Система военной подготовки при гражданских высших учебных заведениях в нашей стране имеет давнюю историю. Массовый характер и широкий охват она начала приобретать в ходе военных реформ 20-х годов прошлого века, инициатором которых явился видный советский государственный деятель и военный теоретик М.В.Фрунзе.
Учебная программа военных кабинетов техникумов и вузов включала 180 часов теоретических занятий и двухмесячные военно-полевые сборы. В случае призыва срок армейской службы прошедших военное обучение в вузах составлял 9 месяцев, на флоте – 1 год. Успешно сдавшие испытания пополняли младший начальствующий состав РККА. Результатом принятого в 1930 году «Закона об обязательной военной службе» было внедрение системы вневойсковой подготовки, состоявшей из 430 (580) часов теоретических занятий и трех- или четырехмесячных учебных войсковых сборов. Подготовленные по такой системе выпускники в дальнейшем входили в состав среднего начальствующего звена Красной армии. Результатом реформ первой половины 30-х годов прошлого века стало, в свою очередь, преобразование военных кабинетов в военные кафедры, в том числе и в ряде вузов нашей республики [1, C.51].
Начало военной подготовки в Уфимском государственном авиационном техническом университете (до 1992 г.– Уфимский авиационный институт) неразрывно связано с Великой Отечественной войной и эвакуацией в Башкирскую АССР Рыбинского авиационного института. Первые учебные занятия в вузе, получившем название «Уфимский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе», возобновились в январе 1942 года. По состоянию на февраль того же года обучение проходили 244 человека на четырех курсах дневного отделения и 70 студентов-заочников занимались на пяти курсах вечернего отделения [2, C.244].
Преподаватели и курсанты учебного центра в Парке Победы 23 февраля 2018 г.
Наряду с занятиями по гражданским специальностям в конце 1943 года была введена военная подготовка. Согласно приказа Наркома авиационной промышленности СССР А.Шахурина от 23 декабря 1943 года предписывалось следующее: «Исходя из обстановки военного времени, учитывая важность наличия хорошо подготовленных в военном отношении людских резервов, считаю необходимым организовать учебно-стрелковый батальон Уфимского авиационного института им.Орджоникидзе. Формируемый батальон впредь именовать «Осоавиахимовский комсомольский батальон УАИ». Учебные занятия проводить один раз в неделю в вечернее время с 20 до 22 часов».
Через год на базе батальона был сформирован студенческий полк, состоявший из двух батальонов трехротного состава, причем каждая третья рота батальона была женской. В том же году вводится новая учебная программа учебно-тренировочных занятий по физической подготовке студентов высших учебных заведений, рассчитанная на 160 часов. Содержание занятий по этой программе строилось на базе комплекса ГТО и требований военной подготовки.
Реализуя программы военной подготовки, институт приступил к подготовке офицеров запаса на базе военной кафедры, созданной в соответствии с постановлением СНК СССР №413 от 13 апреля 1944 года и приказом НКО №75 от 30 мая 1944 года «О военной подготовке студентов высших учебных заведений». Первым начальником военной кафедры был назначен боевой летчик, кавалер двух орденов Красного Знамени подполковник Х.Я.Хашпер. Преподавали офицеры Н.К.Бутырин, С.С.Зверев, Г.А.Матсон, И.И.Петров, С.К.Романовский, А.Р.Ильин и Н.Д.Чистяков [3, C.3].
Обучение на военной кафедре проходили 552 человека, в том числе 221 женщина. В целях выполнения требований по организации обучения были разработаны учебные программы подготовки технического состава для ВВС, рассчитанные на 450 часов занятий. Тогда же были получены самолеты ПО-2, учебные авиабомбы, стрелковое оружие и учебная литература, позволившие повысить качество проводимых занятий. Усвоению учебной программы по летной практике был призван способствовать созданный в 1945 году учебно-летный отряд [4, C.72].
Результатом деятельности военной кафедры стал первый выпуск 45 офицеров запаса в победном 1945 году. Всего в послевоенное десятилетие, в период с 1945 по 1954 годы, было подготовлено 803 лейтенанта запаса, многие из которых в дальнейшем проходили службу в рядах Военно-Воздушных Сил СССР.
Развитие авиации в 50-е годы ХХ века примечательно массовым переходом с поршневых двигателей на реактивную тягу, что привело к необходимости подготовки специалистов нового формата. Кафедра под руководством полковника Н.В.Васильева провела огромную работу по разработке современных учебных программ, переоборудованию классов. Последовательно увеличивалось количество профилей военной подготовки, началась военная подготовка женщин. Учебно-материальная база первоначально пополнилась реактивными самолетами МиГ-15, а в последующем – новыми разработками конструкторского бюро [5, C.2–3].
В годы руководства военной кафедрой полковником А.Д.Авдеевым была заложена серьезная основа военно-научной, рационализаторской и изобретательской деятельности. Деятельность полковника Н.М.Кудаева, назначенного начальником кафедры в 1984 году, была направлена на дальнейшее развитие творческого потенциала коллектива. Результатом этой кропотливой работы стало получение 12 авторских свидетельств, серебряной и бронзовой медалей ВДНХ СССР в 1988 году [5, C.3–4]. Учебно-материальная база пополнилась самолетами МиГ-23 и вертолетом Ми-8.
Полковник М.М.Биглов, возглавивший военную кафедру в 1993 году, большое внимание уделял развитию и совершенствованию научной деятельности профессорско-преподавательского состава в свете глобальных изменений, произошедших в стране в конце ХХ века. Была создана военно-социологическая лаборатория, занимавшаяся изучением социально-политических проблем в Вооруженных Силах РФ, проведением анализа взаимосвязи общества и армии, разработкой концепции альтернативной службы выпускников гражданских вузов. Офицеры кафедры (полковник М.Ф.Гилязов, подполковники А.И.Гончаров, Г.А.Кабакович) успешно защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора наук. Полковник М.М.Биглов был избран профессором, а полковник Ф.Ф.Султанов – членом-корреспондентом Академии военных наук Российской Федерации. Преподаватели кафедры издали более ста методических указаний к лабораторным и практическим работам, увеличился перечень военно-учетных специальностей подготовки офицеров запаса [3, C.4–6; 5, С.4–5].
2006–2007 годы были ознаменованы проведением оптимизации численности военных кафедр в стране. Этот процесс затронул и кафедру при УГАТУ, прием на которую был приостановлен. Энергичность и целеустремленность начальника военной кафедры полковника М.Биглова, плодотворная работа коллектива, востребованность Вооруженными Силами выпускников военной кафедры поспособствовали итоговому решению о целесообразности продолжения военного обучения студентов УГАТУ. Огромную роль при этом сыграла поддержка ректората университета, Военного комиссариата РБ, командования ПУрВО, ГК ВВС и руководства республики. Наряду с подготовкой офицеров запаса на военной кафедре, УГАТУ впервые в своей истории приступил к подготовке кадровых офицеров на базе созданного учебного военного центра (УВЦ). Первый экспериментальный набор 2007 года в УВЦ состоял из десяти студентов факультета авиационных двигателей [6, С.3].
Для координации организационной, учебно-методической и научно-исследовательской деятельности военной кафедры и учебного военного центра в 2009 году был создан факультет военного образования, преобразованный в 2015 году в структурное подразделение университета – Институт военно-технического образования.
Все эти годы успешно решались задачи по обучению и выпуску специалистов для Вооруженных Сил Российской Федерации. Значительно улучшилось материально-техническое обеспечение учебного процесса (получены самолеты Су-27 и МиГ-29, вертолет Ми-8МТ), внедрены в учебный процесс рабочее место обработки полетной информации «Топаз-М» и лазерный интерактивный тир. Последовательно увеличивались плановое количество поступающих и география мест прохождения учебных сборов и войсковых стажировок. Результатом стали положительные оценки, вынесенные комиссиями в ходе проверок по вопросам обучения офицеров кадра и запаса, организации военной подготовки студентов на платной основе и частным вопросам.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 июля 2019 года №848 «Об утверждении положения о военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» на базе учебного военного центра (начальник – полковник К.Л.Идрисов) и военной кафедры (начальник – полковник Ю.Е.Петров) была образована единая структура – Военный учебный центр (ВУЦ) при УГАТУ с задачей подготовки студентов университета по программам кадровых офицеров, офицеров и солдат запаса. Начальником нового учебного подразделения был назначен полковник Е.А.Сотников [7, С.4].
ВУЦ имеет в своем распоряжении отдельный учебный корпус с аудиториями и строевым плацем. Специальные занятия на технике проводятся в отделении учебно-тренировочной аппаратуры (ОУТА), расположенной за городом, на базе лабораторно-испытательного комплекса «Аэропорт». Там же находится тактическое поле, на котором курсанты отрабатывают практические навыки и умения по ряду дисциплин общевоенной подготовки.
Военный учебный центр представляет своего рода военное учебное заведение внутри гражданского вуза, имеющее ряд характерных особенностей. Основное отличие ВУЦ от военного вуза в том, что курсанты, проходящие подготовку по программе кадровых офицеров, проживают и обучаются в общей университетской среде, не ограничены стенами казармы и учебного корпуса. Это дает возможность большей социализации молодого человека. Обучение проходит методом военного дня: на первом-втором курсах – один день, третьем-четвертом курсах– два дня в неделю военной подготовки. По окончании третьего курса предусмотрено прохождение двухнедельных учебных сборов, а после четвертого курса – войсковая стажировка в течение месяца. На выпускных курсах военная подготовка не ведется.
Курсанты на параде в честь Дня Победы. 9 мая 2019 г.
По окончании обучения выпускники, прошедшие обучение по программе офицеров кадра, проходят обязательную военную службу на офицерских должностях в ВКС РФ сроком три года. География распределения разнообразная, включает все военные округа и Северный флот. Приоритет при выборе места прохождения у выпускников, получивших красный диплом.
Курсанты, поступившие на обучение по программе офицеров кадра, пользуются рядом преимуществ:
– поступление в университет на целевую подготовку по отдельному конкурсу;
– получение бесплатного высшего образования по гражданской и военной специальностям;
– получение дополнительной ежемесячной стипендии и компенсации на приобретение военной формы одежды;
– гарантированное трудоустройство после окончания вуза (получение первого офицерского звания «лейтенант» и прохождение военной службы по контракту по своей специальности в течение трех лет).
Подготовка офицеров запаса осуществляется параллельно с основной образовательной программой, в соответствии с утвержденным перечнем направлений подготовки (специальностей), начиная с четвертого семестра. Выпускников вуза, прошедших итоговую аттестацию по военной подготовке, зачисляют в запас с присвоением воинского звания «лейтенант». Но, по желанию, они могут заключить контракт с одним из силовых ведомств и призваться на службу.
С 2014 года в университете ведется подготовка солдат запаса. После освоения теоретического курса студенты проходят учебные сборы в воинских частях Министерства обороны РФ. По окончании учебного заведения они зачисляются в запас с присвоением воинского звания «рядовой». Освоение теоретического и практического курсов засчитывается им за военную службу по призыву.
Ректор УГАТУ С.В.Новиков и полковник М.М.Биглов с командой-победителем военно-спортивного состязания в честь Дня защитника Отечества
В целом, ВУЦ в соответствии со спецификой вуза, готовит широкий перечень специалистов, пользующихся спросом не только в Вооруженных Силах, но и в других силовых министерствах и ведомствах. Следует отметить, что отдельные профили подготовки являются в некотором роде уникальными. ВУЦ при УГАТУ является единственным подобного рода учебным подразделением среди гражданских вузов, осуществляющим подготовку по специальности «Бортовая эксплуатация вертолетов и авиационных двигателей», выпускники которой имеют возможность пройти обучение в войсках по программе подготовки летного состава и стать в дальнейшем военными летчиками.
Развитие ВУЦ тесно связано с воспитанием будущего офицера, формированием у студента представления о профессии военного, гордости за историю своего народа и чувства гражданского патриотизма. Молодой человек, определивший свой жизненный путь как служение Родине, должен осознавать и готовиться к тому, что современный военнослужащий обязан обладать качествами квалифицированного специалиста, патриота и наставника.
Важным направлением является регулярное размещение информационно-рекламных материалов о ВУЦ в средствах массовой информации и открытие специализированных классов в школах Уфы и республики с целью привлечения наиболее подготовленных и мотивированных абитуриентов, так как прослеживается определенная положительная динамика роста среднего балла ЕГЭ у желающих пройти обучение в ВУЦ. К примеру, если в 2018 году эта цифра равнялась 173,6 баллам, в 2019 – 179,2, то по результатам приема офицеров кадра в 2020 году данный показатель составил 185,6 баллов. В обозримой перспективе это должно способствовать не только успешному обучению и выпуску специалистов по имеющимся направлениям, но и позволить претендовать на расширение профилей подготовки по ряду новых военно-учетных специальностей.
В безусловном приоритете дальнейшее улучшение и модернизация учебно-материальной базы. Это в полной мере касается оснащения учебных классов и лабораторий, получения и внедрения в учебный процесс новых образцов вооружения и военной техники.
В развитии научной и совершенствовании методической деятельности профессорско-преподавательского состава достигнуты определенные успехи. В 2019 году подполковник А.Е.Денисов защитил кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, полковник А.Г.Закирьянов, подполковники М.Р.Мустафин, А.К.Садыков, В.М.Ситдиков и А.Ш.Шартдинов являются аспирантами и соискателями ученой степени кандидата наук. За последние два года коллективом ВУЦ были выпущены одна монография и более двадцати учебных пособий. Плодотворная работа профессорско-преподавательского состава в данном направлении должна способствовать дальнейшему повышению качества учебного процесса, результатом которого является выпуск высококлассных и востребованных специалистов.
Военный учебный центр достойно продолжает многолетние традиции военного обучения в университете, на современном уровне осуществляя военную подготовку граждан из числа студентов. Профессорско-преподавательский состав ВУЦ, обладающий практическим войсковым и педагогическим опытом, успешно занимается подготовкой высококвалифицированных военных специалистов для Воздушно-космических сил РФ. Более 19 тысяч выпускников, прошедших военную подготовку за все эти годы, являются достойным вкладом в повышение и поддержание обороноспособности нашей страны.
Литература
1. Закирьянов А.Г. Гражданские вузы Башкирии в системе военной подготовки мобилизационных ресурсов государства / материалы II Международной научно-практической конференции (Омск, 13 марта 2020 г.). Ч.1. – Омск: издательство ОмГТУ. – С.49–57.
2. Садыков А.К., Денисов А.Е. Предприятия и учебные заведения авиационной промышленности БАССР в годы Великой Отечественной войны / Проблемы изучения военной истории. Четвертая Всероссийская научная конференция с международным участием (Самара, 23–24 апреля 2020 г.), сборник статей. – Самара: РГА в Самаре, 2020. – С.24–247.
3. Историческая справка военной кафедры при Уфимском государственном авиационном техническом университете. – 42 с.
4. Бикмеев М.А. Башкортостан – кузница офицерских кадров (Страницы военной истории республики). – Уфа, 1998. – 124 с.
5. Исторический формуляр военной кафедры при ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет». – 45 с.
6. Исторический формуляр учебного военного центра при ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет». –32 с.
7. Авиатор, 12 сентября 2019 года. – №24–25 (2113–2114). – С.4.