Календарь успешной беременности (трапеция) содержит знак рождения ребенка или детеныша – «Y»; неудачной (перевернутая трапеция) – смерти плода или ребенка – «⅄». Знак смерти «⅄» рядом с трапецией означает гибель матери. Доказано, что рисунки и знаки в Шульган-Таше нанесены в соответствии с трехмерным восприятием пространства первобытным человеком. Вперед, налево и вниз – это прогресс. Назад, направо и вверх – регресс.
С помощью знаков первобытный человек обращался к прошлому, фиксировал настоящее и будущее. Знаковыми (семантическими) являются все средства, используемые для обмена информацией, в том числе и язык. Под знаком понимается все, что указывает на окружающую объективную реальность. В первобытном обществе в различных формах существовала предписьменность. Область полезных знаний древнего человека здесь объединяется с изобразительным искусством. На наш взгляд, анализ рисунков и знаков пещер Шульган-Таш и Сыймалы-Таш (пещера около г.Сим Челябинской области) позволяет сделать вывод о том, что пещерное искусство верхнего палеолита фиксировало социальный опыт конкретного первобытного общества в эстетически опосредованной форме.
Путь к постижению глубинного смысла и исходного значения знаков и рисунков первобытного человека – сложная задача. Она сопровождается многими вопросами, на которые пока нет однозначных ответов. Простейшие знаки появляются 200–100 тысяч лет до нашей эры. Они представлены в виде нарезок, насечек, ямок, красочных пятен и кругов. Тезис о том, что лунный календарь беременности женщин и животных использовался первобытным человеком эпохи верхнего палеолита, независимо друг от друга впервые предложили Борис Фролов в СССР и Александр Маршак в США [13; 18]. Они разработали методики, с помощью которых удалось обосновать естественно-научное направление в археологии, и предложили анализировать палеолитическое искусство, монументальное и мобильное через призму возможных числовых, календарных и астрономических знаний первобытного человека.
Создание простейших форм лунного календаря невозможно без математико-астрономических знаний. На наш взгляд, наличие подобного своеобразного рационального стержня позволило первобытному человеку в последующие, за мустьерским периодом тысячелетия, нанизывать на него различные своеобразные эстетические, ритуальные формы. Поэтому математическая структура лунных календарей верхнего палеолита Западной Европы отличается от геометрических орнаментов-календарей Шульган-Таш и Сыймалы-Таш.
Лунный календарь первобытного человека в этих пещерах – это, безусловно, признак научного знания, основанного на логических закономерностях и точных знаниях о свойствах объективной реальности и возможности точно предсказывать повторяющиеся явления. Лунный календарь пещер Южного Урала основан на счете времени по периодическим изменениям природы. Исчисление по фазам Луны и по сезонам, связанных с годовым циклом Солнца, требует наблюдений за небом и применения чисел. Психология этих действий для первобытного человека однозначно соответствует структуре научной деятельности. Другие формы проявления духовной деятельности следуют только после этого, какие бы причудливые формы они не принимали.
Советская научная школа и научная мысль при изучении и интерпретации исторических артефактов, в том числе настенных рисунков и знаков эпохи верхнего палеолита выработала определенную позицию, представленную такими категориями как миф, магия, тотемизм. За прошедшие 80 лет наука – ни советская, ни зарубежная – не смогла теоретически и практически доказать и аргументировать связь антропоморфных, зооморфных рисунков пещер эпохи палеолита с мифологическими представлениями первобытного человека. Современная отечественная археология и историческая наука в целом продолжают придерживаться мифологической парадигмы.
Так, начиная с 1959 года, рисунки и знаки пещеры Шульган-Таш продолжают анализироваться с точки зрения мифологии. Вместе с тем, согласно нашему исследованию, они не несут такой смысл, а связаны с объективной реальностью – жизнью первобытного общества в природе [1]. На первое место здесь выступают такие явления, как рождение, жизнь и смерть, которые связываются с календарными циклами Луны и Солнца.
В своем исследовании мы опирались на труды советских и современных отечественных ученых – Б.А.Фролова, В.Е.Ларичева, Р.А.Газизова, Р.З.Мурясова, Г.Г. Салихова. Они по-разному интерпретируют различные числовые и астро-календарные циклы, нашедшие отражение в мышлении первобытного человека [11, 12, 13, 5, 3, 6, 8]. В работах советских археологов проявлялись мифологические представления и образы. На наш взгляд, придание настенным рисункам и знакам пещер палеолита изначально мифологического, магического, религиозного или иного сакрального статуса [5, с.58; 7, с.40, 150, 155; 10, с.65-67] является ошибочным подходом. Зарубежные исследователи в обосновании подобного мышления первобытного человека также объединяли в единое целое реальное и сакральное [14, с.30].
Семиотический анализ изображений Шульган-Таша дает однозначный ответ на вопрос о статусе пещеры – это древняя энциклопедия, кладезь информации о поведении животных и людей, свидетельство почитания материнства и женщин. Пещера для первобытного человека выступала как модель окружающего мира – неба. Поэтому темнота, царящая в ней, как и чернота ночи, являлась естественными для человека. Современный человек вход в пещеру может связывать с опасностью, но его древний предок, который все время жил здесь или рядом и рос в ней, воспринимал ее в качестве родного дома, где он знал каждый закоулок и каждую трещину в стене.
На наш взгляд, при интерпретации знаков и рисунков пещеры Шульган-Таш эпохи верхнего палеолита надо исходить из того, что древние художницы эпохи абсолютного матриархата очень точно передавали окружающую природную действительность. Они рисовали очень реалистично, выделяя анатомические особенности животных, вплоть до большого живота беременных мамонтов и лошадей. Последние изображены в динамике, авторам рисунков удалось передать их поведенческий характер. Трактовать их в качестве образов мифологических животных, как это делают некоторые отечественные археологи, на наш взгляд, не совсем верно. Источником творческой деятельности древних художников являлась природа вокруг них. Именно она побуждала их творить и рисовать на стенах пещеры Шульган-Таш, но никак не мифологические представления.
Советский исследователь А.К.Филиппов считал, что рисунки пещеры Шульган-Таш – это не реальный мир, а определенная мифологическая система [9, с.67]. Точки зрения советских ученых придерживаются современные российские историки, которые полагают, что пещера является святилищем, где проводились определенные магические или сакральные действия [4].
Общеизвестно, что в мифе переплетаются вымысел, вера и знание. Наше исследование показало, что в рисунках и знаках Шульган-Таша отсутствуют вымысел (!) и фантазия (!) первобытного человека, но есть рациональное (причинное) знание. Кроманьонец пещеры, составляя лунные календари беременности женщин и животных, обладал первоначальными математическими и астрономическими знаниями. Это рациональное объяснение явлений природы и планирование своей будущей деятельности. Таким образом, мифологическое и рациональное (причинное) понимание явлений мира кардинально отличаются друг от друга. И это отличие носит качественный характер.
Выявленный нами в результате семиотического анализа рисунков и знаков пещеры Шульган-Таш культ материнства связывался первобытными людьми не только с образом реальной беременной женщины, но и ожидающих потомства животных-самок. Поэтому культ материнства в эпоху палеолита мы трактуем более широко. Информация об этой важной роли первобытной женщины в пещере Шульган-Таш передается через схематичное изображение и людей, и животных, а также через геометрические знаки – лунные календари, отражающие успешные и неудачные беременности, и через женские символы.
Наше исследование расшифровки и интерпретации символов эпохи палеолита не единственное. В нашей стране и за рубежом ведутся научные изыскания в этой области. Так, современный отечественный исследователь И.В.Шмидт в своих работах пишет о беременности женщин эпохи палеолита [16, с.190-202]. В частности, в одной из работ она отмечает, что «палеолитическую культуру интересовала, образно выражая мысль, «срединная часть» повествования на тему рождения жизни – без начала и конца» [15, с.104-107]. Вместе с тем, на стенах Шульган-Таша мы обнаружили знаки рождения, неудачной беременности и смерти матери и плода [1, с.40; 46]. Рисунки и знаки другой древней башкирской палеолитической пещеры Сыймалы-Таш (Игнатиевская) также подтверждают интерес первобытного человека к теме течения и конца беременности женщины, а также самки мамонта и плода [2, с.35-36].
Наши и зарубежные исследования пещерной живописи, знаков и рисунков палеолита идут параллельно и независимо друг от друга. В 2023 году группа английских ученых опубликовала итоги своего исследования и представила знак рождения «Y», который они трактуют как месяц родов у животных. Беременность первобытной женщины они не рассматривают. Все знаки «Y» в настенных рисунках пещер Испании и Франции в любой проекции, в любом направлении английские исследователи трактуют как знак «рождение». И в этом, на наш взгляд, они ошибаются [17].
В 2023 году в книге «Расшифровка знаков и рисунков Каповой пещеры. Рождение. Смерть. Культ материнства» [1] мы опубликовали промежуточные итоги своего трехлетнего исследования, дешифровав и представив календари беременности женщины и животных – носорога, мамонта, бизона, лошади, косули. Расшифровали и древние знаки зачатия (рождения) «Y», смерти «⅄», а также неудачной беременности женщины и животных.
Наше исследование представляет интерес, поскольку впервые в отечественной и зарубежной науке нам удалось дешифровать календари неудачной беременности первобытных женщин и животных; а также знак смерти «⅄», обладающий двумя значениями: 1) в качестве обозначения смерти человека и животных; 2) месяца смерти плода женщины или детеныша животного. Кроме того, дешифровали смысл знака «Y», обладающий двумя значениями в зависимости от композиции рисунков или контекста знаковой системы – знак зачатия (начало беременности первобытной женщины или животного) и рождения (конец беременности – роды).
Объектом нашего исследования стали настенные изображения пещеры Шульган-Таш эпохи палеолита, предметом – древние зооморфные и антропоморфные изображения и геометрические знаки. Хронологические рамки исследования – эпоха верхнего палеолита от 20 тысяч лет до 15 тысяч лет до нашей эры. Основными методами исследования стали метод исторической реконструкции (воссоздание мировоззренческих представлений первобытных людей); классификационный (систематизация рисунков и знаков по признакам); сравнительно-исторический (сравнение рисунков, знаков и сопоставление археологических материалов); типологический (получение из разных рисунков и знаков единой информации).
В исследовании использовался семиотический подход к первобытному искусству как к знаковой системе, построенной на принципе системности, что позволило проанализировать настенные рисунки в единой системе понятий. Древние рисунки содержат в себе концептуальную информацию, выраженную на языке изобразительного искусства. Цифровое обозначение рисунков и знаков пещеры Шульган-Таш в нашей статье соответствует систематизации рисунков и знаков в монографии автора [1].
Исследование: в Зале рисунков на втором этаже пещеры расположена композиция «Стадо». Она «рассказывает» о том, что все животные, идущие налево, – это живые потенциальные объекты будущей охоты. Мамонт, движущийся направо, стал добычей и его уже нет. На наш взгляд, это галерея беременных животных, которая появилась не сразу, а через короткий промежуток времени. Обращает на себя внимание рисунок 1-1 «Большая лошадь», определяемый нами как «Беременная лошадь», поскольку хорошо заметен большой живот. На изображении есть вертикальные линии, трактуемые в качестве лунных месяцев. Не все из них сохранились, но мы знаем, что их было или 11, или 12 (срок беременности лошади).
Следующий рисунок 1-5 «Большой мамонт». На наш взгляд, здесь изображена самка мамонта, ожидающая потомство. На теле животного видны плохо различимые вертикальные линии – месяцы беременности. В передней части они стерлись, но в задней видно, что их много.
Из всех животных, изображенных древней художницей в этой композиции, «Трапеция» имеется только под рисунком носорога. Мы расшифровали этот геометрический знак. Если проанализировать рисунки 1-6 и 1-7, можно заметить, что это самка носорога с детенышем. На изображении матери имеются вертикальные линии, количество которых полностью совпадает с числом линий на знаке «Трапеция» на рисунке 1-8. Следовательно, знак «Трапеция» напрямую связан с носорогом.
На наш взгляд, вертикальные линии на знаке «Трапеция» и на носороге – это обозначение лунных месяцев. Первобытный человек ориентировался по Луне и мог фиксировать как одно полнолуние, так и другое. Главная проблема – как определить начало года? Что мог первобытный человек взять за основу? Возможно, начало холодов или начало тепла. Первое отпадает, поскольку этот период нес первобытному человеку только одни сложности и трудности. Скорее всего, это весна, когда начинается брачный период животных. В Башкортостане теплая погода начинается в апреле-мае. Из двух месяцев возьмем за основу апрель. Следовательно, за начало года первобытный человек Шульган-Таша мог взять время начала тепла и самое главное – брачный период животных. А животные для первобытного человека – это практически все: еда, одежда, и связанные с ними спокойствие и комфорт.
Всего в знаке «Трапеция» 16 вертикальных линий вместе с двумя внешними «ушками» и две горизонтальные параллели. Линии трапеции – это месяцы. Начинаем счет с правого «ушка» и считаем до левого длинного «ушка». Анализ рисунков и знаков пещеры Шульган-Таш дал нам ценные сведения. Первобытный человек знал счет, причем считал справа налево. Всего получилось 16 лунных месяцев. Счет окончен. Таким образом, за 20 тысяч лет до нашей эры беременность животного составляла 16 месяцев. Мы сопоставили полученные данные с периодом беременности современного носорога, который сегодня равен 15-18 месяцам.
Наш далекий предок-кроманьонец сообщает нам важную и достоверную информацию о сроке беременности шерстистого носорога – 16 месяцев. Необходимо обратить внимание на то, как в середине трапеции художница рисует ответвление верхней части двух вертикальных линий – знак «Y». На наш взгляд, изображение данного символа внутри трапеции несет дополнительную информацию о том, что рождение состоялось. Острие знака направлено вниз – рождение успешное. Если бы плод погиб, то знак оказался бы перевернутым. Острие знака при этом будет смотреть вверх: «⅄» – регресс.
Три вертикальные линии внутри тела маленького носорога (рисунок 1-7) – это три лунных месяца. То есть малышу, изображенному древней художницей, на тот момент было три месяца. Детеныш носорога жив. Теперь мы знаем, что самка носорога родила его в мае. Мы можем узнать время, когда появился рисунок. Начинаем счет с мая. Следовательно, изображение носорога на стене Шульган –Таша появилось в августе.
Следующий рисунок 1-9 «Правая лошадка». Это снова беременная лошадь. На ее теле вновь видим вертикальные линии – лунные месяцы беременности. Художница специально закрасила живот лошади, сделав акцент на ее беременности. Изображение 1-10 «Правый мамонт». Это мамонт – мама. Подтверждением этому является расположенный ниже рисунок 1-12, на котором изображен маленький мамонтенок-детеныш. Рисунок 1-11 «Восточный антропоморф». Это сцена забоя или охоты. Здесь схематически изображен человек-охотник, стоящий напротив животного (лицом к лицу) и пронзающий его копьем. Самка мамонта доверчиво стоит на месте, близко подпустив к себе человека. От боли животное внутренне собралось и отпрянуло назад. Художнице хорошо удалось выразить подробные детали этой сцены. Видно, что ей жалко животное. Возможно, оно было прирученное, поскольку очень близко подпустило к себе человека.
Художник наглядно прорисовал, как копье пронзает мамонта. Эта сцена очень показательна. Первобытные люди убивали самку после рождения детеныша, не дожидаясь очередных пяти лет, когда она снова будет рожать. И так по кругу: давали подрасти ее малышу-животному, после взросления и получения от него потомства, убивали. Первобытный человек, обладая абстрактным мышлением, планировал свое будущее.
На рисунке 2-1 изображены самка мамонта и ее детеныш. Поскольку художница рисует реалистичные фигуры животных, она практически всегда соблюдает все пропорции. И животных-детенышей сложно спутать со взрослыми особями.
На наш взгляд, сзади на убегающих мамонтов – мать и дитя – нападает человек-охотник. Охотник на рисунке 2-5 охотится за мамонтом-матерью. Он запечатлен в момент, когда пронзил животное своим копьем, острие которого видно у задних ног жертвы. Это вторая сцена охоты человека на животных, нарисованная в пещере. Охота происходит зимой, и охотник использует что-то наподобие снегоступов или лыж. Из сцен первой и второй охоты видно, что охота на крупных животных у первобытного человека происходит после рождения детенышей. Охотник старается убить мамонта-мать, сохранив при этом детеныша.
Чем руководствовался первобытный человек, составляя календарь беременности животных? Мы имеем дело с его абстрактным мышлением, когда он планировал и в своем сознании моделировал будущие ситуации. Что он убьет самку мамонта не во время ее беременности, а когда принесет потомство. Отсюда вывод: мамонтов, носорогов, лошадей, туров в период палеолита на территории древнего Башкортостана было не так много, если первобытный человек планировал свою охоту и намеренно оставлял в живых потомство в качестве объекта для будущей охоты.
Результаты нашего исследования – дешифровка рисунков и знаков пещеры Шульган-Таш – доказывают существующую в отечественной науке гипотезу о «доисторическом перепромысле» – истреблении мамонтов и шерстистого носорога первобытными людьми верхнего палеолита.
Через рисунки и знаки первобытная художница дает четкий посыл будущим поколениям первобытных людей: надо охотиться на животных только после рождения детенышей и планировать этот процесс только после завершения беременности животных. Вся пещера Шульган-Таш пронизана этой идеей, которая красной нитью проходит через все рисунки и символы. Возможно, что в одну зиму первобытное сообщество убивало шерстистого носорога, в другую – самку мамонта, беременность которой составляла 22 месяца. В определенной степени первобытному человеку не «повезло». Поскольку мамонты приносили потомство раз в пять лет, носороги тоже могли беременеть только на пятый год жизни. Но то, что древний человек мог смотреть в будущее и планировать свои действия, направленные на обеспечение пропитания, сомнения не вызывает. Знаки и символы Шульган-Таша – это еще не полноценная письменность, но каждый из них содержит много информации. Семиотический анализ рисунков и знаков свидетельствует о культе материнства у первобытных людей, живших в этой пещере.
(Продолжение следует.)
1. Багаутдинов А.М., Багаутдинов Р.А. Расшифровка знаков Каповой пещеры. Рождение. Смерть. Культ материнства. – 2023. – 53 с.
2. Багаутдинов А.М. Расшифровка знаков и рисунков Игнатиевской Пещеры (Язмалы-Таш). Карта звездного неба. Жизнь и смерть. – 2023. – 48 с.
3. Газизов Р.А. Символика чисел в русской и немецкой картинах мира. // Доклады Башкирского университета. – 2023. Т.8. – №2. – С.15–23.
4. Житенев В.С. Капова пещера – верхнепалеолитическое пещерное святилище с настенными изображениями // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. – Москва, 2017. – 66 с.
5. Ларичев В.Е. Космографические фигуры и знаковые тексты Игнатиевской пещеры // Гуманитарные науки в Сибири. – 1999. – №3. – С.57–69.
6. Мурясов Р.З. О категориальном статусе числительных в системе языка и их лексико-грамматических разрядах. // Доклады Башкирского университета. – 2020. Т.5. – №4. – С.300–304.
7. Петрин В.Т. Палеолитическое святилище в Игнатиевской пещере на Южном Урале. – Новосибирск: Наука, 1992. – 207 с.
8. Салихов Г.Г., Галимов Б.С. Мифы в картине мира башкир. – Уфа: Китап, 2018. – 208 с.
9. Филиппов А.К. Наскальные изображения Каповой пещеры в системе мифологических представлений // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. – М., 1990. – С.65–72.
10. Филиппов А.К. Мифологические фрагменты искусства палеолита // Пещерный палеолит Урала. Материалы конференции 9-15 сентября 1997. – Уфа. – С.65-67.
11. Фролов Б.А. Палеолитическое искусство и мифология // У истоков творчества. – Новосибирск: Наука, 1978. – С.106–115.
12. Фролов Б.А. Первобытная графика Европы. – М.: Наука,1992. – 200 с.
13. Фролов Б.А. Числа в графике палеолита. – Новосибирск: Наука, 1974. – 239 с.
14. Элиаде М. Космос и история. – М.: Прогресс, 1987. – 309 с.
15. Шмидт И.В. Архетип «плодородия» в изотекстах палеолита // Памятники археологии и художественное творчество. – Омск: Наука, 2011. – С.104–107.
16. Шмидт И.В. «Плодородие» палеолита – попытка уточнения содержания символа // Universum Humanitarium, 2015. – №1. – С.190–202.
17. Bacon B., Khatri A., Palmer J., Freeth T., Pettit P., Kentridge R. An Upper Paleolithic proto-writing system and phenological calendar // Cambridge archaeological journal. №3. 2023. P.371- 389.
18. Marshack.A. The roots of civilization. 1972. – 413 p.