Все новости
Наука
9 Августа , 13:57
НАУКА

БАШКИРСКОЕ ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ СВО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

С началом специальной военной операции современное башкирское общество вошло в новое состояние. По мере раскручивания механизма военной кампании и вовлечения в нее широких слоев населения фактор СВО стал серьезно влиять на различные стороны жизни социума, включая политику региональных властей. Заметно изменил он и установки внешних и внутренних акторов в отношении титульного народа Республики Башкортостан. В результате башкирское общество вновь оказалось под натиском различных сил, которые, спекулируя на его внутренних противоречиях, пытаются манипулировать им, исходя из узкоидеологических, а порой и откровенно деструктивных целей.

Титульный лист статьи
Титульный лист статьи

Социально-демографические параметры

В условиях СВО действующий политический режим на Украине совместно с коллективным Западом различными методами пытается разжечь этносепаратистские настроения в национальных рес­публиках Российской Федерации с целью дестабилизации ситуации в стране и разрушения российской государственности. По данным Ситуационного центра Федерального агентства по делам национальностей, Башкирия занимает одно из первых мест по количеству информационных атак среди субъектов страны.
По результатам Всероссийской переписи населения 2021 года, в России проживает 1571879 башкир (четвертое место по численности после русских, татар и чеченцев). Итоги прошедшей переписи показали также увеличение доли башкирского этноса в Башкортостане. В 2010 году в РБ проживало 74 процента башкир Российской Федерации, в 2021-м – 79.
Этническая картина Республики Башкортостан выглядит следующим образом: русские составляют 37,5 процентов от общего количества населения; башкиры – 31,5 (по переписи 2010 года – 29,5); татары – 24,2; марийцы – 2,1; чуваши – два процента и др. Однако башкиры, находясь на втором месте по численности в регионе, являются наименее урбанизированными, занимая позицию после русских и татар республики [1, с.107]. Тем не менее, эти процессы продолжают набирать обороты, а само общество медленно, но неуклонно теряет аграрные черты.
Так, по итогам переписи 2021 года, только в городе Уфе доля башкир выросла до 20,4 процентов (в 2010 году – 17,1). Еще сильнее эта динамика прослеживается в районах вокруг столицы Башкортостана, куда стягивают людей миграционные потоки «большого города». Что вполне объяснимо, поскольку финансовые возможности сельских жителей во многом ограничены. Для сравнения, в 2002-м в Уфимском ра­йоне доля башкир составляла 13,1 процентов, к 2021 году этот показатель вырос уже до 22,9. В сельских районах республики, где проживает значительное количество башкир, в настоящее время наблюдается тенденция снижения общего количества населения.
Однако начавшийся кризис аграрного традиционализма ведет к целому комплексу социокультурных противоречий, главным из которых является определенная политизация общества, поскольку этническая энтропия зачастую сопровождается выходом социальной энергии, снижением роли привычных и традиционных форм жизнедеятельности. Несмотря на это, процесс распада башкирского «сельского мира» носит необратимый характер, подготовлен исторической логикой внутреннего развития самого социума. Таким образом, процесс трансформации башкирского общества, его структурного усложнения и как следствие – неустойчивого социокультурного состояния, протекает сегодня на фоне глобальных мировых изменений в условиях геополитического давления на евразийскую цивилизацию.


Векторы политики региональных властей

Еще задолго до начала военной спецоперации на Украине руководство Республики Башкортостан инициировало различные культурно-идеологические проекты по усилению работы в области патриотизма с опорой на успешный опыт советской национальной политики. В отличие от перекосов, допущенных в период «парада суверенитетов», в мемориальной политике региона акцентировали внимание на легитимацию выдающихся личностей, внесших большой вклад в укрепление российской государственности. Тех, чья биография является примером беззаветного служения интересам Родины в контексте общефедеральной, а не узколокальной истории. Так, в рамках этого направления в республике провели кампанию по увековечиванию памяти выдающегося дипломата, посла Советского Союза в Саудовской Аравии, уроженца Башкирии Карима Хакимова.
Затем состоялось «подключение» к пластам коллективной памяти, связанной с Великой Оте­чественной войной, центральной символической фигурой которого стала героизация имени легендарного командира 112-й Башкавдивизии, Героя России генерала Минигали Шаймуратова. В 2020 году в школах республики появились «шаймуратовские классы». С началом спецоперации работа в этой сфере лишь набрала обороты. 9 мая 2022 года в Уфе заложили памятную гильзу в основание будущего памятника. 8 июня при участии Главы РБ Радия Хабирова в Луганской Народной Республике установлен бюст Шаймуратову. Башдрамтеатр поставил спектакль «Потомки Салавата не отступят!», посвященный бойцам 112-й Башкирской кавалерийской дивизии. Государственный академический ансамбль народного танца имени Ф.Гаскарова под руководством Н.Байзигитова в 2024 году первым в России показал на сцене танец о героях СВО «Во имя жизни». И, наконец, большим событием для жителей региона, ее культурной и национальной общественности стало открытие 11 октября 2022 года в Уфе памятника Минигали Шаймуратову. Впоследствии в республике учредили орден и медаль его имени.
Также в регионе сформировали два батальона добровольцев для участия в спецоперации – имени генерала М.Шаймуратова и Героя России Александра Доставалова, который в марте 2000 года героически погиб в бою под Улус-Кертом, сражаясь против боевиков Хаттаба во время второй чеченской кампании. Это решение глубоко продуманное, поскольку в массовом сознании фигура башкира Минигали Шаймуратова дополняется теперь еще и именем Александра Доставалова – уроженца Уфы, русского по национальности. Позже сформировали батальон имени героя Великой Отечественной войны Даяна Мурзина – татарина по национальности, в 2022 году ему установили памятник в Уфе.
В 2020 году в республике появилось региональное отделение Российского исторического общества. Одна из его главных задач – оказание научно-методической помощи со стороны профессионального исторического сообщества региона органам исполнительной власти в ходе реализации проектов в сфере патриотического воспитания. С началом СВО в регионе заметно активизировалась работа и отделения Российского военно-исторического общества в Республике Башкортостан.
Начиная с 2022 года, власти республики приняли целый комплекс мер по социальной поддержке участников СВО и членов их семей. Весной 2023-го в Уфе открылся филиал федерального фонда помощи военным «Защитники Отечества». Республика стала одним из первых субъектов РФ, организовавших на постоянной основе доставку гуманитарной помощи военнослужащим из Башкортостана в зону боевых действий. Сам Радий Хабиров первым из глав регионов посетил Донбасс с началом СВО. В последующем там побывали и все главы муниципалитетов республики для поддержки своих земляков. И это лишь небольшой перечень действий регионального руководства в данном направлении. Следует признать, что в целом они вызвали хорошую ответную реакцию со стороны населения, поскольку, к примеру, нарратив и потенциал, связанный с Великой Отечественной войной, огромен. И в положительно-эмоциональном ключе он отражен в коллективной памяти народа.
Таким образом, реализуемая еще с 2018 года стратегия регионального руководства в области мемориальной политики и гражданского патриотизма, а затем и мер поддержки в рамках проведения СВО оказалась достаточно эффективной в свете геополитических вызовов, с которыми столкнулась страна.


Позиция духовенства, населения и башкирской интеллигенции

Начало специальной военной операции оказало влияние и на состояние межконфессиональных отношений в Республике Башкортостан. Традиционные религиозные организации одними из первых в регионе выступили в поддержку политического курса руководства страны. В феврале 2022 года президиум Центрального духовного управления мусульман России заявил о верности решения проведения СВО на Украине. Аналогичную позицию озвучило и Духовное управление мусульман РБ. Башкортостанская митрополия Русской православной церкви также на регулярной основе оказывает гуманитарную помощь российским военнослужащим, беженцам и жителям ДНР и ЛНР. Кроме того, для поддержки военнослужащих в зону специальной военной операции из республики отправились гражданские священнослужители – представитель ДУМ РБ Хамза хазрат (Хафизов) и протоиерей Уфимской епархии отец Виктор.
В то же время позиция официального духовенства вызвала в Башкортостане противодействие и активизацию деятельности со стороны радикальных религиозных течений. Представители националистических сообществ и неформальных религиозных групп подвергли резкой критике деятельность духовных лидеров, возглавляющих ЦДУМ России и ДУМ РБ. В адрес муфтия РБ А.Биргалина и Верховного муфтия России Т.Таджуддина появились обвинения в некомпетентности и «слепом» подчинении органам власти. Периодически в социальных сетях наблюдаются попытки дискредитировать деятельность Хамзы хазрата сторонниками неформальных исламских течений. Речь идет, прежде всего, о приверженцах идей салафизма.
В отличие от них СВО публично поддержали представители неосуфийского тариката Накшбандия (хакканиты). К примеру, в этом году 12 июня, в День России, в Миякинском районе они провели ежегодное собрание мусульман «Святая земля сахабов – лучезарный Нарыстау». Как отметили организаторы, «…мероприятие посвящено воинам, которые с честью выполняют свой долг в ходе специальной военной операции, с оружием в руках защищают интересы нашей Родины, спасают жизни мирных людей» [2].
Отношение широких слоев башкирского населения республики к специальной военной операции, как и в целом в российском обществе, на первом этапе носило настороженный характер. Но постепенно оно сменилось положительными или нейтральными оценками. И дело не только в воздействии государственной идеологии, хотя она также повлияла на массовое сознание. По мере вовлечения в СВО титульного населения из числа мобилизованных и добровольцев, роста количества погибших, тема войны для многих семей на низовом уровне стала не просто абстрактным процессом, наблюдаемым с экранов телевизоров, а глубоко переживаемой личной историей. Сыграла определенную роль и актуализация архетипов, лежащих в глубинах коллективной памяти, поскольку башкиры исторически являются народом с богатой военной историей, с соответствующей традицией и воинственным менталитетом.
Однако преувеличивать давление архетипов на общественное сознание в этом вопросе является ошибочным. Отношение башкирского населения, в том числе сельского, к спецоперации во многом носит рациональный характер. Так, для определенного количества ушедших на СВО, включая работавших до этого вахтовым методом, кампания стала одним из способов получения высокого заработка, особенно на фоне солидного соцпакета и льгот для семей военнослужащих, принятых на федеральном и региональном уровнях. Кроме того, как показывает анализ, башкирский сельский мир довольно слабо реагирует на пропаганду региональных общественных деятелей, но при этом проявляет заметную активность, когда речь идет о сборе и отправке муниципальных гумконвоев, похоронах земляков, проводах военнослужащих и т.д. К примеру, башкирские женщины, плетущие маскировочные сети, делают это отнюдь не под воздействием гос­идеологии, а с целью скорейшего возвращения ушедших на СВО родственников, мужей и сыновей. Это именно социокультурные механизмы самосохранения и выживания, выработанные веками локальным аграрным миром. Главным образом по этой причине поддержка СВО в целом населением Республики Башкортостан, несмотря на количество погибших и определенную рутинизацию восприятия кампании, носит стабильный и умеренный характер. Согласно результатам опроса Центра гуманитарных исследований Минкультуры РБ, поддержка населением Башкортостана проводимой спецоперации в марте 2022 года составила 59,9 процента, в феврале в 2023-го– 53,6, в 2024 – 54 процента.
Отношение к специальной военной операции среди башкирской интеллигенции первоначально также носило во многом неоднозначный характер. Дискурс СВО задавался в основном Главой РБ Радием Хабировым, который с первых дней занял активную позицию по этому вопросу, безоговорочно поддержав политику Президента РФ Владимира Путина. Но по мере того, как работа государственных институтов в стране и в республике в короткие сроки перестроилась под текущие задачи военной кампании, значительная часть национальной и культурной интеллигенции активно включилась в процесс идеологического сопровождения СВО. Другая часть заняла нейтральную или сдержанную позицию. Наименьшую долю составили противники спецоперации, но в публичном пространстве их голоса сместились в телеграм-каналы и в запрещенные на территории РФ соцсети Facebook, Instagram (продукты компании Meta, признанной в России экстремистской организацией), слабо влияя на массовые установки населения республики.
В зоне СВО в рамках своей профессиональной деятельности побывали известные башкирские исполнители – Элвин Грей, группа «Дервиш-хан», Расуль Карабулатов, Ильшат Абдуллин (группа «Бурелар») и другие. Развернули широкую деятельность по сбору гуманитарной помощи военнослужащим общественные организации – Всемирный курултай башкир, Общество башкирских женщин и другие.
Активную позицию заняли и многие журналисты, отправившись в командировки в зону СВО. По результатам командировок опубликованы статьи, очерки, зарисовки, на телеканале БСТ вышла серия спецрепортажей Азата Садреева «Небо Донбасса», «Своих не бросаем!», «Дорога жизни». В качестве военкора на СВО поработал и корреспондент БСТ, блогер Ильяс Батыргареев.
Также в зоне проведения СВО побывали и многие писатели. По итогам поездок появились произведения патриотической направленности, состоялся цикл литературно-патриотических акций «В сердце Отчизна моя!», «Своих не бросаем» и др. Вышла книга «СВОими глазами» – сборник очерков, эссе и репортажей о специальной военной операции. В публикациях журналистов Мунира Кунафина, Сергея Кудряшова, Натальи Кузнецовой, Евгения Костицына, Эмиля Мусина повествуется о подвигах бойцов и офицеров из Башкортостана, патриотических мотивах заключения военнослужащими контрактов с Минобороны, работе медиков, участников гумконвоев, военных священников. Общественную активность писательского и журналистского сообщества Башкортостана через систему государственных наград и различных грантов поддержали республиканские власти, что укладывается в логику утилитарных задач этатизма. Отметим также, что аналогичные практики использовались советским государством в годы Великой Отечественной войны, когда башкирские писатели регулярно выезжали на линию фронта для встречи с бойцами. В целом, проведение СВО определенным образом способствовало повышению общественного статуса писателя и журналиста в Башкортостане.
В качестве добровольцев на СВО оправились директор Национальной библиотеки, историк Марат Зулькарнаев, директор «Баш­энциклопедии», социолог Ильгиз Султанмуратов, корреспондент телеканала БСТ Рафик Ахметшин, журналист оппозиционного властям сайта «Пруфы» Рамиль Рахматов и другие.
В ноябре 2022 года, в момент напряженной общественной ситуации в регионе, с группой единомышленников на СВО добровольцем ушел первый вице-премьер Правительства РБ Азат Бадранов. Свое решение он объяснил так: «Когда объявили частичную мобилизацию, идеология перестала работать на словах, нужны реальные действия и примеры». Однако в системе власти он курировал стратегически важные и ключевые для национального региона направления внутренней политики. В частности, осуществлял взаимодействие с интеллигенцией и представителями башкирской общественности, молодежи, на федеральном уровне – с руководством ФАДН, членами экспертного сообщества. Бадранов инициировал многие проекты, связанные с укреплением общероссийской идентичности, гражданского патриотизма, реализацией в регионе Стратегии государственной национальной политики РФ.
Являясь руководителем созданной по инициативе Главы РБ Радия Хабирова Межведомственной комиссии по деятельности недропользователей, Азат Бадранов решал сложные вопросы, связанные с конфликтами населения с добывающими компаниями, купированием протестных ситуаций. Он курировал работу многих официальных национальных и общественных организаций республики в контексте задач СВО. Фактически многие механизмы идеологии региональной власти, особенно связанные с «башкирским фактором», оказались в сфере его политической деятельности.
Как и следовало ожидать, с уходом Азата Бадранова на СВО работа власти по этим направлениям постепенно ослабла или практически прекратилась, что стало в том числе одной из причин трагических событий, произошедших 15 и 17 января 2024 года в Баймаке.


Баймакские события в контексте СВО

22 мая 2020 года Верховный суд РБ вынес решение о признании незарегистрированной общественной организации «Башкорт» экстремистской и запрете ее деятельности. Это было первым сигналом для членов башкирской националистической организации, которые на регулярной основе участвовали в протестных сходах титульного населения региона по различным конфликтным ситуациям. Однако они не сделали из этой истории соответствующих выводов и продолжили свою политическую деятельность.
С началом СВО активность БОО «Башкорт» стала уже рассматриваться с точки зрения государства как прямая угроза конституционному строю, а действия любых внесистемных акторов трактоваться как потенциальная основа для общественно-политической дестабилизации в стране, с которой необходимо жестко бороться. Логика государства, ведущего военную кампанию, в данном случае вполне понятна и объяснима.
Однако лидеры БОО «Башкорт», видимо, не до конца осознали всю серьезность вышеуказанных факторов. Так, во время частичной мобилизации 24 сентября 2022 года экс-председатель организации Фаиль Алсынов [3] обратился к титульному населению республики со следующим призывом на башкирском языке: «Самых умных и сильных башкирских ребят бросают в огонь. Это для башкир самый настоящий геноцид. Война против Украины не наша война». Он также обратился к родителям, призывая их «не посылать своих детей на бессмысленную войну». В этой связи Кировским районным судом г.Уфы Фаиль Алсынов был признан виновным в совершении административного правонарушения, в качестве наказания ему был назначен штраф в размере десяти тысяч рублей.
Второй раз Алсынова привлекли уже к уголовной ответственности за свои высказывания 23 апреля 2023 года на сходе в с.Ишмурзино Баймакского района. В частности, он заявил на башкирском языке: «Скоро нас не останется. Наши земли, народ уничтожали веками», «Это наша земля, мы отсюда не уедем. Армяне уедут в свою страну, русские уедут в Рязань, татары уедут в Татарстан, черный народ уедет к себе, мы не можем уехать, наш дом здесь».
После чего Глава РБ Радий Хабиров направил обращение к прокурору республики с просьбой дать правовую оценку высказываниям Фаиля Алсынова. В конечном итоге на него было заведено уголовное дело за разжигание межнациональной розни. Таким образом, правоохранительная система несколько раз давала понять лидерам запрещенной, но по факту функционирующей организации, что их деятельность носит общественно опасный характер. Проблема, однако, была в том, что сами участники схода в с.Ишмурзино, включая части жителей башкирского Зауралья, в силу ряда причин, воспринимали Алсынова как реального «защитника народных интересов».
17 января 2024 года Баймакский районный суд признал Фаиля Алсынова виновным по статье ч.1 ст.282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Его приговорили к четырем годам лишения свободы в колонии общего режима. На оглашение приговора прибыло порядка четырех тысяч человек, которые встретили решение суда с возмущением. Собравшихся попросили разойтись, но они начали теснить заслон из сотрудников полиции со щитами и бросать в них комьями снега, не понимая всю тяжесть возможных последствий. Сработал «эффект толпы». В ответ на это правоохранители применили дубинки и слезоточивый газ.
В итоге после событий в Баймаке Следственный комитет РФ возбудил уголовные дела по двум статьям: организация и участие в массовых беспорядках (ч.1 и 2 ст.212 УК РФ), а также применение насилия в отношении представителя власти (ч.1 ст.318 УК РФ). Начались задержания участников протеста. По данным различных СМИ, количество фигурантов «баймакского дела» составило более 80 человек.
События в Баймаке вызвали большой резонанс в башкирском обществе, в качестве мощного инфоповода они использовались украинской пропагандой против политики руководства РФ. Можно выделить основные причины, которые привели к такому развитию ситуации.


Деятельность зарубежных акторов

Огромную негативную роль в баймакских событиях сыграла деятельность внесистемных акторов за рубежом. Так, осенью 2021 года один из лидеров признанной экстремистской организацией БОО «Башкорт» Руслан Габбасов [3] эмигрировал в Литву. После чего его идеологическая риторика стала носить открыто антироссийский характер. С началом СВО деятельность Габбасова обрела уже черты целенаправленной работы на неонацистский режим Украины и западные спецслужбы. В частности, в короткие сроки он создал ряд полуфейковых организаций (Комитет Башкирского национального движения за рубежом, Башнацполит), после чего от имени башкирского народа стал участвовать в различных зарубежных форумах, обвиняя руководство России в геноциде нерусских этносов, ратуя за скорейшее поражение РФ в войне с Украиной и т.д. Не стесняясь в выражениях, участников СВО из числа башкир Габбасов называет «ватниками», «жертвами путинской пропаганды», цинично радуясь смерти бойцов башкирских батальонов. Ради победы Украины требует выделить «ей дальнобойные ракеты, чтобы наносить удары по территории России» и т.д.
Аналогичную риторику сегодня за рубежом озвучивают сторонница ЛГБТ-сообщества А.Лион, член секты «Нурджулар» Р.Сулейман (Канада), неформальный салафитский лидер И.Хайбуллин и др. Фактически в качестве украинского военкора ведет свою пропаганду и бывший председатель Общественной палаты РБ Ростислав Мурзагулов [3].
Именно активная антироссийская деятельность экс-лидера БОО «Башкорт» Р.Габбасова и идеологически близких к данной организации сил способствовала усилению внимания со стороны правоохранительных органов к оставшимся в регионе членам организации, и в первую очередь к Ф.Алсынову. С точки зрения государства, если до начала СВО деструктивная деятельность БОО «Башкорт» не была столь явной угрозой, то после пропаганды зарубежных акторов она приобрела для него очевидный и безусловный характер. Поэтому все, кто принимал участие в событиях в Баймаке, автоматически квалифицировались системой как сторонники проукраинских сил, управляемые из-за рубежа, что во многом не соответствовало действительности.
Показательно, что во время баймакских событий многие пользователи из башкирского сегмента соцсетей, несмотря на жесткий прессинг со стороны правоохранительных органов, открыто называли Р.Габбасова «провокатором». Его активные нападки на башкирских писателей, редакторов журналов также дали прямо противоположный результат – в ответ на это они, имеющие значительную аудиторию среди коренного населения, только усилили поддержку СВО и политику властей в данной сфере.


О чем говорят социокультурные характеристики?

Важным фактором мобилизации населения в Баймаке стали социокультурные характеристики башкирского общества. Более 55 процентов представителей которого сегодня являются сельскими жителями, проживающими в депрессивных в социально-экономическом плане районах башкирского Зауралья. Эта социальная группа руководствуется в повседневной жизни в значительной степени ценностями, а не рациональными установками, характерными для городского населения. Немаловажно также, что территория республики, ее природа отражены в культуре, истории и фольклоре башкирского народа, и имеют для него сакральное значение. Соответственно, носители башкирского аграрного традиционализма легко попали под влияние националистических и религиозных акторов, которые действительно были в числе организаторов протестной акции.
Кроме того, Фаиль Алсынов является уроженцем этих мест. И в глазах местного населения он был человеком, которого собираются осудить за его участие в сходе в селе Ишмурзино, где он выступил за их права, в защиту родной земли. По этой причине представители локального мира массово вышли против вынесения ему обвинительного приговора, проявив коллективную солидарность. Сыграла свою роль и накопившаяся негативная энергия, порожденная проведением СВО, чередой похорон, недовольством общей социально-экономической ситуацией в Зауралье. Накануне событий в Баймаке эксперты предупреждали, что вышеуказанные факторы могут стать мощным триггером массовой мобилизации протестно настроенных граждан, но, к сожалению, эти прогнозы не были восприняты системой должным образом.
Объективные социальные процессы, связанные с идущей урбанизацией башкирского общества, способствовали ослаблению и размыванию прослойки интеллигенции в сельских районах республики. Однако освободившуюся нишу постепенно заняли новые общественники, которых можно отнести к «народным популистам». В основном это люди, ведущие полумаргинальный образ жизни, не имеющие четкого социального статуса и профессии, но при этом выступающие от имени населения, а точнее, публично озвучивающие в соцсетях и на сходах граждан настроения и мысли массового сознания.
Показательно, что накануне баймакских событий многие из них, агитируя граждан на протестные действия, сами, тем не менее, под различными предлогами не явились к зданию суда 17 января. Сегодня они также ведут активную публичную пропаганду, спекулируя на чувствах широких слоев башкирского населения, в то время как привлеченные к уголовному делу, а это преимущественно простые сельские жители, находятся в СИЗО в ожидании решения суда.


Сработал фактор Куштау

Серьезным фактором для мобилизации протестующих стала и память о резонансных событиях 2020 года в защиту шихана Куштау. Однако в отличие от более широкого социального состава участников движения, которое приобрело в итоге республиканский масштаб, тема защиты Алсынова имела сугубо «башкирский формат». Как показали проведенные исследования, эти события обсуждались в негативном для властей ключе в основном в районах башкирского Зауралья. В большинстве северо-западных и западных муниципалитетов распространение новости о процессе над Фаилем Алсыновым шло в рамках повестки выступлений Главы РБ Р.Хабирова и перебоях в работе мессенджера «WhatsApp».
Более того, в отличие от кейса Куштау, система квалифицировала сбор протестующих возле административного здания баймакского суда уже как прямую атаку на государственные институты, что в условиях проведения Россией СВО приобрело совершенно другие акценты. Немаловажно также, что силовики действовали в контексте профилактических мер в отношении внесистемных акторов накануне выборов Президента РФ, которые должны были пройти в марте 2024 года и руководствовались прямыми установками федерального центра.
Если в истории с защитой Куштау протестующие одержали победу, то в случае с Баймаком это обернулось для участников событий поражением, повлекшим к тому же уголовные последствия. Соответственно, резонанс для башкирского общества был более тяжелым, чем в ситуации с шиханами.


Информационный фактор

Во многом провальной оказалась и информационная политика властей. Региональная политсистема не сумела организовать правильное освещение событий в Баймаке, провести необходимую разъяснительную работу для ограждения населения от влияния внешних и внутренних манипуляторов. Ряд местных экспертов накануне баймакских событий предупреждали граждан, что в условиях СВО система будет жестко реагировать на любые попытки оказать на нее протестное давление. Но, к сожалению, эти голоса потонули в широком хоре набравших силу на фоне сложного времени «популистов из народа».
Кроме того, со стороны респуб­ликанской администрации не была налажена координирующая работа с официальными организациями и лидерами общественного мнения. Провластные акторы не получили необходимых сигналов для формирования контрповестки. В этих условиях инициативу в медиапространстве полностью перехватили негосударственные СМИ. К примеру, оппозиционный ресурс «Пруфы» стал активно внедрять в массовое сознание ангажированный мем об Алсынове как о добропорядочном семьянине, отце четырех детей, защитнике башкирского языка, природы, которого незаконно преследуют республиканские власти. В результате весь негатив коренного населения был канализирован на Главу региона.
Таким образом, события в Баймаке в значительной мере стали следствием целой череды трагических совпадений и причин различного характера. В результате более 80 участников протеста, многие из которых являются представителями «башкирского глубинного народа», многодетными отцами, оказались фигурантами уголовных дел по тяжелым статьям. Причем в этой ситуации оказались проигравшими все стороны конфликта – и титульное население, и региональные власти, и федеральный центр. Поскольку существует потенциальная опасность постепенного перехода основной массы представителей башкирского народа на позиции уже не мнимого, а реального этносепаратизма, чего категорически нельзя допускать, особенно в условиях военной кампании. Остается только надеяться, что в итоге судебная система объективно разберется со всеми обстоятельствами «баймакского дела», учитывая значительный вклад республики в СВО.
После произошедшего в Баймаке региональные власти сделали определенные выводы, а также реализовали ряд управленческих инициатив. Глава РБ Радий Хабиров принял во многом экстраординарное решение по возвращению из зоны СВО Азата Бадранова в респуб­лику. В апреле 2024 года он занял пост первого заместителя руководителя Администрации Главы РБ по внутренней политике. В его функционал вошли задачи по идеологическому сопровождению национальной и информационной политики региона, выстраиванию коммуникаций с башкирским обществом, реализации актуальных проектов этнокультурного и языкового развития. Он также вновь возглавил работу Межведомственной комиссии по деятельности недропользователей.
Между тем история с Азатом Бадрановым выявила серьезную проблему для республиканской политсистемы. Структурное усложнение регионального сообщества, увеличение внутриполитических вызовов, особенно связанных с «башкирским фактором», СВО, уже сегодня требуют подготовки управленцев, обладающих необходимым кругозором и компетенциями в различных областях национальной политики, способных системно мыслить и принимать комплексные меры по купированию возникающих и потенциальных проблем.


Какие выводы из ситуации?

Специальная военная операция серьезно отразилась на состоянии современного башкирского общества. Несмотря на возникновение дополнительных линий раскола по этому вопросу внутри социума, большая часть титульного населения Башкортостана в целом адаптировалась к новым условиям и приняла новую политическую реальность. Между основными социальными группами и государством возник своего рода негласный общественный договор – лояльность к СВО в обмен на сохранение существующего положения, отсутствие угрозы второй волны мобилизации, реализацию политики патернализма. Устойчивость данного консенсуса пока не смогли поколебать даже такие тяжелые по своим политическим и уголовным последствиям события в Баймаке. И этот ресурс доверия со стороны башкирского населения, безусловно, властям необходимо ценить и прилагать усилия для его сохранения. Тем более, что само общество находится в сложном социокультурном состоянии, в условиях урбанизационного перехода, является объектом регулярного и массированного воздействия различных акторов, не заинтересованных в его стабильном и бесконфликтном развитии.
Вместе с тем, несмотря на негативные тенденции и бурные события, в глубине башкирского общества постепенно набирают обороты трансформационные процессы, направленные на формирование новой постаграрной идентичности. Но они протекают сложно, порождая болезненные конфликты и расколы. Другим отражением слабости городской культуры можно считать политизированность определенной части башкирской интеллигенции, когда под давлением различных идеологий, мифов его представители, достигнув высокого социального статуса, неожиданно ломают свою карьеру, уходят в общественную сферу, часто впоследствии оказываются в заключении или в эмиграции (политик А.Дильмухаметов [3], бывший успешный бизнесмен Р.Саитова [3], политтехнолог, журналист Р.Мурзагулов, экс-ведущий БСТ Т.Вахитов, певец А.Валитов, бывший профессор БГАУ Г.Япаров и др.).
Новая постаграрная башкирская идентичность также имеет свои социокультурные особенности. Подобно идентичности поколения башкир «периода суверенитета», она формируется не за счет горизонтальных связей, характерных для западного гражданского общества, а вокруг вертикали власти и государственных институтов. Это делает ее в значительной степени зависимой от системы власти, с другой – дает мощные ресурсы для реализации культурно-языковых и гуманитарных проектов. В любом случае, рационально мыслящая часть национальной элиты пока не видит реальной альтернативы сложившейся модели.
В этих условиях башкирской интеллигенции необходимо более активно работать над созданием новых интеграционных механизмов, способных собрать различные субкультуры трансформирующегося общества. Усилить просветительскую деятельность по снижению уровня конфликтности внутри социума, в том числе для того, чтобы оградить аграрную часть населения от влияния акторов, способных вновь толкнуть сельских башкир под репрессивный механизм государственной системы.


Литература и примечания

1. Валиахметов Р.М. Динамика и особенности изменений структуры сельского и городского башкирского населения // Традиция и толерантность: проблема понимания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа, 2012.
2. Мусульман Башкирии пригласили на ежегодное собрание // https://prufy.ru/news/culture/151610-musulman_bashkirii_priglasili_na_ezhegodnoe_sobranie/
3. Лица, включенные в список экстремистов и террористов Росфин­мониторинга.
4. Буранчин А.М. Причины возник­новения экопротестов в Республике Башкортостан (на примере движения в защиту шихана Куштау) // https://www.gumilev-center.ru/prichiny-vozniknoveniya-ehkoprotestov-v-respublike-bashkortostan-na-primere-dvizheniya-v-zashhitu-shikhana-kushtau/

Автор:Азамат БУРАНЧИН, кандидат исторических наук
Читайте нас: