Все новости
ОБРАЗЦОВЫЕ СЕМЬИ
5 Октября 2021, 10:00

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ В СЕМЬЕ

Многодетная семья становится активным социальным трендом, современным и модным, но, по данным Росстата, далеко не все родители в России решаются обзавестись большим семейством. В нашей стране многодетной считается семья, воспитывающая трёх и более детей. Таких семей – всего 7%, из них 5% – это семьи с тремя детьми, 1,5% – с четырьмя, и только половина одного процента – семьи с пятью и более детьми. Семья Андрющенко, проживающая в Уфе и воспитывающая пятерых детей, входит в эти полпроцента российских семей.

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ В СЕМЬЕ
ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ В СЕМЬЕ

Беречь друг друга, чтоб не потерять,
Не проверяя – сердцем доверять.
Построить настоящую семью,
В которой будет счастье и уют…
В осенний вечер плечи обнимать,
Любовь свою до капли отдавать.

Семья – это труд

Быть мамой – это самая важная работа. Её незримый каждодневный труд во имя семьи необходим и бесценен для общества. Мама – начало всех начал для каждого человека, и мама – это основа любой экономики. Обществу пора признать значимость семейного труда, со всеми вытекающими отношениями, и в этом деле справедливы не только материальные стимулы, большое значение имеют моральные поощрения.
В ноябре прошлого года в преддверии Дня матери в Октябрьском районе г.Уфы чествовали многодетных матерей, среди которых была и Зиля Раилевна Андрющенко. Ее наградили медалью «Материнская слава», учрежденной Правительством РФ для матерей, родивших пять и более детей.
– Сначала муж защитил диссертацию по демографии, затем мы воплотили эту тему в жизнь – родили пятерых детей, создали большую семью, где улыбки, успехи каждого ребенка – самая большая награда для нас, – говорит счастливая мама.
Нередко бытует мнение, что мама, занимающаяся воспитанием детей, не работает. В действительности же работы столько, что не каждый человек, официально занятый на производстве, это выдержит. Особенно это касается многодетных матерей, круг обязанностей которых шире, чем у любого работника, а требования к профессиональным и личностным качествам – самые высокие.
Прежде всего, это мобильность и высокий уровень выносливости, ведь почти целый день многодетной маме приходится быть на ногах. Домашняя работа не предполагает выходных: все 168 часов в неделю, 365 дней в году с перерывом на сон, который не гарантирован, мама живёт в режиме «без отрыва от производства». А в дни каникул и праздничные дни нагрузка повышается. Матери большого семейства необходимо разбираться во многих отраслях: медицине, финансах, кулинарии, уметь работать в полном хаосе в режиме многозадачности. Наконец, работа с детьми требует высокого уровня коммуникабельности и дипломатических качеств. И, конечно, хорошее настроение – обязательно.
Глава семьи Ярослав Владимирович работает аналитиком. По образованию он социолог, в 2004 году защитил учёную степень кандидата социологических наук под руководством д.с.н., профессора Р.Т.Насибуллина. В 2008 году Ярослав издал книгу «Рождаемость: социально-демографический очерк». Воплощая теорию в практику, одно время руководил отделом демографических исследований в Минздраве РБ, созданным для разработки предложений по улучшению демографических показателей в республике. Все практические наработки и рекомендации этого отдела учитываются при разработке региональной демографической политики.
Зиля, окончив школу с серебряной медалью, поступила на математический факультет БГУ, затем училась в аспирантуре, была удостоена президентской стипендии. Активная по натуре, она пробовала себя везде: танцевала в Народном ансамбле танца «Ирандек», обучившись на факультете общественных профессий, получила специальность референта-переводчика по английскому языку. Позже, окончив бухгалтерские курсы, работала бухгалтером в системе МВД РБ.
Но призвание свое нашла в материнстве, в воспитании детей. Зиля Раилевна всех своих детей научила читать самостоятельно в раннем возрасте по методике «Кубики Зай­цева». В семейной библиотеке собрана огромная коллекция детских книг, преимущественно подарочных изданий в твердом переплёте, которая приобреталась семьей в течение многих лет и является предметом особой гордости.
Игрушки в доме преимущественно развивающие и обучающие (деревянные кубики, головоломки, пазлы, конструкторы, счётный материал, интерактивные игрушки и т.д.). В занятиях с детьми Зиля Раилевна использует развивающие методики Марии Монтессори, Синити Судзуки, Гленна Домана, методику Никитиных.
Ярослав помогает детям по занятиям сольфеджио и игре на фортепиано, так как сам в юности окончил детскую музыкальную школу. Вообще, надо сказать, детям повезло с родителями. И Ярослав, и Зиля, как всесторонне развитые творческие личности, имеют много специальностей. Ярослав до поступления в университет окончил художественное училище и обучает своих детей скульптуре, рисунку, живописи.
Одна из стен квартиры служит галереей детских рисунков, которая обновляется каждую школьную четверть по мере появления новых работ. Тут же размещены развивающие плакаты и познавательные карты мира для детей.
Зиля выросла в деревне и хорошо помнит, как со своими сестрами трудилась на приусадебном участке или в колхозном поле. Потому и своих детей с малых лет приучает к труду. В период летних каникул семья Андрющенко приезжает к родителям Зили, живущим в деревне Никифарово Альшеевского района. В деревне летом дел невпроворот. Дети с удовольствием помогают взрослым по хозяйству: поливают, пропалывают, участвуют в сборе урожая. Супруги Андрющенко являются для своих детей примером трудолюбия, авторитетом во всем.
В результате такого воспитания дети показывают отличные достижения в учёбе и внешкольной деятельности, подтвержденные многочисленными грамотами и наградами.
Старшему сыну Соломону 17 лет, он учится в 11 классе физико-математического лицея №93 г.Уфы. Победитель и призер всероссийских и межрегиональных олимпиад по математике. Участник математической смены Образовательного центра одарённых детей «Сириус» в г.Сочи в 2018–2019 учебном году. Выпускник школы программирования Яндекс.Лицей в 2021 г. В 2020 г. был награждён премией Главы Республики Башкортостан как победитель и призер всероссийских и межрегиональных олимпиад (конкурсов) по общеобразовательным предметам. В том же году получил грант Министерства просвещения РФ за высокие достижения в области математики, информатики и цифровых технологий. Кроме успехов в школьных предметах, Соломон успевает заниматься бальными танцами, плаванием, шахматами, и в этих своих увлечениях тоже достиг хороших результатов. Успешно окончил Детскую музыкальную школу №14 по классу скрипки, Детскую художественную школу №1 им.А.Кузнецова.
Старается не отставать от своего брата четырнадцатилетний Елисей. Он окончил подготовительное отделение художественной школы, ныне учится в музыкальной школе. Его хобби – писать стихи и сочинять к ним музыку. Несколько лет занимался бальными танцами, имеет награды за выступления на конкурсах.
София поступила в 5-й класс физико-математического лицея №93. Кроме этого с удовольствием учится в музыкальной школе по классу фортепиано и в 1-ом классе Детской художественной школы. В свои 10 лет уже накопила увесистую папку грамот и дипломов за выступления в художественных и музыкальных конкурсах, в соревнованиях по художественной гимнастике и фигурному катанию, за призовые места в школьных соревнованиях по бегу, а также в конкурсах по литературе и скорочтению.
Семилетняя Стефания пошла в этом году в 1-й класс. Как и все дети в семье, она уже обучается в музыкальной школе игре на скрипке и в художественной школе, посещает студию современного танца. Самой младшей в семье – Феодоре исполнилось 3 года. Малышка ходит в детский сад и занимается с мамой по развивающим методикам раннего развития.
Для привлечения внимания к многодетным семьям в обществе Ярослав и Зиля участвуют в городских семейных конкурсах, на своей странице в социальной сети рассказывают аудитории подписчиков о положительном опыте семейной жизни с пятью детьми.
– Вопрос количества детей в семье вторичен по отношению к тому, когда думаешь – вот не было человека, и вот он появился, потом еще один, и т.д. – и вот уже сколько людей, которые тебя по-настоящему любят, переживают за тебя, а ты – за них. Человек – это плод отношений. Мы и сами возникли как плод отношений наших родителей, и в жизни стремимся к гармоничным отношениям со значимыми людьми, – говорит Ярослав.
– Сегодня уже можно сказать определённо – воспитывали бы больше детей, если бы позволяли условия, – добавляет он. – Но живём в однокомнатной квартире площадью 44 кв.м. С 2008 года признаны нуждающимися в жилых помещениях и с тех пор, уже 13 лет, состоим на учёте в Администрации Октябрьского района г.Уфы на улучшение жилищных условий.
Конечно, квартиру обустроили с учётом интересов каждого ребёнка, каждый квадратный метр используется максимально эффективно. Но собрать деньги на покупку новой квартиры (даже в ипотеку) или автомобиля семье пока не удаётся – почти все заработанные средства уходят на текущие бытовые нужды и на развитие детей.
– Трудности нас не пугают,– оптимистично заключает Зиля. – Я иногда сама себе усложняю задачу в хорошем смысле. Вот и детский сад выбрала не тот, что рядом, а тот, что лучше. И за питьевой водой мы ходим почти за километр от своего дома в гору – потому что там вода родниковая.


Посеешь характер –
пожнешь судьбу

Характер у хрупкой и улыбчивой Зили, как она сама говорит, закаленный. Так воспитали ее родители. Зиля (в девичестве Кашапова) родилась в 1978 году в деревне Никифарово Альшеевского района в семье учителей. Танзиля Валияновна и Раиль Раисович Кашаповы всю свою трудовую жизнь посвятили обучению и воспитанию деревенских детей.
Раиль Раисович после окончания физико-математического факультета БашГУ был направлен в родную деревню. С 1971 года трудился учителем математики Никифаровской средней школы, в 1990–2009 гг., до выхода на пенсию, работал директором школы. Удостоен званий «Почетный ветеран труда», «Отличник образования РБ», награждён Почётными грамотами Минпросвещения РСФСР и Альшеевского РОНО, имеет благодарственные письма. В 2019 году за особые достижения в сфере образования был награждён юбилейной медалью «100 лет образования Республики Башкортостан».
В настоящее время – на пенсии, но по просьбе руководства школы продолжает работать и готовить выпускников к ЕГЭ и олимпиадам по математике и физике. Многие из его учеников в дальнейшем поступают на бюджетной основе в государственные вузы страны. На занятия к Раилю Раисовичу школьники приезжают даже из соседних районов.
Танзиля Валияновна после окончания Бирского пединститута в 1974 году приехала в Никифарово учить детей иностранным языкам. Выйдя замуж, так и осталась здесь.
Через год Танзиля Валияновна на общественных началах стала руководить историко-краеведческим музеем в деревне, который был основан в 1969 году. Музей стал делом её жизни. С помощью местных жителей и учеников, неравнодушных к истории своего края, она по крупицам собирала материалы и экспонаты для него. За тридцать с лишним лет коллекции музея пополнились множеством предметов, имеющих историческую и краеведческую ценность. Из сельского Дома культуры музей перевели в два больших помещения Никифаровской средней школы, он включает несколько разделов: этнографический, истории села, боевой славы, нумизматики, минералогии. Фонды музея сегодня составляют 7843 экспоната. Со дня открытия его посетили более 7 тысяч человек.
Важным в своей историко-краеведческой работе Танзиля Валияновна считает поиск материалов о подвигах одиннадцати Героев Советского Союза Альшеевского района и об односельчанах – участниках ВОв и героях труда, работавших в тылу. На каждого фронтовика в музее отведено место – оформлен личный альбом и планшеты, где бережно собрана вся информация – воспоминания, документы, письма, награды, похоронки, фотографии. Всего оформлено 540 альбомов.
Благодаря неустанной кропотливой работе Танзили Валияновны историко-краеведческий музей села Никифарово удостоен множества наград, званий, дипломов и дважды был признан лучшим школьным музеем в республике. Материалы музея используются на уроках литературы, культуры и истории Башкортостана, географии, биологии и природоведения.
А сама Танзиля Валияновна за свою многолетнюю работу удостоена звания «Почетный ветеран труда», «Отличник народного просвещения РФ». В течение 15 лет, являясь учителем английского языка высшей квалификационной категории, руководила методическим объединением учителей английского и немецкого языков Альшеевского района. Она награждена Почётной грамотой Президента РБ, имеет множество Почётных грамот РОНО и благодарственные письма.
Родители Зили вместе уже почти полвека! Супруги, находясь на заслуженном отдыхе, с удовольствием занимаются садоводством. Привозят из питомников культурные деревья и растения. Раиль Раисович умело прививает садовые деревья «по науке» (на одном дереве могут расти яблоки разных сортов). В их саду растут яблони, груши, вишни, черешня, сливы, тёрн, рябина, калина. Из ягод и кустарниковых растений – клубника, смородина всех видов (белая, золотистая, красная, черная), крыжовник, малина, облепиха, жимолость.
В свободное время Раиль Раисович играет на музыкальных инструментах. Дома собрана почти вся коллекция клавишных инструментов – гармонь, баян, тальянка и аккордеон. Увлечение музыкой он пронес через всю свою жизнь. Сколько себя помнит, всегда играл на баяне и аккордеоне. С тех пор, как в 8-м классе отец купил ему гармонь, очень дорогую по тем временам, с инструментом не расставался. В молодости был постоянным участником художественной самодеятельности деревни Никифарово, стал лауреатом Республиканского смотра народного творчества «Тальян-гармонь».
Отец Раиля Раисовича тоже был педагогом. Раис Кашафович Сабахов – участник Великой Оте­чественной войны, ушёл на фронт, не успев окончить среднюю школу. 20 февраля 1943 года был призван в армию, воевал с сентября 1943 по 1945 год. Демобилизован в феврале 1946 года.
До 1944 года участвовал в нескольких тяжелых боях по освобождению Украины от фашистских захватчиков. В этот период он был дважды ранен. Летом 1944 года его перевели на Первый Белорусский фронт под командованием маршала Рокоссовского. 14 января 1945 года в Польше, на Магнушевском плацдарме на западном берегу реки Висла, при прорыве обороны фашистов снова получил тяжелое ранение. После лечения был признан негодным к дальнейшей службе и комиссован.
В родное село Никифарово Раис Кашафович вернулся инвалидом, передвигался на костылях, но продолжал трудиться в колхозе учетчиком и весовщиком. Окончив учительский институт в Стерлитамаке, трудился учителем истории, русского языка и литературы, директором школ Альшеевского района. В последние годы перед пенсией работал учителем русского языка в Никифаровской средней школе. За боевые заслуги Раис Сабахов награждён орденом Отечественной войны 2 степени, медалями «За Отвагу», «За победу над Германией» и юбилейными медалями.
Вот в какой достойной семье выросла Зиля. Не зря гласит пословица «Посеешь характер – пожнешь судьбу». Трех своих дочерей Кашаповы воспитали в строгости, выработав у них такие качества характера, как ответственность, старательность, настойчивость, целеустремленность. Сестры Зили живут в Москве. Старшая сестра Лила окончила математический факультет БашГУ, аспирантуру и философский факультет МГУ, родила троих детей. Младшая Диля после окончания Уфимского государственного авиационного технического университета переехала в Москву, работает по специальности. Пока не замужем.
Семья Ярослава тоже оказала на него большое влияние. Его детство и юность прошли в городе Чимкент Казахской ССР. Мама Елена Васильевна была художником и искусствоведом, увлекалась историей изобразительного искусства и архитектуры. Она закончила Чимкентский художественный колледж, затем Уральский государственный университет, работала искусствоведом в историко-краеведческом музее Южно-Казахстанской области и преподавателем истории изобразительного искусства и архитектуры в Чимкентском художественном колледже. Играла в вокально-инструментальном ансамбле, была организатором и участником КВН. Папа Владимир Александрович по профессии и по призванию был геологом, работал в научном институте, объездил на буровом автомобиле почти всю Среднюю Азию.
Вот как вспоминает детство Ярослав: «Летом мы много путешествовали по разным городам Средней Азии и Советского Союза, обычно вместе с друзьями родителей – такими же семейными парами. Оставляли автомобили где-нибудь на стоянке и весь день проводили в пеших экскурсиях по культурным местам и достопримечательностям – утомительно бывало, но воспоминания самые приятные».
– Большое влияние на меня оказали родители моей мамы – Ковалёв Василий Павлович и Архипова Надежда Архиповна, – говорит Ярослав. – Наверное, я у них прожил даже больше, чем дома с родителями. Они жили через дорогу от школы, в которой я учился, что было очень удобно. Дедушка и бабушка – инженеры, проектировщики. Дед работал главным конструктором Чимкентского свинцового завода, где выплавлялась каждая седьмая пуля в годы войны, был изобретателем, имел патенты и трудовые награды. Переиграть его в шахматы было почти невозможно.
Родители мамы были стержнем всей нашей семьи. Это были люди старой закалки, вместе прожившие счастливо более 50-ти лет. Я никогда не слышал, чтобы они ругались между собой. Более полувека верности, взаимного уважения и любви – наш образец идеальной семьи!
К сожалению, родители Ярослава рано покинули этот свет. «Я завидовал тем, у кого были большие дружные семьи, где много братьев и сестёр, что было характерно для Средней Азии, – признается Ярослав. – Переезд в 19 лет из Казахстана в Россию, в Уфу, отрыв от бабушки и дедушки, лишь усилил мечту о большой семье. Может быть поэтому, уже много позже, учась в аспирантуре, я выбрал демографию и рождаемость как направление научной работы».


Семь «я»

«Если хотите, чтобы у ваших детей все получалось хорошо, тогда вдвое больше проводите с ними времени и вдвое меньше балуйте их деньгами». (Эбигейл Ван Бурен). Ребенку необходимо ощущать себя значимым и кому-то нужным, особенно своим родителям. Он должен осознавать, что является важной частичкой своей семьи. Если постоянно показывать ребенку, что он важен для вас, он с детства будет расти с адекватной самооценкой. А это ключевой момент для формирования счастливой и гармоничной личности. Супруги Андрющенко хорошо это понимают.
– С нашей мамой не расслабишься, она всегда что-нибудь придумает, чем нас занять, сидеть без дела точно не даст, – говорит старший сын Соломон. – Каждый из нас проходит полный цикл кружков – музыкальная и художественная школы, гимнастика, танцы или плавание. Современный человек должен быть всесторонне развитым.
Мама сначала заинтриговывает каким-то занятием, говорит: «Давай попробуем, походим, если не понравится, в любой момент можем бросить». А потом, когда уже походил год-два, привык к преподавателям, к такому плотному режиму дня говорит: «Надо уж закончить то, что начал. Нельзя бросать начатое на полпути, надо завершить, получить диплом – столько сил потрачено!» Такими словами мама побуждает нас не опускать руки и идти по выбранному пути до конца.
Я благодарен своим родителям, которые много сил и времени отдают нам, своим детям. Они всегда рядом, я уверен в их любви и поддержке. Раньше я хотел быть архитектором, сейчас – программистом, самостоятельно освоил язык Python и окончил Яндекс.Лицей. После школы планирую поступать в какой-нибудь профильный московский вуз.
– Когда мама идёт со мной на занятие, она всегда в руках держит часы, смотрит на время и никогда не опаздывает, – говорит София. – Если осталось 10 минут до начала занятия, значит надо добежать за 10 минут. Когда мы бежим, мама всегда говорит мне: «Держи дыхание».
– София ходила в музыкальную школу и параллельно освоила бег, – включается в разговор мама. – И сейчас она самая быстрая в беге в школе среди ровесников, в прошлом учебном году заняла первое место в школьном первенстве.
– Мама нас учит добиваться своего! Вот и сейчас мама говорит мне: «Давай попробуем, подадим документы в «Артек», у тебя столько грамот. Если не ты, то кто?! Хорошо же, будешь отдыхать на море, благодаря своим достижениям». (Ред.: на момент вёрстки журнала София и Соломон уже прошли отбор в Международный детский центр «Артек» и получили путёвки).
Однажды я ей говорю: «Давай, мама, купим тебе платье, ты совсем забыла про себя!» И я увидела, как она расцвела, надев новое платье, – надо будет всегда повторять такие покупки! – делится сокровенным София. – Я очень благодарна маме за всё, что она делает ради нас!
Елисей мечтает стать известным певцом и дизайнером. Он уже выпустил несколько музыкальных альбомов под псевдонимом Lilgred, которые доступны на его канале YouTube и в социальных сетях родителей.
– Мама, всё, что может, даёт нам сама – читать научила, английский язык учим с ней дома, а не только на групповых занятиях, школьные предметы осваиваем без репетиторов. В нашей семье бывают времена, когда посещать все желанные занятия просто не хватает денег, и на вопрос педагогов: «Вы бросили занятия, больше не будете посещать?» – мама всегда отвечает: «Будем! Просто временно не ходим». Мама у нас очень позитивная, искренне верит, что все эти трудности – временные, и они скоро закончатся! – вместе с мамой в это верит и Елисей.
– Конечно, дети вдоволь получили материнской любви, ведь каждого жена кормила грудью до двух лет, а дочку Феодору до трёх лет. Зиля всё своё сердце и любовь отдаёт детям, – восхищается своей ненаглядной Ярослав.
Быть все время чем-то занятым для их детей привычное состояние, и они сами для себя находят занятия по душе, которые, возможно, выльются в их будущие профессии. Характер и жизненные приоритеты детей закладывают родители. Как сложится судьба детей, также во многом зависит от их отцов и матерей.
Все начинается в семье. Если между родственниками – любовь и взаимопонимание, есть духовная связь между родными людьми, тогда можно быть спокойным за будущее этой семьи и рода. А модель семьи, созданная дружной четой Андрющенко, неизменно будет примером для всех их детей.

Многодетная мама Зиля Андрющенко
Вся семья в сборе
Соломон Андрющенко и Амелия Карпенко в мгновениях танца.
Стефания любит играть на скрипке.
Танзиля и Раиль Кашаповы.
Сабахов Раис Кашафович.
Родители Ярослава – Елена и Владимир Андрющенко.
София на фоне домашней галереи.
Генеральная репетиция Елисея перед экзаменом.
Феодоре всего 3 годика.
Многодетная мама Зиля Андрющенко
Автор:Эльвира Халикова.
Читайте нас в