Все новости
Образование
6 Мая 2019, 12:43

«Мое призвание – быть сельским учителем…»

«Если б вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича!» Эти слова великого писателя Антона Павловича Чехова были написаны в конце XIX века, но живы и актуальны до сих пор.

Сельская школа – это особый мир, особые отношения. Это дружная семья – дети, родители, учителя. Наталья Аминева – сельский учитель, победитель районного и респуб­ликанского конкурсов «Учитель года русского языка и литературы» (2009 г.), незаменимый организатор фестиваля родных языков среди учащихся образовательных учреждений Уфимского района, обладатель гранта приоритетного национального проекта «Образование» (2014 г.), эксперт Республиканской комиссии по проверке развернутых ответов участников ОГЭ по русскому языку, эксперт республиканских, муниципальных конкурсов по русскому языку и литературе, лауреат республиканских и всероссийских конкурсов, участница научно-практических конференций, конкурсов педагогического творчества.

«Красивых мест не счесть на свете,

Но мне роднее этот уголок…»

В конце 1970-х годов, когда Красноярское отделение совхоза «Уфимский» было преобразовано в совхоз «Чапаевский», который занимался выращиванием овощей, зерновых культур и молочным производством, возникла необходимость в специалистах. Со всех концов республики ехали в столичный пригород желающие работать в перспективном хозяйстве. Проб­лемы с жильем в селе не было, с работой тоже. Молодое хозяйство быстро росло и расцветало. Строились дома, которые бесплатно предоставлялись прибывшим специалистам и рабочим совхоза.

Александр и алимпиада Выдрины переехали из Туймазинского района. Александр Дмитриевич был назначен главным ветеринарным врачом хозяйства, а Алимпиада Григорьевна – зоотехником. Они проявили себя как талантливые руководители, их профессионализм и организаторские способности всегда служили интересам сов­хоза. На счету этой семьи немало хороших дел, за что они снискали среди односельчан большой авторитет.

Дети Алимпиады Григорьевны и Александра Дмитриевича – сын Дмитрий, дочери Светлана и Наташа – тем временем учились в школе, занимались спортом, бегали в сельский клуб на занятия в кружках. Особенно была активна во всем младшая Наташа – не по годам серьезную девчушку можно было увидеть на всех школьных и сельских мероприятиях. Но ее самым любимым местом была сельская библиотека. Наташа помогала устраивать книжные выставки для маленьких читателей, участвовала в проведении литературных вечеров. Здесь она начала писать свои первые стихи, посвященные родному селу, прекрасной природе окрестностей, красавице Агидель, которая протекает недалеко от деревни. И было закономерно, что одна из лучших выпускниц школы поступила в Уфимский библиотечный колледж. Затем Наташа окончила Челябинскую государственную академию культуры и искусств и возглавила сельскую библиотеку.

Красноярская библиотека имеет богатую историю. Открывшись как изба-читальня в годы установления советской власти, она прошла славный путь до современной модельной библиотеки. Ее коллектив всегда был в центре событий, часто выступал организатором мероприятий в селе, организовывал досуг детских и взрослых читателей, прививал любовь к чтению, к книге. Эти добрые традиции достойно продолжила и Наталья Александровна.

С мужем Рамилем они воспитывают двоих детей. Роберт учится на 2-м курсе инженерного факультета Башкирского государственного университета. Активно занимается спортом, посещает секцию пауэрлифтинга. Илона, ученица 3-го класса, не только хорошо учится, но и занимается вокалом и танцами, является лауреатом районного вокального конкурса «Весенняя капель». Сама Наталья Александровна тоже с удовольствием выступает на концертах в местном Доме культуры в составе вокального ансамбля «Ретро», также вместе с детьми выходит на сцену, увлекая учеников новыми идеями, зажигая своим творческим потенциалом.

Внутренний мир человека закладывается в школе

Грамотную, знающую цену родного языка специалиста после трех лет работы в библиотеке позвали в местную школу преподавать русский язык и литературу. Молодая, но строгая учительница, совмещая работу и учебу на филологическом факультете Башкирского государственного университета, в 2011 году получила второй диплом о высшем образовании. Сегодня Наталья Александровна – истинный знаток своего дела, эрудированный, инициативный учитель, влюбленный в свою профессию педагог.

– В селе быть учителем – это гордо и уважительно, но плюс еще и большая ответственность. Нелегко всю жизнь быть образцом для всех, жить так, чтобы твоя жизнь была примером для других, чтобы к тебе прислушивались, считались с твоим мнением, чтобы никто из учеников или их родителей не мог тебя ни в чем упрекнуть. Чтобы быть современным учителем, надо много работать над собой, самосовершенствоваться, – делится своими мыслями Наталья Александровна. – Быть учителем для меня – значит быть человеком творческим, индивидуальным, постоянно стремящимся к подлинно человеческому контакту с учениками, с богатым внутренним миром и неистощимой жизненной энергией. Поэтому все силы и знания отдаю детям, стараюсь создать на уроках комфортную, творческую обстановку.

Профессия учителя-словесника – одна их самых гуманных и благородных, считает Наталья Александровна. И с этим нельзя не согласиться. Для нее важно, чтобы ученики ушли с урока не только получив определенный объем знаний, но и став хоть чуточку добрее, лучше. На уроках литературы она учит школьников познать самого себя и мир вокруг. В каждой библиотеке висит плакат со словами французского писателя
Д. Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Ведь не зря же у каждого из нас есть свои любимые литературные герои, через которых человек познает себя, обнаруживает скрытые возможности своего характера, проводит параллели и делает соответствующие выводы. Наталья Александровна понимает, что быть учителем русского языка и литературы – это не только быть творческим человеком, но и нести огромную ответственность за будущее.

«Язык-родник пусть жаждущим откроет

Высокие мысли, вдохновения секрет»

Наталья Александровна – по-прежнему самый активный читатель библиотеки, и в своих учениках стремится воспитать заинтересованного, творческого читателя. Более пятнадцати лет успешно руководит сельской библиотекой опытная и ответственная Жанна Амирян, тоже филолог по образованию. Эти две творческие личности проводят много совместных мероприятий, посвященных юбилеям писателей, поэтов. Учащиеся участвуют в викторинах, конкурсах, связанных с литературой и языкознанием, о чем говорят многочисленные грамоты, дипломы не только районного, республиканского, но и российского масштаба. Ежегодные Дни славянской письменности и культуры, истоки которого неразрывно связаны с чествованием Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия – просветителей славян, создателей славянской азбуки, по традиции проходят в старинном русском селе Красный Яр, где участвует все население села от мала до велика, в том числе учителя-филологи и библиотекари.

Тесно сотрудничает Наталья Александровна и с русским историко-культурным центром «Красный Яр». При нем действует клуб «Русское слово», членами которого являются учащиеся 9-го класса во главе с классным руководителем Натальей Аминевой. Кстати, она является экспертом республиканского и муниципального этапов Международного конкурса юных чтецов «Живая классика». В рамках клуба проводятся фольклорные вечёрки, календарно-обрядовые праздники: Святки, день Спиридона солнцеворота, Ивана Купалы, Троица, Красная горка, праздник «Русская березка», мероприятия к юбилеям писателей и поэтов.

Недавно члены клуба «Русское слово» провели мероприятие, посвященное Всемирному дню поэзии, празднику, учрежденному в 1999 году в Париже 30-й сессией ЮНЕСКО. Заседание клуба прошло в форме литературной гостиной «Читаем любимые стихи». С приветственным словом выступила хозяйка гостиной, главный специалист русского историко-культурного центра Венера Фарганова, которая отметила, что любовь к поэзии – естественная потребность человеческой души. Учащиеся школы прочитали строки из стихов великих поэтов России: А.Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Тютчева, А.Блока, Р.Гамзатова, М.Карима и многих других. Затем ребята и взрослые участники литературной гостиной прочитали свои стихи, обменялись впечатлениями. Под руководством Жанны Амирян участовали в поэтическом поединке «Рифмоплеты», в ходе которой дети пробовали свои возможности в стихо­сложении, также посмотрели фильм, посвященный Всемирному дню поэзии.

Истоки народной культуры – в «Россияночке»

Вот уже несколько лет в школе села Красный Яр во время летних каникул действует лингвистический профильный лагерь «Россияночка» с дневным пребыванием детей под руководством Натальи Аминевой. Воспитанниками лагеря являются учащиеся-победители олимпиад по русскому языку и литературе, конкурсов по языкознанию, участники русских фольклорных групп, дети из многодетных семей, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе летней смены, которая продолжается 14 дней, дети и подростки приобщаются к истокам народной культуры через систему занятий по лингвистической культуре, фольклору, декоративно-прикладному искусству, изучению обрядов, обычаев и традиций русского народа. Сбор уникальных старинных песен из репертуара народного ансамбля «Ивушки» и их лингвистический анализ, составление словаря диалектов села Красный Яр, изучение церковнославянской лексики, происхождения фамилий коренных жителей села – это немалая и важная часть работы детей-лингвистов при профильном лагере. Кроме этого, воспитанники ведут большую работу по краеведению: изучают историю Свято-Троицкой церкви, занимаются топонимикой, выясняют происхождение названий старинных улиц села, русских народных праздников, обрядов и обычаев, проводят фольклорные вечера, обмениваются опытом по работе над фольклорным материалом.


Летом этого года будут работать над проектом «Этнокультурный аспект преподавания русского языка как родного на базе экспериментальной площадки профильного лингвистического лагеря «Россияночка». Этнокультурная площадка в русском лингвистическом лагере соберет в ходе смены учащихся села Красный Яр Уфимского района, также будут представители Дуванского, Белебеевского, Иглинского, Архангельского районов республики. Основная задача такой экспериментальной площадки – выработка методических рекомендаций, подготовка материалов для учителей родного языка, руководителей детских фольклорных коллективов по этнокультурным аспектам преподавания русского языка как родного. В работе будут участвовать преподаватели Башкирского государственного университета и Института развития образования, фольклорные коллективы из вышеназванных районов, историко-культурные центры РБ: Аксаковский историко-культурный центр Белебеевского района, Белорусский историко-культурный центр Иглинского района, Русский историко-культурный центр «Красный Яр» Уфимского района, Дом-музей 25-й Чапаевской дивизии, Красноярский сельский многофункциональный ДК, клуб «Русское слово» при РИКЦ «Красный Яр».

Работа экспериментальной площадки будет организована в три этапа. К участию в первом этапе будут привлечены преподаватели родных языков и руководители фольклорных коллективов. Для них и участников лингвистической смены будет организован двухдневный обучающий семинар с проведением мастер-классов, презентаций по этнокультурным аспектам преподавания русского языка как родного, в ходе которых участники получат возможность обменяться опытом работы, узнать о приемах работы с этнокультурным материалом, методикой организации русских фольклорных праздников.

К участию во втором этапе будут привлечены участники детских фольк­лорных коллективов из других районов республики, которые в течение трех дней будут погружены в атмосферу русского языка и традиционной русской культуры.

В ходе третьего этапа будет организован праздник-презентация с участием фольклорных коллективов, а также обобщена работа экспериментальной площадки и выработаны рекомендации для дальнейшей организации работы в этом направлении.

Учащиеся и преподаватели родных языков школы села Красный Яр и других школ Уфимского района примут участие во всех трех этапах. Наталья Александровна, будучи членом региональной общественной организации «Собор русских Башкортостана» в Уфимском районе, является руководителем этого проекта на соискание гранта Главы РБ, направленного на сохранение и развитие государственных языков Республики Башкортостан и языков народов Республики Башкортостан.

На одной волне с молодёжью

Результатом кропотливой работы учителя являются успехи учащихся на муниципальных этапах конкурсов сочинений, исследовательских работ, олимпиад, авторских стихотворений. Хотелось бы особо подчеркнуть, что среди учащихся местной школы много талантливых детей, влюбленных в свою культуру, язык, литературу. Невозможно перечислить все федеральные, республиканские, межрегиональные, муниципальные конкурсы, где воспитанники Натальи Александровны заняли призовые места, стали победителями, получали дипломы разных степеней, почетные грамоты.

Учитель высшей категории, победитель районного конкурса «Учитель года русского языка и литературы – 2009», победитель в номинации «За молодость и педагогическую перспективу» республиканского конкурса «Учитель года русского языка и литературы Башкортостана – 2009», лауреат муниципального конкурса «Учитель года – 2017», победитель конкурса учителей Республики Башкортостан за звание «Лучший учитель РБ» и многократный обладатель грамот и дипломов конкурсов разного уровня, творчески мыслящий, требовательный к себе педагог Наталья Аминева систематически знакомится с новейшими достижениями педагогической науки, принимает активное участие в различных конференциях, семинарах, показывает открытые уроки для коллег, ответственно занимается организацией и проведением фестиваля родных языков среди учащихся образовательных учреждений Уфимского района.

– Учитель – это профессия, которая никогда не дает тебе расслабиться, – утверждает Наталья Аминева. – Ты всегда в поиске подходов, «ключиков» к ребячьим душам, в поиске различных и самых оптимальных методик преподавания, новых современных образовательных технологий, в поиске самого себя. Надо идти в ногу с современным миром, быть на одной волне с молодёжью.

В жизни каждого человека есть свой родной и любимый учитель, чьи уроки вспоминаются с благодарностью долгие годы. Наставник, путеводитель, поддержка и опора, просто друг – именно таким представляют себе дети идеального учителя.

Русский академик В.Ключевский говорил: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Ученики Натальи Аминевой остро чувствуют отношение учителя, которая своей работой доказывает, что без любви к детям невозможно достичь успеха в педагогической профессии.

Читайте нас: