Для решения данных задач необходимо формировать мощную систему высшего образования, обеспечивающую подготовку квалифицированных кадров, развивать научный и инновационный потенциал вузов. Надо отбросить осторожность, нерешительность. Изменения не должны проходить медленно и ограничиваться частными, небольшими нововведениями. Модели высшей школы, получившие широкое распространение в период расцвета индустриальной экономики, уже не соответствуют требованиям современности. Все большее количество выпускников вузов сегодня становятся невостребованными. И это связано с отсутствием не только вакансий, но и необходимых личностных и профессиональных качеств, которые требуются для новых производств или обновленных технологий. Хотя диплом об окончании университета порой и не оправдывает ожиданий выпускников, обучавшихся по определенным образовательным программам, это не умаляет ценность высшего образования.
Не секрет, что образ и структура экономики постоянно меняются: одни отрасли исчерпывают себя, появляются новые, гораздо более эффективные. Следовательно, становятся востребованными специалисты иного типа, способные постоянно обновлять свои профессиональные компетенции, знания новых производств и технологий. Это обстоятельство определяет необходимость формирования гибкой, диверсифицированной системы образования, отвечающей потребностям инновационной экономики. При этом невозможно становление нового типа высшей школы «по первому требованию» экономики, под сильным давлением внешних факторов — его трансформация должна происходить постепенно, с учетом интересов потребительского общества. Однако этот процесс затрудняется в условиях динамично развивающейся экономики ввиду нехватки внутренних ресурсов системы высшего образования и понимания, оценивания текущей ситуации лишь вузами. Конечно, данный тезис для вузовского сообщества является крайне неприятным, однако он подтверждается глобальными трендами в образовании.
Будущее всегда неопределенно, поскольку имеет множество вариантов развития. Но, несмотря на это, оно не представляет собой комплекс уникальных обстоятельств, а, как правило, формируется по заранее прописанным, но не всегда отчетливо считывающимся законам. Искать пути развития университетов при помощи сравнения показателей эффективности деятельности вузов, расположенных в двух соседних городах, нецелесообразно. Очевидно, что модернизация системы образования будет происходить по сценариям, сходным с теми, которые существуют в истории экономически развитых стран и субъектов России. Поэтому для подготовки общества к жизни в условиях переходной, новой экономики и культуры следует, перенимая опыт мировых передовых практик, ясно формулировать картину будущего.
На фоне глобальной трансформации финансово-экономических механизмов и общественных отношений сфера образования, несмотря на свои активные действия, оказалась в состоянии некоторой растерянности. С одной стороны, образовательная система вынуждена принимать условия современного рынка, а с другой — сохранить свою высокую общественную миссию, которая далеко не всегда вписывается в рамки рыночных отношений. Более того, от нее требуется опережение инноваций, происходящих в экономике и производстве. Именно поэтому современная высшая школа призвана готовить кадры, обладающие способностями разрабатывать и реализовывать форсайт- проекты. Мы живем в эпоху ускоренной т.н. «редукции смысла». Благодаря объему и скорости передаваемой информации, интенсивному увеличению населения планеты и возможности публиковать самые различные идеи и мнения рушатся устоявшиеся веками традиции. Очевидно, что традиционные пути развития системы образования также не исчерпали свой потенциал, но они должны быть изменены в соответствии с контекстом будущих ожиданий.
Между тем предпринятые шаги по реформированию образовательной системы на данный момент в основном сводятся к внедрению шаблонных механизмов организации и управления образовательными системами. Несмотря на кажущуюся теоретическую обоснованность, такие меры не всегда являются эффективными, поскольку неспособны предложить проекты, альтернативные по отношению к уже существующим. Сегодня за кратчайшие сроки на основе единой системы принципов формируются качественно новые трансграничные, транскультурные, транснациональные общности. Эти же принципы должны активно использоваться управленцами, но не формально, а с целью конструирования новых практик. Данные инструменты предопределяют картину будущего мира, а также пути и механизмы становления глобального образования. Словом, необходимы неординарные решения, которые не требуют полного отказа от имеющегося опыта, но способны качественно изменить ситуацию. Пришло время менеджеров и других субъектов образования, готовых к осуществлению деятельности в ситуации неопределенности и выстраиванию уникальных способов модернизации образовательного пространства.
Сегодня в системе образования России одновременно сосуществуют три принципиально отличающихся друг от друга типа образовательных систем.
Первая — это система образования раннеиндустриального этапа развития экономики и производства. Для нее характерно базовое школьное образование, технические училища (при этом и общее, и среднее профессиональное образование ориентированы на формирование у обучающихся знаний, умений и навыков); большой конкурсный отбор в организации высшего образования (то есть высшее образование не для всех).
Второй тип — это система образования, характерная для индустриальной экономики, в пространстве которой мы находимся сегодня. Ей свойственно массовое школьное и высшее образование, наличие специализированных образовательных организаций для одаренных детей, больших институированных университетов, ориентированных на формирование квалифицированного специалиста.
Но уже сегодня экономика и производство становятся постиндустриальными и требуют развития третьего типа системы образования, способного подготавливать выпускников, обладающих мегакомпетенциями. Для этого нужны методики опережающего развития, массовое использование технологий онлайн-обучения, осуществление проектной деятельности в условиях одноименного подхода к обучению. Анализ специальной литературы и изучение практики инновационного развития вузов показывает, что расхождение идеологии и технологий организации образовательного процесса происходит в сознании субъектов образования и проявляется в способах восприятия педагогической действительности и реализации педагогической деятельности.
* * *
Сегодня уходят в историю устоявшиеся принципы и характеристики существовавшего до сих пор рынка труда, основанные на готовой схеме жизнедеятельности человека, который на протяжении в среднем 5 лет осваивает свою будущую профессию, затем около 30—40 лет осуществляет трудовую деятельность, после чего уходит на заслуженный отдых. Необходимо учитывать, что система образования должна меняться: обновлению подлежат и цели, и содержательно-технологические составляющие образовательного процесса. В ближайшие 10—20 лет (возможно, и в более короткие сроки) возникнут новые традиции в образовании, новые культурные пласты и рамки образовательной сферы. Из сказанного вытекает множество следствий, которые должны быть учтены в формировании будущего образования, поскольку нет того единственного решения, одного верного пути, бесспорно ведущего к успеху. Но также очевидно, что будущее университетов связано прежде всего с молодыми умами, способными влить новое дыхание в имеющиеся образовательные традиции, сохраняя лучшие из них.
Молодежь воспринимает окружающую действительность по-своему, смотрит на вещи под другим углом, а следовательно, она становится основным проводником в будущее. Начинающие свой профессиональный путь преподаватели кардинально отличаются от представителей профессуры. У молодых людей чаще, чем у опытных преподавателей, наблюдаются способности к разработке форсайт-проектов, поскольку у них развиты представления об отношениях людей внутри этих моделей. К примеру, молодые преподаватели при обучении студентов непосредственно демонстрируют практические действия, необходимые в профессиональной деятельности и жизни, привлекая обучающихся, тогда как профессора и преподаватели с большим стажем привыкли преподавать теоретизированные знания. Для молодежи тренинги, организационно-деятельностные игры, занятия с использованием учебных тренажеров в симуляционных центрах становятся обыденностью. Они убеждены, что стиль и формы взаимодействия субъектов образования непроизвольно оставляют свой отпечаток в сознании обучающихся, которые на бессознательном уровне осваивают способы профессиональной деятельности и выстраивания профессиональных отношений. Начинающие педагоги не боятся искать новые решения и не учат студентов подводить результаты своей образовательной деятельности к готовым ответам. Словом, молодежь олицетворяет наш завтрашний день, поэтому тот, кто сумеет грамотно выстроить с ней профессиональные отношения, станет бенефициаром и хозяином будущего. Представление будущего у нынешнего поколения преподавателей опирается на новый технологический уклад, что делает их более энергичными и продуктивными участниками развития экономики. А консерватизм и осторожность, присущие опыту, выступают сдерживающим фактором быстрого обновления жизни. Порой складывается ощущение, что разновозрастные преподаватели, осуществляющие свою трудовую деятельность одновременно в одном университете, будто находятся в параллельных мирах. Им бывает крайне тяжело контактировать друг с другом, договариваться о выборе тех или иных принципов обучения и укладывать свою профессиональную деятельность в одно концептуальное русло образовательного процесса.
Произошло существенное замедление смены поколений вузовских преподавателей, поэтому с прикладной точки зрения приходится опираться на тех, чей возраст составляет около сорока лет, поскольку их большинство, они уже давно трудятся на социальной и профессиональной арене и способны к трудовой деятельности на протяжении еще не одного десятилетия. Таким педагогам необходимо дать возможность проявить себя и оказывать помощь в реализации самых разнообразных по направленности, форме и масштабам исполнения проектов. Отсюда следует самый необходимый для понимания ситуации, связанной с развитием образования, вывод: образовательные процессы не могут двигаться линейно, при этом преобразовывая все свои структуры. Поэтому в попытках своевременно отвечать на запросы экономики важно обращать внимание на самые неожиданные предложения, которые должны соответствовать принципам целесообразности, эргономичности, педагогической и экономической выгоды. Такие предложения могут быть связаны с изменениями структуры образовательной организации, содержания, форм и методов профессиональной подготовки кадров, сотрудничества с работодателями, но их будет роднить один общий признак — опора на новые идеи и современное оборудование.
И, конечно, прежде всего речь идет об интернете и цифровых технологиях. Цифровизация привела к смене моделей создания, сохранения и трансляции знаний, к обновлению процессов оценки фиксации достижений, а также основ организации профессионального образования. Сегодня интернет определяет скорость и направление развития образования. Явно намечается тенденция получения образовательных услуг не только в институированных образовательных учреждениях. Немало примеров того, как обучающиеся, находясь на расстоянии многих километров от источника знаний, могут получить конкурентоспособный сертификат об образовании. В настоящее время на рынке образовательных услуг появляются новые поставщики, делающие упор на практику и наставничество. Обращает на себя внимание, что, во-первых, в таких компаниях главной фигурой образовательного процесса становится обучающийся как потребитель образовательных услуг, а во-вторых, эти организации находятся на стадии перманентного внедрения новшеств, модернизируются, преобразуют образовательный процесс, реагируя на малейшие изменения на рынке труда. Конечно, встраивание опыта таких успешных компаний в широкую образовательную систему потребует трансформации деятельности университетов. Есть и другие инновационные модели, которые изменяют традиционную структуру профессионального образования. Многие вузы, предложив студентам онлайн- курсы и дополнительные ступени образования, резко меняют направление своего развития. Если раньше преподавание на 80% состояло из стандартных лекций и семинарских занятий, то сейчас количество занятий, в основе которых лежали словесные методы обучения, резко сократилось, а большая часть поточных лекций подается дистанционно. Групповые формы проектной работы, при которой студенты самостоятельно распределяют различные виды учебной деятельности, спровоцировали появление межпредметных курсов, усилили практикоориентированность профессионального образования.
* * *
Образование становится глобальным, человек может получить профессию и оказаться востребованным на производстве другой страны, находясь при этом на Родине. Но самое большое различие между современностью и прошлым мы усматриваем в организации системы индивидуального образования (этот процесс становится самоорганизующимся, а не внешнеуправляемым). К сожалению, ментальность российских обучающихся требует внешней мотивации, извне диктуемой активности. До сих пор контроль человека со стороны организаторов процесса обучения остается основной формой стимулирования учебной деятельности. Интернет требует иной формы мотивации к обучению, которая превращается в перманентный процесс, адаптирующий человека к обновляющимся условиям жизни и профессиональной деятельности. Создание всеобъемлющих баз данных означает, что университеты, абитуриенты и студенты могут почти ежедневно совершенствовать свою образовательную практику и сравнивать ее с другими. Но грядущая революция как ответ на запросы потребителя образовательных услуг, видимо, будет еще более радикальной.
Интернет — это, безусловно, ключевой фактор, заставляющий трансформировать систему образования, организационно-технологические и правовые составляющие образовательного процесса. Государство перестает быть единственным инвестором и потребителем образовательных продуктов, в его будущем все больше будет заметна роль частного капитала. Появляются специализированные фонды, в том числе учрежденные частными лицами или группами заинтересованных в развитии образования людьми. Однако пока мы не можем говорить об этом процессе как о норме в российском образовательном пространстве. В нашей стране даже крупные производства, включая частные, остаются без потребителя кадров и продуктов НИОКР, не вкладывая ничего в рынок труда и систему образования. Эта близорукость не только не стимулирует развитие альтернативного образования, но и не позволяет самому производству успешно существовать на рынке труда в условиях усиливающейся гиперконкуренции, бурного развития новых отраслей. И при полной пассивной деятельности в целях укрепления российской системы образования остается злободневной проблема «утечки мозгов». Но все же нельзя не заметить, что образование становится предметом для инвестиций и получения капитала. Чувствуется, что эта тенденция будет усиливаться, поскольку государственное финансирование высшего образования во всем мире сокращается, и на смену ему приходит частное финансирование в виде займов или прямых платежей. Это явление набирает обороты и в образовательном пространстве России, с чем, несомненно, нужно соглашаться и законодательно поддерживать (хотя бы в первое время) инвесторов, развивающих образование.
В последние годы возрастает значение еще одного результата деятельности университетов — их вклада в развитие экономики регионов. Новая концепция «Университет 3.0» предполагает активное развитие вузов как субъектов предпринимательской деятельности, рассматривает их как ключевых поставщиков инноваций. Без сомнения, университеты намерены продолжать выполнение своей главной функции — образовательной, которую теперь дополняет активная исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей экономики и социальной сферы региона и страны, а также формирование предпринимательской экосистемы. Речь идет о качественно новой миссии университетов как экономических агентов производства, умеющих управлять результатами интеллектуальной деятельности в соответствии с особенностями функционирования новых рынков.
При этом базисным фактором влияния вузов на развитие экономики становится их инновационная деятельность, в т.ч. создание компаний, выступающих непосредственным поставщиком идей, научных разработок, технологий. В этой связи вузы должны работать с молодыми компаниями, ориентируясь на основные отрасли промышленности. Совместные проекты в перспективе предполагают привлечение коммерческих предприятий в города, в которых расположены вузы. А это, в свою очередь, означает инвестирование средств в развитие города и региона. Конечно, такая практика полезна для всех партнеров. И данный эффект будет еще выше при условии, если социальные партнеры вузов будут брать в расчет не только инфраструктуру, но и само взаимодействие людей разных профессий.
Эффективность моделей высшего образования, пригодных для индустриальной экономики и стремительно распространившихся по всей планете, сегодня утрачивается. Точно так же, как новые технологии и глобализация преобразовали все секторы экономики. Неуклонно трансформируются и университеты. Процесс этот необратим, но необходимо предупредить возможные риски, а для этого важен творческий диалог всех заинтересованных сторон и устранение самоуспокоенности.