Центральным экспонатом выставки «История башкирской лошади» стало седло, переданное музею старожилами деревни Калмакларово Насибашевской волости Месягутовского кантона (ныне Салаватский район Башкортостана) в 1925 году. По преданию, оно принадлежало Салавату Юлаеву.
– В первом музейном межрегиональном творческом проекте «Ат иле» приняли участие художники и мастера не только из нашей республики, но также из Москвы, Санкт-Петербурга, Якутии, Дагестана и Алтая, – рассказала заведующая отделом этнографии Лилия Барлыбаева. – Около пятидесяти работ мы привезли на фестиваль. Выставка будет путешествовать по Башкортостану и познакомит жителей республики с творчеством российских и башкирских художников.
Ценители искусства могли познакомиться с работами участников республиканского конкурса рисунков «Башҡорт аты», который был объявлен за несколько месяцев мероприятия.
– Мы получили 111 заявок в трех возрастных категориях (с 7 до 13 лет, с 14 до 17 лет и взрослые – от 18 и старше). Это работы как профессионалов, так и любителей, откликнулись также художники из Крыма и Симферополя. Самые лучшие из них украшают нашу выставку, – поделилась куратор конкурса, художественный руководитель культурного центра «Атайсал» при РЦНТ Зиля Лира. – Работы выполнены в разных техниках – акварелью, карандашом, маслом, есть объемные картины с применением папье-маше.
В числе лучших работ значится картина заслуженного художника России Рафаэля Кадырова. В его творчестве тема башкирских лошадей – одна из главных.
– У башкир есть слово «ир-ат», которое означает, что понятия «мужчина» и «конь» неразделимы. Картина «Охотник», представленная на выставке, – эскизный проект, где я постарался показать, что лошадь и воин едины, – рассказал ишимбайский живописец.
По словам Рафаэля Рашитовича, в Ишимбайском краеведческом музее организован большой полиптих «Земля юрматы», где теме башкирской лошади уделено особое внимание.
– Даже трибуны сегодняшнего фестиваля оформлены картинами ишимбайских художников, что говорит о том, что в их творчестве развитию башкирских духовных традиций уделяется большое значение, – подытожил Рафаэль Кадыров.
Работы оценивали по следующим критериям: соответствие теме, полнота ее раскрытия, стиль и оригинальность, художественный уровень работы. Гран-при в возрастной категории от 18 лет и старше удостоился заслуженный художник Башкортостана Джалиль Сулейманов. Он представил на суд жюри работы «Лошади на Торатау» и «Оҙон көй».
Первое место завоевала Гульшат Закирова из Уфы с рисунками из серии «Башкирская деревня».
В возрастной категории от 14 до 17 лет победителем стал Ильсур Абулгазин (ДХШ г. Сибая) с работой «Мой Акбузат». Среди участников в возрасте от 7 до 13 лет лучшей признана работа «Мне снился конь мой, друг крылатый…» ученицы ДШИ Илишевского района Регины Резвановой.
Итак, II международный фестиваль «Башҡорт аты» – отныне уже часть истории, очень важной для региона. Его итоги нам предстоит осмыслить на всех уровнях, чтобы эффективно использовать перспективы, появившиеся перед республикой. А они видны уже сегодня невооруженным глазом.
Фестиваль дает возможность сотрудничать со многими российскими регионами и зарубежными странами в сфере экономики, науки, культуры, продвигая имидж Башкортостана не только в России, но и в мире.
Благодаря фестивалю, Баймакский район получил действенный инструмент для формирования туристического кластера вокруг регионального бренда «Башҡорт аты». Нет сомнения в том, что локация под названием «Графское озеро» станет точкой притяжения для многих и многих людей, что в свою очередь потребует развития дорожной сети, придорожной инфраструктуры (к слову, в текущем году многое уже сделано: проложен асфальт до места проведения масштабного мероприятия, появилось электричество, площадки соревнований подтянули под стандарт, обновили сцену, трибуны, создав таким образом все условия для зрителей). И нельзя забывать, что событийный туризм стимулирует развитие народных промыслов.
Словом, все взаимосвязано и тесно переплетено друг с другом. Отрадно, что забота о башкирской лошади Главой республики Радием Хабировым выведена на высокий системный и государственный уровень.
Рашида МАГАДЕЕВА, главный редактор журнала «Ватандаш»; Раиля ГАЛЕЕВА.