно свое слово сдержите». Компания готова рассмотреть и наше предложение по поводу Соглашения в случае целесообразности строительства комбината. 

Что касается вопроса о том, как отразится на жизни абзелиловцев строительство комбината (пока – только предполагаемого), скажу следующее. Считаю, такие изменения несут в себе немало положительных моментов. Приведу один пример. Во время встречи с жителями района на мои доводы о потенциальной работе и достойной заработной плате один мужчина сказал: «Я вот езжу на вахту и получаю хорошую зарплату на севере». Спрашиваю, есть ли у него семья. Оказалось, что нет. Но как быть людям, у которых семьи, дети? Разве плохо, если они те же 80000-90000 рублей будут получать у себя дома, находясь каждый день рядом с близкими? Ездить годами на север – не выход из положения. Наши люди должны иметь возможность получать хорошую зарплату, живя на своей родной земле. 

– Геологоразведка планируется уже этим летом. Не нанесут ли изыскательные мероприятия вред флоре и фауне территории? Например, какие-то краснокнижные растения могут быть растоптаны и уничтожены под колесами крупногабаритной техники.

 

–У нас есть соответствующие структуры, которые должны вести контроль и пресекать такие случаи. Росприроднадзор, Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан, Башкирская природоохранная межрайонная прокуратура – требование соблюдения экологических норм, наложение крупных штрафов их прямая обязанность. У них огромные полномочия. Если же на месте геологоразведочных работ есть растения, занесенные в Красную книгу, предприятие должно их перенести в другое место без ущерба экологии. И, конечно, обязаны возместить нанесенный ущерб. Здесь нужен жесткий контроль. 

– Как член комитета ГосДумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, как думаете, не навредит ли деятельность ГОКа (если его построят) экологии Зауралья? Не повысится ли концентрация вредных веществ в воздухе?

– Сейчас, как мы знаем, речь идет только о геологоразведке. Буровые работы покажут концентрацию руды, на разведку и исследования уйдет около двух лет. Что касается экологии, сейчас придерживаются современных требований. Например, чтобы не было пыли, во время работ должны применяться технологии поливки водой. Соответственно, должен быть организован замкнутый цикл оборота воды, чтобы она не уходила в почву, на наши реки и родники. Здесь многое зависит от Росприроднадзора, природоохранной прокуратуры, ученых-экологов и от самих активистов, которые будут контролировать этот процесс.

– В интернете активно муссируется информация о том, что на территории района захоронены радиоактивные отходы. Соответствует ли это действительности?

– В 2020 году по приглашению жителей я поехал в Абзелиловский район. Активисты сообщили, что в том месте, где планируется геологоразведка, захоронены активные вещества. В связи с этим я сделал запрос министру обороны Российской Федерации с просьбой проверить эти факты, провести обследование местности. За подписью министра обороны пришел ответ, где четко указано, что никакие радиоактивные вещества там никогда не были захоронены. Специалисты выезжали на место, проверяли радиоактивный фон. Ответственно заявляю – никакого превышения радиоактивного фона нет, все чисто. 

– Будете ли вы лично контролировать соблюдение природоохранных норм? Например, уже данном этапе взять пробы воды и провести исследование, а далее контролировать, чтобы показатели не ухудшались.

– Я, конечно, живя и работая в Москве, не могу постоянно приезжать в республику. У нас, как я уже говорил, есть соответствующие ведомства и организации, которые обязаны контролировать такие вопросы. Повторюсь – в соглашении должен быть предусмотрен постоянный независимый контроль. 

– Как председатель РОО «Совет мужчин РБ», в мае вы провели встречу в Аскарово. Был ли поднят вопрос по добыче полезных ископаемых? Какое мнение выразили абзелиловцы по этому поводу? 

– Да, по просьбе жителей местных жителей я приезжал в Абзелиловский район в апреле, а спустя месяц мы дали информацию в социальных сетях об очередной встрече. Пришло очень много людей, никаких ограничений по пропуску, конечно, не было. Обсудили разные проблемы, не обошли вниманием и вопрос по добыче ископаемых. Повторюсь – я общался с руководством и Роснедр, и Росприроднадзора, и с партнером ООО «Салаватское» по этому вопросу, и четко высказал свою позицию: я буду вникать, контролировать, в случае необходимости прилечу из Москвы и буду на месте лично проверять, как идет геологоразведка. Это мой округ, поэтому буду реагировать на обращения жителей. Кстати, по итогам встречи могу сказать: подавляющее большинство людей на этот вопрос реагируют нормально. Их условие – чтобы были исполнены требования природоохранного законодательства. Да, есть и такие, которые говорят: «Нам никакие предприятия не нужны, в дорогах, школах, рабочих местах тоже не нуждаемся. У нас все хорошо. Работа имеется, живем в достатке». Но мы должны понимать, что не все так живут, а лишь небольшая часть населения. Все равно инвестиции и налоги в бюджет необходимы, социально-экономическое благосостояние следует повышать. Единственное – мы обязаны контролировать, чтобы не было ущерба экологии, чтобы геологоразведочные работы не отражались на жизни наших людей негативно. Это – задача всех надзорных органов, муниципального образования и руководства республики. 

– Создан Наблюдательный совет для контроля за деятельностью ООО «Салаватское» при проведении геологоразведочных работ. Как думаете, сможет ли совет стать инструментом общественного контроля за экологической безопасностью района? Какие требования должны выдвинуть члены совета инвестору в первую очередь?

– О необходимости создания такого независимого совета я высказался еще в апреле во время встречи с населением. Недавно совет создали. Важно, чтобы этот совет был «живым», чтобы он не был создан только для галочки. Если его члены будут работать по-настоящему, вникать в проблему, посещать непосредственно место ведения работ, толк будет.  Нужно постоянное взаимодействие с населением: если людям не объяснять, что к чему, они начинают верить различным недостоверным слухам, негативной информации. 

Одна из основных задач заключается в том, чтобы не допустить таких удручающих последствий, как в Учалинском, Белорецком, Баймакском районах, в Сибайском ГОК.  Там все разворотили, бросили и ушли. Почему это произошло? При получении лицензии любое предприятие обязуется провести рекультивацию местности – место работ полностью засыпать черноземом, посадить деревья. Например, мы по федеральному проекту провели рекультивацию свалок возле городов Баймак и Сибай.  Люди жаловались на запах постоянной гари, что существенно ухудшал качество их жизни. Сейчас даже непонятно, что там когда-то были свалки – сплошным ковром растет трава. Так и должно быть. К сожалению, случается, что предприятия добывают полезные ископаемые, потом все бросают, идут на банкротство. Хотя и есть случаи эффективного своевременного реагирования, надзорные органы уже, по большому счету, ничего не могут сделать. Этой проблемой я занимаюсь давно. Еще в 2018 году мной разработан проект закона, который подразумевает внесение предприятием определенной суммы денег в рекультивационный фонд перед выдачей лицензии. Это примерная стоимость рекультивации. Если предприятие нанесет ущерб экологии, деньги должны пойти на возмещение вреда, в том числе на рекультивацию. Если же компания полностью осуществляет рекультивацию, она получает деньги обратно. Я провел огромное количество совещаний с приглашением соответствующих ведомств – Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федерального агентства по недропользованию, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Министерства экономического развития, Центрального Банка РФ, общественных организаций и недропользователей, чтобы этому закону все-таки дать ход. Многие против, поскольку этот проект несет дополнительные расходы для недропользователей. Но я считаю так: если хочешь заниматься добычей ископаемых, будь добр, дай гарантию.  Сегодня гарантий нет. Поэтому буквально на днях – 18 июня в комитете будет рассмотрен мой проект закона. Надеюсь, коллеги поддержат, и вскоре мы начнем этот закон рассматривать более предметно. Геологоразведка в Абзелиловском районе тоже попадет под закон, разработанный мной, и тогда уже будет гарантия проведения рекультивационных работ. В противном случае нарушители будут платить большие штрафы.

– Еще какие вопросы волнуют абзелиловцев? Много обращений поступает? Были ли проблемы, которые вам не удалось решить? Какая помощь особенно запомнилась?

–  Абзелиловцы очень активны. Как правило, получаю много обращений. Во время последнего приема жителей района поступило 33 обращения. Надо сказать, немало среди них таких, которые можно было решить на месте. Соответствующие ответственные структуры и ведомства просто не доработали. Например, пришел мужчина, тяжело больной инвалид. Оказалось, два месяца не может получить положенные лекарства – якобы нет в наличии. Некоторое время покупал на собственные деньги, но сейчас приобретать на свои средства нет возможности. Человеку с каждым днем становится хуже. Я позвонил главному врачу и попросил назвать причину, по которой не выдают больному лекарства. Если у них действительно их нет, тогда я вышел бы на связь с руководством Минздрава республики. Буквально через 5-7 минут перезвонили и сообщили, что лекарства готовы к выдаче. Считаю, что такое отношение к больным недопустимо! 

Второй случай. Пришла женщина, мать участника специальной военной операции, которая все лето отработала поваром в детском лагере, а ей не выплатили зарплату. Она многократно обращалась к руководителям. Я отправил запрос прокурору республики с просьбой провести проверку и привлечь к ответственности виновных. В течение недели после обращения ей и всем работникам полностью выплатили зарплату. Это женщина позвонила, поблагодарила и плакала. Руководителей, которые не платят зарплату работникам, надо жестко наказывать. А так я всегда с удовольствием приезжаю к абзелиловцам, с удовольствием с ними общаюсь, они активно пишут и в соцсетях. Так что будем работать вместе, обсуждать совместные планы и прилагать все усилия, чтобы район развивался по всем важным аспектам.

(Фотографии из личной страницы З.Байгускарова в социальной сети "ВКонтакте")

«Мы обязаны контролировать, чтобы не было ущерба экологии»
«Мы обязаны контролировать, чтобы не было ущерба экологии»
«Мы обязаны контролировать, чтобы не было ущерба экологии»
«Мы обязаны контролировать, чтобы не было ущерба экологии»
Автор: Раиля Галеева
Читайте нас