Все новости

С ВОЗВРАЩЕНИЕМ, ПАВКА!

Министерство просвещения РФ вернет в школьную литературную программу произведения некоторых советских классиков. В федеральные основные общеобразовательные программы включены «Молодая гвардия» Александра Фадеева, проза и поэзия о Великой Отечественной войне, в том числе роман Юрия Бондарева «Горячий снег» и Константина Симонова «Сын артиллериста», роман-эпопея Михаила Шолохова «Тихий Дон» и другие произведения. 
Работа в этом направлении будет продолжена, планируется включение в школьную программу также «Русский характер» Алексея Толстого, повесть Сергея Смирнова «Брестская крепость».

Про вчера

Мои одноклассницы и подруги в ту пору влюблялись в артистов, хоккеистов, коллекционировали их портреты, вырезая подходящие из журналов и газет, обменивались друг с другом. А я, хотя тоже фанатично собирала и даже сохранила целый такой фотоальбом, больше увлекалась героями, простите за тавтологию, героических книг Островского и Фадеева, Твардовского и Шолохова. Мои сочинения о Павке Корчагине, Василии Теркине и Ульяне Громовой гуляли по всей школе. Учительница русского языка и литературы Тамара Николаевна Ржевская оценивала в них собственный взгляд, зачитывала на уроках отрывки из моих работ. Мне все пророчили писательство, но я выбрала журналистику, которую принято считать «литературой на бегу».
Раньше, на мой взгляд, самым важным в жизни были человеческие отношения, люди были богаче духовно. Неслучайно сегодня мои ровесники с печалью шлют друг другу в ватсап и телеграмм едва ли не прощальное: «Мы – последнее поколение, которое помнит, как жили с распахнутыми дверями, как родители не боялись отпускать своих детей на улицу, как могли зайти к соседям за солью или спичками…» Как бы ни ностальгировали друзья-сверстники, время не повернуть вспять. В прямом эфире однажды президент страны Владимир Путин по этому поводу заметил: «Кто не жалеет о распаде СССР, у того нет сердца. А у того, кто хочет его восстановления в прежнем виде, у того нет головы». 
Да, у каждого времени свои герои и идеалы, только вот предавать их забвению не следовало. Чья рука тогда поднялась на это, как это было глупо, недальновидно, и сколько поколений выпускников школ не узнали о тех же героях-молодогвардейцах. К слову, именно события на Украине теперь дали возможность многое и многим переоценить. Сегодня у нас серьезный противник в лице США, который давно работает на идеологическом фронте, а мы только пытаемся вернуться к хорошо наработанному в прошлом. Пытаемся возродить, пока еще робко, – патриотизм. И, полагаю, несколько запоздало решение относительно возвращения любимых целыми поколениями литературных героев в строй, хотя они не должны были выпадать из программы. 
В далеком 1932-м в советскую литературу и нашу жизнь с криком «Даешь!» вихрем влетел Павка Корчагин и надолго стал героем эпохи. Советский писатель Николай Островский (1904–1936), написавший романы «Как закалялась сталь» и «Рожденные бурей», умер в 1936-м, в зените славы. Очень быстро его жизнь превратилась в легенду. Его магический роман и сегодня вдохновляет многих людей, в том числе и за рубежом. Может быть, это происходит потому, что его нельзя было просто написать, эти события надо было пережить жаром всей души?
Помню, несколько лет назад в Уфе побывал и даже дал пресс-конференцию журналистам исполнитель роли романтика Корчагина, заслуженный артист РФ, лауреат премии имени Ленинского комсомола Владимир Конкин. Когда в 1974 году он сыграл Павку, ему было всего 22 года: на него свалилась всесоюзная слава, с фильмом «Как закалялась сталь» он объездил полстраны. Увы, сегодня на экранах его нет. А тогда, при встрече, все интересовались именно ролью Павки, на которого равнялось не одно подрастающее поколение. Актер искренне сожалел о канувших в Лету героях и идеалах. 


Не будем невеждами

Новость о том, что Министерство просвещения РФ возвращает в программу по литературе хорошо известные советским, но почти незнакомые российским школьникам романы «Молодая гвардия» Александра Фадеева и «Горячий снег» Юрия Бондарева, стихотворение «Сын артиллериста» Константина Симонова, а также роман-эпопею «Тихий Дон» Михаила Шолохова и на очереди – «Как закалялась сталь» Николая Островского, была встречена не совсем однозначно. Опять-таки, почему? Да потому, что печатную прессу сейчас читают немногие, а телевизионные передачи, тем более соцсети, не утруждают себя такими «сложностями». Еще задолго до этого последние кричали о том, что в урок литературы нельзя «впихивать историю, политику, патриотическое воспитание», не понимая, что хорошая книга как раз и содержит все это.
Понятно, времена изменились, и преподавать этот предмет предстоит иначе. Но, как верно замечено, «если живущий в России молодой человек не знаком с произведением, которое знает весь мир, то он невежда». Похоже, все встанет скоро на свои места: вернутся на экраны фильмы о тех героях, напечатают многотысячными тиражами книги, ведь в свое время невыдуманные персонажи Островского сыграли колоссальную роль в патриотичес­ком воспитании молодежи, и аналогов пока им не видно. 
На литературу советской эпохи можно взглянуть и совсем с другого ракурса. Чем «Повесть о настоящем человеке», «Как закалялась сталь» или «Молодая гвардия» не «житийные истории»? Вот высказывание российского филолога, литературного критика, литературоведа, заслуженного учителя Российской Федерации Льва Соболева: «У меня два простых приема. Первый – принудительный. Мои ученики пишут работы по тексту каждого произведения. Второй – побудительный. Я очень много читаю на уроках. Конечно, представить себе, что весь класс, затаив дыхание, слушает, а потом бежит перечитывать в укромном уголке, это было бы смешно. Но на большинство действует».
Вопрос о возвращении «советской литературы» – непростой и неоднозначный. Если иметь в виду произведения, которые входили в программу выпускного класса до сильно ее откорректировавшего 1991 года. На различных площадках эта тема подается по-разному, в связи с чем я обратилась к людям различных возрастов, профессий и идейных взглядов.
Любовь Иванова, отличник народного просвещения Российской Федерации, член Союза журналистов Башкортостана и России, г.Белебей:

– Пересмотр школьной программы по литературе и возвращение легендарных произведений «Как закалялась сталь» Островского и «Молодая гвардия» Фадеева я встретила аплодисментами. Наконец-то наши дети смогут поменять установку «я никому ничего не должен» на «жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Вытравить из сознания дух потребительства и поменять его на дух созидания!
Я ушла из учительства в журналистику, не приняв как раз такие моменты в деятельности педагогического сообщества и не желая участвовать в разрушении системы образования. Однако всегда знала, что возврат к лучшему из советской школы будет. Искренне желаю, чтобы учителя литературы справились с ответственной миссией, ведь за последние годы из школы исчезли педагоги-подвижники. А без них не обойтись.
Марат Газизов, заместитель руководителя Агентства по печати и СМИ Республики Башкортостан, кандидат политических наук:

– Как человек с 27-летним стажем работы в медийной сфере, отец четверых детей и как человек, читающий лекции студентам, могу сказать, что это похвально – вернуть в школьную программу такие сильные произведения советской эпохи. Это ведь часть нашей истории. Однако хотелось бы избежать в этом процессе кампанейщины в стиле «пришло поручение до конца четверти воспитать патриотизм». Нужен системный, вдумчивый подход. Чтобы современные дети поняли смысл и ценность этих произведений, нужно им еще многое объяснить. Граждане должны быть патриотами своей страны, любить свою Родину, это очевидно. Родная земля – это родники, из которых ты пил воду; хлеб, который ты ел; воздух, которым дышал – это часть тебя. 
Фания Хамитова, отличник народного просвещения РФ, заслуженный работник народного образования РБ, председатель общества «Дети войны»:

– Вне сомнения, что в школах, семье следует уделять больше внимания патриотическому воспитанию детей. Мы знаем, что в Великой Отечественной войне победа была выиграна благодаря патриотизму советского человека, воспитанного именно на таких произведениях. 
В своей новой книге «Герои и дети Победы» я постаралась по крупицам собрать истории людей прошлого столетия, в чью жизнь вмешалась война, и донести эту правду для юных сибайцев, чтобы они стали своеобразным якорем для нынешнего поколения. Как важно военно-патриотическое воспитание, показывают и события, связанные с СВО на Украине. Поэтому отлегло от души, когда узнала, что «Молодая гвардия» и «Как закалялась сталь» возвращаются в школьные уроки литературы. Хотя прекрасно понимаю, что не так просто их будет читать поколению, которое воспитали соцсети.
Вячеслав Михайлин, подполковник в отставке (г.Москва):

– Патриотизм воспитывается жизнью – в семье, школе, социуме. Скажу по-военному прямо: мы живем в непонятном обществе – капиталистическом, а метод воспитания хотим взять социалистический. К чему это приведет? И привьется ли в такой ситуации соцпатриотизм? Если обратимся к забытым авторитетным именам (Маркс, Ленин, Макаренко и др.), то поймем, что существующий ныне патриотизм – остаточный и даже паразитический. Какое общество, такой и патриотизм. На мой взгляд, нашим внукам неинтересно читать «Молодую гвардию», они сейчас помимо своей воли читают самое необходимое из школьной программы или вообще не читают.
Разумеется, не говорю об истинном патриотизме, который связан в настоящее время с защитой интересов нашего государства, народа на юге страны. Молодые ребята сражаются и погибают во имя Отчизны, во имя спокойствия и мира на планете. Рано или поздно это закончится победой добра над злом, и вопросы патриотического воспитания с новой силой встанут перед обществом, перед системой школьного и вузовского образования. Поэтому, не откладывая в долгий ящик, сегодня необходимо разрабатывать программу-максимум и программу-минимум по возрождению основательной, продуманной работы по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Любовь Меликянц, педагог со стажем (48 лет), мать четверых детей, бабушка десяти внуков и правнука (г.Октябрьский):

– Патриотизм, как бы это высокопарно ни звучало, одна из актуальных и назревших проблем нашего общества, молодежи. Думаю, что именно таким образом можно наиболее доступно передать эстафету памяти, показать подрастающему поколению величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших для всего мира в 1945-м 
Победу над фашизмом. Прививая патриотизм, мы воспитываем духовно-нравственные качества человека, который будет «раньше думать о родине, а потом о себе». К счастью, наши участники СВО ценой своей жизни показывают сегодня это на Украине.
Карим Кашафутдинов, кавалер двух орденов Красной Звезды и медали правительства Афганистана «От благодарного афганского народа», уроженец Ишимбайского района:

– Я не знаю содержания сегодняшних школьных программ по литературе и истории, но мельком глянул в интернете – грустное впечатление! Надо возвращать школьные программы, которые были до 1990 года. Складывается мнение, что историю пишут только на основе мнений ученых, а не на исторических фактах, а литература и вовсе бездуховна, и нет в ней, увы, любви к Родине.
Я бывал и даже воевал за пределами России, видел жизнь и людей по ту сторону. И всегда меня тянуло домой, в родной СССР, где в любой республике тебя поймут, и ты сможешь с любым человеком поговорить по душам. А там, за «бугром», жизнь другая, за красивой оберткой прячется их основной инстинкт – лишь бы мне было хорошо, ради этого можно сказать одно, а сделать наоборот, отобрать под благовидным предлогом. Короче, надо показывать все про заграницу, как есть, а не только Эйфелеву башню, Биг Бэн, статую Свободы, и подальше от центров туристических. А Россию мы и так видим, какая она есть.


Самое дорогое у человека – это жизнь!

Напомню, только в одном Китае за последние годы 21 раз переиздали роман «Как закалялась сталь» миллионными тиражами, там самый почитаемый герой – Павка Корчагин. Это были первые слова, услышанные мной в Доме-музее Островского в городе Сочи в 2017-м. Автобиографический роман «Как закалялась сталь» приобрел мировую известность уже в 30-е годы ХХ века и издавался 773 раза на 82 языках народов мира общим тиражом 53 миллиона 844 тысячи экземпляров. 
Перелистывая книгу отзывов посетителей Сочинского музея, неоднократно видела иероглифы китайских, японских туристов, благодарных музею за сохранение памяти о великом писателе. Посещают музей и россияне, со всех уголков страны. Отзывы – трогательны до слез, потому что и сама жизнь писателя, как и его бессмертного героя Павки Корчагина, – настоящий подвиг. 
«Сумей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой; сделай ее полезной». Эти слова Николая Островского помогли тысячам искалеченных вой­ной бойцов обрести себя в новой жизни. Нет сомнения, они помогут и нынешним участникам СВО, вставшим на защиту Отчизны. Жить и побеждать! Ведь самое дорогое у человека – это жизнь!

Мавлида Якупова, заслуженный журналист Российской Федерации.

Читайте нас: