Все новости
Наука
6 Сентября , 11:10

РАСКРЫВАЯ ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ

В прошлом году 19 студентов Башкирского государственного аграрного университета выиграли в конкурсе грантов «Студенческий стартап» и получили по одному миллиону рублей на реализацию своих бизнес-проектов. Учитывая, что в 2022 году, в первый год проведения конкурса, отбор прошли всего три из четырех поданных заявок, налицо большой прогресс. Курирует ребят, поддерживая их во всех начинаниях, директор Института инновационного развития вуза, кандидат экономических наук, доцент Зария Залилова.

РАСКРЫВАЯ ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ
РАСКРЫВАЯ ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ

– Зария Альфировна, сколько студентов Башкирского аграрного университета участвует в конкурсе стартапов в этом году? Каковы успехи?
– В этом году в первом этапе уже подана 41 заявка, 31 из них прошли на заслушивание. Практически все ребята успешно защитили свои проекты, сейчас ждем результатов. Поясню, что конкурс «Студенческий стартап» проводится Минобрнауки России совместно с Фондом содействия инновациям уже третий год в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», который входит в перечень 42 стратегических инициатив, утвержденных Правительством РФ. Кстати, в прошлом году Башкортостан вошел в число пяти регионов страны с наибольшим количеством выигранных грантов.
Студенты представляют свои работы в области разработки новых товаров, изделий, технологий или услуг, используя результаты собственных научно-технических и технологических исследований. Проекты должны соответствовать одному из семи тематических направлений: цифровые технологии, медицина и технологии здоровьесбережения, новые материалы и химические технологии, новые приборы и интеллектуальные производственные технологии, биотехнологии, ресурсосберегающая энергетика, креативная индустрия. Студент, победитель конкурса, в течении первых двух месяцев открывает юридическое лицо, становится учредителем, директором общества с ограниченной ответственностью, разрабатывает бизнес-план инновационного проекта и полностью организует работу созданного юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, создает сайт стартапа, представляет отчеты о его развитии по завершению срока.
Интерес к конкурсу из года в год растет. Если в первый год участвовали только старшекурсники, то в прошлом году пришли средние курсы, а в этом году среди заявителей много первокурсников. Это очень хорошая возможность для молодых инициативных людей – можно получить миллион рублей от государства и попробовать себя в роли предпринимателя.
Рады, что наши студенты активно проявляют себя. По количеству участников Башкирский государственный аграрный университет вместе с Уфимским университетом науки и технологий и Уфимским государственным нефтяным техническим университетом занимает лидирующие позиции в республике. Если взять в масштабах страны, среди аграрных вузов мы идем на втором месте после Тимирязевской академии (Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А.Тимирязева – Ред.).
Руководство университета поддерживает ребят во всем. Для них доступна материально-техническая база университета, структурные подразделения вуза всегда готовы проконсультировать и помочь в решении возникающих вопросов.

– Какие интересные проекты представили студенты?
– У нас учатся в основном сельские студенты, поэтому многие проекты связаны с развитием жизни на селе. Например, Алия Гарипова разработала проект по выработке новой рецептуры производства «сырного мешочка», который уникален как по внешнему виду, так и по составу. Продукт уже отмечен дипломом на международном фестивале свежих идей «Правильное питание».
Студент факультета агротехнологий и лесного хозяйства Дмитрий Юлдашев работает над созданием научно-производственной лаборатории по выращиванию микрозеленых растений и пряных трав. Он работает над поставками собственной продукции на прилавки магазинов.
Егор Чернов выступил с проектом «PROКлон – производство посадочного материала методом микроклонального размножения». Уже сделав первые продажи, он расширяет ассортимент своей коллекции растений, которые с удовольствием приобретают жители нашего города для создания красоты на своих участках.
Азат Ахматханов реализует проект «Webплатформа с ГИС технологией для Информационно-навигационного сервиса доставки курьером продукции сельскохозяйственной ярмарки». Студенты аграрного университета знают, что на селе мало произвести продукцию, ее нужно еще и реализовать. Для того, чтобы процесс реализации был выгоден именно сельскохозяйственным товаропроизводителям, и был создан данный проект. Горожане получают здоровую продукцию от фермера, а фермер ее продает с меньшими затратами.
Алия Шамсутдинова, одна из первых наших победителей, уже прошла все этапы своего проекта и успешно защитила отчет. Ее проект «Расчет выбросов парниковых газов для промышленных предприятий» – это шаг к сохранению нашей планеты для будущих поколений. Под ее руководством создана программа для ЭВМ, благодаря которой любое предприятие может рассчитать, какие выбросы оно выделяет, и выйти на комплексные эффективные решения, способствующие снижению выбросов парниковых газов и сохранению климата на нашей Земле.

– Возможно, лучшие идеи молодых умов в дальнейшем станут очень востребованными. В каких еще проектах реализуют себя студенты-аграрники?
– Сейчас перед нами ставится задача, чтобы каждый студент к окончанию вуза имел предпринимательские компетенции. «Современной экономике нужны специалисты нового образца, способные придумать бизнес-идею и воплотить ее в реальный продукт, услугу или технологию», – обращает внимание министр науки и высшего образования России Валерий Фальков.
Наша кафедра экономики и менеджмента под моим руководством во все учебные планы всех направлений подготовки предложила ввести дисциплины, которые раскрывают данные компетенции. Сегодня бакалавры изучают «Сквозные технологии бизнес-планирования деятельности предприятия в условиях цифровизации экономики» и «Организацию производства и предпринимательство». На специалитете и магистратуре есть дисциплина «Управление проектами». Владение проектной деятельностью, основами создания бизнеса, составления бизнес-плана им всегда пригодится. Таким образом, наши учебные планы дают основные компетенции для желающих попробовать себя в бизнесе, открыть свое дело. Благодаря чему в конкурсе стартапов участвуют студенты со всех факультетов. Эти знания помогут и в том случае, если выпускник решил в дальнейшем учиться в аспирантуре и связать себя с миром науки.
Башкирский ГАУ является участником молодежного научно-исследовательского конкурса «УМНИК» – это еще одна программа по выявлению и поддержке талантливой молодежи со всей России. В 2022 году студентка факультета пищевых технологий Фируза Мухамедьянова, участвуя в этой программе, защитила проект на тему «Разработка импортозамещающей технологии и состава мягкого сыра с растительным компонентом на основе козьего молока для здорового питания». Получив 500 тысяч на развитие своего инновационного проекта, она разрабатывает состав мягкого сыра с растительным компонентом на основе козьего молока.
Кроме того, для желающих продолжить свой стартап в более масштабном объеме действует программа «Старт», участвуя в котором можно получить несколько миллионов на реализацию своей бизнес-идеи. Надеюсь, в будущем наши ребята попробуют свои силы и в этом проекте.

– Расскажите, в каких направлениях ведется работа аграрного университета в составе Евразийского научно-образовательного центра мирового уровня?
– Наши ученые реализуют технологический проект «Селекционно-генетические и молекулярно-клеточные технологии в животноводстве и растениеводстве». Научные исследования ведутся в новом лабораторном комплексе «Центр прогрессивных технологий, эмбриологии и генетики». Специалисты работают над внедрением в производство новых технологий в области эмбриологии и генетики, для повышения продуктивности животных и ускоренного воспроизводства племенного поголовья. Разрабатываются технологии использования нейросетей в оценке потенциала животных.
За последние пять лет учеными университета выведено 12 новых высокоурожайных сортов картофеля, пшеницы, гороха, кукурузы, клевера и лука. Все сорта уникальны, они не только дают высокие урожаи, но и устойчивы к различным болезням растений.
Достижения ученых и студентов университета в реализации проектов Евразийского научно-образовательного центра признаны на федеральном и региональном уровнях, в том числе на конгрессе молодых ученых, который ежегодно проводится в Сочи.
Совместно с Уфимским государственным нефтяным техническим университетом реализуем пилотный проект по созданию карбоновых полигонов. На двух участках полигона, расположенных в учебно-научном центре университета, ведутся современные исследования по изучению эмиссии парниковых газов с использованием современного, мирового класса оборудования.
Есть совместные проекты с медицинским, педагогическим университетами. Благодаря участию в проектах Евразийского научно-образовательного центра мы получаем гранты, в том числе на поддержку молодых исследователей. Наши сотрудники проходят стажировки, повышают квалификацию в ведущих высших учебных заведениях страны, в самых передовых научно-исследовательских институтах, которые входят в престижные рейтинги и являются флагманами в развитии научных направлений. Те передовые идеи, которые мы видим в этих поездках, стараемся внедрить у себя.

– Зария Альфировна, когда был создан Институт инновационного развития БГАУ и какие функции он выполняет?
– Институт инновационного развития при университете создан в 2010 году. Первым его директором был доктор технических наук, профессор Андрей Владимирович Неговора. При нем создали первый бизнес-инкубатор. Затем работой института руководил доктор технических наук, профессор Эдуард Рифович Хасанов, ныне декан факультета механики и цифрового инжиниринга. Я третий руководитель подразделения, возглавляю его третий год.
Институт определяет основные направления инновационной политики, координирует научную и инновационную деятельность образовательных, научно-исследовательских и инновационных структурных подразделений университета. Наша задача – эффективно использовать образовательный, научно-технический и социальный потенциал университета в инновационном развитии экономики.
Работа института масштабна, фокусируется на научном сопровождении всех грантовых заявок, проектов, ведении всей научной отчетности, представлении вуза на российских, региональных площадках, координации работы для представления результатов университета во всех рейтингах. Рейтинг БГАУ высокий, он является одним из лидирующих аграрных вузов страны. В предметных рейтингах по направлению «сельское хозяйство» и «ветеринария и зоотехния» мы входим в премьер лигу, представляя всегда лучшие результаты.

– Не так давно комиссия Министерства образования и науки России подвела итоги отбора кандидатов госпрограммы «Приоритет-2030», и из 67 участников-претендентов в кандидаты прошли 24 вуза, в том числе и Башкирский аграрный.
– Да, в течение года вуз признается кандидатом, и за этот период он должен показать скачок роста. После этого решается вопрос предоставления финансирования. Нам оказали поддержку руководство рес­публики, министерства сельского хозяйства России и Башкортостана, крупные индустриальные партнеры.
Вуз планирует реализовать три стратегических проекта. Два из них, технологические, – «Ускоренная селекция и воспроизводство сельскохозяйственных культур (горох) с заданными хозяйственно-полезными признаками», «Цифровая трансформация в селекции и генотипировании животных» – направлены на импортозамещение и продовольственную безопасность страны, а третий – социальный: «Трансформация агрообразования с формированием цифровых компетенций и активной гражданской позиции обучающихся».
Наш лидер, ректор Ильдар Исмагилович Габитов ставит перед коллективом высокие задачи, призывает каждого сотрудника университета интенсивно работать и вносить свой вклад в общее дело на благо респуб­лики и страны. Мы должны реализовать все, что задумано в программе «Приоритет-2030» и воплотить в жизнь проекты, которые внесут существенную трансформацию образовательного процесса в аграрных вузах страны, дадут новые возможности экспорта и выхода продукции агропромышленного комплекса на внешние рынки.

– Те меры поддержки науки, которые реализуются в России, в частности, поддержка молодых ученых, способствуют развитию науки, привлечению молодых людей в науку. Зария Альфировна, по вашему опыту, выпускники аграрного вуза охотно идут в науку? И каков был лично ваш путь в науку?
– Действительно, по последним данным, в России сейчас одна из самых молодых наук в мире – 44,1 процента от общего числа исследователей моложе 40 лет. Наука – это все-таки, наверно, больше призвание. Есть студенты, которые с первых курсов под руководством сильных научных руководителей грызут гранит знаний основательно, понимая, что хотят остаться в университетской среде. Они проводят собственные исследования, регулярно участвуют в конкурсах, докладывают свои результаты исследований на разного уровня конференциях, становятся победителями и призерами. Такие студенты для нас – находка. Это как алмаз, который попал в руки хорошего ювелира. Из них получаются действительно хорошие исследователи, которые своим трудом, желанием и старанием двигают науку вперед. Мы очень рады всем мерам поддержки со стороны Главы Республики Башкортостан Радия Хабирова, который, понимая необходимость омоложения научного сообщества, оказывает всестороннюю поддержку молодым исследователям. Например, многие молодые ученые в нашем вузе решили свои квартирные вопросы, а ведь когда есть где жить и работается легче.
Что касается меня, в Башкирском ГАУ я с 1999 года. Пришла в науку по стопам своих родителей. После школы поступила в этот университет, окончила его с отличием, осталась здесь соискателем, защитила кандидатскую. Была ассистентом, старшим преподавателем, доцентом, параллельно была старшим куратором сначала на факультете, потом в университете, курировала учебно-воспитательную работу. Мои родители, Рамзия Тимергалеевна и Альфир Габдуллович Маннаповы, тоже в свое время закончили наш аграрный, далее долгие годы работали здесь, заведовали кафедрами, защитили диссертации, стали докторами биологических наук, профессорами. Сейчас они уже 18 лет живут и работают в Москве, преподают в сельскохозяйственной академии им.К.А.Тимирязева. Отец заведует кафедой аквакультуры и пчеловодства, мама – профессор кафедры микробиологии и иммунологии. Они – люди науки, пример во всем для меня и для своих многочисленных учеников.

– Куда идут работать в основном выпускники сельхозуниверситета?
– Наши выпускники работают в разных отраслях – агропромышленный комплекс, нефтяная и газовая отрасль, пищевая промышленность, строительство и т.д. Независимо от того, в какой сектор идут, они полностью подготовлены, и с годами, проявляя свои знания и компетенции, прилагая свое трудолюбие, становятся руководителями структурных подразделений, а порой и крупных предприятий, возглавляют министерства и ведомства.
Основная часть наших студентов – сельские дети, и мы в свою очередь стараемся до них донести все инновации, чтобы они шли в ногу со временем и развивались во всех направлениях. В рамках программы «Приоритет-2030» нашим вузом сейчас утверждается концепция новой модели образовательного стандарта АгроБиоТех-образование, которая будет реализовываться со следующего учебного года в консорциуме с вузами Приволжского федерального округа. Это большое переформатирование общеобразовательного процесса в аграрном секторе. Будет много внимания уделено предпринимательству, стартапам, цифровизации, взаимодействию с работодателями и нашими индустриальными партнерами.
Лозунг Башкирского ГАУ: «Нам доверено заботиться о Земле». Для нас важно, чтобы наши студенты были мотивированы, а закончив обучение, своим трудом поднимали село. А те знания и компетенции, которые они здесь получают, им точно пригодятся.

РАСКРЫВАЯ ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ
РАСКРЫВАЯ ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ
РАСКРЫВАЯ ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ
РАСКРЫВАЯ ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ
РАСКРЫВАЯ ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ
Автор:Миляуша МУХАМЕТЬЯНОВА, «Ватандаш»
Читайте нас: