Однако экономические, политические и культурные связи между бывшими колониями и метрополиями сохранились. Распространенной практикой стали культурные объединения, такие как Содружество наций, Франкофония. Некоторые бывшие метрополии преуспели в сохранении значительного политического и экономического влияния в бывших колониях, прежде всего на Африканском континенте.
Для России исследования по Африке представляют особую важность. Во-первых, часть африканских стран воздержалась от голосования за санкции против РФ в Генеральной Ассамблее ООН в связи с началом украинского конфликта, что Кремль интерпретировал как проявление поддержки. Во-вторых, Россию и Африку объединяет антиколониальная риторика. Например, в Концепции внешней политики России 2023 г. подчеркивается, что некоторые страны, привыкшие мыслить в рамках неоколониализма, пытаются устранить конкурентов в бывших колониях (аллюзия на западные страны) [1]. Изучив новейшие официальные документы РФ, можно сделать вывод, что поддержанию дружественных отношений с Африкой будет уделяться большое внимание. Например, в Концепции внешней политики 2023 г. Африка стоит на 6 месте, обойдя регион Латинской Америки и Карибского бассейна, а также Европейский регион. Для сравнения, в концепции 2016 г. Африка занимала последнее место [2]. Таким образом, регион важен для России прежде всего в политическом плане. Политическая роль региона для РФ усилилась после обострения отношений с западными странами в 2022 г. Недавний июльский саммит Россия-Африка 2023 г. подтвердил это.
В своем исследовании я остановлюсь на изучении отношений Франции и ее бывших колоний в Западной и Экваториальной Африке (т.н. Франсафрика). К ним относятся: Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того, Габон, Камерун, Республика Конго, ЦАР, Чад (далее – страны региона). В последние годы в этом регионе усилились антифранцузские настроения, вследствие чего наметилась тенденция на ослабление роли Франции в регионе, и усиление влияния РФ, США, КНР, и даже ФРГ. Тем не менее, влияние Франции в регионе остается значительным. Для более глубокого понимания проблемы будет проанализирована история развития отношений Франции с бывшими колониями после обретения ими независимости. В ходе своей исследовательской работы я использовала методы сравнительного, системного и исторического анализа.
Процесс деколонизации в Африке начался в 1950-е годы. Первыми обрели независимость колонии в Северной Африке. Здесь можно отметить военный характер противостояния с Францией. К примеру, война за независимость Алжира (1954–1962), в которой метрополия не сумела противостоять попыткам деколонизации и потерпела поражение.
В Западной и Экваториальной Африке ситуация была иной. Франция смогла договориться с политическими элитами стран региона, которые были не против получения финансовой помощи, политической поддержки при появлении оппозиции, а также возможности личного обогащения взамен на сохранение лояльности бывшей метрополии. В частности, Франция добилась того, что страны этого региона оставались в созданной еще в 1930-х годах зоне франка.
Зона франка – возглавляемый Францией валютный союз, который объединяет ее бывшие колонии, использующие франк КФА. Важно отметить, что участниками данного союза являются не только вышеперечисленные страны (бывшие колонии Франции), но и страны, которые были колониями других держав. Например, Гвинея-Бисау (Португалия), Экваториальная Гвинея (Испания). Именно через систему франка КФА Франция сохраняет экономическое влияние на страны Западной и Экваториальной Африки.
Функционирование зоны франка основано на четырёх принципах:
1) Фиксированный обменный курс. Франк КФА привязан к французской валюте (раньше франк, теперь евро), его курс не меняется в зависимости от экономической ситуации в странах региона или решений национальных банков стран региона, а устанавливается французскими властями [3].
2) Свободная конвертируемость. Свободная взаимная конвертация ]франка КФА и валюты Франции.
3) Свободное движение капитала. Операции в зоне франка, а также между зоной франка и Францией осуществляются без каких-либо ограничений.
4) Централизация валютных резервов. Страны региона должны хранить часть своих валютных резервов во Франции. В начале 1970-х годов часть составляла 65 % валютных резервов, сейчас 50 %.
На основе этого можно выделить следующие преимущества, которые получает Франция через систему франка КФА.
1) Париж имеет возможность менять курс франка КФА в зависимости от того, что будет более выгодно в данный момент для французского экспорта или импорта из стран региона, а также для борьбы с конкурентами на рынке стран региона, например, с производителями США, и с африканскими производителями из самих стран региона, делая их продукцию неконкурентной.
Республика не раз меняла курс франка в соответствии со своими потребностями, не информируя об этом заранее страны региона (в 1994 г. Франция девальвировала франк КФА на 50 %, а затем снова в 1999 г., когда перешла на евро).
2) Свободная конвертируемость и свободное движение капитала на практике выразились в том, что более сильный французский капитал имеет возможность свободно наполнять инвестициями экономики стран региона и свободно выводить их в любой момент времени без оглядки на интересы африканских стран. Благодаря этому французские компании могут «приватизировать» сверхприбыли, полученные в Африке, репатриируя их во Францию. Инвестиционное законодательство иных государств, например, РФ, предусматривает ограничения столь свободного вывода активов иностранными резидентами. Кроме того, это позволяет французским производителям находиться в более выгодном положении, чем конкуренты, на которых распространяются ограничения движения капитала.
3) Следствием этого явилось то, что Франция добилась возможности покупать ресурсы у уже независимых государств на льготных условиях. К примеру, Нигер обеспечивает около 40% поставок урана французской атомной промышленности по заниженным ценам, Буркина-Фасо обеспечивает подавляющую часть импорта золота во Францию [4]. Оба государства являются беднейшими в Африке и мире.
4) Франция распоряжается деньгами стран региона через обязательство централизации валютных резервов. Не истощая собственные валютные резервы, Пятая Республика может оплачивать импорт из стран региона деньгами из резервов этих же государств.
5) Франция в силу своего присутствия в институтах зоны франка де-факто имеет право вето на решения советов директоров центрального банка государств Западной Африки и банка государств Центральной Африки в определении их кредитно-денежной политики. Может продвигать кандидатов на ключевые посты в комитетах согласно своим интересам.
Таким образом, Франция еще сохраняет экономическое влияние на африканские страны. Такое положение дел вызывает негативную реакцию со стороны ряда государств Африки, которые до сих пор не могут освободиться от «колониальной зависимости».
В последнее время в экономическом плане Франция начинает терять свои позиции в регионе.
Во-первых, сами страны Африки пытаются получить экономическую независимость, создать альтернативу франку КФА – расчетную единицу «ЭКО». Это будущая коллективная валюта Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС), в которое среди бывших колоний Франции входят Бенин, Буркина-Фасо, Гвинея-Бисау, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того. Отличие ЭКО от франка КФА в том, что новая валюта будет прикреплена к корзине валют стран-участниц, а значит экономическая ситуация в странах (инфляция, бедность, структура импорта и экспорта) будет учитываться при определении курса. Дата введения расчетной единицы переносилась несколько раз, и сейчас планируется в 2027 г.
Франция отреагировала на данную инициативу. В 2019 г. Эммануэль Макрон предложил реформу франка [5]. Среди изменений предлагались:
1) переименование валюты франка КФА в ЭКО с целью избежать ассоциации с колониальным прошлым;
2) прекращение обязательства централизации резервов (хранения денег во Франции). Резервы будут храниться в центральных банках валютных сообществ;
3) увольнение французских официальных лиц из африканских банков [6].
Эти идеи кажутся радикальными, однако, ни одно предложение еще не было приведено в действие.
Вторым фактором уменьшения влияния Франции является усиление присутствия КНР. Франция перестала быть основным торговым партнером региона, ее место занял Китай. Поднебесная усиливает влияние своего финансового сектора в регионе – сумела переориентировать на себя значительную часть всех долгов африканских стран. Кроме того, КНР осуществляет ряд инфраструктурных проектов, например, строительство железнодорожной сети в Чаде с 2012 г., которое финансируется китайской инженерно-строительной корпорацией, строительство контейнерного терминала в Кот-д'Ивуаре компанией China Harbour Engineering Company (CHEC) и др. [7].
Таким образом, в экономической сфере Франция постепенно начинает терять свои позиции в Африке.
1) Франция уже далеко не основной торговый партнер стран региона.
2) Основным инструментом сохранения экономического влияния в регионе остается франк КФА, который вызывает недовольство у африканских стран, стремящихся его ликвидировать.
Исправить текущее положение дел и сохранить дружественные отношения со странами региона Франция могла бы путем реальной реформы франка КФА. Однако в таком случае Франция потеряет экономическое преимущество, и будет вынуждена конкурировать с США и КНР на равных условиях.
Скорее всего, Франция добровольно не откажется от влияния на регион через франк КФА. Франция уже неоднократно использовала политическое и военное влияние для устранения лидеров стран региона, которые пытались покинуть зону франка. К примеру:
1) Того. В 1958 г. Сильванус Олимпио стал главой правительства. Он выступил против Французского сообщества и против влияния Франции в Того. Олимпио требовал смягчения системы франка и разрабатывал национальную валюту, однако в 1963 г. был убит профранцузскими солдатами, ветеранами войны в Алжире. К власти пришел профранцузский политик Николас Грюницкий. Считается, что Франция сыграла не последнюю роль в убийстве.
2) Буркина-Фасо. Президент Томас Санкара был сторонником антиимпериализма. Был убит своим сподвижником Компаоре в 1987 г. Причина, по словам Компаоре, заключалась в политике отхода от тесных отношений с Францией. Предполагается, что это убийство было финансировано Францией. Жена Томаса Санкара также разделяла это мнение.
Сейчас в политическом плане страны Западной Африки начали пересматривать свои отношения с Францией. В регионе усилились антифранцузские настроения, связанные с недовольством системой франка КФА и военным присутствием бывшей метрополии. Париж уже теряет свое влияние в Мали, Буркина-Фасо, Нигере и Чаде. В то время как всё большее влияние приобретает Россия в этих странах (см. ниже).
В военной сфере Франция наравне с США имеет наибольшее количество военных баз в Африке. Они расположены в Габоне, Сенегале, Кот-д’Ивуаре и Чаде. Французские войска борются с исламскими террористами в Мали, Буркина-Фасо, Чаде, Нигере, где действуют террористические группировки «Аль Каида», «Боко Харам», «ИГИЛ». В рамках борьбы с исламскими террористами проводились операции «Сервал» (2013–2014), «Бархан» (2014–2022). Однако, по мнению перечисленных африканских стран, усилия Франции оказались неэффективными в борьбе с терроризмом, операция «Бархан» провалилась, поскольку цель (уничтожение террористических группировок) не была достигнута. Более подходящим союзником страны посчитали российскую ЧВК «Вагнер», которая уже действует в ЦАР, Мали, Буркина-Фасо.
Из-за неэффективности французских войск, в странах активизировались антифранцузские лозунги о выводе войск. Первым потребовало вывести французские войска из страны правительство Мали в 2022 г. [8].
Далее в январе 2023 г. последовало заявление Министерства обороны Буркина-Фасо с требованием к французским военным покинуть страну [9]. Этому предшествовали протесты против Франции. Процесс вывода контингента был запущен. Власти страны также отметили, что ЧВК «Вагнер» оказывает более эффективную помощь, чем французские военные.
В Чаде также прошли протесты против присутствия французских войск, поводом к чему послужил арест солдатами национальной армии Чада в июне 2023 г. пятерых французских военных, действовавших без разрешения властей Чада на границе с Суданом [10].
26 июля 2023 г. произошел государственный переворот в Нигере. С осуждением переворота выступили западные страны, включая Францию, которая прекратила финансирование Нигера. В ответ новые власти Нигера приостановили экспорт урана во Францию, что может очень сильно ударить по самостоятельности атомной отрасли в стране. 4 августа 2023 г. Нигер, как и Мали, денонсировал военное соглашение с Францией. По заявлениям французских СМИ, новое правительство склоняется к сотрудничеству с ЧВК «Вагнер» [11].
ЭКОВАС выступило против нового правительства Нигера и заявило о вероятном введении коллективных войск в Нигер. Вместе с тем, часть правительств стран-членов ЭКОВАС поддержала новую власть в Нигере. Это были пришедшие к власти в результате переворота правительства Буркина-Фасо, Мали, Гвинеи. Страны объявили, что военное вмешательство в дела Нигера будет равносильно объявлению войны и этим странам.
Можно сделать вывод, что переворот в Нигере находится в русле тенденции политического отстранения Франции от стран региона. Более того, данное событие разделило ЭКОВАС на поддерживающих новое правительство и выступающих против нового правительства, что может препятствовать внедрению коллективной валюты «ЭКО». Такое разделение блока играет на руку Франции, и не дает ЭКОВАС выступать в качестве достаточно субъектного игрока, представляющего регион на международной арене.
Из приведенных событий видно, что Франция в политическом и военном плане начинает терять свои позиции, в некоторых странах региона ее начинают воспринимать негативно. Это мешает Пятой республике выстраивать доверительные отношения со своими бывшими колониями. В военной и политической сферах стоит отметить рост авторитета России в странах Западной Африки как более эффективного партнера в борьбе с терроризмом. Увеличивается количество стран в Африке, которые готовы к сотрудничеству с ЧВК «Вагнер» как для целей борьбы с терроризмом, так и для целей сохранения власти действующих правительств и лидеров.
В культурной сфере французское влияние ощутимее, чем открытое экономическое, военное и политическое влияние. Бывшие колонии являются членами Франкофонии. Французский язык является одним из официальных языков. Более того, избавиться от культурного влияния труднее, чем от военного, политического и экономического. Поэтому именно через культурные объединения Франция имеет возможность улучшить свой имидж в регионе и наладить отношения с африканскими странами.
Подводя итог настоящего исследования, можно сделать следующие выводы:
В Западной и Экваториальной Африке намечается тенденция на дистанцирование с Францией.
В экономическом плане Франция сталкивается с трудностями удержания влияния. Страны и Западной, и Экваториальной Африки стремятся выйти из зоны франка. Кроме того, Францию вытесняет из африканских рынков Китай. Для того, чтобы сохранить экономическое влияние, Франция может провести реформу зоны франка. Франция потерпит убытки, однако может уменьшить антифранцузские настроения в странах.
В политическом плане в некоторых странах Западной Африки усиливаются антифранцузские настроения, что наносит ущерб поддержанию дружественных отношений с африканскими государствами. Эти страны нацелены на сотрудничество с другими игроками, в частности, с Россией.
В военном плане у Франции возникает новый конкурент в лице России (ЧВК «Вагнер»), который начинает пользоваться большой популярностью в странах Западной Африки, где существует проблема терроризма. Однако не нужно недооценивать исторические связи с Францией. В странах остаются военные базы, французские контингенты. Например, из Мали, где наблюдаются антифранцузские настроения, Пятая республика вывела только часть своего воинского контингента, остальная часть остается.
Для Франции культурные объединения могут стать основной площадкой налаживания отношений со странами Африки. В культурном плане у нее больше преимуществ, чем у новых партнеров Африки – Китая, России. Поэтому можно сказать, что французское влияние еще будет проявляться в краткосрочной перспективе.
Во Франции осознают возможность потери влияния на африканском континенте. Властям стоит пересмотреть свою политику в данном регионе и начать рассматривать африканские страны в качестве равноправных партнеров. Иначе ситуация может превратиться в ту, которая описана в письме группы сенаторов Эммануэлю Макрону: «французская Африка» становится «военной российской Африкой, экономически китайской Африкой».
Исянгулова Тансулпан Шамилевна
Студент 3 курса МГУ имени М.В.Ломоносова
Использованная литература
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/frantsiya-i-afrika-ocherednoy-novyy-start/ (дата
обращения: 21.07.2023).