– Назир Мурзабаевич, открытие школьного музея генерала Минигали Шаймуратова в его родном селе – это большое событие не только для района, но и для всей республики. Расскажите, пожалуйста, как все происходило?
– В 1972 году, после окончания исторического факультета Башгосуниверситета, я приехал в свой родной район. Меня направили в Шаймуратовскую среднюю школу учителем истории, а в райкоме КПСС предложили должность директора школы. Приступив к работе я как историк обратил внимание на вопросы увековечивания памяти легендарного уроженца села генерала Минигали Шаймуратова. До этого была проделана значительная работа в этом направлении. В 1964 году деревню переименовали в Шаймуратово. Имя генерала присвоили колхозу и школе. На стене школы по инициативе ветеранов дивизии в 1953 году установили мемориальную доску. Надпись на доске гласила: «В деревне Биштяки родился и провел детство в 1899–1913 годах генерал-майор Советской армии, командир Башкирской кавалерийской дивизии Шаймуратов М.М. Погиб в боях за Родину 23.02.1943 года».
Имя генерала носила пионерская организация средней школы. Рядом со школой в 1972 году разбили парк имени генерала Шаймуратова, где был установлен его бюст. Ежегодно в село приезжала жена генерала Ольга Павловна, встречалась с пионерами школы, ее приняли почетным пионером детской организации. Изредка навещали ветераны 112-ой Башкирской кавалерийской дивизии.
Однако к тому времени парк был сильно запущен, забор развален, а деревья разрослись, из-за отсутствия должного ухода. Бюст генерала, сделанный из гипса, тоже был в плохом состоянии.
Восстановительные работы мы начали с бюста: его вместе с постаментом очистили, заклеили сколотые части, покрасили бронзовой краской, организовали генеральную уборку в парке и уход за деревьями. Обновление забора парка требовало значительных финансовых расходов. Серьезную поддержку строительным материалом, транспортом и специалистами оказывал колхоз имени Шаймуратова. Председатель правления колхоза Рифкат Зайнагетдинович Алимгафаров проявлял высокую гражданскую сознательность.
– Еще какие задачи вы поставили перед собой и коллективом школы для увековечивания памяти генерала и популяризации его имени?
– Мы развернули работу красных следопытов. На педагогическом совете, затем на заседаниях комсомольского комитета и совета пионерской дружины решили приступить к поисковой работе. Учебным классам распределили конкретные задания по поиску ветеранов дивизии, родственников генерала Шаймуратова. Этим делом было кому заниматься: в школе учились 642 ученика из села Шаймуратово и девяти соседних деревень.
Пионеры и комсомольцы находили ветеранов дивизии и их адреса. Красные следопыты писали письма по всему Башкортостану и за его пределы. Многие ветераны дивизии живо откликнулись на них, некоторые сами приезжали для встречи с учащимися и учителями школы. Среди них были командир минометно-артиллерийского полка полковник Сайфулла Хабиров, заместитель начальника политотдела подполковник Сабир Кадыров, писатель Ахтям Ихсан, личный водитель генерала Шаймуратова, старший лейтенант Ибрагим Шарафетдинов, подполковник Сабир Мотигуллин, командир разведвзвода капитан Нарбеков из Дагестана, народный поэт Башкортостана Мустай Карим и многие другие, хорошо знавшие генерала Шаймуратова.
Особенно повезло школе с командиром артиллерийско-минометного полка дивизии полковником С.Х.Хабировым. Он очень хорошо знал Минигали Мингазовича не только как командира дивизии, но и как человека. Имел огромное количество фотоматериалов и феноменальную память. По фотоснимкам мог рассказывать о каждом офицере и солдате: откуда тот или иной воин, как воевал, где и в каком сражении отличился и какие награды имел, когда и где погиб или где проживает в настоящее время. Фотограф пожарной части №1, будущий прославленный фотохудожник, лауреат Государственной премии имени Салавата Юлаева Рамиль Кильмаматов помог восстановить пожелтевшие солдатские фотоснимки.
– А каким образом работа сельской школы вышла на районный и даже республиканский уровень?
– Я написал статью «Башкиры! Седлайте коней!», которую опубликовали в четырех номерах районной газеты «Трудовая слава». В ней я обратился к жителям района с просьбой присылать в нашу школу материалы о ветеранах дивизии. Для этого предлагалось в каждой школе района организовать работу следопытов.
Военруку школы Р.Х.Вахитову была поставлена конкретная задача поиска ветеранов дивизии по материалам райвоенкомата, республиканского Дома офицеров, организовать с ветеранами личные встречи. Я сам лично находился в контакте с полковником С.Хабировым, подполковником С.Кадыровым.
– Такая масштабная работа, вероятно, должна была завершиться созданием школьного музея. Когда у вас возникла такая идея?
– Действительно, в течение 1972–1973 годов было накоплено столько материалов, что встал вопрос о создании школьного музея генерала Шаймуратова. Желание открыть музей укрепилось сенсационной находкой следопытов: мы узнали, что у генерала есть родная дочь. Ее звали Октябрина, она носила фамилию отца. Октябрина Минигалиевна проживала в Латвийской ССР, в городе Риге. Сенсация вызвала в школе настоящий ажиотаж. Возникла цель – непременно создать школьный музей и пригласить на его открытие дочь героя. Красные следопыты буквально завалили Октябрину Минигалиевну письмами. Писали от имени пионерской, комсомольской организаций, от имени односельчан, писали отдельные ученики.
Однако она не отвечала. Тогда решил написать ей сам. Я акцентировал внимание на том, что как дочь национального героя башкирского народа, она обязана ответить на письма следопытов и приехать на родину отца для встречи с его земляками. Тогда Октябрина Минигалиевна написала мне, что очень хочет приехать на родину отца, познакомиться со своими родственниками, но не может это сделать из-за финансовых затруднений. Я пригласил ее, обещав покрыть дорожные расходы.
– Как прошло открытие школьного музея? Приехала ли Октябрина Минигалиевна? Много ли было ветеранов дивизии?
– Первый в республике школьный музей генерала Минигали Шаймуратова открыли 9 мая 1975 года, в день 30-летия Великой Победы. На праздник приехали более двух десятков ветеранов дивизии, гости из Уфы, сел и деревень Кармаскалинского района и соседних районов. Из далекого Дагестана прибыл капитан Нарбеков.
Приехала и Октябрина Минигалиевна. Надо было видеть, когда утром 9 мая в сопровождении представителей школы, парткома колхоза и сельского совета она шла к школе. По всей дороге был образован живой коридор из людей, которые вышли, чтобы своими глазами увидеть родную дочь генерала. Особенно трогательно было наблюдать, как пожилые люди, лично знавшие Минигали, особенно пожилые женщины, обнимали и целовали гостью, плакали, каждая старалась успеть что-то рассказать ей из своих воспоминаний про юные годы ее отца.
Октябрина Минигалиевна выступила на открытии музея, поделилась воспоминаниями об отце, поблагодарила земляков за то, что бережно хранят память о нем. Она гостила целую неделю. Встречалась с учащимися и учителями школы, с жителями села, познакомилась со своими родственниками – с двоюродным братом Расилем Сафиным и родной тетей, младшей сестрой Минигали Галима-апай, которая проживала в соседней деревне Арсланово. Родственники из деревни Арсланово увезли ее к себе и в течение трех дней водили по гостям. Впечатлений у Октябрины Минигалиевны было много. Уехала она радостная, довольная тем, что познакомилась с малой родиной отца, нашла своих близких родственников. Многочисленные непринужденные беседы помогли ей больше узнать о своем легендарном отце.
Открытие школьного музея генерала сыграло историческое значение для жителей села Шаймуратово. Но для школы, ее учеников сам процесс подготовки этого события сыграл огромное воспитательное значение. Школьники, особенно уроженцы села Шаймуратово, активно занимались поисковой работой, перепиской с ветеранами дивизии. Сообщения о работе красных следопытов школы в районной или республиканских газетах, по радио и телевидению моментально распространялись среди учащихся, обсуждались на переменах. При этом у них глаза горели, они испытывали гордость не только за своего легендарного земляка, но и за свою школу, за себя.
– Назир Мурзабаевич, вы организовали поездку учащихся на место гибели генерала Шаймуратова. Расскажите, пожалуйста, об этом.
– Переписка с Октябриной Минигалиевной затянулась на многие месяцы. Следопыты школы продолжали поиски ветеранов дивизии и сбор материалов для школьного музея. Зародилась идея поехать на Украину, возложить венок на могилу генерала Шаймуратова, привезти землю с его могилы. Но без путевки везти большую группу учащихся в районном отделе народного образования не разрешали. Приходилось обивать пороги райкома и обкома комсомола. Весной 1975 года появилась путевка на экскурсию на 33 человека в Краснодон, по следам молодогвардейцев. Я тут же заказал ее. На педсовете школы решили отобрать 28 отличников учебы и активных общественников, руководителем группы назначили меня. Моим заместителем определили учителя истории Махмута Мухаметовича Гумерова. Он же отвечал за финансовые вопросы.
За поведение учеников отвечали учительница химии Галия Тамировна Абдеева и комсорг школы, ученик 10-го класса Раухат Аминев. Учительница рисования и черчения Сария Сабировна Кабирова делала зарисовки, а учитель физкультуры Раис Хазигалеевич Вахитов снимал документальный кинофильм. В спецфонде школы было более восьми тысяч денег, для того времени огромная сумма. С согласия родительского комитета, на всякий случай, собрали деньги с учеников. Состав группы, руководителей и денежные расходы утвердил родительский комитет (кстати, денег из спецфонда нам хватило с лихвой, а собранные с учеников деньги мы вернули обратно).
Путевка предполагала пребывание в городе Ворошиловграде три дня. Согласно программе, в первый день мы должны были совершить экскурсию в город Краснодон, на следующий день – в город Раменки, на третий день – в город Ворошиловград. В туристическом бюро мы договорились о некотором изменении программы, и на третий день нам выделили автобус для поездки в город Петровск, где находится могила генерала Шаймуратова, обещали предупредить дирекцию средней школы №22 города Петровска, коллектив которой шефствует над могилами генералов и воинов, павших во время боя 23 февраля 1943 года.
– Удалось ли вам выполнить все планы, связанные с поездкой на могилу генерала Шаймуратова?
– Мы с трепетом и волнением ступили на многострадальную землю, где упала последняя капля крови нашего великого земляка, где покоятся его останки. Учащиеся и учителя Шаймуратовской средней школы прошли по полям деревень Юлино-1, Юлино-2 и Фромандияровка, собирали патронные и снарядные гильзы, другие артефакты Великой Отечественной войны. В деревне Юлино-1 встретились и беседовали с дедом Остапом, который был свидетелем боя 8-го гвардейского кавалерийского корпуса и гибели легендарного генерала башкирской дивизии.
В средней школе №22 города Петровска нас ждали. Была проведена школьная линейка, где выступали гости и хозяева. К нашей радости, завуч школы Мария Николаевна оказалась уроженкой Чишминского района. В актовом зале состоялась встреча с жителями города, которые после сражения 23 февраля 1943 года в течение многих дней тайно от фашистов выносили с поля битвы раненых солдат и тела погибших советских воинов. Наши мероприятия завершились возложением венков на могилу генерала Шаймуратова и трех других генералов, погибших в этом сражении. Шаймуратовцы взяли горсть земли с могилы нашего легендарного земляка.
Поездка на Украину и посещение могилы генерала Шаймуратова дали много ценных материалов, составивших золотой фонд школьного музея. Вся поездка от начала до конца была заснята на киноленту и записана на магнитофон. По приезду домой в сельском доме культуры мы отчитались о поездке перед жителями села с демонстрацией аудио- и видеоматериалов.
На страницах районной газеты я выступил со статьей «По следам бессмертия».
– Назир Мурзабаевич, вы собрали огромное количество уникальных материалов. Где можно с ними ознакомиться?
– Этот вопрос самый больной для меня. Экспонаты музея находились в одном учебном кабинете. Когда построили новую двухэтажную школу, их расставили в коридоре второго этажа. Через год, в 1976 году, я уехал из Шаймуратово – поступил в целевую аспирантуру МГУ. Кинопленка о поездке на Украину бесследно исчезла.
Но у меня сохранилось колоссальное число фотоматериалов. После возвращения из Москвы по совету директора Исторического архива Башкортостана Ахата Хисматуллина я их передал в архив. Сегодня их тоже не могут найти в фондах. Особенно жаль, что утеряны снимки, где были запечатлены моменты возложения венков на могилу генерала, выступления в школе №22 города Петровска.
Я в течение многих лет вел переписку с Октябриной Минигалиевной. У нас сохранялись очень теплые отношения. Накопился целый чемодан эпистолярных материалов: переписка с ветеранами дивизии, различные газетные и журнальные статьи. К сожалению, их сегодня тоже нет. Поэт Ирек Кинъябулатов взял их у меня, обещал написать поэму и вернуть. Нет ни поэмы, ни материалов...
– Очень жаль. Назир Мурзабаевич, в последние годы по инициативе Главы республики Радия Хабирова очень много сделано для увековечивания памяти генерала М.М.Шаймуратова и его героической дивизии. Генерал удостоен звания Героя России. Написано немало книг, научных статей, художественных произведений, созданы фильмы, спектакли и многое другое. Только в нашем журнале было опубликовано несколько десятков статей! Но мало кто знает и помнит, что вы являетесь одним из тех, кто более полувека тому назад занялся возрождением и увековечиванием имени легендарного башкирского генерала и внес немалый вклад в это дело.
– После аспирантуры я опубликовал статью об Октябрине Минигалиевне в журнале «Башҡортостан ҡыҙы». А в журнале «Ағиҙел» выпустил уникальный фотоснимок Минигали Шаймуратова с небольшой справкой о начале его воинской службы после окончания Кремлевской школы. И посчитал, что этим свой гражданский долг перед памятью своего земляка генерала М.М.Шаймуратова выполнил.
Выпускник исторического факультета Башкирского государственного университета, мой дипломник Фанзиль Фаизович Чингизов в годы работы главой администрации Кармаскалинского района развернул активную деятельность по созданию памятников.
В районном центре были установлены обелиск и мемориал павшим в боях Великой Отечественной войны, павшим в горячих точках, памятник скорбящей матери, видному государственному деятелю М.Султангалееву. В селе Бузовьязы установили памятник пугачевскому бригадиру Канзафару Усаеву. В сельском доме культуры села Шаймуратово создали музей с использованием современной мультимедийной техники. Но самым значительным является конный памятник генералу Шаймуратову, установленный в обновленном и замечательно оборудованном парке.
В настоящее время парк становится местом паломничества всех, кто гордится историей своего народа, кто помнит и скорбит по павшим героям Великой Отечественной войны. У подножия памятника всегда лежат цветы и венки.