В 1988 году в Красноярскую школу Уфимского района был назначен новый заместитель директора по учебной работе, чем-то неуловимо напоминающий киношного учителя в исполнении легендарного Вячеслава Тихонова в советском фильме «Доживем до понедельника». В интеллигентного красавца, вежливого и деликатного в общении нового учителя ученики, коллеги и родители влюбились сразу и бесповоротно.
С тех пор прошло 34 года. На второй же учебный год он отказался от должности завуча, объяснив, что предпочитает живую работу с детьми и хочет преподавать свой любимый предмет, а не заниматься нескончаемым потоком школьных документов. С того времени он учитель химии в школе и свои знания, талант и сердце отдает детям.
После успешного окончания Татарско-Урюшеской школы Караидельского района перед юношей вопрос выбора будущей профессии не стоял. Его мама Гасима Махмутовна всю свою жизнь посвятила преподаванию татарского языка и литературы в школе, родные сестра и брат, жена брата и еще многие родственники тоже работали в системе образования. Поэтому юный выпускник, который уже к этому времени определился с будущей специальностью и вузом, отправился поступать в Бирский государственный педагогический институт (с 2005 года педагогическая академия). Успешно сдав вступительные экзамены, стал студентом факультета биологии и химии. Там же юноша встретил свою первую и единственную любовь, красавицу-сокурсницу Эльвиру, будущую жену.
В 1982 году молодой учитель начал свою трудовую деятельность в Юкалекулевской восьмилетней школе Кигинского района. Грамотный специалист, активный общественник вскоре был приглашен на работу инспектором РОНО, затем ему доверили должность директора средней общеобразовательной школы №1 в селе Верхние Киги. Потом молодая семья решила переехать ближе к столице и с тех пор живет и трудится в историческом селе Красный Яр.
Марат Рамазанович, как опытный преподаватель, умело владеет методикой обучения, постоянно совершенствует формы работы с учащимися. Его уроки проходят интересно, увлекательно, с применением технических средств обучения и дидактических материалов. Учащиеся на занятиях учатся самостоятельно работать с учебной и дополнительной литературой, анализировать и обобщать изучаемую тему. Большое внимание Марат Рамазанович уделяет внеклассной работе. Ежегодно в школе проводятся недели химии, в рамках которой школьники имеют возможность ближе познакомиться с предметом, участвовать в различных мероприятиях. Его ученики постоянно принимают участие в районных и республиканских олимпиадах, конкурсах и выставках творческих работ, где показывают хорошие результаты, занимают призовые места.
Учитель сам систематически работает над повышением своего творческого и методического уровня, неоднократно обучался на курсах переподготовки учителей в Башкирском институте развития образования РБ. Владеет современными образовательными технологиями и методиками (ИКТ, модульной, проектной, развивающей технологиями) и эффективно применяет их в практической деятельности.
– Марат Рамазанович неоднократно представлял свой опыт работы, проводил мастер-классы, выступал с докладами перед педагогическим сообществом Уфимского района и родной республики, – говорит директор Красноярской средней школы Гузель Зубаирова. – Он постоянный участник не только районных, но и межрегиональных научно-практических конференций. Его методические разработки и творческие проекты опубликованы в библиотеке образовательного портала «Завуч инфо». Волею судьбы, а точнее, с сокращением часов по химии (класс-комплектов стало меньше), он стал еще и учителем технологии.
Технология – единственный школьный предмет, который помогает ученикам на практике применить знания, полученные на других уроках, считает Марат Рамазанович. Например, чтобы выполнить чертеж, надо знать математику. Знания о материалах, производстве, народных промыслах пригодятся на уроках окружающего мира. Когда ученики изучают свойства материалов, они на практике применяют знания по физике и химии. Алгебра и геометрия помогают им с расчетами и графическими построениями.
Они видят не сухие факты из учебников, а технологии, которые реально меняют мир – здесь и сейчас убеждаются, что рабочие профессии могут быть и интересными, и современными, и престижными.
– На своих уроках я теперь могу открывать тайны народных умельцев. Ведь уроки технологии – это и точный расчет, и легкость моделирующих линий, и восторг ребенка от первой получившейся работы, и первая победа на творческой выставке, – говорит Марат Рамазанович. – Наши занятия помогают ребенку адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Они дают ему информацию о современных технологиях и профессиях. Показывают, как на практике применить знания по другим школьным предметам. То есть, в конечном итоге помогают приобрести те знания и навыки, которые ему понадобятся в будущем.
Опытный преподаватель является руководителем школьного методического объединения учителей технологии и физической культуры, оказывает методическую помощь учителям других школ района. Он автор программ, его материалы о работе руководимого им кружка технического творчества публиковались в интернет-газете «БАШвестъ».
В начале учебного года в рамках национального проекта «Образование» в школе открылся Центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка Роста». Марат Рамазанович успешно работает в этой программе по предмету «Химия». Показывает мастер-классы, проводит уроки и практические занятия для коллег с использованием оборудования, полученного по программе «Точка Роста».
– Существует негласное мнение, что качество образования на селе сильно отличается от города, – говорит учитель-наставник. – Никогда не соглашусь с таким мнением. Все зависит от специалистов. Наши учащиеся ежегодно занимают призовые места в муниципальных, региональных и российских конкурсах и олимпиадах по разным предметам. Далее успешно учатся в разных ссузах и вузах. На ежегодных встречах с выпускниками мы воочию убеждаемся, что они нашли свое место в жизни, стали ценными специалистами, многие возглавляют уже свои трудовые коллективы, создали семьи, растят детей, наших будущих учеников. Мы, сельские учителя, гордимся своими учениками.
Сельский учитель – профессия для людей с огромным чувством долга. Он в глазах своих односельчан должен быть Учителем, наставником, личностью. Марат Рамазанович не только учит детей премудростям своего предмета, но и своей позицией, отношением к работе формирует личность ученика, расширяя круг его интересов и возможностей.
– Сегодняшняя эпоха многие ценности пересмотрела и изменила. Но современное общество по-прежнему хочет видеть в лице выпускников школ грамотных, трудолюбивых, самостоятельных молодых людей. И именно поэтому мы, учителя, должны создать условия для саморазвития ребенка, чтобы после окончания школы он мог дальше учиться, служить, чувствовать вкус к жизни, работать, имея для этого силы, желание и здоровье, – считает ветеран педагогического труда.
Марат Рамазанович – творческая личность, он не приемлет однообразия, поэтому всегда ищет и находит нечто новое в своей педагогической деятельности, уделяя большое внимание и внеклассной работе с детьми. Ученики с желанием занимаются в кружке технического творчества, где под его руководством учатся резьбе по дереву, судо- и авиамоделированию. На занятиях кружка, как и на уроках технологии, учитель уделяет большое внимание эстетическому воспитанию учащихся, развитию их творческих способностей. На республиканских конкурсах и выставках его ученики принимают активное участие и продолжают занимать призовые места в различных номинациях. Становились призерами фестиваля творчества «Зеркало природы», организованного Республиканским детским эколого-биологическим центром Министерства образования РБ.
Учитель высшей категории Марат Нисафутдинов активно применяет технические средства обучения, внедряет информационные технологии, учит учащихся самостоятельно работать с учебной и дополнительной литературой, самим добывать знания, обобщать и анализировать, что особо актуально в связи с вынужденной изоляцией из-за ковида. Сам он всегда готов помочь коллегам с видеоклипом, музыкальным и информационным сопровождением при проведении открытых уроков. Предметные недели в школе, в рамках которых проводятся внеклассные мероприятия, также не обходятся без Марата Рамазановича.
Заядлый турист, посетивший многие достопримечательные уголки родной республики, Марат Рамазанович долгие годы был организатором туристско-краеведческой работы Уфимского района. Организовывал и проводил районные соревнования по туризму, участвовал в судействе республиканских соревнований. Его воспитанники тоже регулярно участвовали на республиканских соревнованиях по туризму и становились победителями и призерами.
– Когда-то мой отец учил меня любить и беречь природу, теперь я учу этому своих учеников. Считаю, что надо не только говорить о своей любви, но и совершать конкретные поступки по сохранению и защите окружающего нас мира, – говорит учитель.
В 90-е годы ветераном школы Тамарой Никитичной Дьяконовой, которая сейчас находится на заслуженном отдыхе, была проложена первая экологическая тропа в районе, пройдя по которой туристы-школьники могли ознакомиться с историей и природными красотами своего края, посмотреть, какие животные там обитают, какие растения растут. Сейчас это направление работы возглавляет Марат Рамазанович. Трудно сосчитать, сколько новых саженцев посадил он со своими учениками за долгие годы работы в сельской школе, сколько субботников провел по очистке родников и водоемов в округе. Красноярская школа еще шефствует над парком, украшением села, где у памятника воинам-победителям проходят все праздники и торжественные мероприятия.
Благородный труд сельского учителя Марата Нисафутдинова, человека талантливого во всем, отмечен многочисленными Почетными грамотами, среди которых есть грамоты обкома комсомола, Министерства образования РБ, Дома Дружбы народов, и, конечно, администрации Уфимского района.
У человека любой профессии обязательно были учителя, с их помощью он становится тем, кто он есть сегодня. Но как измерить работу учителя? Очень выразительно и емко об этом сказал русский ученый-историк, профессор В.Ключевский: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». И этим все сказано.
Профессионал своего дела, наставник и друг детей, активный участник художественной самодеятельности, примерный муж и семьянин, мастер на все руки, рыбак и охотник, обаятельная душа любой компании Марат Рамазанович – настоящий мужчина, опора и тыл не только школьного коллектива, но и своей любимой семьи. Два педагога в семье, которые круглые сутки вместе: на работе, дома, на сельских мероприятиях и праздниках. Марат Рамазанович, в молодости – ведущий-конферансье, сейчас – организатор всевозможных выставок работ кружковцев «Резьба по дереву». Супруга Эльвира Рашитовна, одна из лучших педагогов школы, – солистка ансамбля песни «Ретро» учителей, активная участница всех мероприятий, проводимых русским историко-культурным центром «Красный Яр».
Кроме этого, свое хозяйство, цветущий сад, большой огород требуют много внимания и труда. Семья переехала из трехкомнатной квартиры двухэтажного учительского дома со всеми удобствами в частный дом, где сделала хороший ремонт, привела двор в порядок. Хозяйка умело и плодотворно занимается выращиванием овощей, заготавливает на всю зиму разносолы. Марат Рамазанович поставил новую баню, которая напоминает сказочный домик с затейливыми узорами, обновил заборы.
В дружной и работящей семье Эльвиры и Марата Нисафутдиновых царят лад и порядок. Дочь Элина окончила школу с золотой медалью, получив высшее образование, работает психологом, оказывает помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. С мужем Ринатом воспитывают двух дочерей – Софину и Самину. Ринат является заместителем генерального директора ООО «ТрансСтройИнжиниринг». Элина и Ринат находят время путешествовать всей семьей, активно занимаются спортом.
Сын Руслан работает руководителем отдела в ООО «КОМУС» федеральной компании по продаже товаров для офиса. Они с супругой Айсылу живут в родном селе. Руслан, как и отец, увлекается туризмом, уже побывал во многих красивейших местах родного Башкортостана.
– Нам, женщинам, судьбой предназначено делать этот мир уютным и добрым, – говорит хозяйка. – От нас зависит тепло в доме. Двери нашего дома всегда открыты для родных и друзей. Дети со своими семьями любят приезжать в отчий дом по выходным и праздникам. Теперь уже и внуки – наши любимые долгожданные гости!
В их большом хозяйстве всегда находится работа: заготавливать дрова для бани, летом огород требует внимания и ухода, а осенью погреб пополняется любимыми заготовками. А по вечерам за большим столом долгое чаепитие с мамиными пирогами, душевными разговорами под веселый лепет всеобщих любимиц-внучек. Семья умеет не только дружно отдыхать, но сплачиваться вместе и побеждать любые невзгоды, как было недавно, когда возникли проблемы со здоровьем мамы. Теперь все позади! Любимая мама, как всегда с задорной улыбкой, хорошим настроением и вкусной выпечкой встречает своих чад.
– В понедельник опять школа, уроки и любопытные взгляды сельских мальчиков и девчонок, ждущих от нас, учителей, чего-то нового и интересного. И вновь готовишь с ними праздники, участвуешь в конкурсах, идешь на экскурсии, – говорят Эльвира и Марат Нисафутдиновы. – Быть учителем – это больше, чем просто работа. И если в нашем доме вечером педсовет и все разговоры только о школе, если профессия стала жизнью нескольких поколений семьи, значит, это – учительская династия, и мы помогаем своим ученикам познать себя, поверить в свои возможности, добиться успехов в жизни.
В этих словах звучит один из факторов профессионального успеха – любовь к своему предмету, профессии и детям. Поэтому профессия педагога уникальна и вечна. Она вне времени. Учитель не делает карьеры. Он приходит в школу учителем и уходит учителем.