Очевидцем событий стал житель города Амерсфорт Хенк Брукзаузен, который вспоминал: «Одетые в лохмотья, они даже не выглядели, как солдаты... Нацисты провели их по главной улице, выставляя напоказ, от вокзала до самого концлагеря. Они были слабые и маленькие, их ноги были обернуты в старые тряпки. Некоторые из них еле держались на ногах, их поддерживали идущие рядом товарищи...» Брукзаузен утверждал, что местные жители пытались передать пленникам еду и воду, но немецкие охранники запрещали это делать. Один из узников лагеря, Алекса де Леу, писал, что надзиратели специально старались довести узбеков до скотского состояния. Всю осень их держали на улице и выдавали половину лагерного пайка. Пленников называли недочеловеками и жестоко избивали за малейшую провинность. Когда кто-то из узников поделился с узбеками едой, то в наказание весь лагерь на несколько дней лишили еды.
Историю о пленных узбеках мир узнал благодаря директору нидер- ландского фонда «Советское поле славы» Ремко Рейдингу. Исследователь выяснил, что пленников, среди которых, кроме узбеков, оказались казахи, киргизы и башкиры, специально доводили до истощения. По приказу министра пропаганды Геббельса в лагерь прибыла съемочная группа, которая должна была снять, как измученные голодом «дикие азиаты» будут драться за еду. Целью сюжета было показать, какие в СССР живут варвары и как недостойно они ведут себя. Под объективами камер один из надзирателей бросил пленным буханку хлеба, однако побоища не произошло. Даже в таких бесчеловечных условиях узбеки не забыли свои древние традиции и отказались терять челове- ческое достоинство. Один из молодых пленных солдат подошел к хлебу и поднял его с земли. Узбеки сели в круг и самый старший по возрасту стал ломать буханку, а его товарищи по цепочке передавали маленькие кусочки друг другу. Драки за еду не произошло и пропагандисты покинули лагерь, а условия содержания узбеков стали еще страшней. Умирали, держась за руки...
Кадыров Хатам и Муратов Заир
Ремко Рейдинг утверждает, что однажды надзиратели избили нескольких пленников за то, что они ели картофельную кожуру, предназначенную для свиней. Когда двое узбеков умерли, лагерный врач, голландец Николас ван Ньювенхаузен, приказал их товарищам отрубить у трупов головы и варить их, пока кожа не сойдет с костей. Черепа замученных «азиатских недочеловеков» стали украшением письменного стола «просвещенного» европейского доктора. Зиму 1941 года пережило только 77 пленников, которых весной 1942 года вывезли в соседний с лагерем лес и расстреляли. Рейдинг, ссылаясь на послевоенные воспоминания надзирателей, пишет, что во время казни узбеки, взявшись за руки, смотрели своей смерти в лицо. В мае 1945 года руководство лагеря сожгло документы. Историкам удалось выяснить только два имени — Кадыров Хатам и Муратов Заир.