– Андрей Владимирович! С чего Вы начали работу в Госкомитете?
– Я начал с себя. Проанализировал ситуацию, понял чего достаточно, чего действительно не хватает. Считаю основной задачей нашего комитета – защищать интересы жителей республики. Очень хотелось бы, чтобы это поняли и руководители управляющих организаций и строительных компаний. Работать надо честно и на совесть.
Мы даже со студентами создали проект «Строй На Совесть», чтобы все понимали, как принимать сдающееся жилье, каким оно должно быть, какого качества должна быть вода из крана и т.д. Комфортно должно быть, в первую очередь, нашим жителям. Управляющие и ресурсоснабжающие организации должны понимать, что качество предоставляемой услуги – это, прежде всего, их лицо, а затем уже бизнес. Вот с этой приоритетной позиции и контролируем.
Трудностей особо нет, есть потребность во взаимодействии. Поднадзорные ведомства и организации должны вести с нами диалог на начальном этапе своей деятельности, а не так, что сначала натворили дел, а потом – «Подпишите акт ввода в эксплуатацию». Такого у нас не было и не будет. Мы верно расставляем приоритеты: поможем, подскажем, инспекторы готовы выезжать на объекты, готовы помочь и с экспертизой.
– Какие меры были приняты руководством муниципальных районов и городских округов республики, ресурсоснабжающими и управляющими многоквартирными домами организациями, чтобы избежать повторения всем известной прошлогодней ситуации с начислениями за поставку тепла? Как подготовились к новому отопительному сезону?
– Осуществление надзора за подготовкой к отопительному периоду и его прохождением является одним из приоритетных направлений деятельности Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору.
По сравнению с прошлым годом, налицо положительная динамика. Ситуация улучшилась в разы, и это результат совместного кропотливого труда. Мы буквально ногами прошагали каждый квадратный метр Уфы. Я сам постоянно выезжаю в районы и города республики в рамках отраслевых дней.
Постоянно организовываем Круглые столы с главами, привлекаем профильные министерства, ведем разъяснительную работу по законодательству и делимся навыками эффективного управления в своей сфере. Спасибо всем, кто нам помогает. Только так, совместными усилиями, можно добиться положительного результата. Вопросы и проблемы всегда будут, но мы стараемся работать на опережение и проводим профилактические мероприятия.
В Республике Башкортостан, по данным государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, 18129 многоквартирных домов, в том числе, в Уфе – 5382.
По значительной доле жилищного фонда республики отмечаются длительные сроки эксплуатации и большой процент износа. Согласно статистическому сборнику «Жилищный фонд Республики Башкортостан», около 40% многоквартирных домов находятся либо в не вполне удовлетворительном, либо в неудовлетворительном состоянии. В Уфе более 2000 домов имеют процент износа 31% и выше.
С 2019 года в республике перешли на оплату за отопление по системе «1/8». В целях обеспечения своевременной и качественной подготовки к отопительному сезону мы в этом году заблаговременно начали проверки состояния многоквартирных домов по всей территории республики, а также направили в администрации муниципальных районов и городских округов рекомендации по подготовке к зиме, в том числе, по устранению нарушений режимов теплопотребления, обеспечения надлежащего учета энергетических ресурсов и др.
О том, насколько качественно жилищный фонд подготовлен к зиме, говорят сообщения граждан, поступающие в наш адрес в период пуска тепла. В республике с 16 сентября началось поэтапное подключение к теплоснабжению. Первые сообщения от жителей многоквартирных домов на телефонную «Горячую линию» Госкомитета начали поступать с 20 сентября. Нами установлено взаимодействие с управляющими организациями, органами местного самоуправления по отработке таких сообщений – устранению завоздушивания отдельных стояков, перепуску тепла в домах в случае необходимости. Устранение нарушений мы взяли на особый контроль.
Министерством жилищно-коммунального хозяйства РБ, нашим комитетом, органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями в период прохождения отопительного сезона 2021–2022 годов обеспечен оперативный обмен информацией о поступающих обращениях, связанных с нарушениями законодательства о теплоснабжении. Я лично выезжаю на проверки и всегда довожу начатое до эффективного результата.
Мы осуществили комплексный подход, проверяли не только состояние системы теплоснабжения в домах, но и состояние крыш, фасадов, мест общего пользования многоквартирных домов. Инспекторским составом Госкомитета за 9 месяцев (январь – сентябрь) текущего года осмотрено 10054 многоквартирных дома, выявлено 24269 нарушений, выдано 4556 предписаний, в отношении юридических и должностных лиц возбуждено 1144 дела об административных правонарушениях, выдано 704 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований, в том числе 68 органам местного самоуправления.
Также сотрудники нашего комитета привлекаются в качестве специалистов при проведении проверок органами прокуратуры.
Основными видами выявленных нарушений являются:
- неисправность приборов учета, отсутствие поверки и пломбировки;
- неисправность запорной арматуры и контрольно-измерительных приборов на элеваторных узлах, местами их отсутствие;
- нарушение требований проектной документации к устройству систем отопления;
- нарушение требований к монтажу расходомеров узлов учета;
- неисправность индивидуальных тепловых пунктов, автоматики оборудования регулирования подачи теплоносителя горячего водоснабжения и центрального отопления;
- отсутствие местами теплоизоляции на внутридомовых трубопроводах.
– В этом году жители были недовольны платежками за сентябрь: им посчитали по нормативу из-за отсутствия прибора учета. Они утверждают, что дома старые, а потому управляющие компании опасаются лишний раз проводить какие-то манипуляции с сетями. Действительно ли установка прибора учета на изношенных коммуникациях может спровоцировать аварию? Что делать в такой ситуации?
– Госкомитетом детально разобрана данная ситуация. Действующим законодательством установлен следующий порядок: при отсутствии или неисправности общедомового прибора учета тепла, по истечении срока его поверки, а в таком случае прибор признается неисправным, оплата жителям дома выставляется за полный месяц по нормативу, даже если отопление было подано хотя бы в течение одного дня. Отмечу, при расчете по нормативу жители произведут оплату в течение года ровно за 8 месяцев: если счет выставлен за сентябрь, то счета на оплату за тепло будут приходить по апрель, за май счет уже не поступит.
Износ инженерных сетей не может служить основанием для отказа в установке в доме общедомового прибора учета тепла. Если жители примут такое решение на общем собрании, управляющая организация обязана исполнить волеизъявление граждан, собственников помещений в многоквартирном доме, привлечь к выполнению работ специализированную организацию, если требуется. При установке прибора учета одновременно будут заменены изношенные участки трубопроводов подачи и обратки отопления в тепловом узле дома.
В случае обращения жителей дома в управляющую организацию об отклонениях параметров отопления, холодной и горячей воды, управляющая организация обязана определить источник проблемы с выходом на место. Если окажется, что ресурсоснабжающая организация подает коммунальный ресурс с отклонением от нормативных параметров (давление, температура), управляющая организация информирует об этом ресурсника с требованием устранить проблему, и та обязана принять меры, при необходимости проведя осмотр оборудования, сетей совместно с представителями управляющей организации. Есть положительные примеры, когда к таким осмотрам управляющая организация привлекает также членов совета дома.
Приборы учета, оборудование относится к общедомовому имуществу, и по договору управления именно управляющая многоквартирным домом организация обязана принять меры по их исправности. В том числе проводить плановые осенние, весенние осмотры домов, по результатам которых совместно с собственниками, советом дома принимает решение о проведении текущего и капитального ремонта в доме.
Еще раз призываю к выстраиванию деловых отношений между советом дома и управляющей организацией. Там, где есть взаимопонимание, как правило, обеспечено надлежащее состояние конструкций и инженерных сетей в доме, решаются вопросы по благоустройству территорий, установке камер видеонаблюдения, и другие вопросы, направленные на безопасность, комфортность проживания.
– Можно ли привлекать ресурсоснабжающие организации и операторов по обращению с ТКО к ответственности за некорректный расчет платы за коммуналку?
– Госкомитетом подготовлен и направлен в Государственное Собрание – Курултай РБ соответствующий проект Федерального закона «О внесении изменений в КоАП РФ» в части введения ответственности ресурсоснабжающих организаций за нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги и наделения органа государственного жилищного надзора полномочиями по составлению протоколов по данной статье.
Данный законопроект в апреле 2021 года поддержан, принято решение направить его на рассмотрение Комитета Госсобрания – Курултая РБ по жилищной политике и инфраструктурному развитию.
В случае принятия закона будет установлена и административная ответственность за данное нарушение, и ресурсники, безусловно, будут более ответственно подходить к расчетам платежей для населения, при нарушении к административной ответственности привлечем конкретных должностных лиц. Будет и меньше жалоб от граждан в наш адрес и в адрес других органов власти.
– Вопрос, который интересует многих жителей республики. Что делать, если купили квартиру в строящемся доме, а сдача дома затягивается, «кормят завтраками», сдают с недочетами, а еще хуже замораживается строительство объекта? Как обстоят дела с обманутыми дольщиками?
– Одной из функций Госкомитета является осуществление регионального государственного строительного надзора по объектам капитального строительства, в том числе, по строящимся жилым домам. Мы проверяем соответствие выполняемых работ и применяемых строительных материалов требованиям проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы. Что касается нарушения сроков строительства домов, уполномоченным органом, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о долевом строительстве на территории республики, является Минстрой Республики Башкортостан, куда жители республики могут обратиться по вопросу соблюдения сроков строительства.
Проблемы обманутых дольщиков находятся на постоянном контроле Главы, Правительства и Минстроя РБ и постепенно решаются в республике. Так, например, в текущем году завершено строительство двух жилых домов на территории Уфы, по которым Госкомитетом выданы заключения о соответствии. До конца года планируется завершить строительство двух домов на территории Уфимского района и одного дома в Уфе, ранее признанных проблемными. С введением эскроу-счетов1 со временем проблема обманутых дольщиков перестанет существовать.
В связи с вступлением в силу с 1 января 2022 года в отношении регионального строительного надзора положений Федерального закона от 31.07.2020 г. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в настоящее время происходят ключевые изменения законодательства в области осуществления государственного строительного надзора. До конца текущего года контрольно-надзорным органам предстоит проделать большой объем законотворческой и организационной работы, связанной с подготовкой к полному переходу с 1 января 2022 года на новую модель осуществления контрольно-надзорной деятельности. Подчеркну, что акцент при проведении контрольных (надзорных) мероприятий предпринимателей смещается на профилактику и предупреждение нарушений. Это важно.
В рамках проведения реформы контрольно-надзорной деятельности Федеральным законом №248-ФЗ вводится досудебный порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностных контрольных (надзорных) органов, который с 01.01.2023 г. будет обязательным, и в суд заинтересованные лица смогут обратиться лишь после использования своего права на досудебное обжалование.
– Можно приходить к Вам на прием граждан?
– Даже нужно! Мы всегда открыты для СМИ. Я бы хотел пригласить к сотрудничеству и блогеров. Не всегда хватает времени на общение с журналистами. Мы приветствуем желание журналистов приходить к нам на приемы граждан, выезжать на инспекторские проверки и приглашать наших экспертов. Чем больше людей будут знать свои права и открывать для себя новые возможности, тем лучше.
– Что пожелаете читателям журнала «Ватандаш» в преддверии нового 2022 года?
– Самое главное – всем здоровья. Этот год был тяжелым, но многозадачным и интересным. Считаю, что для такого короткого отрезка времени, мы сделали многое, но понятно, что стремиться всегда есть к чему. Наверное, я бы хотел пожелать всем нам – качества, во всех смыслах этого слова. Достоинства и человечности. Важно, чтобы жители нашей республики понимали, что мы их не просто слушаем, мы их слышим и стараемся помочь по мере своих возможностей. Мы всегда открыты для жителей нашего региона. Работа ведется практически круглосуточно: мы работаем с Центром управления республикой, нам помогает система «Инцидент». Наша приоритетная позиция – это качество оказываемых услуг, и, конечно же, я, как специалист, руководитель смею заверить, что неразрешимых ситуаций не бывает.
– Андрей Владимирович, благодарю Вас за столь обстоятельную беседу. Думаю, наши читатели воспользуются той информацией, которой Вы с нами поделились. Вам и всему Вашему коллективу – крепкого здоровья, неиссякаемой энергии в успешном претворении в жизнь всего задуманного и удачи!