Пандемия коронавируса, объявленная Всемирной организацией здравоохранения, внесла существенные изменения в привычный уклад жизни: буквально за несколько дней была приостановлена деятельность торговых точек (кроме продовольственных), социально-культурных, образовательных и прочих учреждений. В условиях самоизоляции неотъемлемыми атрибутами нашей каждодневной жизни стали медицинские защитные маски, перчатки и антисептики. Там, где возможно, работников перевели на удаленную работу.
Опустели вузы, школы и детские сады – в спешном порядке были закрыты общежития, весенние каникулы школьников вместо привычной одной недели продлились почти полмесяца. В условиях сложившейся ситуации образовательный процесс был переведен на такие онлайн-платформы, как Zoom, Skype, WhatsApp и т.д. Преподаватели в течение двух недель проходили обучение и необходимую подготовку.
Первый день дистанционного обучения, который был назначен на 6 апреля, родители и ученики всей страны ждали с интересом и некоторой долей страха – неизвестно, какие сложности могло преподнести это неожиданное испытание. Для башкирских школьников первый открытый урок запомнится, пожалуй, надолго – его вел из рабочего кабинета сам Глава РБ Радий Хабиров. «Для нас это первый такой интересный и сложный опыт. Мы попытались создать наиболее комфортные условия, чтобы вы могли учиться. Сегодня как никогда все зависит от вас. От того, насколько хорошо, дисциплинированно учитесь, стараетесь получить знания,
зависит ваше будущее», – сказал в своем обращении к учащимся Радий Фаритович и подчеркнул, что сейчас – время героев.
Zoom – один из самых популярных сервисов
для проведения интернет-занятий
В назначенный час миллионы гаджетов по всей стране – смартфоны, ноутбуки, планшеты – приступили к «штурму» вышеназванных интернетсервисов. Для тех, у кого не было возможности подключения к сети, были предусмотрены альтернативные варианты – учебные кейсы на электронных и бумажных носителях. Словом, учебный процесс должен был быть организован в зависимости от оснащенности и технических возможностей.
Однако уже через несколько минут дети и родители пребывали в замешательстве: кто-то не мог подключиться к онлайн-конференции, кто-то в середине урока то и дело «вылетал» из сервиса. Стало очевидно – образовательные ресурсы не были готовы к такой большой нагрузке и попросту рухнули, не выдержав наплыва пользователей. Через несколько дней все более-менее наладилось – видимо, были приняты экстренные меры по обеспечению работоспособности сайтов и на онлайн-сервисах можно было проводить занятия. Тем не менее, неразрешенные проблемы все еще оставались. Особенно горячие обсуждения шли в родительских чатах: «Мы не можем зайти! Пароль и идентификатор неверные! Мешают посторонние шумы! Как прикрепить задания?»
Ученики разделились на два лагеря: кому-то такой формат обучения не нравился в корне, а для других он показался весьма удобным. Первые сетовали, что учиться
стало гораздо сложнее, при ходится осваивать новые темы самостоятельно, причем в больших объемах. Вторые всерьез предполагали, что такая форма обучения весьма скоро может стать отличной альтернативой обычной. Это, скорее всего, зависело и от таких факторов, как место жительства (в городах скорость интернета значительно выше, значит, нет проблем с подключением, а в сельской местности сервисы то и дело «зависают»), возраст учащихся (старшеклассники самостоятельны и вполне могут разобраться во всем без особых усилий, а ученики младших классов нуждаются в постоянной помощи). К тому же, кто-то комфортно чувствует себя дома, в спокойной обстановке, а для других учебный процесс немыслим без бурной школьной жизни и ежедневного общения с одноклассниками.
Как же оценивают возможности дистанционного обучения сами участники образовательного процесса? В чем его плюсы и минусы, как решались те или иные проблемы, касающиеся качества образования и технических возможностей?
Преподаватель Института истории и государственного управления БашГУ, кандидат исторических наук Нурислам Калмантаев уверен, что это вынужденная и временная форма образования: «Дистанционное обучение – не выбор преподавателей и учащихся. Так получилось, что мы все на какое-то время стали специалистами по современным информационным технологиям. Кто-то из преподавателей хорошо владеет ими, но основная масса столкнулась с этим впервые. Мои коллеги неплохо справились с новой формой работы, – поделился он своим мнением. – Вкратце расскажу о том, как проводил занятия я. Для меня важно видеть студентов, беседовать с ними, поэтому предпочтение отдал платформе Zoom. Предварительно созванивались со старостой группы и в назначенное время (обычно это – пара по расписанию) выходили на связь. Иногда я читал лекции, при этом на мониторе видел своих студентов. Минут через 15, прервавшись, задавал вопросы, потом продолжал занятие. На семинары же задания давал заранее, при этом использовал сервис WhatsApp. Ответы принимал на той же платформе Zoom при помощи видеоконференции».
По словам Нурислама Мирхайдаровича, во время таких семинаров хорошо видно, как студенты готовятся к занятиям. Исходя из их подготовленности, ставятся баллы. Многие студенты, без труда набрав достаточное количество баллов, «автоматом» могут получить зачеты. «Использовал также ресурс Discord. Там тоже можно читать лекции и проводить семинары, – продолжает опытный преподаватель. – Есть университетская программа «СДО». Она неплохая, но мне показалось, что программа не пользуется большой популярностью». Помимо Zoom, Нурислам Мирхайдарович пользовался и другими схожими сервисами. Однако, как признается, ни Zoom, ни Skype для него не были столь просты и понятны, как WhatsApp – с его помощью тоже можно проводить занятия, быстро обменяться информацией, адресами электронных почт. Хорошо работает и видеозвонок.
Вузовская работа требует индивидуального подхода: преподаватель видит каждого студента, знает его способности и дает задания по возможностям. Студенты должны выходить из аудитории воодушевленными, готовыми постигать новые знания. Лекции – это не просто набор фактов, а творение истории, уверен Н.М.Калмантаев, и придерживается мнения, что живое общение ничем нельзя заменить.
Как видим, сервисов для дистанционного обучения много, и большинству преподавателей удалось успешно освоить современные технологии. «Тем не менее, данные платформы – не главный инструмент в обучении, а вспомогательный, хотя и очень важный», – с этими словами Нурислама Мирхайдаровича нельзя не согласиться.
Что касается мнения самих студентов, то им учеба в новом формате в целом понравилась. Лейла Шакурова, студентка 3-го курса БГПУ имени М.Акмуллы, на дистанционное обучение перешла в середине марта. Учебный процесс строился следующим образом: преподаватели отправляли задания, а студенты ответы высылали в электронном виде. «Онлайн уроков было мало, временами не успевали делать домашние задания – очень много задавали! – рассказывает девушка. – Мне кажется, что в таком учебном режиме плюсов больше, чем минусов. Можно параллельно заниматься своими делами, больше времени посвящать себе. Налицо и экономия – не нужно тратить время и деньги на дорогу». В онлайн-формате она сдала и экзамены. Как признается Лейла, не было страха, который присутствует при очной сдаче экзамена – дома, как говорится, и стены помогают. Однако случались и такие неприятные моменты: когда сдавали экзаменационный тест, на один и тот же вопрос ответы были разные – из-за таких технических ошибок многим студентам снизили баллы.
Лейла Шакурова: «Экзамены, если даже
проходят онлайн, всегда вызывают волнение»
Впрочем, студенты – народ самостоятельный и самоорганизованный, готовый к различным неожиданностям, легко разбирающийся в современных технологиях. Им не так трудно адаптироваться к новым реалиям, находить выход из сложных ситуаций. А насколько комфортно было школьникам в сложившихся условиях, с какими проблемами столкнулись они и их родители, учителя во время дистанционного обучения?
Светлана Тимергалиева, учительница башкирского языка и литературы МАОУ «Гимназия №3 им.Дж.Киекбаева» ГО г.Стерлитамак, изначально ясно понимала, что результативности можно добиться лишь при совместной, слаженной работе учителей, учеников и родителей: «Конечно, перед началом онлайн-занятий присутствовал небольшой страх, поскольку это было новое, еще неизведанное явление. Для нас организовали многочисленные вебинары – нужные и, надо признать, порой и вовсе ненужные, – поделилась она впечатлениями. – Благодаря дистанционному обучению переменилось отношение детей к школе, учителям и сверстникам. Чувствуется, что они соскучились по обычным занятиям. Надеюсь, что в свете последних событий труд учителей будет оценен по достоинству, начнут больше внимания уделять развитию цифровых технологий в сфере преподавания башкирского языка и литературы». Светлана Ивановна очень благодарна Институту развития образования РБ, Республиканскому ресурсному центру системы образования, Ассоциации учителей башкирского и родных языков – в этот нелегкий период практическая помощь с их стороны оказалась очень полезной.
Светлана Тимергалиева проводит онлайн-урок, посвященный башкирскому
национальному костюму
Что касается мнения самих школьников, то для них дистанционное обучение также имеет свои плюсы и минусы. Ильназу Рахметову, ученику 10-го класса МБОУ СОШ д.Шамонино Уфимского района, дистанционное обучение не понравилось тем, что домашних заданий чересчур много, чем при обычном режиме. «Движения мало, все время приходится сидеть за компьютером: сначала – уроки, затем – домашние задания, – говорит он. – Нет смены обстановки, спина устает. Из положительных сторон такой формы обучения назвал бы удобство, так как не надо выходить из дома, параллельно можно заниматься подготовкой к ЕГЭ». Благодаря стабильному интернету и хорошему ноутбуку у Ильназа проблем во время дистанционного обучения не возникло.
Кстати, именно этот фактор – качество интернета – во многом и определило отношение к онлайн-обучению. Об этом говорят отзывы тех, кто проживает в сельской местности. Например, у учительницы математики МБОУ ООШ с.Кармышево Альшеевского района Светланы Шакуровой в первый же день возникли сложности с приложениями, в которых предполагалось вести занятия. К тому же, из-за нестабильного интернета (качество домашнего wi-fi оставляло желать лучшего) уроки постоянно прерывались. «Дистанционное обучение, возможно, и удобно, но я считаю, что получить качественное образование можно лишь при обычном школьном режиме, – считает Светлана Галимулловна. – Детей в классах не так уж и много – по 5-6 учеников, поэтому, когда нужно, приходилось решать те или иные вопросы с помощью телефонного звонка».
Ученица 2-го класса гимназии №3
им.Дж.Киекбаева Лилия Тимергалиева
изучает правила дорожного движения
Гузель Идрисова из села Тамьян-Таймасово Миякинского района в этом году оканчивает 11-й класс. Переход на дистанционное обучение для нее, как, впрочем, для всех выпускников, стал неожиданностью. Из-за проблем с интернетом в большинстве случаев ученикам старших классов давали электронные кейсы. Несмотря на сложности, она настроена оптимистически: «Как повлияет такая форма обучения на результаты ЕГЭ и что будет при поступлении, пока сказать не могу – время покажет. К ЕГЭ я готовилась с учителями и покупала дополнительные курсы, так как в сложившейся ситуации эти способы показались мне наиболее эффективными. Тем не менее, могу сказать, что дистанционное обучение прошло нормально».
Для подавляющего большинства родителей подобный формат образования стал настоящим испытанием и проверкой на прочность. Дочь Гульнары Хужахметовой Наркас – ученица 3-го класса Уфимской городской башкирской гимназии №20 им.Ф.Мустафиной. На весенние каникулы они с детьми поехали в д.Кужаново Абзелиловского района. Так получилось, что самоизоляцию провели в деревне, и там же продолжили дистанционное обучение. «К сожалению, из-за плохой мобильной связи нам пришлось заниматься на крыльце сельского Дома культуры. Каждое утро с дочкой шли в клуб и с помощью wi-fi подключались к онлайн-урокам – и в сильный ветер, и в дождь, и в снег. Конечно же, это было очень неудобно, – рассказывает Гульнара Нургалеевна. – Что касается минусов, я бы отметила то, что сосредоточенность на экране (будь то компьютер, планшет или смартфон) негативно влияет на зрение детей. Техническое обеспечение слабое – Zoom «зависает», не пропускает пароли и идентификаторы. Из плюсов могу сказать, что уроки были методически хорошо подготовлены, много демонстрационного материала». По ее мнению, с экономической точки зрения тоже не накладно – меньше расходов на одежду, обувь и школьное питание. Что касается мнения Наркас, то она рада тому, что не нужно носить школьную форму. На онлайн-уроке можно отключить звук – это удобно, если учебному процессу кто-то мешает. Сократилось количество уроков по ИЗО, технологии, музыке – это ее огорчило. Также, как и любому ребенку, ей на переменах хочется поиграть в догонялки с одноклассниками.
Несмотря на возникшие
сложности, Наркас Хужахметова
учебный год окончила успешно
Пожалуй, можно подвести некоторые итоги – картина вырисовывается достаточно ясная. Если говорить об очевидных недостатках дистанционного обучения, то одна из главных проблем – нестабильный интернет или же низкая его скорость. Не у всех имеется локальное подключение к сети, многие (особенно в сельской местности) пользуются мобильным интернетом. Если учитывать, что даже в 100 километрах от Уфы сеть то появляется, то исчезает, можно смело утверждать, что необходимо улучшить качество сотовой связи именно в районах республики. Поскольку нас уже предупредили о второй волне коронавирусной инфекции уже этой
осенью, проблему нужно решать уже сейчас.
Да, имеются электронные и бумажные кейсы, но нужно понимать, что это не выход из ситуации. Дети при подобном раскладе должны самостоятельно изучать темы и делать домашние задания. А сможет ли ученик освоить программу? Если старшеклассники еще пытаются работать самостоятельно, то детям в начальной школе приходится учиться с родителями. По сути, мамы и папы стали педагогами по совместительству. Конечно, хорошо, если родители смогут помочь и объяснить, но ведь далеко не все достаточно хорошо знают учебную программу. По этому поводу в социальных сетях немало комментариев от недовольных родителей: «Нам на это время пришлось стать и учителями. И это при том, что свою работу «на удаленке» никто отменял!», «Промучились два месяца. Знаний не добавилось, нервов поубавилось, настроение учиться исчезло». Впрочем, им приводит свои доводы другая сторона: «Меня, как маму, онлайн-обу чение вообще не коснулось. Дети нормально воспринимали информацию от учителей, при этом еще между собой успевали пообщаться». Нужно отметить и то, что компьютерная грамотность не у всех на высоком уровне, многое приходилось постигать на ходу – и ученикам, и родителям, и преподавателям.
Второй немаловажный момент – техническая оснащенность. Учитывая то, что во многих семьях по несколько детей, компьютером или ноутбуком не все могли пользоваться одновременно. А если работающим удаленно родителям нужно срочно выполнить ту или иную работу? Да и мобильные телефоны с выходом в интернет, возможно, не у всех есть. Если даже смартфоны имеются, очень неудобно по ним учиться – демонстрационные материалы выдаются в маленьком размере. Впрочем, по мере возможности власти этот вопрос пытались решить: для нуждающихся школьников из малоимущих многодетных семей были закуплены и переданы планшеты.
Намного возросла нагрузка для школьников – что, по сути, можно успеть за 30 минут? Если учитывать, что по санитарным нормам лишь 15 минут можно проводить в онлайн-режиме (остальные 15 минут дети должны заниматься самостоятельно), то можно смело утверждать – мало чего. Вот и приходится учителям задавать большой объем домашнего задания. Программу-то нужно освоить – хоть с преподавателем, хоть самостоятельно, хоть с родителями!
С медицинской точки зрения тоже не все благополучно: дефицит активности у детей может привести к нежелательным последствиям. Нельзя забывать, что физическая нагрузка – главный фактор в укреплении здоровья детей, ее отсутствие – прямой путь к ожирению и прочим патологиям.
Свободный доступ в интернет – еще одна головная боль родителей. Ведь невозможно контролировать то, какие сайты посещает ребенок в их отсутствие. Пожалуй, здесь на помощь могут прийти различные родительские программы, способные защитить ребенка от просмотра нежелательного контента или чрезмерного нахождения за экраном. Но, как правило, они – платные.
Нельзя не отметить еще один важный момент – отсутствие прямого зрительного контакта между преподавателем и учеником. В обычном режиме учитель видит, чем занимается ребенок во время занятия, осваивает ли программу, все ли ему понятно: личный подход в процессе обучения играет немаловажную роль. Без живого общения мотивация падает и у взрослых, и у детей.
Недостаток общения со сверстниками также негативно влияет на неокрепшую детскую психику. Нужно понимать, что взаимосвязь с одноклассниками, друзьями, общие интересы являются фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка.
А сколько звонков приходится принимать учителям! Пишут и звонят дети, родители. Фотографии и скриншоты домашних заданий, выполненных учениками, заполоняют чаты и электронные почты. В этом кроется еще один минус: если в обычном режиме дети тетради с выполненными заданиями сдают учителю лично в руки, а потом воочию видят все допущенные ими ошибки, исправленные красным цветом, то при онлайн-уроках такой возможности практически нет. Значит, они не знают, где допустили ошибку и над чем стоит поработать. Но при этом надо понимать, что учитель физически не в состоянии ежедневно звонить ученикам и разбирать каждую ошибку.
Что касается преимуществ дистанционного обучения, в первую очередь необходимо отметить удобство такого формата. Поскольку уроки начинаются в основном после 9 утра, дети могут выспаться. К тому же, невозможно забыть учебник или какую-то нужную вещь – все под рукой. В спокойной обстановке можно настроиться на комфортную учебу.
Очевидный плюс состоит также в том, что дети становятся более самостоятельными, совершенствуют компьютерную грамотность, учатся разбираться в современных технологиях, осваивают различные учебные приложения.
Как было отмечено, обучаясь удаленно, можно избежать значительных расходов на дорогу и питание. Необязательно покупать школьную форму, обувь, школьный портфель – эти пункты ложатся тяжким бременем на семейный бюджет. Как известно, чтобы собрать ребенка в школу, в начале учебного года в среднем необходимо не менее 20 тысяч рублей. Также не нужно тратить время, чтобы дойти или доехать до школы. Если принять во внимание тот факт, что, например, в Уфимской городской башкирской гимназии №20 им.Ф.Мустафиной обучаются дети из Демы, Затона, Шамонино и других районов Уфы, это весьма актуально. Словом, помимо экономии денег, «удаленка» позволяет сохранить массу свободного времени.
Еще один интересный момент – «прозрачность» учебного процесса. То, что происходит в классе, обычно остается вне внимания родителей, а при дистанционном обучении они могут непосредственно наблюдать за тем, как проходят занятия.
Весьма удобным оказался такой формат и для проведения родительских собраний. Не нужно пораньше отпрашиваться с работы, можно присутствовать на собрании, находясь в любом месте, главное – чтобы был доступ в интернет.
Для того, чтобы узнать мнение участников образовательного процесса, в социальной сети «ВКонтакте» мной был проведен опрос. На вопрос «Понравилось ли вам дистанционное обучение?» 82% опрашиваемых (122 голоса) ответили «Нет», а 18% (27 голосов) такой формат обучения пришелся по душе. Судя по комментариям, одни считают, что онлайнзанятия допустимы лишь в каких-то форс-мажорных обстоятельствах, и на непродолжительное время, а другие считают, что «удаленка» все же лучше, чем ничего – дисциплинирует и детей, и родителей.
* * *
Несмотря ни на что, дистанционное обучение прочно вошло в нашу жизнь. Так или иначе, такой формат занятий будет практиковаться и впредь: вице-премьер Правительства РБ Андрей Назаров сообщил, что онлайн-обучение, вероятно, будет присутствовать в той или иной степени, а доступ к широкополосному интернету улучшится. Иногда это действительно может быть необходимо – в случае ухудшения эпидемиологической обстановки, например, подобные меры оправданны и неизбежны.
В сложившейся ситуации радует одно: дети соскучились по школе, одноклассникам и обычным урокам. А это, пожалуй, самое главное. Ведь чудесные школьные годы с их шумными переменами, торжественными линейками и трогательными последними звонками и есть неотъемлемая часть настоящего счастливого детства.