Все новости
Образование
28 Сентября 2020, 18:30

Воспитание патриотизма посредством туристско-краеведческой деятельности

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детский центр туризма, краеведения и экскурсий «Меридиан» городского округа г. Уфа был создан 15 мая 2008 года. Сегодня в Центре обучаются более 1200 детей.

Главные направления деятельности
детского центра «Меридиан»

Образовательная деятельность в учреждении ведется по 4 направлениям: туристско-краеведческая; физкультурно-спортивная; естественно-научная; художественная. Одним из приоритетных направлений работы Центра является гражданско-патриотическое воспитание.


В федеральные государственные стандарты введено понятие «национальный воспитательный идеал»: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России – социальный заказ государства.


«Патриот – это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины». Такое определение дает словарь С.И.Ожегова. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Патриотическое сознание учащихся формируется через знания об Отечестве, его истории и культуре; о народе и народностях, передающих из поколения в поколение традиции, обычаи и язык. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать, воспитывать любовь к родным местам… Не будет корней в родной местности, родной стране – будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле…»

В одном из выступлений на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического и нравственного воспитания молодежи Президент В.В.Путин подчеркнул: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и этот фундамент — патриотизм. Патриотизм — это уважение к своей истории, традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и существованию сотен народов на территории России, это ответственность за свою страну, за своё будущее…»


Формирование патриотизма во многом начинается с отношения человека к своей малой родине. Ее прошлое и настоящее всегда рядом, и поэтому краеведческий материал обладает особой воспитательной значимостью.


В нашем образовательном учреждении работа по патриотическому воспитанию учащихся проходит, прежде всего, в детских объединениях на занятиях и при проведении мероприятий по планам воспитательной работы.


Деятельность объединений основана на тезисе безусловной важности для каждого человека любви к своей Родине, начинающейся с любви к родному краю, малой родине. Педагогами разработан ряд образовательных программ, основанных на региональном компоненте. Например, авторская программа Мафрузи Бариевны Маннановой «Костюм – язык социального общения», авторская программа Наталии Федоровны Чуриной «Страна заповедная – Башкортостан», модифицированная программа педагога Лидии Ярисовны Зайдуллиной «Этноэкология» и др. На занятиях даются знания о культуре и быте народов, рассматриваются вопросы интеграции культур, формируются навыки и умения проведения исследований. Привлечение материалов и фактов (событий из прошлого родного города, района, семьи, непосредственного окружения и собственного жизненного опыта) делает обучение личностно-ориентированным.

Педагогами Центра проводятся уроки мужества, посвященные дням воинской славы: снятие блокады г.Ленинграда; разгром Советской армией немецко-фашистских войск в Сталинградской битве; День памяти воинов-интернационалистов (день вывода советских войск из Афганистана); День защитника Отечества и т.д. Устраиваются встречи с участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла. Организуются экскурсии в музеи, где развернуты экспозиции, посвященные Великой Отечественной войне, в парк Победы, к памятникам героям войны.

Встреча с ветеранами и участниками боевых действий (в Чечне и Афганистане)


Важной составляющей в работе по патриотическому воспитанию является участие в конкурсах разного уровня краеведческой и патриотической направленностей. Наши обучающиеся приняли участие в IV Международном конкурсе «Моя малая Родина», Всероссийской исторической викторине «Ради Родины, чести и славы», во Всероссийском конкурсе, посвященном 75-летию снятия блокады города Ленинграда, Всероссийском конкурсе «Чемпионат по развитию туризма «I LOVE RUSSIA», Республиканском конкурсе на знание государственной символики РФ и РБ, а также в городских и районных конкурсах.

Целью патриотического воспитания является осознание учащимися себя гражданином. Невозможно воспитать гражданина из ребенка, изучающего Родину только по книгам. Важно показывать детям привлекательные стороны своей страны, республики, города, прививать чувство любви и привязанности к культурным ценностям. Именно это будет началом, предпосылками зарождения любви к своему Отечеству.


Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с природой, широком знакомстве с историей, культурой и социальными условиями жизни народа, в процессе военно-исторической, поисковой, исследовательской работы.


Учащиеся объединений Центра совершают походы и экспедиции по республике. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления. Учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России.

Большую работу по гражданско-патриотическому воспитанию ведет педагог дополнительного образования А.А.Густова. Свои занятия она начинает с обучающимися начальной школы и продолжает в среднем и старшем звеньях. Анна Александровна знакомит учащихся с историей, культурой малой родины, с ее известными людьми. Она также возглавляет поисковый отряд «Памяти достойны».

В объединении учащиеся узнают историю Великой Отечественной войны, знакомятся с биографиями Героев Советского Союза, пионеров-героев, работают с документами на сайтах «Мемориал» и «Подвиг народа», собирают информацию о своих погибших и без вести пропавших родственниках, помогают другим найти родных, оставшихся на полях сражений.

Традиционная туристско-краеведческая экспедиция
«Меридиан» на озеро Аслыкуль

Учащиеся объединения «Памяти достойны» участвуют в торжественной церемонии принятия в поисковики, в акциях «Вахта Памяти», «Блокадный хлеб», «Встреча Знамени Победы», в Открытом первенстве военно-спортивной игры «Граница». Также ребята вместе с руководителем готовят книгу о героях-земляках.


Вместе со школьниками Анна Александровна выезжает на места сражений Великой Отечественной войны. Такое живое прикосновение к подвигу усиливает чувство любви к своему народу, вызывает искренние, глубокие переживания, формирует личность патриота и гражданина своей страны, основанного на знании и понимании истории Родины. Этому способствуют и экскурсии в музей 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, Республиканский музей Боевой Славы, Национальный музей РБ.

Мой край – Башкортостан

Краеведение в настоящее время приобретает особый статус. В принятых стандартах нового поколения «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» четко определено, что учреждения дополнительного образования должны воспитывать гражданина и патриота своей страны. В Концепции под «патриотизмом» понимается «чувство гордости за свое Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и вырос».


Краеведческая деятельность помогает осознать существующую связь родного края со всей страной, почувствовать причастность к ней каждого человека, воспитывает такие личностные качества, как гражданственность и патриотизм. В прошлом учебном году в рамках реализации проекта «Мой край – Башкортостан»
были проведены:

– районный фотоконкурс «Мой край, возлюбленный навек»;
– районный конкурс на знание символики Российской Федерации и Республики Башкортостан;
– открытый городской конкурс «Уфа туристическая» (совместно с Администрацией ГО г. Уфа РБ);
– районная научно-практическая конференция «Любимый край Башкортостан» в рамках малой академии наук школьников;
– конкурс исследовательских краеведческих работ «Дорогами Отечества»;
– конкурс на лучшую авторскую видеоэкскурсию «Мой край родной, Башкортостан»;
– конкурс презентаций и видеофильмов «Уфа – открытые страницы»;
– интернет-конкурс «Уфа в стихах и песнях».

Научно-практическая конференция
«Мой край любимый – Башкортостан» в рамках
Малой академии наук школьников

В мероприятиях приняли участие около 500 учащихся 27 образовательных учреждений Октябрьского района города Уфы (в том числе детские сады и учреждения дополнительного образования).


Традиционно в Центре проводится туристско-этнографический фестиваль «В краю белых юрт». Его участники ярко демонстрируют живой интерес к культуре своего народа и уважительное отношение к традициям и культуре других национальностей. В этом году фестиваль был перенесен на осень. И мы очень надеемся, что это красочное мероприятие состоится.


Одним из важных направлений работы нашего Центра является координация работы музеев образовательных организаций района. Музеям всегда была отведена особая роль в патриотическом воспитании. Именно они помогают приобщиться к историко-культурным ценностям своего народа, узнать о различных исторических событиях, учиться на героических примерах наших великих предков.


В Октябрьском районе функционируют 17 школьных музеев. Это краеведческие, литературные, геологические, исторические музейные учреждения. 13 из них имеют свидетельство «Школьный музей». Также в районе порядка 15 музеев и мини-музеев в дошкольных образовательных учреждениях.

Таким образом, потенциал музеев в патриотическом воспитании активно используется, начиная уже с детского сада, ведь дошкольный возраст – время начала становления личности, формирования и развития человека как полноценного члена общества. Именно в этом возрасте закладываются в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны.

С самого раннего возраста дети приобщаются к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Полюбив и освоив музейное пространство, в старшем возрасте ребята становятся наиболее восприимчивыми посетителями музейных выставок, в том числе школьных.


Формы работы музеев достаточно разнообразны: экскурсии, выставки, конкурсы, музейные уроки, беседы, игровые занятия, фольклорные праздники, театрализованные экскурсии.

Музеи в школах района — это не просто кабинет, а один из центров открытого образовательного процесса. Здесь проводят уроки, встречи, экскурсии. Коллекции и экспозиции школьных музеев активно используются на уроках, а также на факультативных занятиях. И примеров здесь множество. Так, в МБОУ школа № 127 работают три музея: историко-этнографический «Быт и культура народов Башкортостана», кабинет-музей истории города Уфы и военно-патриотический музей «Крылатая гвардия».


В историко-этнографическом музее собраны экспонаты, рассказывающие о жизни нашего края с глубокой древности до сегодняшнего дня. В музее проходят уроки истории, географии, биологии. Экспонаты музея используются учителями труда. Сюда приходят учащиеся младших классов.


Кабинет-музей истории города Уфы является базой для проведения уроков уфаведения, но его экспозицией пользуются учителя разных предметов. На уроках в кабинете учащиеся получают знания по истории города Уфы, знакомятся с его архитектурой, получают навыки ориентирования по карте, краеведческой и исследовательской деятельности, работы с периодической и краеведческой литературой.

В музее Боевой Славы «Крылатая гвардия» проводятся экскурсии, встречи с ветеранами и с выпускниками школы, отслужившими в рядах Российской армии, конкурсы военно-патриотической песни, уроки мужества. На базе музея работает школьный военно-патриотический клуб. Работа музея нацелена на развитие чувства уважения к армии и желания служить в ней, защищая свое Отечество. Таким образом, в школе ведется многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность по формированию у учащихся свойств, присущих истинному патриоту своей страны.

Активная работа по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию ведется музеем Боевой Славы МАОУ «Физико-математический лицей №3». Мероприятия проводятся как в самом музее, так и с использованием его фондов на различных уроках. Применяются здесь и комбинированные уроки, когда часть его проходит в классе, а часть – в музее. Просмотр мультимедийных презентаций по тематике разделов экспозиции музея делают такие уроки интересными, эмоциональными и запоминающимися.


В уфимской школе №114 работает музей, посвященный I Башкирскому воинскому эшелону девушек-комсомолок. Экспонаты музея являются хорошим подспорьем учителям истории, которые на наглядных примерах могут рассказать учащимся о событиях того времени. Обучающиеся знакомятся с ксерокопиями наградных документов, военных газет, благодарственных писем земляков. Большое впечатление на детей производят подлинные предметы, находящиеся в экспозиции: фляжки, планшеты, котелки, каски и многое другое.

Музей школы №93. г.Уфы

Музей гимназии №47, посвященный А.П.Гайдару, работает с детьми всех возрастов. В школе проводятся декадники. Для каждого класса разработаны свои темы занятий. Если малыши знакомятся с произведениями Гайдара, которые доступны их возрасту, то среднее звено изучает вехи его боевого пути, а старшеклассники помогают проводить экскурсии, встречи, уроки, занимаются поисковой и исследовательской работой.


Невозможно в одной статье рассказать обо всех музеях района. У каждого из них своя специфика работы. Но потенциал музеев в патриотическом воспитании школьников огромен, важно лишь желание наставников и их умение заинтересовать учащихся и привлечь к работе.


Какой бы тематике ни был посвящён школьный музей: войне, истории школы, природе родного края, этнографии, он всегда воспитывает патриота своей Родины.


С целью поиска новых подходов в формировании гражданско-патриотических, духовно-нравственных качеств подрастающего поколения средствами музейной педагогики в 2019–2020 учебном году Центром «Меридиан» был проведен районный этап всероссийского конкурса музеев образовательных организаций, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

В нем приняли участие не только школьные музеи, но и музеи детских садов. Победители конкурса участвовали в городском и республиканском этапах Всероссийского конкурса музеев образовательных организаций, где 4 музея нашего района заняли призовые места в различных номинациях.


Работа с музеями также ведется в рамках реализации лаборатории «Виртуальный музей» городского образовательного центра «Технопарк. Город будущего». Целью проекта является повышение доступности музейных услуг для обучающихся через формирование единого информационно-методического пространства. Создание виртуальных страниц музеев, использование 3D панорам значительно расширяют рамки традиционного школьного музея, позволяя охватить более широкую аудиторию. Современные технологии дают возможность ознакомиться с музейными интерьерами и экспонатами, не выходя из дома.

Экологическая акция по сбору мусора на берегу озера Аслыкуль


Одной из наиболее эффективных для патриотического воспитания учащихся форм мероприятий является экскурсия. Это не только активный досуг, но и возможность лучше узнать историю своей страны, края, города. Методистами Центра разработаны и проводятся: обзорные и тематические экскурсии по городу Уфа; «Никто не забыт, ничто не забыто», «По храмам и мечетям». Большой популярностью пользуются загородные экскурсии: «Шиханы. Путешествие по коралловой тропе»; «Табынское чудо»; «По следам Салавата…»; «Купеческий Бирск» и др.

Центром туризма, краеведения и экскурсий «Меридиан» ведется активная работа по патриотическому воспитанию. Педагогическим коллективом Центра накоплен многолетний и успешный опыт, что делает невероятно интересной работу по поиску новых современных форм и технологий этой деятельности, преломленных через призму современных концепций.